Полотенце в традиционной культуре




Скачать 188.58 Kb.
НазваниеПолотенце в традиционной культуре
Дата14.02.2013
Размер188.58 Kb.
ТипДокументы
II районные краеведческие чтения, посвящённые 160-летию Самарской губернии


СЕКЦИЯ «Этнография»


Полотенце в традиционной культуре


Автор: Щербакова Ирина,

учащаяся 7 класса

муниципальное общеобразовательное учреждение

Сиделькинская средняя общеобразовательная школа


Научный руководитель: Калмыкова О.Н.,

учитель русского языка и литературы


Девлезеркино, 2011 г.


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….......3-4


Основная часть

1. Сущность полотенца в традиционной культуре………………………………….5-6

2.Ритуальные особенности полотенца………………………………………………...6-7

3.История вышивки и орнамента полотенца………………………………………….7-8

4.Мотив цветочной вышивки на полотенцах………………………………………...9-11

5. Функционально-смысловая нагрузка вышивки на полотенцах………………...11-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….....14


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..15


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….16


Введение

Актуальность проблемы. В традиционной культуре русского и мордовского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (икона, свеча, обручальное кольцо, подкова). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников. Оно представляет собой интересную разновидность памятников истории и культуры русского народа, обильный и надежный исторический источник познания духовного содержания, как отдельного человека, так и общества в целом. В нем отражается экономическая жизнь народа, история его развития, социальные различия, национальная специфика, семейный уклад, особенности быта и нормы поведения. Невидимые прочные нити связывают его и с духовной жизнью этноса. Исходя из всего этого можно с уверенностью утверждать, что данная тема актуальна и необходима для изучения традиционной культуры мордвы и русских.


Объектом исследования является полотенце как предмет быта в традиционной культуре мордвы и русских.


Предмет исследования - роль полотенца в традиционной культуре изучаемых народов.


Степень научной разработанности проблемы. К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетических возможностей обращались известные ученые -путешественники, историки, этнографы, искусствоведы.

Карамзин Н.М. в «Истории государства Российского» писал, что у русских, задолго до христианства, существовал обычай: «Славяне в России также молились деревьям, особенно же дупловатым, обвязывая их ветви убрусцами или платками», и при этом приводит слова летописи: «В рукописном «Житии Муромского князя Константина»: «Дуплинам древяным ветви-убрусцем обвешивающе, и сим покланяющеся» (М., 1830: 107).

Одной из первых попыток в XIX веке обобщить различные сведения о русском народе можно считать работы И. М. Снегирева, который описал русские простонародные праздники и суеверные обряды (М., 1839).

На региональном уровне вопросами исследования культуры и быта народов Среднего Поволжья занимались Н.И. Гаген-Торн, Е.П. Бусыгини др. В монографии Н.И. Гаген-Торн «Женская одежда народов Поволжья» (М., 1960), и в статье «Обрядовые полотенца у народностей Поволжья» (М., 2000) кратко описывается использование полотенца в общественных и семейных обрядах.

Отрадно отметить, что эти историко-этнографические исследования материальной культуры посвящены не только русскому народу, но и другим народам Среднего Поволжья, включая мордву, поэтому некоторые элементы культуры, включая и полотенце, схожи между собой. Это явилось ни чем иным как результатом длительного проживания по соседству и общения между собой народов Среднего Поволжья.

Методика исследования. Для изучения использования ритуального полотенца в традиционной культуре мордвы и русских применялся сравнительно-исторический метод, (описание, сопоставление, сравнение). Кроме того, опросы, анкетирование, непосредственное наблюдение.


Целью нашего исследования является изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре мордвы и русских, а также попытаться выявить и показать через знакомый каждому человеку обычный предмет обихода – полотенце нравственное, эстетическое, философское начало народной жизни, раскрыть содержание этого образа для современников.


В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность полотенца в традиционной культуре мордвы и русских;

2. Выявить ритуальные особенности полотенца;

3. Определить историю вышивки и орнамента полотенца;

4. Проанализировать мотив цветочной вышивки на полотенцах;

5. Выявить функционально-смысловую нагрузку вышивки на полотенцах.


Основная часть

1.Сущность полотенца в традиционной культуре.

«Полотенце - полотнище белой льняной ткани длиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45 см», (12, с. 239). Оно является древнейшим атрибутом жизни восточных славян и часто становится музейным экспонатом Мы обратили внимание на полотенца, хранящиеся у наших односельчан, и постарались зафиксировать случаи их использования в семейно - бытовой обрядности. .Полотенце… Рушник…В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду - рухо, рухлядь. Они несут семантику нарушения целостности сотканного полотна. Многим пишущим известен "страх перед чистым листом бумаги", его жалко портить, то же испытывали наши предки, когда рвали с таким трудом созданную ткань.
Возникает вопрос: почему же рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. В период неолита (новый каменный век) одежду кроили, сделав надрез острым камнем, ракушкой или щепкой, и далее рвали ткань руками. До сих пор именно этим способом работают с тонким ситцем некоторые продавцы и портные. Ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления приложенного усилия.
Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук . Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике - куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица - одним рукотёрником вытираться - на том свете разодраться. Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников - ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.
Настоящий же рушник при ширине около 35 - 40 см. (в зависимости от кросна) имеет длину 3 - 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.


Впрочем, дальнее родство со словом рука возможно. Анализ семантического поля всех русских слов с корнем "руш", "рух" наводит на мысль, что первоначальный смысл был приблизительно таков: нарушение, изменение любой ситуации или предмета путем решительных действий преимущественно руками:
Отрушить сукна - отрезать;
В средневековых описях наследства зажиточных граждан встречается выражение " мягкая рухлядь", что переводится как "меха". Но это не просто шкурки, но ещё и изделия из них: шубы, плащи, одеяла. Уточнение " мягкая" предполагает, что была и твёрдая рухлядь - вероятно, предметы домашнего обихода, которые вместе с мягкой рухлядью составляли движимое имущество.
В этом смысле рушник - изделие, сделанное руками тоже в своём роде "мягкая рухлядь".
Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" назвал русскую вышивку, в том числе и на рушниках "сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов", "полотняным фольклором", драгоценным для нас сохранением глубинной архаики .
2. Ритуальные особенности полотенца.

Рушник - единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока - любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей. В.В. Стасов отмечал: «...полотенца служат для украшения изб по праздникам и тут, развешанные рядами на веревочках, тянущихся по стенам, являются чем-то вроде наивной первобытной галереи русского крестьянина (М., 1894: 67-69). Он же, анализируя орнаменты полотенец, говорит, что «Ширинка - небольшой кусок холстины, вышитый по концам, вешается через плечо дружке на свадьбе, иногда носится в виде кушака или же, будучи малого размера, затыкается вместо платка за кушак» (М., 1894:88). А в книге «Русская крестьянская одежда в XIX - начала XX в.» (М., 1967), дано описание, употребления в головном уборе русских женщин короткого украшенного полотенца, которым обматывали и придерживали головной убор. Оно входило как составная часть в сложный головной убор с твердым остовом или носилось, в виде вышитого отороченного по нижнему краю черной шерстяной бахромой холщового полотенца, носившего название «убрус», как назывались и старинные русские головные полотенца. В статьях П.Д. Степанова «Головные уборы мордовских замужних женщин» (М., 1928), рассматриваются и характеризуются разнообразные виды головных уборов мордовских женщин и их орнамент, в число которых входит полотенце.

Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берёзки, обетные, придорожные и намогильные кресты". (М. "Советская Россия"1990.С. 7-8).

Замечательно описаны способы применения рушников в книге "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке": "Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин
лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
В красивом рушнике отправляла в дар будущей свекрови специальный хлеб невеста - сговорёнка. Нарядными рушниками, богато расшитыми «петухами», «павлинами», цветами, «вазонами», убирали дом. Рушниками украшали дуги лошадей, на которых везли молодых в церковь венчаться. На рушник становились новобрачные при совершении обряда венчания. Родители молодых благословляли иконой, окаймленной рушником, встречали хлебом - солью на рушнике. К свадебному столу всё на полотенцах подавали, вышитых невестой с подругами. А стол накрывали столешницей-скатертью из двух полотенец, расшитых красными узорами, украшенных кружевами, соединенных кружевной мережкой, символизирующих объединение мужа и жены в семью. Считалось, что одно полотенце мужнино, другое жены. И если случалась беда: кто-то из них умирал, её надвое разрывали и одну половину в гроб клали умершему. Из всех семейных обрядов именно похоронный меньше всего подвергся изменениям. Похоронный обряд - это переход через безвременье, благодаря которому совершается уход из жизни и вновь приход в неё в другой сущности. Любой мёртвый человек воспринимался как носитель смертного начала, опасного для всех окружающих. Поэтому смерть человека, проводы его из одного мира в другой были обставлены похоронными ритуалами и обрядами, в которых постоянно используются полотенца. Когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём " отдыхает" душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы " пришедшие" умершие родители по нему вошли в дом. В день смерти рушник за окно вывешивали в доме, где кто-то умер. Полотенцами закрывали зеркала, покрывали рамы с фотографиями, божницу, вывешивали в простенках между окнами. На окно стелили рушник, на него ставили канун: определённый набор продуктов и свечку. Читалке – место на столе устилается рушником под церковные книги, иконку, тоже с рушником, свечу в подсвечнике, хлеб, мёд и прочее. Покойнику вешается на левую руку в гробу утиральник - полотенце. После выноса покойника из дома застилается лавка или табуретка (место «души» покойника) и стоит 40 дней. Обычай «замещения места» покойного рушником служит препятствием возвращения покойника. Существовала раньше традиция дарения рушников «под шею» всем мужчинам-родственникам, пришедшим на похороны проводить покойного в последний путь Из суеверных соображений старались не переносить гроб на руках, для этого повсеместно у нас используются длинные полотенца, «концы» для выноса гроба и опускания его в могилу. При выносе покойника из дома в прошлом «…человеку, который первым встретил похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завёрнутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы «первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего хлеб» (11, с. 84). После похорон рушник вешают на могильный крест на кладбище . «Окно в иной мир» - в него превращалось окно дома на сороковины -поминки на 40-й день. За окно выпускается один конец рушника, другой оставался в доме на лавке. Это символизирует дорогу для души умершего. На 40 дней выносят табуретку, устеленную рушником на улицу, провожать «душу». На ней: кисель, печенье, просвирка, свечка, иконка. Родные отходят от неё по дороге в сторону кладбища и проводят обряд прощания с покойным: становятся на колени, просят прощения у покойного, причитают, проводят перекрывание дороги рушником, чтобы покойник не возвращался.

3.История вышивки и орнамента полотенца.

Вышивка – популярный и любимый в народе вид рукоделия. Вышивкой занимались как крестьянки, так и знатные, богатые женщины. Имея деревянные пяльцы, иголку, нитки, женщины, покрывая их красивыми узорами, превращали холсты в неповторимые произведения искусства, которые радовали глаз. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было иметь, чтобы создавать такую красоту. Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы. Помимо своей основной функции полотенце выполняло и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя всё тёмное, враждебное, злое. Для этого его следовало соответствующим образом подготовить -сообщить ему необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом ( заговором, приговором) или каким-либо знаком, рисунком, а чаще всего их сочетанием. Именно отсюда берет начало народный орнамент.«Как много может рассказать учёным один конец полотенца! Ведь орнамент, украшающий его, это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме».

Вот что говорил об орнаменте Сергей Есенин: «Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой –то одной вечной песни перед Мирозданием. Его образы и фигурки какое – то непосредственное богослужение, живущим во всякий час и на всяком месте.»

 Благополучие семьи зависело от урожая,  а следовательно от земли. Пашня изображалась в вышивке ромбами, квадратами. Плодородная засеянная земля – ромбами и квадратами с точкой посередине. Землю называют в песнях матерью. Мать – сырая земля заботилась о своих детях – людях, кормила и поила их.

Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет – символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца.

Цвет красный –  это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.

 Черный– цвет земли, пашни, ночи, покоя.

Зелёный – использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.

  Жёлтый – цвет разлуки.

Рушник является показателем трудолюбия и художественного вкуса хозяйки дома. Присмотримся к нему поближе.


      Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Русский орнамент представляет сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов- это геометрические и сюжетные композиции. Видна связь орнамента с верованиями. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов. Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чуваш, в мордовской (эрзянской) вышивке.      

Многие считают, что
геометрический орнамент древнее растительного. Это не так. Самые древние наскальные рисунки реалистичны. Геометрический орнамент знаком местному населению. Рубахи, мужские и женские украшены только им. Следовательно, можно предположить, что цветы на рушниках- отличительная особенность.
А вот что свидетельствует академик Рыбаков: "Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца". Подобные отголоски язычества прослеживаются на территории Челно-Вершинского района. У святого источника до сего времени существует часовенка и молильный крест-голубец, украшаемый полотенцами и цветными лентами.(См.приложение)
"В начале XIX века жив был обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого - начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться. Вышивки в целом, и рушники в частности, имеют разнообразное, но вполне обозримое количество сюжетов. И если их смысл понимался, логично предположить, что на каждом обряде использовался свой, определённый сюжет. (См.приложение)
• На полотенцах с бранным ткачеством чаще подносили хлеб-соль.
• Для икон были особые, именные и молённые, с инициалами святых и молитвами.
• Рушники с крупными маками чаще использовались в свадебном обряде.
• Но все они могли заменять друг друга и просто украшать интерьер дома.
4. Мотив цветочной вышивки на полотенцах.

На индийской свадьбе на жениха, невесту, гостей и до сего времени надевают гирлянды из цветов . Цветы своим ярким цветом и сильным запахом являются оберегом от враждебных сил. В культуре русского и мордовского народов на жениха одевался рушник с маками. Но аналогичные способы оформления участников торжеств в индийских и славянских культурах позволяют вывести равенство: гирлянда= рушник. В нашем климате даже в период цветения невозможно обильно украситься цветами (будучи сорванными, многие быстро вянут), но наши предки нашли способ сохранить традицию - стали вышивать невянущие гирлянды. (См.приложение)
Исследователь традиции русской народной вышивки И. Л. Симакова отмечает, что узор, составленный из мотивов цветов в вазонах пришёл на Русь много веков назад с привозными тканями- парчой и бархатом . Почему же народное творчество выделило и закрепило именно этот мотив?
Это связано с широким использованием мака в русской и мордовской повседневной жизни традиции. Поэтому и считалось, что полотенце с вышитыми маками – своеобразный оберег для человека, обладающий волшебной силой.
Полотенце с маками также защищало от потусторонних сил, а в жизни варианты использования мака как оберега от ходячего покойника различны Считалось, что покойник начнёт брать мак по зёрнышку и до утра собрать не успеет, а с первыми петухами он обязан вернуться в могилу. Оберегом считался самосейный мак, то есть дикий.

.

В восточнославянской мифологии сохранились сведения о верховном женском божестве, олицетворяемом с образом Матери - сырой земли, т.е. земли в единстве с водой, плодородием, женским домашним хозяйством - Макоши (в переводе «мокрая», «прядущая»). Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев, обрядов. Но в первую очередь, Макошь - божество-пряха, её, по народным поверьям, представляли женщиной с длинными руками, большой головой и с распущенными волосами, считали, что от неё зависят судьбы обитателей дома.

С ХII-ХIII вв. христианская Параскева-Пятница пришла на смену могущественной богине судьбы и плодородия - Макоши, которая прядёт нить жизни, поэтому она тоже считается покровительницей прядильщиц. Женская фигура с поднятыми вверх руками, символизирующая Богиню, дарующую живительную влагу и предвещающая счастливую девичью судьбу вышивалась на рушниках ещё совсем недавно.

Можно считать мак, вышиваемый на полотенцах, цветком Макоши. И это не единственное божество славянского пантеона, имеющее цветок-символ. К Перуну-громовержцу, кроме дуба, имеет отношение ирис, называемый в некоторых славянских языках перуникой. Таким образом, на полотенцах встречается не только мак, символизирующицй оберег, но и ирис- символ крепости .
5. Функционально-смысловая нагрузка вышивки на полотенцах.

Нелегка женская доля. За день старательная мастерица-пряха на самопрялке могла навить 200-300 метров нити. На одно же полотенце уходит около полторы тысячи метров нити. А холст ещё и выткать надо. Самое большое количество холста уходило на изготовление полотенец. Существовали также полотенца, которые просвящались святым. Например, рушник, вышитый специально для иконы святой Анны. Его композиция обычно повторяет композицию рушника с маками. В центре крупная виноградная ветвь с листьями и ягодами (тоже используемые для приготовления опьяняющего напитка), а наверху две буквы: "А" и "Л". Это инициалы святой Анны и Елизаветы (Лизаветы в народном произношении), первая является матерью Марии, вторая матерью Иоанна Предтечи.



В советское время чаще стали встречаться составные полотенца. Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи. Верхняя основная часть рушника украшалась рядами фигур и знаков, птиц. .

Петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки обычно занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту..
Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд»- это женские фигуры- три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.

Вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое, что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле , колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике -василёк, следовательно, колосья изображают рожь . Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён .Вся композиция в целом представляет собой языческую Вселенную. На земле человек занимается земледелием. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.
Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе.

Заключение, выводы

Анализируя собранные материалы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Полотенце сохраняет свою повседневную утилитарную функцию как бытовой предмет, в праздники выполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовую роль как ритуальный предмет особой важности.

  2. Наряду с христианскими традициями в обрядах сохранились отголоски языческих верований во враждебное противостояние своего и чужого, мира живых и мира мёртвых, которые проявляются в действиях, совершаемых с полотенцами: они выполняют функцию жертвенного приношения - «дара», с целью умилостивить враждебную сторону или оберега – защиты от вредоносного влияния потусторонних сил.

  3. Полотенца воспринимаются как связующее звено между миром живых и загробным миром или олицетворяются с «душами предков», могущими повлиять на земную жизнь своих потомков. В настоящее время никто не занимается домашним ткачеством. Запасы холста, наготовленные предыдущими поколениями, постепенно утрачиваются.

  4. Полотенце, представленное многообразием видов и прошедшее длительный путь эволюции, занимает существенное место в быту мордовского и русского народов.

  5. Мордовская и русская вышивка на полотенцах помимо того, что выполняет эстетическую функцию, заключает в себе магическое предназначение.



В заключение хочется отметить, что ритуальное полотенце в семейных, общественных обрядах и праздниках мордвы и русских является не только необходимым атрибутом, но и несет в себе своеобразную обрядовую нагрузку. Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы в глубокой древности. Каждая линия, каждый знак были наполнены определенным смыслом и являлись одним из средств общения. В последствии в ходе семантической трансформации узоры стали оцениваться в большей мере с эстетической точки зрения.

Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. В вышивках нет ничего случайного. Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство.
Вышивки иллюстрировали устное народное творчество.

Ритуальные действия, праздники требовали создания приподнятого настроя, который достигался не только возбуждающими напитками, но и красивым оформлением. Сегодня для этих целей в городах используют воздушные шарики и букеты цветов, а в старину повсеместно, как и сейчас в деревнях эти функции выполняли рушники с изображениями цветов, листьев и плодов.


Литература:


1. Гаген-Торн Н.И.«Женская одежда народов Поволжья» (М., 1960),

2. Гаген-Торн Н.И.«Обрядовые полотенца у народностей Поволжья» (М., 2000)

3. "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке": М. "Советская Россия" 1990.С. 7-8.

4. «Житие Муромского князя Константина» (М., 1830: 107).

5. Карамзин Н.М. «Истории государства Российского» , М. Эксмо,2009 г.

6. Русский православный обряд погребения /Сост. П. Кузьменко. - М., 1996.

7. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия

/Авт.- сост. Н. Соснина, И. Шангина.- СПб., 1999.

8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1994.


9. Снегирев И.М.«Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (М., 1839).

10. Степанов П.Д. «Головные уборы мордовских замужних женщин».М., 1928 г.

11. Стасов В.В. « Русская крестьянская одежда в 19- начала 20 века», М., 1967 г.






Похожие:

Полотенце в традиционной культуре iconПространственно-временное поведение в традиционной культуре народов Северного Кавказа

Полотенце в традиционной культуре iconФеномен куклы в традиционной и современной культуре (кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма)

Полотенце в традиционной культуре iconКультурная идентичность российских немцев-лютеран в условиях глобализации (на материалах красноярского края)
Традиционной культуре
Полотенце в традиционной культуре iconПрограмма вступительных испытаний
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семан­тический анализ восточно-славянских обрядов. Спб., 1993
Полотенце в традиционной культуре iconИкона в традиционной русской культуре
Работа выполнена на кафедре философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического...
Полотенце в традиционной культуре iconПрограмма учебной дисциплины
Сибири, об их традиционной культуре и ее трансформациях в ХХ – XXI вв., а также научить применять полученные знания в процессе теоретической...
Полотенце в традиционной культуре iconМузыка и устнопоэтическое слово в традиционной культуре гэлов шотландии
Диссертация выполнена на кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения...
Полотенце в традиционной культуре iconКонкурс проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры»
«Школа традиционной народной культуры» с целью организации деятельности обучающихся по изучению традиционной культуры, активизации...
Полотенце в традиционной культуре iconГипертекстовые и мультимедийные проекты по традиционной культуре коми
Вместе с тем, для максимального расширения круга пользователей, предусмотрена возможность текстовой версии (так же предназначенной...
Полотенце в традиционной культуре iconВыходные данные оглавление
Автор этой книги привлекает внимание читателя к традиционной ведийской культуре. Он стремится определить ее настоящее значение для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница