Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения




Скачать 134.8 Kb.
НазваниеМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Дата14.02.2013
Размер134.8 Kb.
ТипМетодические указания



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный аграрный университет»


Кафедра информационных систем и технологий


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ


Методические указания

к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы

для студентов заочной формы обучения


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 4

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 4

3. методические указания к 6

выполнению КУРСОВОЙ работы 6

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 7

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ 9

КУРСОВОЙ РАБОТЫ 9

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по основам архитектуры и функционирования информационных систем. Студенты знакомятся со свойствами сложных систем, системным подходом к их изучению, понятиями управления такими системам, принципами построения информационных систем, их классификацией, архитектурой, составом функциональных и обеспечивающих подсистем. Изучают на практике виды информационных систем.

Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой поставленной целью.


1.2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов

Общая направленность дисциплины «Информационные системы в экономике» состоит в обеспечении специальной подготовки студентов на уровне требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению Экономика.

Дисциплина «Информационные системы в экономике» входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин, призванных обеспечить основу всесторонней подготовки будущего специалиста.


1.3. Связь дисциплины с другими науками

Дисциплина «Информационные системы в экономике» в системе подготовки взаимосвязана с дисциплинами «Информатика и программирование», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Теория систем и системный анализ», «Базы данных».

Принципиальные связи между темами строятся на основе использования в последующих темах ранее изученных материалов.

1.4. Требования к знаниям и умениям специалиста

При изучении дисциплины «Информационные системы в экономике» студенты получают знания:

  • о критериях классификации информационных систем (ИС);

  • об основных процессах преобразования информации;

  • о системах и сетях информационного обмена:

  • о документальных и фактографических системах и их разновидностях;

  • о предметно-ориентированные ИС специального назначения;

  • об интегрированных (корпоративных) информационных системах.

В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести практические навыки настройки ИС с учетом специфики предметной области и использования функциональных и обеспечивающих подсистем.


1.5. Контроль знаний студентов

По дисциплине предусматриваются следующие виды контроля: зачет с оценкой.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Изучать дисциплину «Информационные системы в экономике» необходимо в соответствии с рабочей программой дисциплины, извлечение из которой приведено в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Принцип построения учебной программы дисциплины предусматривает изучение вопросов от общих к частным. Освоение дисциплины начинается с определения основных понятий информационных систем, их классификации.

Рассматриваются основные процессы преобразования информации, системы информационного обмена, понятие информационной системы, классификация информационных систем.

Информационный обмен – это процесс, в который вовлечены отправитель и получатель, соединенные надежным каналом связи.

Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность информации, программных и технических средств, персонала, информационных технологий и менеджмента для решения определенного перечня функциональных задач с целью информационной поддержки пользователей.

Информационные системы классифицируются по структуре информации, уровню и сфере применения, виду деятельности и т.д.

Далее, излагаются состав и структура информационных систем, методы и приемы управления экономическими объектами с использованием новых информационных технологий.

Затем рассматриваются документальные и фактографические информационные системы и предметно-ориентированные ИС специального назначения. Особое внимание уделяется интегрированным (корпоративным) информационным системам, требования к ним, оценка их качества, анализ рынка. Наконец, изучаются открытие информационные системы и защита информации в экономических информационных системах.

В процессе изучения дисциплины основные понятия информационных систем должны уточняться и расширяться. Основные теоретические положения должны использоваться в процессе рассмотрения конкретных примеров применения информационных систем на практике.

Работу с источниками следует начинать с учебной литературы и монографий, посвященных основной тематике –информационным системам, в порядке возрастания года издания. При применении для отбора материалов автоматических информационно-поисковых систем в качестве ключевых слов следует использовать основную терминологию по мере ее освоения.

Результаты изучения дисциплины следует изложить в двух документах: списке терминов или глоссарии и конспекте.

В списке терминов даются их определения. Пример такого списка дан выше. Списки терминов могут составляться по темам.

В конспекте дается более полное изложение вопросов по темам с иллюстративными примерами.

Для подбора необходимой учебной, научной, методической и нормативно-справочной литературы по дисциплине следует воспользоваться автоматизированной библиотечной поисковой системой университета.

Начинать работу с литературой надо с изучения одного из основных учебников, рекомендованных в списке литературы (см. п. 6). Разделы для изучения выбираются из учебника в соответствии с рабочей программой (приложение 1). В тексте учебника должны быть выделены основные понятия, пояснения к которым можно найти в справочниках и словарях.


3. методические указания к

выполнению КУРСОВОЙ работы


Целью выполнения курсовой работы является закрепление студентами теоретических знаний в области архитектуры и функционирования информационных систем.

Курсовая работа включает в себя:

  • выполнение курсовой работы;

  • ответы на контрольные вопросы для проверки знаний по дисциплине;

  • ознакомление с рекомендуемой литературой;

  • работу в Internet.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

  • введение;

  • основное содержание;

  • заключение;

  • список литературы.

Во введении указывается цель подготовки работы, место рассматриваемой темы в структуре дисциплины, раскрываются основные понятия и терминология.

Основное содержание подготавливается на основании изучения основной и дополнительной литературы, включая учебники и учебные пособия, журнальные и газетные статьи и электронные публикации. В тексте должны быть приведены ссылки на используемую литературу в соответствии с библиографическими требованиями.

Заключение содержит основные выводы (резюме) по теме.

Список литературы должен содержать не менее 10 наименований современной литературы за последние пять лет и должен быть оформлен в соответствии с действующими правилами библиографического описания (ГОСТ 7.1-84).

Выбор варианта контрольной работы осуществляется по таблице. Ключом выбора являются две последние цифры номера зачетной книжки студента (без учета цифр года поступления).


Таблица выбора варианта курсовой работы

Две последние цифры зачетной

книжки

Тема

реферата




Две последние цифры зачетной

книжки

Тема

реферата

00 30 60 90

5




15 45 75

3

01 31 61 91

19




16 46 76

9

02 32 62 92

25




17 47 77

20

03 33 63 93

1




18 48 78

26

04 34 64 94

16




19 49 79

6

05 35 65 95

27




20 50 80

11

06 36 66 96

13




21 51 81

2

07 37 67 97

28




22 52 82

18

08 38 68 98

4




23 53 83

7

09 39 69 99

22




24 54 84

30

10 40 70

8




25 55 85

17

11 41 71

15




26 56 86

24

12 42 72

23




27 57 87

10

13 43 73

12




28 58 88

21

14 44 74

29




29 59 89

14



4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ


Перечень теоретических вопросов

  1. Понятие об информации и информационных ресурсах.

  2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере.

  3. Основные процессы преобразования информации.

  4. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности.

  5. Системы и сети информационного обмена.

  6. Информационная система: определение, назначение, задачи и функции ИС.

  7. Классификация информационных систем с использованием основных критериев.

  8. Информационные системы как основа автоматизированных систем управления (АСУ).

  9. Состав и структура ИС. Декомпозиция ИС на составные части.

  10. Обеспечивающие подсистемы ИС

  11. Информационное обеспечение ИС.

  12. Программное и техническое обеспечение ИС.

  13. Функциональные подсистемы ИС. Критерии декомпозиции функциональной части ИС.

  14. Документальные информационные системы

  15. Структура и логико-семантический аппарат ИПС: информационно-поисковый язык, система индексирования, критерии смыслового соответствия.

  16. Справочные предметные системы.

  17. Критерии оценки документальных систем (семантические: релевантность, пертинентность; технические: скорость поиска, сложность, экономичность и т.п.).

  18. Фактографические информационные системы. Программные средства реализации фактографических ИС.

  19. Виды фактографических ИС: системы обработки данных (СОД), банки (хранилища) данных (БД).

  20. ИС бухгалтерского учета.

  21. Банковские ИС.

  22. Маркетингово-мониторинговые системы фондового рынка.

  23. Интегрированные (корпоративные) информационные системы. Требования к корпоративным информационным системам.

  24. Интеграция функциональной части информационных систем. Особенности решения сквозных задач.

  25. Специфика обеспечивающей части интегрированных информационных систем.

  26. Оценка качества корпоративных информационных систем.

  27. Анализ рынка интегрированных (корпоративных) систем.

  28. Использование программных продуктов класса Workflow.

  29. Открытые информационные системы.

  30. Защита информации в экономических информационных системах.



5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа оформляется в виде реферата в соответствии со структурой, приведенной в пункте 4. Объем реферата должен составлять 15-20 страниц.

Оформление курсовой работы должно соответствовать следующим требованиям:

  • титульный лист оформляется в соответствии с образцом, представленном в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

  • контрольные работы подготавливаются в текстовом редакторе Microsoft Word;

  • для набора основного текста необходимо создать соответствующий стиль и включить автоматический перенос слов. Стиль оформления основного текста должен содержать следующие установки:

  • шрифт – кегль 14, гарнитура «Times New Roman»;

  • межстрочный интервал – 1,5;

  • абзацный отступ – 1,25 см;

  • выравнивание – по ширине;

  • перенос автоматический «Сервис – Язык – Расстановка переносов»;

  • нумерация страниц располагается внизу по центру страницы;

  • поля: верхнее – 2,5 см; нижнее – 2,5 см; левое – 2,5 см; правое – 2,5 см;

  • формат страницы – А4 (210x297 мм).

  • таблицы необходимо оформлять с использованием табличного редактора, ширина таблицы не должна превышать ширину полосы текста. Размер кегля текста внутри таблиц 12 пт, минимальный размер кегля внутри таблицы (только при необходимости) – 10. Текст головки (шапки) таблицы набирают без сокращений слов;

  • при построении рисунков, графиков, диаграмм, блок-схем использовать только встроенные приложения WORD. Рисунки и блок-схемы необходимо выполнять, используя опции «Вставка – Рисунок – Создать рисунок». Рисунки должны быть сгруппированы. Надписи на рисунке выполняются шрифтом 12-го кегля. Все внутририсуночные тексты и буквенные обозначения должны располагаться в «рамках текста»;

  • формулы должны быть набраны в редакторе формул. Формулы располагать по центру текста, нумерация формул должна быть выровнена и прибита к правому краю. Перед их набором необходимо произвести настройку редактора формул (или проверить существующие установки). Для этого необходимо войти в редактор формул, открыть опцию «Размер», выбрать строку «Определить». В открывшемся списке установить:

обычный – 16;

крупный индекс – 11;

мелкий индекс – 9;

крупный символ – 18;

мелкий символ – 14.

  • каждый литературный источник должен содержать следующие реквизиты: фамилия и инициалы автора, наименование работы, место издания, издательство, год издания, страницы. В начале списка располагаются законодательные и нормативные документы и акты. Они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости в порядке обратной хронологии. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия;

  • представляются на бумажном и машинном носителях.



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  1. Балдин К.В. Информационные системы в экономике: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. – 394 с.

  2. Брусакова И.А. Информационные системы и технологии в экономике \ И.А. Брусакова, В.Д. Чертовской. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 275 с.

  3. Уткин В.Б. Информационные системы в экономик: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 283 с.

Дополнительная литература

  1. Голицына О.Л. Информационные системы: Учебное пособие/ О.Л.Голицына, Н.В.Максимов, И.И.Попов.- М.: ФОРУМ, 2009.- 496 с.

  2. Информационные системы в экономике: Практикум/ Под общ. ред. П.В.Акинина.- М.: Кнорус, 2008.- 256 с.

  3. Информационные системы в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 463 с.

  4. Информационные системы в экономике: Учебное пособие/ Под ред. А.Н.Романова, Б.Е.Одинцова.- 2-е изд., доп. и перераб..- М.: Вузовский учебник, 2010.- 410 с.

  5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник/ СПбГУЭФ; Под ред. В.В.Трофимова.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, 2009.- 521 с.

  6. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник.- 3-е изд., стер..- М.: Омега-Л, 2010.- 462 с.

  7. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: Учебное пособие.- СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 528 с.

  8. Федорова Г.Н. Информационные системы: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 208 с.

  9. Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс]: Электронный учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 1 электронный оптический диск (CD-ROM)

Интернет-ресурсы

  1. http://www.1c.ru – сайт фирмы «1С»;

  2. http://www.andproject.ru – сайт компании «АНД ПРОДЖЕКТ»

  3. http://www.citforum.ru/ - сайт on-line библиотеки свободно доступных материалов по информационным технологиям;

  4. http://www.corposystem.ru – сайт компании «Информационные системы»;

  5. http://www.galaktika.ru/ - сайт корпорации «Галактика»;

  6. http://www.google.ru/ - сайт поисковой системы Google;

  7. http://www.intuit.ru/ - сайт Интернет-Университет информационных технологий;

  8. http://www.korusconsulting.ru/ - сайт компании «Корус Консалтинг»

  9. http://www.microsoft.com/Rus/dynamics/ax/overview.mspx - Сайт Microsoft Dinamycs AX;

  10. http://www.osp.ru/ - сайт издательство «Открытые системы»;

  11. http://www.ripn.net- Российский Институт Общественных Сетей;

  12. http://www.ru/ - сайт русскоязычная информационная система;

  13. http://www.yandex.ru/ - сайт поисковой системы Яндекс.



Похожие:

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы
Методические указания предназначены для изучения дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы», выполнения курсовой...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Общие положения
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению ­контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Общие положения
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Специальность 080502(2) – Экономика и управление на предприятии городского хозяйства
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности Прикладная информатика в экономике 010502. 65 Хабаровск 2007 цели и задачи курса «информационный менеджмент»
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Контрольное задание № Построение третьего вида детали по двум заданным
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Направление подготовки 080100 «Экономика»
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов необходимых теоретических знаний, навыков работы с текстами делового...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ №1, 2, 3 для студентов заочной формы обучения
Приложение Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ №1, 2, 3 для студентов заочной формы обучения
Приложение Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница