Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена




НазваниеМетодические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена
страница1/8
Дата14.09.2012
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНОБРНАУКИ РОССИИ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(ООП ВПО)



Москва 2010


Составители:

Е.Н.Евсеева, канд. ист. наук, доц.

Е.М.Емышева

И.А.Коссов, канд. юрид. наук, доц.

Е.И. Сафонова, канд.ист. наук

М.С.Стефко, канд. ист. наук

Л.Л.Батова (приложения)

Отв. редактор В.В. Минаев, д-р экон. наук, проф.


Рекомендации подготовлены на основании законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере ВПО, методических рекомендаций Координационного совета УМО и НМС высшей школы по проектированию основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО и на основании Положения об ООП ВПО РГГУ от 26.11.2010.


Рекомендовано Методическим советом РГГУ

протокол № 1 от 25.11.2010


Рекомендовано РИСО

протокол № 2 от 02.12.2010


Материал опубликован в Электронной библиотеке РГГУ


© Российский государственный гуманитарный университет, 2010


Оглавление

Введение

1. Требования к оформлению учебно-методических документов

2. Требования к содержанию документов, входящих в состав УМК

2.1.Рабочая программа дисциплины

    1. Планы семинарских занятий

    2. Планы лабораторных (практических) работ и методические указания по их выполнению

    3. Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

    4. Рабочая тетрадь студента (РТС)

3. Программа практики

4. Программа научно-исследовательской работы

5. Программа итоговой государственной аттестации выпускников

    1. Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ

    2. Программа государственного экзамена

  1. Учебники (учебные пособия)

    1. Общие положения

    2. Общие характеристики учебника (учебного пособия)

    3. Требования к структуре и содержанию учебника (учебного пособия)

  2. Образовательные технологии в учебном процессе

  3. Издание учебно-методических материалов

8.1. Общие положения

8.2. Правила набора текстов учебно-методических материалов при подготовке к изданию


Приложение 1. Образец оформления титульного листа учебно-методического комплекса

Приложение 2. Образец оформления оборота титульного листа учебно-методического комплекса

Приложение 3. Схема библиографического списка (для учебно-методических документов)

Приложение 4. Примеры библиографических списков

Приложение 5. Примеры библиографического описания документов

Приложение 6. Список сокращений наименований учреждений и организаций, применяемых при составлении библиографического описания в области заглавия и сведений об ответственности

Приложение 7. Образец оформления титульного листа рабочей тетради студента

Приложение 8. Примеры структурирования библиографических списков

Введение

Наличие и качество учебно-методических материалов по всем дисциплинам учебного плана основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) во многом определяет качество подготовки выпускников, их конкурентоспособность. Это оказывает серьезное влияние на место вуза в российском образовательном пространстве, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов.

Концепция методического обеспечения основана на сочетании современных требований к реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО и традиций учебно-методической работы университета.

Компетентностный подход предполагает перенос акцента с предметно- дисциплинарной и содержательной стороны при сохранении ее важности, на студента и ожидаемые результаты образования (знания, умения, и способности к их реализации). Это является проявлением существенного усиления студентоцентрированной направленности образования, что отражает мировые тенденции в этой сфере.

В РГГУ в течение ряда лет успешно апробировалась концепция учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций выпускника в рамках учебной дисциплины (модуля).

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на решение следующих основных задач:

  • четкое определение места и роли учебной дисциплины (модуля) в ООП ВПО по направлению в формировании общекультурных и профессиональных компетенций;

  • фиксация и конкретизация на этой основе учебных и профессиональных целей и задач дисциплины (модуля);

  • отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами основной образовательной программы;

  • рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

  • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;

  • планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

  • определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

  • определение оптимальной системы текущего и промежуточного контроля успеваемости.

В соответствии с Положением об ООП ВПО РГГУ для утверждения основных образовательных программ по направлениям обучения необходимо представить в Методический совет УМК дисциплин (модулей), рабочие программы практик и программы НИР.

В состав УМК должны входить учебно-методические документы, обеспечивающие все виды занятий, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

При переходе на модульную систему обучения, соответствующем планировании расписания занятий структура УМК может перестраиваться.

Типовая структура УМК по дисциплине включает: рабочую программу дисциплины; планы семинарских занятий; планы лабораторных (практических занятий) и методические указания по их проведению; методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.


Кроме указанных учебно-методических документов, в состав УМК могут входить рабочая тетрадь студента (РТС), методические рекомендации по подготовке письменных работ, другие методические материалы, обеспечивающие учебный процесс и самостоятельную работу студента, направленные на формирование компетенций. Если предполагается проведение практики по дисциплине, программа практики также может включаться в состав УМК.

В УМК также могут входить методические материалы, необходимость которых определяется преподавателем. Например, конспект-организатор, тексты ситуаций для анализа, сценарии деловых и ролевых игр, ридеры, словари терминов и персоналий и т.п.

В ходе реализации ООП ВПО по дисциплинам учебного плана разрабатываются учебники и учебные пособия.

Отдельно разрабатываются и не включаются в УМК программы учебных и производственных практик междисциплинарного характера, материалы по итоговой аттестации.

1. Требования к оформлению учебно-методических документов

Обязательными элементами оформления учебно-методического документа являются

- титульный лист;

- оборот титульного листа;

- оглавление;

- основное содержание документа.

Для сборника учебно-методических документов (УМК, сборник рабочих программ дисциплин ООП, и т.п.) готовится предисловие с обоснованием структуры.


Титульный лист содержит следующие реквизиты:

  1. Наименование ведомства (МИНОБРНАУКИ РОССИИ);

  2. Указание организационно-правовой формы учебного заведения (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования);

  3. Полное наименование учебного заведения («Российский государственный гуманитарный университет»);

  4. Краткое наименование в скобках (РГГУ)

  5. Полное наименование регионального подразделения РГГУ;

  6. Полное наименование института;

  7. Полное наименование факультета;

  8. Полное наименование кафедры (учебно-научного центра);

  9. Заглавие:

- вид учебно-методического документа (рабочая программа дисциплины (модуля), учебно-методический комплекс, сборник рабочих программ дисциплин, и т. п.);

- название дисциплины (в соответствии с учебным планом);

9. Адресат (направление подготовки; профиль подготовки; квалификация выпускника (степень);

10. Место издания;

11. Год издания.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.

На обороте титульного листа указываются фамилия, имя, отчество автора (автора-составителя, составителя, составителей) и ответственного редактора (при его наличии) с указанием ученых степеней и званий, а также сведения об утверждении (Приложение 2).

Предисловие включает в себя сведения об адресате методических документов, составе комплекса, взаимосвязи его частей, организационно-методических принципах изучения дисциплин.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ УМК


2.1.Рабочая программа дисциплины

2.1.1. Общие требования.

Рабочая программа дисциплины является базовым методическим документом учебно-методического комплекса. Она определяет содержание обучения данной дисциплине, объем компетенций (знаний, умений и владений), которыми будут обладать студенты в результате освоения курса, последовательность изучения материала. Поэтому работу над УМК целесообразно начинать с подготовки рабочей программы дисциплины.

При составлении рабочей программы дисциплины необходимо учитывать предъявляемые к этому виду методических документов основные требования.

1. Рабочая программа должна соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по направлению подготовки в части области, объектов, видов и задач профессиональной деятельности, результатов освоения, общих требований условий реализации ООП, учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса.

2. Рабочая программа дисциплины должна соответствовать учебному плану основной образовательной программы, реализуемой по направлению. Учебный план устанавливает общий объем дисциплины, объем и виды аудиторной и самостоятельной работы студента.

3. Рабочая программа дисциплины должна отражать современный уровень развития науки.

4. Рабочая программа должна оформляться в четком соответствии с установленными в вузе правилами.

Примечание. При работе над рабочей программой следует ознакомиться с примерной программой дисциплины при ее наличии.


2.1.2. Требования к структуре и правила разработки.

Обязательными разделами рабочей программы курса являются:



      • Аннотация рабочей программы;

      • Пояснительная записка;

      • Структура дисциплины (тематический план);

      • Содержание дисциплины;

      • Образовательные технологии;

      • Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины,

      • Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

      • Материально техническое обеспечение дисциплины

В аннотации указывается статус дисциплины, ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей программу, предметная область дисциплины, компетенции выпускника, сформированные в ходе изучения дисциплины, виды и формы контроля, организационные формы изучения дисциплины и ее общая трудоемкость.

Например:

«Дисциплина ___________ является частью _________цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки ___________. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой (кафедрами)_______.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с _________(предметная область).

Дисциплина направлена на формирование (перечислить) компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме ____, промежуточный контроль в форме _________ .

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет ____зачетных единиц, ______часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (кол-во часов) занятия, семинары (кол-во часов), лабораторные занятия (кол-во часов) и т.д., самостоятельная работа студента (кол-во часов).»


В пояснительной записке формулируются цель и задачи курса, а также требования к уровню освоения содержания курса.

При формулировании цели учебного курса необходимо иметь в виду, что каждая дисциплина содействует формированию компетенций выпускника как совокупного ожидаемого результата образования по основной образовательной программе. Поэтому цель курса не может быть определена просто как изучение его предмета или ознакомление с его предметом, т.к. и «изучение» и «ознакомление» проводится в конкретных целях, заданных основной образовательной программой. Например:

Цель курса: подготовить специалиста, обладающего знаниями о конституционной модели государства, конституционных принципах регулирования общественной и государственной жизни и профессиональными компетенциями, необходимыми в правоприменительной деятельности. (дисциплина «Конституционное право России»)

или

Цель курса: подготовить выпускника, умеющего организовать документационное и бездокументное обслуживание руководителя (дисциплина «Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя»).

или

Цель курса: изучить феномен коллекционирования как специфическую форму сохранения культурного и природного наследия в обществе на различных этапах его развития с целью применения полученных знаний в практической музейной работе и научных исследованиях в данной области (дисциплина «История частного коллекционирования»).


Из цели курса вытекают задачи, реализация которых в ходе изучения дисциплины позволяет достигнуть поставленной цели. Например:

Задачи курса:

  • изучить источники конституционного права; конституционно-правовые институты;

  • усвоить универсальное значение Конституции РФ для всей правовой системы России;

  • овладеть необходимой юридической терминологией;

  • сформировать навыки профессионального юридического анализа, толкования и применения источников конституционного права (дисциплина «Конституционное право России»).

или

Задачи курса:

  • изучить историю секретарского дела;

  • рассмотреть функции секретарей различных категорий;

  • изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность секретаря;

  • определить квалификационные требования, предъявляемые к секретарю;

  • обучить навыкам делового общения;

  • сформировать профессиональные навыки работы (дисциплина «Организационно-информационное обеспечение деятельности руководителя»).

или

Задачи курса:

  • изучить основные подходы к изучению коллекционирования в современной российской и зарубежной науке,

  • проследить историю формирования, состав наиболее значимых российских и зарубежных коллекций,

  • научиться определять и прослеживать взаимосвязь коллекционирования с культурным контекстом, философией, этикой и эстетикой различных эпох,

  • научиться самостоятельно анализировать динамику развития отдельных коллекций и коллекционирования в целом,

  • сформировать навыки описания, в т.ч. истории их формирования,

  • развить навыки представления результатов научных исследований в области истории коллекционирования (дисциплина «История частного коллекционирования»).


Далее в пояснительной записке указывается место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Указывается раздел (цикл) основной образовательной программы, к которому относится дисциплина (модуль), определяется ее адресат. Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами, модулями, практиками. Перечисляются требования к знаниям, умениям, владениями обучающихся, необходимым для освоения данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

С задачами дисциплины тесно связаны компетенции обучающегося, формируемые в результате ее освоения. Иными словами, какими знаниями, практическими умениями и владениями, и в какой степени должны в итоге овладеть студенты. Здесь следует раскрыть ожидаемые результаты изучения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника. Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями).

Например: В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать:___________________________(номер/индекс компетенции)

2. Уметь:__________________________(номер/индекс компетенции)

3. Владеть:________________________(номер/индекс компетенции)

Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в основной образовательной программе.

В пояснительной записке к программе отмечаются также особенности программы: новизна, оригинальность авторского подхода к преподаванию курса, повторность составления и внесенные изменения, аспекты освещения и рассмотрения предмета учебной дисциплины, связь с другими курсами, хронологические рамки и др.


Структура дисциплины (тематический план) включает в себя все темы курса и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по темам, видам занятий (лекции, семинары, лабораторные (практические) занятия, консультации, самостоятельная работа и пр.).


Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единиц, ___ часа.





  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМетодические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМетодические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМетодические указания по созданию презентации при защите курсовых работ, выпускных квалификационных работ
Методические указания предназначены для разработки содержимого презентаций и подготовки слайдов, сопровождающих выступления, доклады,...
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМетодические указания по содержанию презентации для защиты курсовых и выпускных квалификационных работ Санкт-Петербург
Методические указания предназначены для разработки содержимого презентаций и подготовки слайдов, сопровождающих выступления, доклады,...
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconРуководство по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ для студентов медико-биологического факультета
С. И. Карась, Г. А. Суханова, А. В. Ратькин, В. С. Чучалин. Руководство по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ...
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconПравила оформления выпускных квалификационных работ студентов Методические указания Санкт-Петербург2011
В санкт-Петербургском государственном политехническом университете выполняются следующие виды выпускных квалификационных работ
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМиигаик методические указания по подготовке выпускных квалификационных работ
Направление 552300 – Геодезия (квалификация – бакалавр, магистр техники и технологии)
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconУчебно-методические указания по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов-бакалавров направления «Конфликтология»
З. В. Силаева, О. В. Маврин Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011. – 37 с
Методические указания по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ Программа государственного экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению, предзащите и защите курсовых и выпускных квалификационных работ на естественно-географическом факультете ргу имени С.
В. А. Усков, заместитель декана естественно-географического факультета по развитию, доцент кафедры физической географии и методики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница