С. В. Мищенко, Э. В. Злобин




Скачать 74.59 Kb.
НазваниеС. В. Мищенко, Э. В. Злобин
Дата16.02.2013
Размер74.59 Kb.
ТипДокументы
УДК 658.62.018.012

С.В. Мищенко, Э.В. Злобин


СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. ОПЫТ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE TECHNICAL UNIVERSITY. EXPERIENCE OF THE TAMBOV STATE TECHNICAL UNIVERSITY


Аннотация

Рассматриваются основные этапы работ по подготовке системы менеджмента качества университета к сертификации на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 г.


Abstract

Basic stages in preparing the quality management system of the University to certification in accordance with the requirements of international standards ISO 9000 in 2000 edition are considered.


Переход российской экономики на новые принципы деятельности по-разному реализовался ее отдельными отраслями. Образование в результате происходящих изменений получило большую свободу в выборе содержания и организации учебного процесса, появилось разнообразие учебников и учебно-методической литературы, расширились контакты с зарубежными вузами. Но эти изменения привели к тому, что российское высшее образование столкнулось с рядом проблем. Вот лишь некоторые, ставшие неотъемлемой составляющей в деятельности практически любого высшего учебного заведения:

  • резкое снижение роли государства в регулировании рынка труда;

  • динамичное изменение структуры спроса на специалистов различных специальностей и направлений;

  • значительная доля, занимаемая на рынке образовательных услуг, негосударственными вузами, способствующая возникновению и развитию конкуренции;

сложности с внедрением передовых средств и методов обучения, связанные с финансовым положением учебных заведений и другими причинами.

Это и многое другое стало в течении продолжительного периода времени предметом многочисленных дискуссий и размышлений, которые направлены на определение способов, путей и инструментов, которые могут помочь адаптации высших учебных заведений к новым условиям и повысить качество подготовки специалистов.

В данной статье обобщен опыт, накопленный в Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ), по созданию и совершенствованию системы менеджмента качества (СМК) образовательных услуг, построенной на принципах и требованиях, изложенных в стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 года, как одной из моделей управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано, для того чтобы помочь организациям продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям.

Основной продукцией деятельности вуза является предоставление образовательных услуг. По этой причине становится очевидным, что определяющим фактором качества образования в вузе является уровень качества оказываемых образовательных услуг.

Поэтому с самого начала создания, система менеджмента качества рассматривалась, как один из важнейших инструментов, который позволил бы укрепить положение ТГТУ на рынке образовательных услуг через достижение следующих целей:

  • совершенствование системы управления учебным процессом и системы управления университетом в целом;

  • снижение непроизводительных затрат и потерь, вызванных несовершенной организацией учебного процесса;

  • повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон путем постоянного улучшения эффективности функционирования университета;

  • содействие профессиональному росту профессорско-преподавательского состава;

  • содействие достижению и непрерывному повышению уровня качества подготовки специалистов;

  • повышение престижа ТГТУ в регионе и за его пределами.




Рис. 1 Алгоритм подготовки к сертификации системы менеджмента качества образовательных услуг

В университете при создании СМК решили использовать в качестве базового стандарта, устанавливающего требования к системам менеджмента качества, стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и методику [1] подготовки системы менеджмента качества к сертификации, включающую в себя основные этапы, представленные на рис.1.

Основываясь на этой методике и стандарте [2], был составлен соответствующий план создания, разработки и подготовки к сертификации системы менеджмента качества университета. Оперативные корректировки плана осуществлялись приказами ректора и распоряжениями представителя руководства по качеству.

Очень важным, для успешной последующей работы является предварительное обучение и консультирование (в области качества) руководителей и сотрудников, вовлеченных в работу, которое было проведено сотрудниками университета, имеющими опыт подготовки специалистов в данной области.

Кроме этого для понимания структуры образовательного процесса, с целью определения в нем необходимых с точки зрения международных стандартов ИСО серии 9000 процессов, необходимо поэтапно описать весь образовательный бизнес-процесс: от этапа определения возможности внедрения новой образовательной программы и до выпуска специалистов. Затем надо детализировать этот бизнес-процесс, описав его посредством карты процессов, в которой представлены входы и выходы каждого процесса, его участники, документальное и ресурсное обеспечение.

Такая систематизация процессов СМК была проведена в ТГТУ представителем руководства по качеству и отделом управления качеством (ОУК), сформированного на этапе предварительной организационной работы. ОУК, исходя из целей, сформулированных руководством университета, сформировал структуру документации СМК, определил этапы и предложил календарный план разработки документации СМК для достижения этих целей [3].

Эта работа началась с разработки руководства по качеству, которое является основным документом, определяющим всю систему менеджмента качества университета. Этот документ информирует персонал университета о политике и целях в области качества, а также о мерах по выполнению поставленных задач. Руководство по качеству дает информацию потребителям о методах и средствах управления качеством образовательных услуг, предоставляемых университетом.

Следующей ступенью создания СМК в университете стала разработка документированных процедур, описывающих процессы СМК. В качестве методического материала, призванного помочь разработчикам, был выпущен препринт [3] научно-теоретического и прикладного журнала «Вестник ТГТУ». Документированные процедуры разрабатывались в соответствии с календарным планом, утвержденным ректором и оформлены в виде СТП ТГТУ. СТП разрабатывали специалисты, выполняющие эти работы. Одновременно с разработкой документированные процедуры анализировались и согласовывались на семинарах, проводимых отделом управления качеством.

