Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика»




Скачать 85.57 Kb.
НазваниеЭлективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика»
Дата30.08.2012
Размер85.57 Kb.
ТипЭлективный курс



Мирзоева А.А.,

учитель биологии

МОУ «СОШ» № 4 г


Мегион






Элективный курс




Предмет: Биология




Тема: « Прикладная генетика»




Контингент учащихся: 10-11 классы


Количество часов – 36


Проект, апробация не завершена.

Содержание



  1. Пояснительная записка.




  1. Содержание программы курса.




  1. Календарно-тематическое планирование.




  1. Основные понятия курса.




  1. Литература.





Пояснительная записка


Актуальность: Во второй половине XX столетия биология вступила в свой «Золотой век». За время, прошедшее от открытия структуры ДНК в 1953 г. до появившейся не так давно возможности расшифровать генетический код человека, на стыке генетики и молекулярной биологии сформировалась новая могущественная отрасль науки – биотехнология.

Биотехнология находит применение в промышленности, медицине, сельском хозяйстве и многих других областях. Ее достижения могут быть направлены на благо людей, но могут принести человечеству и неисчислимые беды. С той же проблемой в первой половине XX века столкнулись физики, когда с открытием строения атома появилась возможность использовать ядерную энергию, как в мирных, так и в разрушительных целях.

Учащиеся – возможные будущие биологи, тоже когда-нибудь будут нести ответственность за решения, принятые в ходе обсуждения новых спорных вопросов, которые непременно будут возникать по мере углубления их познаний в области молекулярной генетики.


Цель:

  1. Профессиональное самоопределение учащихся в сфере биологических специальностей.

  2. Формирование углубленных представлений и новых знаний по биологии.

  3. Формирование представлений учащихся по этике и безопасности генной инженерии.


Задачи:

  1. Стимулировать самостоятельный поиск знаний по биологии и их усвоение.

  2. Организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

  3. Использовать групповые и индивидуальные формы обучения.

  4. Ознакомить с практикой применения основ генетики в сельском хозяйстве, медицине и генной инженерии.


Базовый профиль элективного курса: естественнонаучный. Программа элективного курса носит «надпредметный» характер, обеспечивает повышенный уровень изучения биологии и должна повлиять на выбор учеником сферы будущей профессиональной деятельности.


Форма итоговой отчетности: ученическая конференция по теме «Прикладная генетика».


Критерии оценивания: Получение учеником зачета при условии выполнения 3-х обязательных работ:

1)решение генетических задач;

2)составление генеалогического древа;

3)написание эссе.

Получение дополнительных баллов за использование Интернет – технологий, публичную презентацию своей работы и выступление на конференции.


Степень самостоятельной учебной деятельности ученика: Учащиеся самостоятельно могут выбирать вид отчетных работ из предложенного перечня; осуществлять поиск литературы для подготовки докладов; формулировать тему для выступления на ученической конференции.


Основные знания, умения и навыки:


Характеризовать: - химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки;

- строение и функции гена, генетический код;

- строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов;

- обмен веществ и превращение энергии в клетке, его значение, роль ферментов в нем;

- вирусы как возбудители опасных заболеваний человека и животных;

- бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации;

- оплодотворение и индивидуальное развитие организмов;

- законы наследственности, установленные Менделем, модификационную и мутационную изменчивость, норму реакции, значение генетики для здравоохранения;

- методы селекции, агроэкосистемы, их основные звенья;

- влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу, меры, направленные на ее сохранение;

- методы выведения сортов растений и пород животных, достижения биотехнологии.


Сравнивать: - строение клеток растений и животных;

- способы размножения организмов;

- мутационную и модификационную изменчивость организмов.

Обосновывать: - значение биотехнологии, внедрения малоотходных технологий для сохранения равновесия в биосфере;

- вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами, употребления алкоголя, наркотиков, никотина;


Сформировать компетентности: - пользоваться предметным и именным указателями терминов в научной литературе;

- составлять развернутый план – тезисы текстов, конспектирования, готовить рефераты, писать эссе;

- составлять схемы и таблицы на основе научных текстов;

- поддерживать дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Формы, методы и приемы обучения: - поиск информации по имеющимся источникам (периодическая печать, Интернет, научные публикации);

- ответы на вопросы в процессе дискуссии;

- подготовка выступления и его презентация на ученической конференции;

- презентация родословной.


Мониторинг успешности: - анкетирование учащихся в начале и конце для фиксации динамики интереса к курсу;

- собеседование в процессе обучения и после выполнения обязательных работ;

- оценка качества выполнения генеалогического древа и написания эссе для выявления успехов в изучении данного курса;

- анализ количества учащихся, заинтересовавшихся элективным курсом, и активности участия в ученической конференции.


Содержание программы курса


Генная инженерия бактерий (5 ч.)

Генная инженерия, как самый мощный метод, имеющийся в арсенале прикладной генетики и биотехнологии. Изучая этот метод, познакомиться с изменением генетических конструкций, закодированных в хромосомах растений и животных. Получить теоретические основы для модифицирования других организмов на пользу себе и (в перспективе) лечить наследственные болезни (генная терапия).

    1. Использование бактерий, полученных с помощью методов генной инженерии (4 ч.)

Изучение процесса производства инсулина человека с использованием генной инженерии. Лечение карликовости методом получения гормона роста с помощью бактерий с встроенным в их хромосому человеческим геном. Использование бычьего соматотропина для увеличения продукции молока и массы скота. Удаление нефтяных разливов.

    1. Трансгенные растения (6 ч.)

Введение новых генов в растения. Использование вирусов. Выведение растений, устойчивых к вредителям, инсектицидам, вирусам, гербицидам. Азотфиксация. Использование генетически модифицированных продуктов питания.

    1. Трансгенные животные (3 ч.)

Введение новых генов в организм животных. Микроинъекции в яйцеклетки. Использование стволовых клеток. Использование белковых препаратов медицинского назначения, получаемых из молока.

    1. Этические и социальные проблемы генной инженерии (5 ч.)

Безопасность человека. Безопасность окружающей среды. Животные и этика. Патентование, страхование и клонирование.

    1. Генетика человека (10 ч.)

Сфера генетики человека. Наиболее распространенные наследственные заболевания, их симптомы и причины. Генетические диаграммы с изображением возможных генотипов и фенотипов. Биопсия ворсинок хориона. Имплантация. Генетическое консультирование. Генная терапия половых и соматических клеток.

Заключение (3 ч.)

Ученическая конференция по теме курса «Прикладная генетика».


Календарно-тематическое планирование


п/п

тема

часы

дата



Генная инженерия бактерий (5 часов):

    • Получение копии нужного гена.

    • Встраивание генов в вектор.

    • Введение вектора в хозяйскую клетку.

    • Клонирование ДНК.

    • Отбор бактерий, содержащих нужный ген.


1

1

1

1

1






Использование бактерий, полученных с помощью методов генной инженерии (4 часа):

    • Инсулин человека.

    • Гормон роста человека.

    • Бычий соматотропин.

    • Удаление нефтяных разливов.



1

1

1

1






Трансгенные растения (6 часов):

    • Введение новых генов в растения.

    • Устойчивость к вредителям – инсектициды.

    • Устойчивость к вредителям – вирусы.

    • Культуры, устойчивые к гербицидам.

    • Азотфиксация.

    • ГМ – продукты.


1

1

1

1

1

1






Трансгенные животные (3 часа):

    • Введение новых генов в организм животных.

    • Белковые препараты медицинского назначения, получаемые из молока.

    • Гормон роста.


1

1


1






Этические и социальные проблемы генной инженерии (5 часов):

    • Безопасность человека.

    • Безопасность окружающей среды.

    • Животные и этика.

    • Патентование и страхование.

    • Клонирование.



1

1

1

1

1






Генетика человека (10 часов):

    • Серповидноклеточная анемия.

    • Муковисцидоз.

    • Фенилкетонурия.

    • Хорея Гентингтона.

    • Синдром Дауна.

    • Синдром Клайнфельтера.

    • Синдром Тернера.

    • Генетическое консультирование.

    • Генная терапия.

    • Трансплантационная хирургия.


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1






Ученическая конференция по теме курса «Прикладная генетика».

3







Итого:

36




Литература


  1. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология, Т. 1-3. М. 2002.




  1. Лернер Г.И. Общая биология. М. 1993.




  1. Рувинский А.О. Общая биология. М. 1993.




  1. Запольских О.В. Основы генетики человека. Уфа. 2002.




  1. Мирзоева А.А., Кузнецова Н.А. Сборник генетических задач. Мегион. 2004.





Похожие:

Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconЭлективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика»
«Генетика человека» в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах. В связи с этим был составлен элективный курс...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconРабочая программа по биологии элективный курс генетика человека 9 класс
Программы элективного курса «Генетика человека» Ю. В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconРабочая программа Генетика Код дисциплины по учебному плану опд ф. 6 для студентов специальности 020209. 65 Микробиология г. Иркутск организационно-методический раздел курс «Генетика»
Учитывая то, что курс «Молекулярная биология» изучается только на 4 курсе, необходима серьезная самостоятельная работа студентов...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconРабочая программа дисциплины Генетика клеточного цикла Направление подготовки Биология Профиль подготовки «Генетика»
Ооп по направлению подготовки «Биология», профили «Генетика», «Биология клетки». Дисциплина реализуется на факультете естественных...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconРабочая программа дисциплины Генетика клеточного цикла Направление подготовки Биология Профиль подготовки «Генетика»
Ооп по направлению подготовки «Биология», профили «Генетика», «Биология клетки». Дисциплина реализуется на факультете естественных...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconЭлективный курс Тема
Элективный курс посвящен одному из ключевых вопросов алгебры – тригонометрическим уравнениям
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconЭлективный курс предназначен для учащихся 10 класса
Учитель: Ганеева Г. Д. Предмет: Физика. Элективный курс. 10 класс «Методы решения физических задач». Автор: М. А. Фединяк. Образовательная...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconЭлективный курс по биологии для 10 класса Решение
Е. А. Солодовой, Т. Л. Богдановой «Биология. Школьный курс за 100 часов». Изд. М.: «Вентана-Граф», 2009г
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconЭлективный курс по физике для 9 класса. Тема: «Решение олимпиадных задач по механике»
Данный элективный курс дает учащимся сведения практического характера, выводит их на деятельностный подход, знакомит с проблемами...
Элективный курс Предмет: Биология Тема: «Прикладная генетика» iconПояснительная записка Ориентационный элективный курс «Генетика человека»
Этот курс особенно важен для учеников, выбравших дальнейшее обучение в высших и средних медицинских учреждениях, так как предполагает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница