Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии




НазваниеЧтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии
Дата16.02.2013
Размер39.4 Kb.
ТипЛитература
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы


Каспэ И.М., канд. культурологии

(ИГИТИ)

30 акад. часов


Курс исходит из посылки о неоднозначности и исторической изменчивости понятия «литературности» и знакомит слушателей с методами анализа литературы, которые формируются на стыке разных областей знания: литературной теории, истории культуры, культурной антропологии, и в особенности -- социологии культуры.

Литература при этом рассматривается не как заоблачное пространство «нетленных шедевров», но и не как поле «низкого» состязания за власть и битвы репутаций (взгляд, характерный для доминирующего сегодня направления в социологии литературы, опирающегося на «полевую теорию» Пьера Бурдье). Цель курса – помочь слушателям увидеть и научиться исследовать литературу как повседневную практику: литература является частью нашего повседневного опыта, она вписана в повседневную реальность. В этом смысле определяющее значение будет иметь феноменологическая оптика, прежде всего концепция конструирования социальной реальности (Питер Бергер, Томас Лукман).

Ключевой для построения курса станет фигура читателя: каждый из нас обладает читательским опытом, однако готовые модели описания этого опыта практически отсутствуют. Вопрос «как мы на самом деле читаем?» -- один из самых проблематичных и конфликтных и в литературной теории, и в социологии литературы. В процессе курса через призму читательского опыта (антропология читателя, стандарты читательского вкуса, интерпретационные нормы, чтение как телесная практика и др. проблемы) будут осваиваться инструменты анализа литературы как социального института (ролевая структура; система норм и ценностей; понятия «классического», «элитарного», «массового» etc.).


1.Определения и антонимы «литературы». «Литературность» (Роман Якобсон) и «литературный факт» (Юрий Тынянов).

2. Появление читательской публики и современный («модерный») институт литературы. Антропология читателя.

3. Чтение и его нормы. «Интерпретативное сообщество» (Стэнли Фиш) и интерпретативные институты. «Чтение в классе» и «обычный читатель в естественных условиях».

4. Литературная классика как общий, коллективный читательский опыт. Интерпретационные образцы. Чтение и почитание.

5. Чтение и «удовольствие от текста» (Ролан Барт). Приватность читательского опыта. Восприятие и аффект.

6. Литература и индустрия развлечений. Массовое чтение и «массовая культура».

7. Литература популярная и успешная. Знаки и признаки литературного успеха и неудачи. Инстанции, утверждающие литературное признание. Риторика коллективного признания и типы читательского опыта («модная литература», «культовая литература»).

8. «Путь в литературу»: стратегии литературной реализации. Авторство и его статус.

9. «Элитарная литература», «чтение не для всех»: сценарии, сюжеты, акторы, амплуа. Амплуа искушенного читателя: «высокий вкус» и его стандарты.

10. «Читатель» внутри повествования. Нарративные функции «автора», «повествователя», «читателя» и ценностная организация текста. «Точка зрения» как нарративная и ценностная категория.

11. Конструкция «реального» в повседневном опыте и в литературном тексте. «Вымысел» и «факт». Правдоподобное и невозможное. Реализм и фантастика.

12. Чтение и области «предельных значений»: политическое, этическое, религиозное. «Предельные» характеристики литературы («книга жизни», «откровение», «катарсис» etc.).

13. Чтение – интерпретация – исследование литературного текста. Книжная рецензия. Социологический анализ литературы.


Основная литература:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 151-169.

Бурдье П. Поле литературы. // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С.22-87.

Венедиктова Т.Д. Актуальная метафорика чтения (попытка описания) // Новое литературное обозрение. 2007. № 87.

Гудков Л.Д. Социальный характер «норм репрезентации» реальности // Он же. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. М., 1994. С.361-381.

Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., 1998.

Дубин Б.В. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы. // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С.6-23.

Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. М., 2000.

Зоркая Н.А. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: 2003. № 2.

Изер В. Вымыслообразующие акты // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С.23-40.

Компаньон А. Демон теории: литература и здравый смысл. М., 2001.

Рикер П. Повествовательная идентичность // Он же. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 19-37.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983.

Шартье Р. Автор в системе книгопечатания; Читательские сообщества // Письменная культура и общество. М., 2006. C. 44-77, 125-144.

Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. №12. С.34-84


Berger P. The Problem of Multiple Realities // Phenomenology and Sociology: Selected Readings / Ed. by T. Luckmann. Harmondsworth; New York, 1978. рр.215-233.

Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press, 1984. Escarpit R. La définition du terme “littérature” // Le littéraire et le social. P., 1970. рр. 259 - 272.

Fish S.E. Is There a Text in This Class?: The Authority of Interpretive Communities. Cambr. (Mass.); L., 1980.

Gans H. Popular Culture and High Culture. An Analysis and Evaluation of Taste. New York, 1974.

Geertz C. Art as a cultural system // MLN. 1976. Vol. 91. N 6. рр. 1473 - 1499.

Guillory J. Cultural Capital: The Problem of Literary Canon Formation. Chicago, 1993.

Hall J. The sociology of literature. N.Y., 1979. VII.

Hirsch E. What isn't Literature? // What is Literature? Bloomington; London, 1978. рр.24-34.

Iser W. Interaction between Text and Reader. // The Reader in the Text / Ed. by S.R. Suleiman and I. Crosman. Princeton, N.J., 1980. pp. 106-119.

Long E. Textual Interpretation as Collective Action // The Ethnography of Reading/ Ed. by J.Boyarin. Berkeley, Oxford, 1993. pp. 180-211.

Lowenthal L. Literature and Mass Culture. New Brunswick, 1984.

Radway J. Interpretive Communities and Variable Literacies: The Functions of Romance Reading. // Rethinking Popular Culture / Ed. by C. Mukers and M. Schudson. Berkeley, 1991. pp. 465-484.

Rogers Mary F. Novels, Novelists and Readers: Toward a Phenomenological Sociology of Literature. Albany, 1991.





Похожие:

Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconЛитература. 10 класс. Тема: «Если ты человек…» (Анализ стихотворения Редьярда Киплинга «Если»). Тип урока
...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconСправка по итогам работы творческой группы «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо". Предварительно члены творческой группы были активными участниками...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с
С 1996 года работает на кафедре теории и истории мировой культуры и литературы (с 2005 года – кафедра культурологии и зарубежной...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconХудожественный мир валентина александровича серова: опыт культурологической реконструкции
Работа выполнена на кафедре культурологии и литературы фгбоу впо «Шуйский государственный педагогический университет»
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconУправление образования молодёжной политики
Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconИностранный язык
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений:...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconОбразовательной программы по направлению подготовки 230200
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений:...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconОбразовательной программы по направлению подготовки “
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений:...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconЧтение и перевод английской научной и технической литературы
Чтение и перевод английской научной и технической литературы является уникальным учебным по­собием, неоднократно переиздававшимся...
Чтение, письмо, повседневный опыт: социологический анализ литературы Каспэ И. М., канд культурологии iconДипломная работа по теме: Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет: социологический анализ
Проблемы развития российского сектора глобальной сети Интернет: социологический анализ
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница