Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США




Скачать 304.8 Kb.
НазваниеКонструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США
страница1/2
Дата15.02.2013
Размер304.8 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2



На правах рукописи


ПЕКОНИДИ АНАСТАС ВЯЧЕСЛАВОВИЧ


КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ

СОВРЕМЕННЫМИ ПЕЧАТНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ США


Специальность 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Пятигорск - 2012

Диссертация выполнена на кафедре новой, новейшей истории и исторической политологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»


Научный руководитель: Койбаев Борис Георгиевич

доктор политических наук, профессор



Официальные оппоненты:

Аствацатурова Майя Арташесовна

доктор политических наук, профессор, профессор кафедры связей с общественностью, конфликтологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»









Нефедов Сергей Александрович

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры средств массовой информации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»







Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»


Защита состоится 26 октября 2012 года в ­­­13-00 на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, корпус «Ж», зал заседаний диссертационных советов, к. 504.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9


Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присылать по адресу: 357532, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, корпус «Ж», к. 513.


Автореферат разослан «25» сентября 2012 г.


Ученый секретарь Совета по защите

кандидатских и докторских диссертаций,

доктор политических наук, доцент Г.В. Косов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Проблема целенаправленного формирования политического имиджа в системе властных связей и отношений является центральной на этапе современного общественного развития в эпоху информационного общества. В современных условиях информация является основным ресурсом и инструментом власти (О. Тоффлер). При этом современное государство осуществило переход от немаркетинговых форм информирования населения, таких как пропаганда и агитация, к маркетинговым (связи с общественностью, реклама, лоббизм). В их основе – клиентоориентированный подход, при котором селекция, обработка и распространение информации осуществляется в соответствии с запросами ее потребителей. Государство перестает быть главным актором в информационном пространстве, оно включается в конкурентный информационный процесс. Выявление механизмов взаимодействия акторов информационной политики актуализирует тему диссертационного исследования.

В этом контексте особое значение обретает формирование политического имиджа государства, в котором учувствуют разнонаправленные и разноуровневые акторы, обладающие специфическими задачами и возможностями воздействия на социокультурное, информационное, политическое пространства.

Вследствие усиления роли информационных процессов в государственной политике, возрастает влияние средств массовой информации как политического актора и на национальном, и на наднациональном уровнях. Особенно это характерно для СМИ США в ситуации государственной политики, направленной на поддержание отношений со средствами массовой информации как самостоятельным и авторитетным партнером. В этих условиях СМИ США обладают существенными рычагами воздействия на государство посредством влияния на общественное мнение, формируя или изменяя общественную повестку дня или, наоборот, выражая мнение политической элиты и официальных властей на тот или иной вопрос, выступая конструкторами политического имиджа не только американского государства.

Эффективная коммуникация с субъектами поля политики США представляется залогом успешного проведения государственной политики России, а выработка и проведение коммуникационных стратегий в отношении американского государства требует обязательного анализа сложившегося в США имиджа современной России.

Изучение проблем конструирования политического имиджа России в средствах массовой информации США, исследование характеристик, определяющих этот имидж, особенностей процесса его формирования и трансформации, а также факторов, оказывающих влияние на этот процесс, представляют интерес, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Степень научной разработанности темы. Механизмы формирования политического имиджа государства впервые становятся предметом исследования в работах западных политологов в середине XX века. Одним из катализаторов проявления внимания к этой проблематике явилось начало «холодной войны», что и обусловило необходимость анализировать отношения между противостоящими сторонами и роли имиджей государств в этих взаимоотношениях. Имидж СССР, который в этот период преимущественно сводится к образу врага, исследуется в работах К. Болдинга, У. Бронфенбреннера, В. Бучанана и Х. Кантрила, Р. Уайта. Вплоть до распада Советского Союза данное направление остается в центре внимания американской политической науки - в работах Г. Гербнера, И. Денниса, Б. Сильверстайн и Дж. Гросс Стайн рассматривается трансформация образа врага в отношении СССР, проводится анализ причин возникновения и широкого распространения образа, объясняющиеся потребностью в нем психики человека.

Весомый вклад в развитие имиджелогии в рамках исторической и политической науки внесли работы К. Алениуса, А. Ирие, Х. Исаакса, Б. Кнудсена, в которых рассматриваются политические имиджи Финляндии, Японии, США, Индии, Китая и Норвегии.

Концепция целенаправленного формирования политического имиджа страны разрабатывается такими учеными, как Х. Ванг, Р. Кеохане, М. Коттэм, Р. Коттэм, М. Кунцик, Дж. Мерсер, Г. Моргентау, Б. Нэйлбаф. В этих работах произведен анализ причин, по которым государства стремятся создать и закрепить определенный имидж на политической арене, также рассматриваются факторы, воздействующие на процесс формирования политического имиджа.

В отечественной науке советского периода проблемы политического имиджа страны не получили должного внимания потому, что западные теории политического маркетинга считались противоречащими социалистической идеологии. В результате первые исследования политического имиджа государства начинают проводиться лишь после завершения существования Советского Союза – в девяностые годы ХХ в. Бóльшая часть работ российских исследователей этого периода уделяет внимание лишь отдельным аспектам процесса формирования имиджа государства: теоретический аспект вопроса формирования и трансформации имиджа страны освещен в работах Д. Замятина, И. Киселева; роль и место образа врага в восприятии других государств, технологии целенаправленного внедрения данных образов в общественное сознание посредством пропаганды в период «холодной войны» рассматриваются И.Л. Морозовым, Н.И. Николаевой, Е.С. Сенявской, А.В. Фатеевым; восприятие отдельных событий в истории российского государства другими странами исследуется Л.В. Поздеевой, Е.Ю. Сергеевым, О.В. Соловьевым.

Комплексное исследование имиджа России проводится в работах Э.А. Галумова, Е.В. Дмитровой, В.А. Евсеева, С.А. Караганова, Е.М. Кожокина, Н.Г. Ковалевой, Н.В. Лайдинен, И.Е. Малашенко, А.В. Федорова, Ю.Г. Чернышева.

Исследованию политического имиджа современной России посвящены работы Е.Б. Абашкиной, О.П. Березкиной, Л.А. Бургановой, О.Н. Гундарь, Е.В. Егоровой-Гантман, П.А. Корнилова, Т.Н. Пищевой, Е.Е. Рябцевой, Е.В. Титовой, А.М. Цуладзе, М.Н. Шашлова.

Важным элементом в изучении имиджа государства является опора на анализ иррациональных компонентов, входящих в структуру политического имиджа, а именно стереотипов и политических мифов. Данные компоненты в своих работах рассматривают отечественные исследователи В.И. Антонов, К.В. Бердников, Т.Е. Васильева, А.В. Голубев, О.В. Заиченко, Ю.И. Игрицкий, А.Н. Кольев, М.А. Литвинович, О.В. Митина, Ю.В. Никитин, В.Ф. Петренко, С.В. Хребина, С.В. Чугров, З.С. Ямпилова, а также зарубежные ученые, такие, как В. Одайник, О. Рёш, И. Сульмане, Х. Тайфель, Дж. Тернер.

В современной имиджелогии одной из наиболее разработанных областей является анализ средств формирования политического имиджа. Инструментарий создания и укрепления политического имиджа государства, активно используемый средствами массовой информации, изучается в работах А.Г. Асмолова, Е.А. Блажнова, И.М. Дзялошинского, А.В. Дмитриева, Е.Л. Доценко, Е.В. Егоровой-Гантман, Ю.А. Ермакова, В.Г. Зазыкина, С.Г. Кара-Мурзы, В.В. Латынова, Т.Ю. Лебедевой, К.В. Плешакова, А.Т. Хлопьева и др., а также в трудах зарубежных исследователей В. Альбига, Э. Аронсона, Дж. Джеймса, Е. Катц, П. Лазерфельда, Ч. Ларсона, А. Пратканис.

Интерес представляют исследования лингвистических средств формирования политического имиджа и приемов, основанных на целенаправленном подборе лексики в средствах массовой информации, результаты которых изложены в трудах О.А. Алимурадова, М.А. Аствацатуровой, Р.М. Блакара, А.Б. Бушева, А.А. Вартумяна, Э. Ле, Дж. Оруэлла, Э. Хермана.

Вследствие того, что ключевую роль в процессе формирования и трансформации политического имиджа страны играют средства массовой информации, особое значение для данного исследования имеют работы Б.Г. Койбаева, С.Г. Корконосенко, С.А. Нефедова, Л.С. Сморгунова, Р.Х. Усманова в которых рассматриваются место и значение СМИ в политической жизни современном обществе.

Влияние печатных и электронных средств массовой информации на процесс формирования общественного мнения исследуется в трудах М.Н. Грачева, И.В. Задорина, Е.Ю. Кольцовой, С.Д. Мизерова, Н.Г. Осиповой, А.П. Сюткиной, А.Л. Титовой, Л.Н. Федотовой. В работах Н.А. Бородулиной, О.И. Вендиной, Т.А. Галкиной, Д.В. Заяц, В.А. Колосова, Е.С. Юр рассматриваются механизмы формирования геополитической картины мира средствами массовой информации.

В научных трудах зарубежных ученых Дж. Галтунга, М. Руж, Г. Гербнера, М. МакКомбса в соавторстве с С. Гилбертом, Г. Эстрадой и Д. Шоу, О’Хары, Г. Тачмэна, М. Херманна, Н. Хомского и Э. Хермана анализируются институциональные и организационные механизмы контроля в производстве новостей, их роль в формировании информационной повестки дня, исследуются причины, по которым одни события оказываются в фокусе внимания, а другие остаются неосвещенными СМИ.

Существенный интерес для исследования политического имиджа РФ в США представляют работы российских политологов, историков, социологов: Е.В. Галкиной, С.В. Передерия, Е.Е. Рябцевой.

Среди диссертационных исследований, посвященных теме политического имиджа, можно выделить работы О.П. Березкиной, О.А. Бундариной, А.В. Гармоновой. Политический имидж государства в своих работах рассматривают О.С. Драгачева, М.А. Коломенский, В.С. Феклюнина, Е.В. Фролов. Роль СМИ и конкретно прессы в формировании имиджа страны анализируется в работах Л.В. Бондаревой, К.В. Жданова, А.В. Ячкова.

Проанализировав состояние научной разработанности области и темы данного диссертационного исследования, можно сделать вывод о том, что проблема конструирования политического имиджа в печатных СМИ США не получила должного рассмотрения. В связи с этим, существует объективная потребность в изучении данной проблемы.

Объектом диссертационного исследования является современный политический имидж Российской Федерации в печатных средствах массовой информации США.

Предметом диссертационного исследования выступают процесс формирования политического имиджа России в печатных средствах массовой информации США.

Цель исследования состоит в определении медийного политического имиджа основных элементов политического пространства современной России на основе печатных СМИ США. Для достижения этой цели решаются следующие исследовательские задачи:

  1. Уточнить понятие «политический имидж современного государства».

  2. Сформулировать специфические черты информационной составляющей политического имиджа.

  3. Выявить механизмы и методы конструирования политического имиджа печатными средствами массовой информации.

  4. Выявить ключевые элементы структуры воспринимаемого политического имиджа России конструируемого печатными СМИ США.

  5. Сформулировать основные элементы демократического политического процесса в России конструируемого печатными СМИ США и выявить имиджевые константы в политическом имидже российского демократического процесса.

  6. Определить факторы, оказывающие преимущественное влияние на эволюцию политического имиджа руководства РФ.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 по 2011 годы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет применение принципов объективности, научности, системности, комплексности, единства теории и практики. Исходя из этих принципов, был осуществлен выбор универсальных абстрактно-логических методов познания, методов политического исследования (сравнительный, контент-анализ), исторических методов (синхронический и диахронический).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют также идеи Г. Лассуэла о политическом имидже, механизмах его формирования средствами массовой информации, концепции «неслучайных связей» Ч. Осгуда, «анализа высказываний» С. Веймана.

Текстовый анализ публикаций качественной прессы США осуществлен посредством методики количественного контент-анализа. Использование данной методики основано на принципе сплошной выборки, что позволило установить место политического имиджа России в системе имиджей других стран в печатных СМИ Соединенных Штатах Америки. Применение методики контент-анализа помогло выявить соотношение отдельных элементов в структуре имиджа государства и, таким образом, проследить качественную трансформацию имиджа современной России за указанный период.

Эмпирическая база исследования включает:

  1. Официальные документы государственных органов Соединенных Штатов Америки: нормативно-правовые акты; стратегия национальной безопасности 2010 года.

  2. Доклады о состоянии демократии и соблюдении прав человека в России (с 2008 по 2011 годы); доклады и комментарии официальных лиц США по ключевым вопросам двустороннего сотрудничества с Россией (с 2008 по 2011 гг.).

  3. Интервью и аналитические публикации американских экспертов (З. Бжезинский, М. Макфол, Д. Фоглсонг и пр.).

  4. Публикации ежедневных газет США «The New York Times» (1495 статей), «The Wall Street Journal» (1166 статей) и «The Washington Post» (1341 статья) о России за 2008-2011 годы. Выбор данных газет обусловлен, прежде всего, их положением и репутацией на рынке средств массовой информации, политическим взглядами. Все три издания относятся к категории престижной качественной прессы, нацеленной на аудиторию бизнес- и политической элит и, соответственно, могут считаться надежным идентификатором изменений в восприятии обществом США тех или иных вопросов, связанных с восприятием современной России. Важно отметить, что хотя в США имеется значительное количество этнических, религиозных, различных диаспорных газет, эти издания, как правило, пишут на бытовые темы, освещают культурные события.

  5. Статистические данные по итогам опросов центра общественного мнения «Pew Research Center», службы социологических исследований имени Гэллапа и Левада-Центра.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Уточнено понятие «политический имидж государства» и доказано, что основным каналом формирования «воспринимаемого имиджа» (Э. Сэмпсон) современного государства являются средства массовой информации.

  2. Выявлены структурные элементы политического имиджа государства и доказано, что информационный компонент имеет двухуровневый характер, связанный с конструированием воспринимаемого политического имиджа государства и его трансляцией.

  3. Установлено, что процесс конструирования политического имиджа государства печатными СМИ и используемые ими методы связаны со спецификой целевой аудитории и направлены на лидеров мнений, деловые и общественно-политические группы.

  4. Выявлены основные элементы воспринимаемого политического имиджа России и доказано, что их актуализация в печатных СМИ США связана со стремлением американского истеблишмента поддерживать определенный уровень политической мобилизации американского общества.

  5. Определены базовые компоненты демократического политического процесса в России конструируемого печатными СМИ США и выявлено, что имиджевыми константами в освещении РФ прессой США являются специфика политической и судебно-правовой систем и вмешательство государства в функционирование российских СМИ.

  6. Установлено, что основным механизмом формирования политического имиджа руководства России является сравнительный анализ ряда заявленных политико-экономических программ с реальными политическими действиями (в соответствии с задачами конструирования имиджа), итогами этих действий и доказано, что эволюция политического имиджа руководства РФ связана с внутриполитическими и экономическими проблемами в США.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Политический имидж современного государства – это воображаемый, целенаправленно сконструированный профессионалами у граждан страны и зарубежья многоуровневый образ государства, созданный на основе некоторой реальности, политических целей и задач. Основным каналом формирования, трансформации и тиражирования воспринимаемого имиджа как одного из уровней политического имиджа современного государства являются средства массовой информации, устанавливающие повестку дня, концентрирующие внимание аудитории на определенных событиях, выступающие интерпретатором социо-культурной и политико-экономической жизни.

  2. Информационная составляющая, обладая высокой степенью активности, и, являясь неотъемлемым атрибутом принятия политических решений, стимулирует изменения не только в рамках информационного пространства, но и в рамках иных пространств, в том числе и политическом, что позволяет говорить об информационной составляющей как основе для осуществления переходов между ними. Информационная составляющая политического имиджа имеет двухуровневый характер: первый связан с конструированием воспринимаемого имиджа государства на основе артикулирования и агрегирования политических интересов групп влияния, а второй – с его трансляцией в целевые аудитории посредством информационных «лифтов», к которым относятся формальные и неформальные средства политической и социальной коммуникации.

  3. Информационная повестка дня, отражающая интересы и цели политического класса, детерминирует концептуальные характеристики политического имиджа государства. Данный имидж конструируется печатными СМИ и транслируется лидерам мнений, выступающим в качестве посредника между средствами коммуникации и собственно группами, а также деловым и общественно-политическим группам посредством апелляция к патриотическим чувствам, обращения к сенсациям и использованием модальности.

  4. Основными элементами воспринимаемого политического имиджа современной России в печатных СМИ США являются политическое руководство, политический режим, судебно-правовая система Российской Федерации и ее ориентация на либеральные/нелиберальные политико-экономические практики. Конструирование, актуализация этих элементов детерминированы развитием внутриполитического процесса в США, борьбой групп влияния и их стремлением использовать политическую мобилизацию американского общества для решения внутригрупповых политических и экономических целей.

  5. Базовыми компонентами конструируемого печатными СМИ США демократического политического процесса в РФ являются: необоснованное давление на оппозицию, фальсификация выборов, преемственность высшей политической власти и др. Такие базовые компоненты как вмешательство в деятельность СМИ государства, коррумпированность судебно-правовой системы являются, в свою очередь, имиджевыми константами, которые не зависимо от целей конструирования актуального на тот или иной момент времени политического имиджа РФ транслируются лидерам мнений.

  6. Политический имидж первых лиц РФ конструируется печатными СМИ США, исходя из потребности мобилизации части американского общества для реализации политических/геополитических устремлений, властных и экономических установок тех или иных политических групп, отвлечения части американского сообщества от внутриполитических проблем. Политический имидж В.В. Путина в печатных средствах массовой информации США наделяется негативными характеристиками с целью персонификации образа потенциального противника. Формируемый в печатных СМИ США политический имидж Д.А. Медведева, выступает в качестве контраста имиджу В.В. Путина с целью усиления негативной характеристики последнего.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют теоретические знания о месте и роли имиджа в политическом процессе, а также о процессе формирования и трансформации имиджа государства как важнейшего политического института. Теоретическая значимость заключается в приращении нового знания о месте печатных СМИ в конструировании политического имиджа современного государства, в уточнении ряда научных понятий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты анализа оценочно-смыслового содержания в печатных СМИ США могут быть использованы в выстраивании эффективных стратегий политических коммуникаций в процессе взаимодействия с политическими акторами, ключевыми для политического курса Российской Федерации, продвижению политического имиджа страны и минимизации его негативных характеристик. Результаты исследования могут быть использованы государственными структурами и общественными организациями для анализа прогнозного фона и составления прогнозных сценариев политического развития.

Помимо этого диссертационное исследование содержит богатый фактический и теоретический материал и может быть использовано в учебном процессе при разработке и чтении базовых и специальных курсов, в проведении семинарских занятий и подготовке учебных материалов и программ по политологии, коммуникативистике, сравнительной политологии и политическому маркетингу.
  1   2

Похожие:

Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconФормирование политического имиджа государственной власти современной россии в электронных средствах массовой информации

Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconКнига 3 имидж политического лидера
Секреты создания политического имиджа Методика изучения имиджа и его коррекция Современный и несовременный имидж
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconМетодические рекомендации по ведению адвокатского производства рекомендации адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации
Рекомендации адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconВторой год трехлетнего бакалавра; четвертый год четырехлетнего бакалавриата
Этот предмет критически подходит к изучению производства и потребления средств массовой информации, с особым акцентом на роли сми...
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconКонструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты
Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconСравнительный анализ роли сми в политическом процессе россии и США (1991-2008 гг.)
Охватывают период с 1991 по 2008 гг. Именно в этот период, после распада Советского Союза, в России происходит процесс формирования...
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconЛитература к курсу «Теория и практика массовой информации»
Галкин С. И. Техника и технология сми: Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2005
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconРоль школьной библиотеки в медиаобразовании
Свою роль в медиаобразовании (обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации),...
Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США iconФормирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе

Конструирование политического имиджа россии современными печатными средствами массовой информации США icon2. Формирование имиджа властных структур: задачи и проблемы
Выдержки из темы11 «Формирование имиджа политического лидера и властных структур»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница