Скачать 49.54 Kb.
|
![]() Тезисы доклада Начало формы
(на русском языке) – Разработка элективного курса «Основы искусственного интеллекта» (на английском языке) – The development of the elective course “Foundations of artificial intelligence”
Г.Б. Балгожина G.B. Balgozhina ![]()
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева L.N. GUMILYOV Eurasian National University
Астана Astana
Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. Попытки применения компьютера для решения более сложных задач связаны с использованием логических нетривиальных компьютерных средств - таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, и требуют специальных знаний и умений из области информатики. Кроме того, особой проблемой на этом уровне использования компьютера может стать адекватная оценка человеком возможностей автоматизации и информатизации своей деятельности и постановка корректной задачи перед специалистами в области информационных технологий. Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. В настоящее время курс «Основы искусственного интеллекта» является базовым при подготовке учителей информатики по специальности 5В011100 «Информатика». Это обусловлено тем, что передовые информационные технологии всё более широко используют методы решения проблем и задач, развиваемые в такой научной дисциплине, как искусственный интеллект. Все современные устройства, использующие цифровую обработку информации уже применяют те или иные алгоритмы искусственно-интеллектуальной обработки. А тенденция развития техники и информационных технологий таковы, что интеллектуализация систем, устройств и программного обеспечения будет усиливаться. Существующий базовый курс предусматривает некоторое знакомство студентов с основами представления знаний и построения экспертных систем. Для применения конкретных схем и языков представления знаний и построения баз знаний необходимо эти знания извлечь из различных носителей, например, людей-экспертов или текстовых описаний. Этот момент является очень существенным и не формальным. Есть много методов и технологий извлечения знаний. Они настолько обширны, что образуют целую отдельную научно-практическую область – инженерию знаний. К тому же среди всех этих методов и технологий нет универсальных, они лишь дополняют друг друга, и на практике необходимо комбинировать и сочетать самые различные подходы. Практическая значимость преподавания курса «Основы искусственного интеллекта» заключается в том, что на основе построенной теоретической модели методики обучения будущих учителей информатики разработан элективный курс для студентов специальности 5В011100 «Информатика» с учетом их особенностей. Разработаны основные компоненты курса, которыми являются: - Информация о курсе(Syllabus); - Цели курса; - Материалы курса; -Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; -Процедура оценки успеваемости; - Расписание курса:
- Дополнительная информация; - Глоссарий. Целью обучения является ознакомление с основами логического программирования и овладение навыками работы с языком логического программирования Prolog/Visual Prolog, который является очень важным инструментом в программировании приложений искусственного интеллекта и в разработке экспертных систем. Visual Prolog широко используется для создания административных приложений, систем календарного планирования, Web-приложений, для управления большими и сложными базами данных. В соответствии с этим курс содержит введение в предметную область искусственного интеллекта и экспертных систем. Рассматривается переход от содержательной постановки задачи к ее логическому представлению и от логического представления к программе, описаны примеры решения задач на Прологе, приводятся листинги программ с объяснениями и подробными комментариями. В ходе выполнения лабораторных занятий изучается язык и система программирования Visual Prolog, также закрепляются практические навыки программирования под Windows. Для проведения лабораторных работ используются компьютерные классы с предоставлением персонального компьютера каждому обучаемому на время занятий. При организации учебного процесса уделено большое внимание самостоятельной работе студентов, особенно по освоению основных приемов программирования в среде Visual Prolog. В процессе занятий проводятся инструктажи (вводный, текущие и заключительный), направленные на осмысленный характер, производимых обучаемыми действий, формированию у них рациональных способов выполнения заданий. Задачи курса В процессе обучения данной дисциплины, студентам нужно:
Таким образом, учителю информатики необходимо быть готовым ответить на вызов времени, и быть способным ориентироваться в современных интеллектуальных технологиях обработки информации, и иметь представление об их основах. Это позволит ему уверенно чувствовать себя как в общении с современными широко информированными школьниками, так и в преподавании основ информатики, поскольку здание информатики, построенное на этих основах уже в достаточной степени пропитано интеллектуальными технологиями, методами и подходами. Литература:
|
![]() | Тезисы доклада Начало формы Название доклада: Разработка обучающей системы для программного комплекса графического анализа и первичной обработки телеметрической... | ![]() | Тезисы доклада Начало формы Проекты и перспективы развития Мультивендорного и академического консорциума в области икт |
![]() | Тезисы доклада Начало формы О связности веб-сайтов Петрозаводского государственного университета на административном каркасе | ![]() | Тезисы доклада Начало формы Петрозаводский государственный университет/ Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской... |
![]() | Тезисы доклада Начало формы О веб-сайтах информационного веб-пространства Петрозаводского государственного университета | ![]() | Тезисы доклада Начало формы Опыт преподавания ряда курсов и спецкурсов для студентов направлений «прикладная математика и информатика» и «информационные системы... |
![]() | Тезисы доклада Начало формы На протяжении последних лет в российской системе образования активно развивается направление информатизации образования, связанное... | ![]() | Тезисы доклада Начало формы Подготовка специалиста, отвечающего всем требованиям, крайне трудоемкий и длительный процесс. Поддержка университетов в подготовке... |
![]() | Тезисы доклада. Самсонов Н. М Опыт работы регенерационных систем жизнеобеспечения экипажей на космических станциях «Салют», «Мир» и мкс. См. Тезисы доклада | ![]() | Тезисы доклада Начало формы Учитывая многоплановость, объем и сложность взаимосвязей информационных объектов, одновременно вовлекаемых в процесс управления,... |