Содержание СРС с методическими рекомендациями для студентов (тема, план, контрольные вопросы и пр.). Тема: Общая характеристика обмена веществ. Ферментативный катализ Вопросы для самостоятельной подготовки: Чем различаются процессы обмена веществ в живых организмах и неживых телах? Из каких стадий складываются превращения веществ в ходе ассимиляции и диссимиляции? В чем проявляется взаимосвязь между процессами ассимиляции и диссимиляции? Какие изменения в обмене веществ происходят с возрастом, под влиянием функциональной активности? Какое влияние на обменные процессы может оказывать питание? Каковы основные направления изменений обменных процессов в ходе приспособления организма к меняющимся условиям существования? Какие функции в обмене веществ выполняют структурные компоненты клетки?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биологическое окисление Вопросы для самостоятельной подготовки: Чем отличаются процессы биологического окисления от окисления, происходящего вне организма? Какие типы окислительных реакций происходят в живых организмах? В чем заключается отличие реакций аэробного окисления от анаэробного? Какие промежуточные переносчики обеспечивают транспортировку протонов и электронов от окисляемого вещества на кислород? Каковы особенности молекулярного строения пиридиновых и флавиновых дегидрогеназ, цитохромов, каталазы? Какие факторы питания необходимы для синтеза этих ферментов? Какую роль играет кислород в процессах биологического окисления? Каков энергетический эффект аэробного биологического окисления? Каковы особенности молекулярного строения аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и какова ее роль в живых организмах? Как осуществляется накопление энергии, освобождающейся в ходе биологического окисления, в макроэргических фосфатных связях АТФ? Что понимается под свободным окислением? Какие факторы вызывают разобщение окисления и фосфорилирования?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Обмен углеводов Вопросы для самостоятельной подготовки: Какие углеводы встречаются в важнейших продуктах питания? Какие из них подвергаются пищеварительным превращениям? Какие ферменты осуществляют гидролиз важнейших углеводов пищи? Какие условия необходимы для действия этих ферментов? Каковы пути использования в организме продуктов пищеварения углеводов? Как происходит синтез и распад гликогена в печени? Как регулируются эти процессы? Как осуществляются анаэробные превращения гликогена и глюкозы (гликолиз)? Как осуществляется ресинтез АТФ в ходе гликолиза? Какова энергетическая эффективность гликолиза? Какие превращения происходят в аэробной фазе углеводного обмена? Как превращения цикла трикарбоновых кислот (главного этапа аэробной фазы углеводного обмена) связаны с системой переноса протонов и электронов на кислород и ресинтеза АТФ? Какова энергетическая эффективность аэробного окисления углеводов? Какие химические превращения происходят в процессе устранения образующейся в ходе гликолиза молочной кислоты?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Обмен жиров Вопросы для самостоятельной подготовки: Какие химические превращения совершаются с жирами и липоидами при их расщеплении? Какие при этом образуются промежуточные и конечные продукты пищеварения? Какую роль играют желчные кислоты в процессе пищеварения липидов и всасывания продуктов их пищеварения? Каковы биохимические механизмы этого влияния желчных кислот? Как и где происходит синтез специфических липидов из продуктов пищеварения? Как осуществляется транспорт и депонирование липидов в организме? Какие химические превращения происходят при мобилизации липидов? Как осуществляется регуляция этого процесса? Какие химические превращения происходят при бета-окислении жирных кислот? Какова энергетическая эффективность бета-окисления жирных кислот (на примере любой жирной кислоты)? Какие химические превращения происходят с глицерином, образующимся в процессе мобилизации жиров? Каков химизм синтеза кетоновых тел? В каких условиях происходит усиление синтеза кетоновых тел? Каковы дальнейшие превращения кетоновых тел?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Обмен нуклеиновых кислот Вопросы для самостоятельной подготовки: Какие конечные продукты обмена образуются при распаде азотистых оснований, входящих в состав мононуклеотидов и нуклеиновых кислот? Каковы биохимические механизмы деятельности системы клеточной авторегуляции? Назовите азотистые основания, входящие в состав нуклеотидов? Укажите различия между ДНК и РНК? Охарактеризуйте стадии катаболизма и синтеза. Укажите молекулярные механизмы мутации на уровне генотипа.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Обмен белков Вопросы для самостоятельной подготовки: Какие химические превращения происходят с белками в процессе их пищеварения? Какие ферменты обеспечивают эти превращения и каковы условия их действия? Каковы биохимические механизмы защиты структурных белков пищеварительной системы от самопереваривания? Что понимается под метаболическим фондом аминокислот? Как он формируется и каковы пути его использования? Каковы основные этапы биосинтеза белков в клетках? Какие химические превращения происходят на каждом этапе биосинтеза? Каковы механизмы регуляции синтеза белков? Какие превращения совершаются с аминокислотами в организме (реакции дезаминирования, декарбоксилирования, переаминирования)? Какова роль этих превращений аминокислот в обеспечении жизнедеятельности организма? Как осуществляется временное и постоянное связывание аммиака, образующегося при дезаминировании аминокислот? Как происходит синтез мочевины из аммиака в печени и его устранение из организма?
Тема: Обмен воды и минеральных соединений. Вопросы для самостоятельной подготовки: Каково содержание минеральных веществ в организме и их распределение между различными тканями и органами? Что понимается под макро-, микро- и ультрамикроэлементами? Какова роль в организме человека различных минеральных соединений и образующихся при их диссоциации ионов? Какие факторы влияют на потребность организма человека в минеральных соединениях? Каковы биохимические механизмы регуляции обмена минеральных соединений?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Витамины, биологическая роль, классификация Вопросы для самостоятельной подготовки: Дайте определение понятия «витамины». Как классифицируются витамины? Приведите примеры витаминов разных классов. Какие функции выполняют в организме водорастворимые витамины? Приведите конкретные примеры таких функций водорастворимых витаминов. Каковы функции в организме важнейших жирорастворимых витаминов: А, Д, Е, К? Что понимается под «авитаминозом», «гиповитаминозом», «гипервитаминозом»? Почему недостаток водорастворимых витаминов быстрее приводит к развитию гиповитаминоза, чем недостаток жирорастворимых витаминов?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимия крови и мочи Вопросы для самостоятельной подготовки: Общая характеристика крови. Функции и химический состав плазмы крови. Дайте общую характеристику форменным элементам крови. Механизм действия кислотно-щелочного баланса крови. Общая характеристика строения почки и механизмы образования мочи. Какие гормоны регулируют образование мочи? Назовите основные физико-химические характеристики мочи? Расскажите особенности химического состава мочи после мышечной деятельности?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с. Тема: Биохимия мышц и мышечного сокращения Вопросы для самостоятельной подготовки: Каково содержание воды, белков, липидов, углеводов и минеральных соединений в мышечной ткани? Какие макроэргические соединения содержатся в мышечной ткани, какова их концентрация и локализация? Каково содержание, свойства, структурная организация и роль важнейших белков мышечной ткани: миозина, актина, тропонина, тропомиозина, белков саркоплазмы, белков стромы, белков ядер? Каково молекулярное строение сократительных элементов мышечного волокна - миофибрилл? Какие химические реакции обеспечивают мышечное сокращение? Какие химические превращения происходят при расслаблении мышц? Какова роль АТФ в двухфазной мышечной деятельности?
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Энергетическое обеспечение мышечной деятельности Вопросы для самостоятельной подготовки: Какова скорость расходования АТФ при напряженной мышечной работе? Что понимается под мощностью, емкостью, скоростью развертывания и эффективностью процессов ресинтеза АТФ? Каковы мощность, емкость и скорость развертывания креатинфосфатной реакции и какие биохимические факторы их определяют? Какова роль креатинфосфатной реакции в энергетическом обеспечении мышечной работы? Каковы мощность, емкость, скорость развертывания и эффективность гликолиза и какие биохимические факторы их определяют? Какова роль гликолиза в энергетическом обеспечении мышечной работы? В чем заключается сущность миокиназной реакции и какова ее роль в энергетическом обеспечении мышечной работы? Каковы максимальные мощность, емкость, скорость развертывания и эффективность аэробного ресинтеза АТФ и какие биохимические факторы их определяют? Какова роль аэробного пути ресинтеза АТФ в энергетическом обеспечении мышечной работы? Дайте характеристику энергетического обеспечения упражнений, специфических для избранного Вами вида физкультурно-спортивной деятельности.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимические изменения в организме при работе различного характера Вопросы для самостоятельной подготовки: Что понимается под «срочными», «отставленными» и «кумулятивными» биохимическими изменениями? Почему характер энергетического обеспечения является главным фактором, определяющим направленность и глубину биохимических изменений при работе? Как срочные биохимические изменения зависят от особенностей выполняемой мышечной работы: мощности и продолжительности упражнения, продолжительности пауз отдыха, режима деятельности мышц, количества участвующих в работе мышц и других особенностей? Какие изменения при работе происходят в работающих мышцах, крови, других органах и тканях? Каковы особенности регуляции обмена веществ при мышечной работе? Что лежит в основе классификаций физических упражнений по биохимическим критериям: на зоны относительной мощности, по преимущественной направленности и др.? Каковы особенности биохимических изменений при выполнении упражнений разных зон относительной мощности, в критических условиях мышечной деятельности: на уровне «порога анаэробного обмена», на «критической мощности», на уровне максимальной анаэробной мощности и т.п.? Какие биохимические изменения происходят при выполнении локальной мышечной работы, при работе статического характера? Охарактеризуйте изменения под влиянием работы водно-солевого баланса организма.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимические изменения при утомлении Вопросы для самостоятельной подготовки: Какие биохимические изменения могут привести к наступлению утомления? Какова роль «центральных» и «периферических» биохимических изменений в развитии утомления? В чем проявляется специфичность биохимических изменений, вызывающих утомление при разной мышечной работе? Дайте характеристику биохимических изменений, приводящих к утомлению, при выполнении упражнений, специфических для избранного вами вида физкультурно-спортивной деятельности.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимические превращения в период восстановления после мышечной работы Вопросы для самостоятельной подготовки: Какова направленность биохимических превращений в период восстановления после мышечной работы? Какова последовательность и примерные сроки восстановления различных веществ, распавшихся при работе? Как и в какие сроки происходит устранение после работы конечных и промежуточных продуктов обмена? Что называется кислородным долгом? Какие биохимические превращения лежат в основе его образования и «оплаты»? Дайте биохимическое обоснование факторов, ускоряющих восстановительные процессы? Что такое суперкомпенсация? Каковы причины и условия ее возникновения? Охарактеризуйте средства и методы, которые могут быть использованы для ускорения восстановления после выполнения упражнений, специфических для избранного Вами вида физкультурно-спортивной деятельности и дайте им обоснование.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимические основы двигательных качеств Вопросы для самостоятельной подготовки: Охарактеризуйте биохимические и структурные особенности мышечных волокон разных типов. Какое значение имеет соотношение мышечных волокон разных типов для проявления силы, быстроты и выносливости? В чем заключается взаимосвязь между биохимическими процессами, лежащими в основе проявления мышечной силы и скоростных качеств? Ионы каких металлов и какую роль играют в этих процессах? Как влияют структурные особенности, длина и количество саркомеров на проявление силы и быстроты? Какие кумулятивные биохимические изменения происходят в мышечных и нервных волокнах под влиянием тренировки, направленной преимущественно на увеличение максимальной мышечной силы? Какие срочные и кумулятивные биохимические эффекты характеризуют упражнения, направленные на увеличение мышечной массы? Какова роль механизмов энергообеспечения в проявлении выносливости? Какие биохимические особенности организма определяют проявление алактатного компонента выносливости? Какие биохимические факторы определяют проявление лактатного компонента выносливости? Чем объясняется высокая специфичность анаэробных компонентов выносливости? биохимическую характеристику Какие биохимические факторы определяют проявление аэробного компонента выносливости? Дайте средств и методов тренировки, направленных на развитие различных компонентов выносливости, Дайте характеристику методов биохимического контроля, используемых для оценки уровня развития различных компонентов выносливости.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимические закономерности адаптации к мышечной деятельности Вопросы для самостоятельной подготовки: В чем заключаются кумулятивные биохимические изменения, происходящие под влиянием систематической мышечной тренировки? Почему они носят специфический характер? Что является непосредственной причиной возникновения кумулятивных биохимических изменений? Какова значимость кумулятивных биохимических изменений для представителей различных видов физкультурно-спортивной деятельности? Какие требования к построению тренировки и почему обеспечивают более выраженные кумулятивные биохимические изменения? Какие дополнительные (не связанные с мышечной работой) факторы могут усилить адаптационные (кумулятивные) биохимические изменения и почему? Какова последовательность кумулятивных биохимических изменений при систематической тренировке? Какие изменения происходят в организме при перетренировке? Дайте характеристику кумулятивных биохимических изменений, происходящих под влиянием систематической тренировки в избранном Вами виде физкультурно-спортивной деятельности.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с.
Тема: Биохимический контроль в спорте Вопросы для самостоятельной подготовки: Какие задачи могут решаться средствами биохимического контроля в процессе занятий физической культурой и спортом? Что может быть объектом биохимических исследований занимающихся физической культурой и спортом? Охарактеризуйте методы биохимического контроля, которые могут быть использованы для оценки срочного тренировочного эффекта. Охарактеризуйте методы биохимического контроля, используемые для контроля за состоянием тренированности. Охарактеризуйте методы биохимического контроля, используемые для контроля за ходом восстановления. Чем отличаются ответные реакции по биохимическим показателям тренированного и нетренированного организма на стандартные и предельные нагрузки.
Рекомендуемая литература. 1. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 348 с. |