Сейчас ведется работа по внедрению СМК. Она направлена на доработку СТП и документов третьего уровня (должностные и рабочие инструкции, рабочие программы учебных дисциплин, методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов, по прохождению учебных и производственных практик, по выполнению практических и лабораторных занятий и т.п.), а также на развертывание системы менеджмента качества и проведение серии внутренних проверок.

В качестве инструмента по доработке процедур и подготовке к внутренним проверкам предполагается воспользоваться самооценкой.

Что ожидает руководство ТГТУ от действующей системы менеджмента качества образовательных услуг и что уже достигнуто?

Совершенно очевидно, что заметные улучшения могут быть получены только по истечении определенного промежутка времени, т.к. всем участникам системы менеджмента качества образовательных услуг ТГТУ, а именно, руководству, профессорско-преподавательскому составу, учебно-вспомогательному персоналу, студентам, необходимо овладеть, а затем и привыкнуть к четко регламентированному порядку осуществления любой деятельности, которая так или иначе связана с учебным процессом. Однако уже и сейчас можно говорить о первых результатах и положительных тенденциях:

  • определена организационная структура управления системы менеджмента качества образовательных услуг, которая согласована с общей системой управления;

  • четко определены ответственность и полномочия всех должностных лиц;

  • однозначно регламентирован порядок выполнения всех работ, связанных с учебным процессом, по всему циклу подготовки специалиста, от абитуриента до выпускника;

  • созданы предпосылки для унификации и рационализации методик обучения по циклам дисциплин учебного плана и общему согласованию всей "цепочки" подготовки специалиста;

  • установлен единый порядок управления организационно-распорядительной и регламентирующей документацией системы менеджмента качества;

  • обеспечена более стабильная и предсказуемая работа ВУЗа в целом.

Практическое использование в работе тех принципов, которые регламентированы документацией системы менеджмента качества, вне всякого сомнения, выявит имеющиеся неточности и возможно даже ошибки. Мы к этому относимся спокойно, и будем анализировать и конструктивно использовать появляющийся опыт. Кроме того, в наших планах постепенное внедрение принципов "Всеобщего менеджмента качества" в деятельность ТГТУ, что будет способствовать улучшению качества образовательных услуг, уменьшению вероятности появления несоответствий (дефектов) в процессах предоставления образовательных услуг. СМК позволит не только повысить уровень качества образования, но и выйти российским вузам на мировой рынок образовательных услуг.

Литература


  1. С. В. Мищенко, С. В. Пономарев. Подготовка к сертификации системы качества в инженерном образовании // 2-й Российский семинар по инженерному образованию «Инженерное образование в XXI веке»: Труды семинара. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. – С. 43-45.

  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. .-М:ИПК Издательство стандартов, 2001.-26 с.

  3. Мищенко С.В., Пономарев С.В., Пучков Н.П., Ахохов Ю.Х., Григорьева С.В., Злобин Э.В., Самородов В.А., Трофимов А.В., Фокин М.М., Самодуров В.А., Марков С.И. Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета// Вестник ТГТУ.-2002.-Том 8, №4.- Препринт. 80 с.


Рубрика журнала: Менеджмент и системы качества образовательных учреждений.

Организация: Тамбовский государственный технический университет;

Тел./ Факс 8(0752)729759

Email ed@asp.tstu.ru


Ректор ТГТУ,

д.т.н., профессор С.В. Мищенко


Домашний адрес 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.34, кв.1

Служебный адрес 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106, ТГТУ

Телефон (сл.) 8(0752) 729441

Телефон (д.) 8(0752) 712652


Начальник отдела

управления качеством ТГТУ Э.В. Злобин


Домашний адрес 392001, г. Тамбов, ул. Эскадронная, 33

Служебный адрес 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106, ТГТУ

Телефон (сл.) 8(0752)729785, 714357

Телефон (д.) 8(0752)733363

Похожие:

С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconЛюбишь фантастику? Давай на Фензин!
Странник. Серый Ангел Андрей Злобин, прокурор из Калининграда, яркой звездой мелькнувший на
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconНовые книги, поступившие в библиотеку тгэу в июне 2008 года
Б68 Благовещенская, М. М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами: учебник для вузов / М. М. Благовещенская,...
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconРоберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): Монография
Иващенко М. В., Злобин В. И., Иванова Г. В. Интеллектуальные адаптивные системы и комплексы в связи и управлении. Монография. Серпухов:...
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconОтчёт по прессе 20 июля
Максим Мищенко провел прием граждан в общественной приемной на форуме «Селигер-2009»
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconВ. Л. Мищенко президент роо институт эколого-правовых проблем «Экоюрис»
Федерального закона «о защите морей российской федерации от нефтяного загрязнения»
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconПрограмма оргкомитет школы-семинара
...
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconРезюме Мищенко Виктора Владимировича / Resume of Victor Mishenko
Донецкий Технический Университет / Программное Обеспечение Вычислительной Техники и Автоматизированных Систем
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconСписок участников конкурса Номинация «Проза» 001
Мищенко Дмитрий Александрович, Астраханская область, «До 14», «Увидеть большое в малом» (Лавриненко Ольга Яковлевна)
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconНовые поступления
Математика для экономистов. Задачник : учеб практ пособие : рек. Умо/ под ред. С. И. Макарова, М. В. Мищенко. М.: КноРус, 2008. 359...
С. В. Мищенко, Э. В. Злобин iconНовые поступления литературы (апрель июнь 2005) математика инв. 63181 в 161. 62 А 224
Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией / Мищенко Е. Ф., Садовничий В. А., Колесов А. Ю. [и др.] М.: Физматлит, 2005....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница