Учебное пособие для вузов




НазваниеУчебное пособие для вузов
страница1/53
Дата16.02.2013
Размер9.17 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
Учебное

пособие для вузов


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


ОБЩИЙ КУРС

Под ред. С.А. Лебедева


Учебное пособие рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению У МО по классическому университетскому образованию



Москва

Академический Проект 2 0 0 7


УДК 1/14 ББК 87 Ф56


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения. А.Н. Авдулов — доктор филос. н. — раздел V В.Г. Борзенков — доктор филос. н., проф. — раздел VIII Г.В. Бромберг — канд. техн. н. — раздел VI В.В. Ильин— доктор филос. н., проф. — раздел I Ф.В. Лазарев — доктор филос.н., проф. — раздел II Л.В. Лесков — доктор физ.-мат. н., проф. — раздел VII Э.М. Мирский — доктор филос. н. — раздел III Б.Г. Юдин — чл.-корр. РАН, проф. — раздел IV


Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Ф56 Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. — 731 с.— Gaudeamus»).

ISBN 978-5-8291-0860-1 (Академический Проект)

ISBN 978-5-902766-40-7 (Альма Матер)

Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российс­кой Академии Наук. Оно адресовано прежде всего ас­пирантам всех специальностей для подготовки к экза­мену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повы­шения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рекомендуется также студентам, магистрам, препо­давателям, научным работникам, всем, кто интересует­ся проблемами философии науки.

УДК 1/14 ББК 87

© Колл. авторов под ред. Лебедева С.А., 2007

© Академический Проект, оригинал-ISBN 978-5-8291-0860-1 макет, оформление, 2007 ISBN 978-5-902766-40-7 © Альма Матер, 2007

Предисловие


В настоящее время для всех российских аспиран­тов и соискателей степени кандидата наук (независи­мо от конкретной специальности) введено требование сдачи экзамена по новой дисциплине кандидатского минимума, которая назвается «История и философия науки». Уже издана Программа нового кандидатского минимума, утвержденная Министерством образования и науки, а также ряд учебников и учебных пособий по трем основным структурным компонентам этого мини­мума 1) общая философия науки, 2) современные фи­лософские проблемы различных отраслей науки (есте­ствознание, математика, технические науки, социаль­но-гуманитарное знание), 3) история науки в целом и история отдельных научных дисциплин. Содержанием первой компоненты кандидатского минимума являет­ся рассмотрение общих философских вопросов науки как целого: понятие науки (и соответственно, обсужде­ния критериев научности), структура научного знания (его уровней, типов, видов и т. п.), развитие научного знания (характера, движущих сил, направленности и т. п.), функционирование науки как особого социаль­ного института, взаимодействие науки и общества и др. В центре внимания авторов данного учебника были именно эти общие проблемы философии науки.

Второй компонентой содержания нового кандидат­ского минимума является история науки. Ясно, что здесь тоже существуют свои варианты. Прежде всего это общая история науки, дающая представление о ге­незисе и основных исторических этапах развития на­уки как целого. В небольшом объеме такое изложение общей истории науки представлено в первой главе дан­ного учебника. Возможно, что в каких-то вузах история науки может быть ограничена или только общей исто­рией естествознания, либо историей технического, либо историей гуманитарного знания. Знакомство аспиран­тов с историей науки может быть где-то сведено к более подробному изложению профильной для вуза конкрет­ной науки (физики, химии, биологии, истории, педаго­гики, математики, менеджмента и т. д.). Наконец, тре­тьей компонентой содержания нового кандидатского минимума является знание аспирантами философс­ких проблем одной из конкретных наук, близкой им по профилю вуза (философия физики, философия биологии, философия математики, философия психо­логии и т. п.).

Стыковка всех трех компонент в кандидатском минимуме может быть осуществлена самым различным образом (на это нет никаких официальных ограниче­ний) и потенциально содержит в себе огромное содер­жательное разнообразие вариантов. Во многом это будет определяться и профилем вуза, и составом лек­торов, их интересами и знаниями, и, наконец, желани­ями самих слушателей. При всем возможном содержа­тельном разнообразии читаемых аспирантам различ­ных вузов курсов по истории и философии науки мы убеждены в том, что между ними должно существовать некое сходство, некое единство. Таким объединяющим всех их началом и должна стать общая философия науки, изложению основного содержания которой и по­священ настоящий учебник.

При этом мы с самого начала должны отдавать себе ясный отчет в том, что в истории мировой философии никогда не существовало некоей единой, одинаково по­нимаемой всеми философии науки (для философии плю­рализм — абсолютно естественное и необходимое усло­вие ее бытия). Точно так же и в современной философ­ской и научной мысли существует огромное разнообразие концепций истории и философии науки. И это есть след­ствие того, что каждая концепция философии науки (кан­таганская, гегельянская, марксистско-ленинская, позити­вистская, натурфилософская, гуссерлианская, прагмати-стская, радикально-конструктивистская, аналитическая, постмодернистская и т. д.) есть всегда применение объяс­нительного ресурса той или иной общей философской доктрины к пониманию науки и научного познания. Конечно, это не простое механическое наложение об­щих философских схем на материал науки, а всегда некий творческий синтез философского и конкретно-научного знания, осуществляемый конкретным фило­софом иди ученым. Суть от этого не меняется: опреде­ляющим элементом той или иной философии науки всегда является предпочтение, выбор, оказанный ее представителями некоторой общей философии (мате­риализму, идеализму, эмпиризму, трансцендентализму, философии культуры, философии жизни, структурализ­му, аналитической философии, прагматизму, рациональ­ной теологии и телеологии и т. д.). Так что ожидать, что существует, возможна или должна быть какая-то еди­ная, всеми приемлемая «научная философия науки» — есть верный путь загнать себя в тупик иллюзий.

С другой стороны, закономерно возникает вопрос: а можно ли как-то «обойти» плюрализм «философий науки» и разработать общую, инвариантную часть со­держания последней? Мой ответ— утвердительный. Однако сформировать такую максимально консенсуаль-но приемлемую часть философии науки можно только путем соблюдения двух следующих условий: 1) ориен­тация на обсуждение такого списка проблем филосо­фии науки, который постоянно воспроизводится в боль­шинстве «философий науки», независимо от их конк­ретных решений; 2) ориентация на обсуждение таких общих проблем философии науки, которые являются актуальными для понимания не только ее истории, но и ее сегодняшнего состояния и возможного будущего.

Представляется, что введение нового кандидатско­го минимума по истории и философии науки безуслов­но повысит общую философско-методологическую культуру российских ученых. Российскую науку все­гда, как известно, отличала тяга к теоретичности и фундаментальности. Вместе с тем за последние два десятилетия в связи с уходом с политико-идеологичес­кой арены России марксистско-ленинской философии как «всеобщей методологии науки» стремление наших ученых к новым философским берегам еще не получи­ло достаточной определенности. Это — скорее время переосмысления, ожидания и нового философского «созревания». Однако, полагаю, не за горами то дос­тойное российской науки и философии время, когда курсы лекций крупных российских ученых по филосо­фии науки станут частым культурно значимым собы­тием в нашей жизни.

Первое издание данного учебника вышло в 2004 г. За последние годы издательство «Академический Про­ект» опубликовало также серию наших учебных посо­бий: «Философия естественных наук», «Философия социальных и гуманитарных наук», «Философия тех­нических наук, математики и информатики», «Филосо­фия науки: словарь основных терминов». В этих рабо­тах дана конкретизация положений общей философии науки, изложенных в данном учебнике применительно к различным направлениям и областям современного научного знания.

С.А. Лебедев, заслуженный профессор Московского университета
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Похожие:

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов > М.: Взфэи, 1990
История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировой войны). Учебное пособие для вузов
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов
Селянин А. В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов. Зао юстицинформ, 2006 г. (Серия "Образование")
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для вузов
М30 Основы электроники. Учебное пособие для вузов / А. Л. Марченко. — М. Дмк пресс
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и юридических вузов, слушателям системы послевузовского профессионального образований врачей психиатров,
Усов Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. Зао "Юстицинформ", 2006 г
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и юридических вузов, слушателям системы послевузовского профессионального образований врачей психиатров,
Усов Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. Зао "Юстицинформ", 2006 г
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов первого курса неязыковых вузов
Учебное пособие предназначено для студентов первого курса неязыковых вузов. Данное учебное пособие сождержит страноведческий материал,...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для Вузов и гуманитарных школ Москва
История русской риторики: Хрестоматия / Сост. В. И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов неязыковых вузов
Данное учебное пособие предназначено для студентов неязыковых вузов, изучающих биологию, охотоведение, лесоведение, экологию
Учебное пособие для вузов iconПовзнер Л. Д. Теория систем управления: Учебное пособие для вузов
Мирошник И. В. Теория автоматического управления. Линейные системы: Учебное пособие для вузов. Спб.: Питер, 2005. 336 с
Учебное пособие для вузов iconДивицына Н. Ф. Шпаргалка по социальной работе: Учебное пособие для вузов. М.: Тк велби, 2005
Альперович В. Д. Ажогина Е. П. Беликова Н. К. Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница