Скачать 264.91 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социологии коммуникативных систем Утверждена решением Ученого совета социологического факультета Протокол № ___ от «___» _______2007 г. «СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ»Учебно-методический комплекс Автор-составитель: Доктор филологических наук, профессор Цаголова Р.С.; Кандидат филологических наук, доцент Башаратьян М.К. МоскваСОДЕРЖАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Данный курс является завершающим в цикле профилирующих курсов, посвященных проблемам социальной коммуникации. Курс опирается на уже полученные студентами знания по истории и теории социологии и рассматривает современные теоретические концепции информационного общества. В то же время курс соотнесен с читаемыми параллельно курсами социологии международных отношений (глобальных мировых изменений), антикризисного управления, социологии общественного мнения, рядом спецкурсов. Студент обязан проявить глубокое знание теоретических источников, умение анализировать с учетом полученных знаний современную информационную политику, разрабатывать планы коммуникативного управления для конкретных типов организаций, диагностировать проблемы межличностного общения и предлагать рекомендации по их разрешению. Студент обязан хорошо знать основные методы исследования коммуникативных процессов и уметь применять их в своей практической деятельности. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель данного курса состоит в том, чтобы дать теоретическое и методологическое обоснование взаимодействия социальных структур общества и коммуникативных систем различных уровней, а также выявить взаимосвязь факторов, обуславливающих адекватную передачу и восприятие социально значимой информации в межличностной и массовой коммуникации, рассмотреть современные теории информационного общества и показать значимость коммуникативных параметров в современной социологической теории. Задачи курса:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма итогового контроля: Экзамен. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Раздел I. Социология коммуникации в структуре социологического знания Тема 1. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии Социология коммуникации как специальная отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной деятельности их представителей. Взаимодействие факторов, определяющих природу социальной коммуникации – биологических, социальных, этнических, психологических и др. Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных школах : бихевиоризм, необихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическое направление, структурный функционализм, постмодернизм. Поиски новых подходов к изучению социальной коммуникации. Социология коммуникации как интегрирующая научная дисциплина. Онтологические, гносеологические и аксиологические основы теории коммуникации. Характеристики социальных структур, существенные для коммуникации: а)обусловленность видами человеческой деятельности, б)соотнесенность с актуальными концептами данного времени и места, в)относительная устойчивость в плане диахронии и нормативно обусловленная вариативность в плане синхронии. Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии. Тема 2. Предмет и аппарат социологии коммуникации Базовые составляющие социологии коммуникации: а) социальные системы, структуры, институты, процессы б)коммуникативные системы, в) виды, каналы и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации с целью воздействия на общество и индивидов. Различные подходы к обоснованию взаимодействия коммуникации и социальных структур, к пониманию социальной информации и ценностной ориентации. Обоснование социального статуса как важнейшей категории коммуникации (Г.Дж.Мейн, М.Вебер, Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер и др.). Общественная природа языка. Функции языка. Структурный, семантический и прагматический аспекты языка. Предмет социологии коммуникации (коммуникативистики).Основные единицы прагмалингвистики. Понятия «информации», «социально-значимой информации», «каналов связи», структура «коммуникативного акта» (Лассуэл, Якобсон ), «коммуникативная /языковая компетентность», «коммуникативная / речевая деятельность», «язык как система систем», «социокоммуникативная система». Раздел II. Системность коммуникации Тема 3. Системность коммуникации Понятие системности в науке. Система, структура, классификация, таксономия, стратификация и типология как научные понятия. Критерии определения типов коммуникативных систем. Естественные коммуникативные системы (вербальный язык, язык мимики и жестов, языки животных). Искусственные коммуникативные системы (химические символы, музыкальная нотация, логико-математический язык, искусственные языки общения – волапюк, эсперанто). Их общие и отличительные характеристики. Различные виды искусственных коммуникативных систем: априорные. Апостериорные. Смешанные, их функции и эффективность. Языки программирования. Информационные языки. Перспективы использования коммуникативных систем в реализации тенденции к системной интеграции информационных технологий. Создание мирового виртуального интерактивного пространства. Тема 4. Уровни организации коммуникации Критерии выделения уровней организации коммуникации. Семиотический уровень. Понятие знака (Ч.Пирс. Ч.Моррис). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Общие характеристики семиотических систем. Понятие о синтактике, семантике и прагматике в семиотической теории. Лингвистический (языковой) уровень коммуникации. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Высказывание и дискурс как коммуникативные единицы. Различные подходы к моделированию дискурса: Ментальная модель (Ф.Джонсон-Лэрд), модель фреймов (М.Минский. Ч.Филлмор), модель сценариев (Р.Шенк, Р.Абелсон), модель ситуаций (Т.А.ван Дейк). Функциональные характеристики дискурса, существенные для социологии коммуникации. Тематическое поле, языковой код, регистр (тональность) и способ (канал) коммуникации – важнейшие структурные компоненты дискурса. Паралингвистический (невербальный) уровень организации коммуникации. Широкое и узкое понимание паралингвистики. Виды невербальных коммуникативных средств: фонационные, кинесические и графические, их функции. Типология кинесических средств и их роль в речевом поведении. Социальная дифференциация и вариативность невербальной коммуникации. Роль ситуативных переменных коммуникации в актуализации социальной дифференциации и вариативности. Взаимодействие вербальных и невербальных коммуникативных единиц. Частные функции невербальной коммуникации. Металингвистический (метаязыковой) уровень организации коммуникации. Понятие «метазыка».Основная функция метаязыкового уровня. Научный дискурс как коммуникативная единица. Специфика научного дискурса. Синтетический уровень организации коммуникации. Обоснование системности коммуникации на синтетическом уровне (на примере любого синтетического вида искусства).Общие и различные характеристики коммуникативных систем синтетического уровня. Социально-значимые компоненты систем синтетического уровня и социологические аспекты его изучения. Тема 5. Типы коммуникации Коммуникация как процесс обмена информацией. Каналы передачи информации. Участники коммуникативного акта. Типы коммуникации в зависимости от структуры коммуникативного акта. Межличностная коммуникация, условия ее актуализации и основные функции. Речевой этикет. Технологический прогресс и его влияние на характер межличностного общения (непосредственное общение, почта, телефон, телевидение, мировая интерактивная среда). Психологические аспекты межличностного общения. Понятие манипуляции. Межгрупповая коммуникация. Типы малых групп. Семья и организация. Коммерческие и некоммерческие организации. Досуговые группы (объединения по интересам). Особенности циркуляции информации в малых группах. Обмен информацией между малыми группами. Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве (периферия, лакуны – «теневые» группы, невостребованные социальные группы , центр социального пространства). Массовая коммуникация как социальное явление и процесс. Глобализация пространства общения и трансформация основных характеристик текста (низкий порог вхождения, мозаичность композиции и т.д.). Основные виды текстов массовой коммуникации: новости и реклама . Средства массового информирования и каналы массовой коммуникации. Массовая культура и массовая коммуникация. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации (В. Парето, К.Мангейм, Т.Парсонс, Р.К.Мертон, С.Холл, Т.Адорно, М.Маклюэн и др.). Раздел III. Социологические аспекты коммуникации |
![]() | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения 17 7 Тематика контрольных работ 19 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ![]() | Программа и методические рекомендации по курсу философии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения П 78 Программа и методические материалы по курсу философии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения / Сост. В. В.... |
![]() | Методические указания для студентов заочной формы обучения Кемерово 2009 Представлены рекомендации для изучения английского языка студентами заочной формы обучения, варианты контрольных работ, образцы выполнения... | ![]() | Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов очно заочной, заочной формы обучения Контрольная работа является одной из форм проверки знаний студентов, позволяющей осуществить итоговый контроль усвоения наиболее... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов очной/заочной формы обучения тольятти 2006 Методические указания предназначены для студентов очной/ заочной формы обучения технических и естественно-научных специальностей | ![]() | Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Стороженко С. Н. Криминалистика: методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения/... |
![]() | Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей Бийск Методические рекомендации предназначены для студентов технических вузов заочной формы обучения для всех специальностей, содержат... | ![]() | Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Налоги и налогообложение: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. А. Н.... |
![]() | Курс лекций Салават 2006 Сборник предназначен для студентов очной, очно заочной и заочной формы обучения по специальности 20801. 65 Машины и аппараты химических производств. Составитель Насибуллин Р. И., ст преподаватель Сборник предназначен для студентов очной, очно заочной и заочной формы обучения по специальности 20801. 65 Машины и аппараты химических... | ![]() | Методические указания для студентов факультета экономики и менеджмента очно-заочной формы обучения Цель данных методических указаний – на основе текстов по экономике, а также сопутствующих им упражнений изложить грамматику, предусмотренную... |