Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Кирс Верхнекамского района Кировской области
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
(Курс ориентирован на учащихся 1-4 класса. Срок реализации – 4 года)
Программа разработана учителем начальных классов Утёмовой О.А.
г. Кирс 2011 год
Пояснительная записка Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы – классный коллектив. Состав – постоянный. Срок реализации – 4 года. Программа реализуется третий год. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, полученных ребенком. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Цель программы: формирование экологической культуры младших школьников. Задачи: - расширить экологические представления младших школьников; - формировать потребность учащихся в деятельности по изучению и охране окружающей среды; - учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, выступать с докладами. Принципы: Общепедагогические принципы (научности, доступности, активности, иллюстративности, последовательности, системности, сознательности) Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы родного края наиболее действенным эмоциональным способом. Принцип гуманизации. Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности. Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей. Прогнозируемый результат: 1 год обучения Учащиеся должны знать народные приметы, правила поведения на природе, уметь наблюдать за погодой, называть растения, животных своего края, читать рассказы писателей-натуралистов. 2 год обучения Учащиеся должны знать поверхность, достопримечательности родного края, комнатные растения, уметь работать с энциклопедиями. 3 год обучения Учащиеся должны уметь пользоваться картой области, определять географическое положение области, знать особенности климата области, основные полезные ископаемые, добываемые в области, животных, занесенных, в Красную книгу области, делать доклад на любую экологическую тему. 4 год обучения Учащиеся должны знать примеры положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, зависимость здоровья человека от состояния этой среды, уметь анализировать состояние окружающей среды и вносить посильный вклад в улучшение её состояния. Форма проверки ожидаемого результата: Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»; Емельянова М. Тесты «Изучение опыта общения воспитанников с природой»; наблюдения. Курс рассчитан на: 1 класс – 33 учебных часа; 2-4 классы – по 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного академического часа.
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения № | Тема | Количество часов | Теория | Практика | 1. | Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Росинка», заповеди, клятва, песня. Задачи, цели клуба. | 1 |
| 2. | Правила поведения в лесу. Распределение поручений. | 1 |
| 3. | Заочная экскурсия «Осень в лесу». | 1 |
| 4. | Прогулка «Изучаем живую и неживую природу». |
| 1 | 5. | Поход в пригородный лес. Игра по станциям «Тайны лесного царства». |
| 1 | 6. | Экскурсия в городской парк. |
| 1 | 7. | Заочное путешествие по книге Вердилина «Путешествие с комнатными растениями». | 1 |
| 8. | КВН «Какие комнатные растения ты знаешь?» |
| 1 | 9. | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с животными нашего края. |
| 1 | 10. | Экологическая викторина «Береги все живое!» |
| 1 | 11. | Заочное путешествие в зимний лес. | 1 |
| 12. | Викторина «Зимушка-зима». |
| 1 | 13. | Выставка снежинок. |
| 1 | 14. | Утренник «Волшебница Зима». |
| 1 | 15-16. | Выставка «Птицы – наши друзья». Вывешивание кормушек. Конкурс «Кто больше знает зимних примет». |
| 2 | 17. | Викторина «Тайны птичьего царства» |
| 1 | 18. | Заочная экскурсия на водоем. | 1 |
| 19. | КВН «В мире животных». |
| 1 | 20. | Встреча с интересными людьми: ветеринар. |
| 1 | 21. | Прогулка «У природы нет плохой погоды». |
| 1 | 22. | Прогноз погоды «Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки и другие животные. | 1 |
| 23. | Конкурс «Кто больше знает народных примет». |
| 1 | 24. | Акция «Огород на окне» |
| 1 | 25. | Акция «Встреча птиц». |
| 1 | 26. | Книги В. Бианки о природе. | 1 |
| 27. | Книги Н. Сладкова о природе. | 1 |
| 28. | Книги М. Пришвина о природе. | 1 |
| 29. | Акция «Сад на окошке». |
| 1 | 30. | Конкурс рисунков «Береги природу!» |
| 1 | 31-32. | Прогулка по экологической дорожке. |
| 2 | 33. | Итоговое занятие. Задание на лето всем знатокам. | 1 |
| Итого: | 11 | 22 |
2 год обучения № | Тема | Количество часов | Теория | Практика | 1. | Задачи, программа клуба на учебный год. | 1 |
| 2. | Экскурсия на водоем (пруд). Операция «Чистый берег» |
| 1 | 3. | Заочное путешествие по Верхнекамскому району. Полезные ископаемые своего края. | 1 |
| 4. | Отчет знатоков полезных ископаемых. | 1 |
| 5. | Игра-викторина «Полезные ископаемые Верхнекамского района» |
| 1 | 6. | Экскурсия в краеведческий музей «Поверхность родного края». | 1 |
| 7. | Игра-викторина «Поверхность родного края» |
| 1 | 8. | Заочное путешествие «Достопримечательности родного края». | 1 |
| 9. | Экскурсия «Кай – всему свету край» |
| 1 | 10. | Отчет знатоков: достопримечательности Верхнекамского района. | 1 |
| 11. | КВН «Достопримечательности Верхнекамского района» |
| 1 | 12. | Конкурс стихов о зиме. |
| 1 | 13. | Выставка птичьих кормушек. Город Птицеград (развешивание кормушек). |
| 1 | 14. | Экологическая игра «Береги землю свою». |
| 1 | 15. | Прогулка «В гости к сосне». |
| 1 | 16-17. | Подготовка к экологическому спектаклю. |
| 2 | 18. | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». |
| 1 | 19. | Выставка комнатных цветов «Цветы приносят радость». |
| 1 | 20-21. | Проект «Знакомые-незнакомцы» (о комнатных растениях). |
| 2 | 22. | Конкурс эмблем об охране природы. |
| 1 | 23. | Встреча с интересными людьми: лесничий. |
| 1 | 24. | Акция «Огород на окне». Наблюдение за ростом лука «Свет, тепло и жизнь». |
| 1 | 25. | Акция «Встреча птиц». |
| 1 | 26. | Экскурсия на предприятие: метеостанция. |
| 1 | 27. | Конкурс стихов о весне. |
| 1 | 28. | Конкурс рисунков о весне. Выставка «За что я люблю весну». |
| 1 | 29. | Акция «Сад на окошке». |
| 1 | 30. | Викторина «Родная природа». |
| 1 | 31-32. | Трудовой десант «Украсим школу цветами». |
| 2 | 33. | Звездный час «Природа и мы». |
| 1 | 34. | Итоговое занятие. Задания на лето. | 1 |
| Итого: | 7 | 27 |
3 год обучения № | Тема | Количество часов | Теория | Практика | 1. | Экскурсия на реку. Игра «Тропой туриста». |
| 1 | 2. | Выставка «Дары природы». Откуда к нам пришли овощи. |
| 1 | 3. | Заочное путешествие по карте области. Растительный и животный мир нашей области. | 1 |
| 4. | Урок-лекция «Географическое положение Кировской области» | 1 |
| 5. | Карта Кировской области. |
| 1 | 6. | Особенности климата нашей области. | 1 |
| 7. | Заочная экскурсия «Полезные ископаемые Кировской области». | 1 |
| 8. | Отчет знатоков «Все, все о полезных ископаемых». | 1 |
| 9. | Игра-аукцион «Что делают из полезных ископаемых?» |
| 1 | 10. | Экскурсия в краеведческий музей. |
| 1 | 11. | Урок-лекция в детской библиотеке «Красная книга Кировской области». | 1 |
| 12. | Лекарственные растения – замечательное богатство природы (отчет знатоков о лекарственных растениях Кировской области). | 1 |
| 13. | Конкурс стихов кировских поэтов о природе. |
| 1 | 14. | Акция «Кормушка». |
| 1 | 15. | Проведение наблюдения «Жизненное пространство». |
| 1 | 16. | Выставка «Мир моих увлечений» (книги, открытки, марки и др. о животных и растениях). |
| 1 | 17-18. | Устный журнал «Вода для жизни» (выступление по классам) |
| 2 | 19. | По страницам журнала «Свирелька» (отчет знатоков). | 1 |
| 20. | КВН «Знатоки природы». |
| 1 | 21. | Акция «Огород на окне». |
| 1 | 22. | Викторина «Экология устами младенца». |
| 1 | 23. | Встреча с интересными людьми: химик-лаборант бюро охраны окружающей среды ОАО «Кирскабель». |
| 1 | 24. | Акция «Встреча птиц». |
| 1 | 25-26. | Экологическая акция «Береги первоцветы!» (выпуск стенгазеты, листовок). |
| 2 | 27. | Экскурсия на предприятие: телевизионный ретранслятор. |
| 1 | 28. | Подготовка экологической сказки. |
| 1 | 29. | Экологическая сказка «Лесная история» (выступление по классам). |
| 1 | 30. | Акция «Сад на окошке». |
| 1 | 31. | Прогулка «Все животные важны, все животные нужны». |
| 1 | 32-33. | Трудовой десант «Украсим школу цветами». |
| 2 | 34. | Итоговое занятие. Задания на лето. | 1 |
| Итого: | 9 | 25 |
4 год обучения № | Тема | Количество часов | Теория | Практика | 1. | Беседа «Земля – наш общий дом». | 1 |
| 2-3. | Однодневный поход «По экологической тропе». |
| 2 | 4. | Экологические связи в природе. Почему нельзя уничтожать лягушек. | 1 |
| 5. | Выясняем, что такое экология. | 1 |
| 6-7. | Многообразие растений (грибы, лишайники как особые группы живых существ). Энциклопедия «Все обо всем». Отчет знатоков. | 1 | 1 | 8-9. | Многообразие животных. Энциклопедия «Все обо всем». Отчет знатоков. | 1 | 1 | 10. | Урок-панорама. Обзор энциклопедий «Знакомство с живыми существами, которым угрожает опасность». |
| 1 | 11. | Жалобная книга России. |
| 1 | 12. | Урок-путешествие «Изучаем способы охраны природы». |
| 1 | 13. | Заочное путешествие по заповедникам страны и мира. |
| 1 | 14. | Акция «Кормушка у моего окна». |
| 1 | 15. | Урок-лекция «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека». | 1 |
| 16. | Акция «Ёлочка» (выпуск стенгазеты, листовок). |
| 1 | 17. | Урок-дискуссия. Обсуждаем примеры экологических катастроф. |
| 1 | 18. | Представление о радиоактивном загрязнении окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). | 1 |
| 19. | Экологические прогнозы, их сущность, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу (отчет знатоков). |
| 1 | 20. | Урок-панорама в детской библиотеке. Экологические знания как основа деятельности человека по охране природы. Выставка журналов. |
| 1 | 21. | Акция «Огород на окне». |
| 1 | 22. | Экскурсия на предприятие: фильтровальная станция. |
| 1 | 23. | Акция «Встреча птиц». |
| 1 | 24. | Встреча с интересными людьми: инспектор комитета по охране природы администрации района. |
| 1 | 25. | Акция «Сад на окошке». |
| 1 | 26. | Подготовка к экологической сказке-игре. |
| 1 | 27-28. | Экологическая сказка-игра «Случай в лесу» (выступление по классам). |
| 2 | 29. | Выставка книжек-малышек, изготовленных своими руками. |
| 1 | 30. | Викторина для интеллектуалов. |
| 1 | 31-33. | Акция «Аллея выпускников». |
| 3 | 34. | Подведение итогов работы клуба. | 1 |
| Итого: | 8 | 26 |
|