Скачать 309.15 Kb.
|
На правах рукописи АБРАМОВА Ирина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ С ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (в условиях научно-исследовательской работы) 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Пермь 2009 Работа выполнена на кафедре информатики и вычислительной техники ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»
Защита состоится «19» мая 2009 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.09 по защите докторских диссертаций по специальностям: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика), 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а, корп. 2, ауд. 10 С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет». Автореферат разослан « » апреля 2009 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы и темы исследования. О компетентностном подходе и его роли в современном высшем образовании ведётся разговор уже на протяжении нескольких лет. Именно такой подход, по мнению многих ученых, получает в образовании всё больший вес и статус. В настоящее время понятия «компетенция» и «компетентность» рассматриваются с учетом международного опыта и необходимой адаптацией к потребностям и традициям России. Концепция модернизации российского образования до 2010 года определяет основную задачу профессионального образования как подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда. В отечественной педагогике понятие «компетентность» используется в качестве термина для описания конечного результата обучения (работы Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.А. Петровской и др.). Изменения, происходящие в обществе в процессе информатизации, существенно влияют на систему образования. Для педагогических вузов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение сформированности ИКТ компетентности, необходимой для работы в конкретной сфере педагогической деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления, особое внимание необходимо уделить компьютерным мультимедийным технологиям, являющимися базовыми составляющими будущей сферы педагогической деятельности. Проблемам подготовки учителей в области информатики и информационных технологий уделяется большое внимание в педагогических исследованиях. Так, психолого-педагогические аспекты образования в условиях процесса информатизации рассматривались в исследованиях Г.А. Балла, А.П. Белиц-Геймана, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и др. Дидактико-методические аспекты формирования ИКТ компетентности нашли свое отражение в работах С.А. Бешенкова, А.П. Ершова, М.П. Лапчика, C.И. Михаэлиса, И.В. Роберта, Э.В. Тановой, Е.К. Хеннера и др. Это объясняется тем, что сегодня учителя начальной школы в подавляющем большинстве не владеют необходимыми умениями использовать информационные и телекоммуникационные технологии в жизни и профессиональной деятельности. Также имеется недостаток методических изданий по использованию ИКТ в учебно-педагогическом процессе начальной школы. Следовательно, одним из актуальных направлений профессиональной подготовки будущих учителей является формирование умений самостоятельно ориентироваться в многообразии программных и мультимедийных средств, отбирать наиболее удобные из них, отвечающие психолого-педагогическим условиям подготовки младших школьников, а также создавать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые в учебном процессе в начальной школе. В то же время развитие науки и наукоемких технологий в России является одной из приоритетных задач государства, в соответствии с этим правильно организованная научно-исследовательская работа студентов в вузах призвана формировать их творческий потенциал и развивать способность научно обосновывать и правильно разрешать проблемы, возникающие в практической деятельности специалиста. Важность и необходимость исследовательской деятельности, как студентов, так и педагогов были изучены учёными с разных точек зрения:
Исследования названных учёных и их последователей внесли значимый вклад в теоретическое, практическое и методическое внедрение научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс высшей школы. Практика показала, что модернизация системы высшего образования требует более детальной проработки проблемы формирования ИКТ компетентности бакалавров педагогики средствами научно-исследовательской работы студентов. Решением этой проблемы может способствовать реализация межпредметных связей информационной и предметной подготовки бакалавров. Такие учёные как П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, Л.Д. Деулина, В.И. Журавлёв, В.П. Кузовлёв, И.Я. Лернер, В.И. Медведев, Э.Д. Новожилов уделяли большое внимание межпредметным связям разных циклов учебных предметов, которые рассматривались учёными как средство формирования профессионализма и как методология целостности педагогического процесса. Такому подходу решению проблемы является то, что, опираясь на научные разработки предшественников, предложить, обосновать и внедрить дополнительный процесс в рамках профильной подготовки бакалавров. Задача, которого — воспитание бакалавров педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование» со сформированной ИКТ компетентностью. Основными предпосылками, способствующими проведению данного исследования в контексте ИКТ, являются: процессы информатизации общества и системы образования; внедрение научно-исследовательской работы в содержание и процесс обучения студентов; необходимость подготовки кадров для начальной школы со сформированной ИКТ компетентностью. Анализ теории и практики выявил противоречия, которые предполагается преодолеть в данном исследовании:
Данные актуальность и противоречия определили проблему диссертационного исследования: как обоснование и реализация такой структурной модели, которая позволила бы обеспечивать сформированность информационно-коммуникационной компетентности бакалавров по направлению «Педагогика» с профильной подготовкой «Начальное образование» в условиях научно-исследовательской работы. Всё сказанное выше определило тему диссертационного исследования: «Формирование информационно-коммуникационной компетентности бакалавров с профильной подготовкой «Начальное образование» (в условиях научно-исследовательской деятельности»). Цель исследования — разработать, научно обосновать и внедрить методы, формы и средства формирования ИКТ компетентности будущих бакалавров по направлению «Педагогика», по профилю «Начальное образование» в условиях научно-исследовательской работы студентов, дополняющей учебный процесс. Объект исследования — процесс подготовки бакалавров по направлению «Педагогика», с профильной подготовкой «Начальное образование». Предмет исследования — формирование информационно-коммуникационной компетентности бакалавров по направлению «Педагогика» профильной подготовки «Начальное образование», в условиях научно-исследовательской работы студентов, дополняющей учебный процесс. С учётом поставленной проблемы для реализации цели исследования выдвигается следующая гипотеза: формирование ИКТ компетентности бакалавров с профильной подготовкой «Начальное образование» в условиях научно-исследовательской работы будет достигнуто, если:
Для достижения поставленной цели, в соответствии с предметом, на основании выдвинутой гипотезы, сформулированны следующие задачи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: – методологические основы и закономерности профессиональной подготовки специалистов, становления и развития личности в профессиональном образовании (А.Г. Аллахвердян, В.И. Загвязинский, Р.Я. Имаметдинова, О.В. Калашникова и др.); – концепция содержания образования (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.С. Леднёв, И.Я. Лернер, и др.) – концепция компетентностного подхода к подготовке выпускников вуза (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.П. Лапчик, Л.М. Лебедева И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.Г. Татур, Ю.Г. Фокин, А.В. Хуторской и др.); – концепция информатизации образования (А.П. Ершов, Н.В. Кисель, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, В.С. Леднёв, В.М. Монахов Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков и др.); – концепция научно-исследовательского подхода в высшем образовании (М.С. Бугрин, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.И. Кузнецов, М.М. Поташнин, В.А. Сластенин и др.). Для реализации поставленных задач в диссертационном исследовании использовался следующий комплекс методов исследования: – теоретические — изучение и анализ научной, философской, дидактической, методической и специальной литературы отечественных и зарубежных авторов; – констатирующие — анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, программ, учебных пособий и методических рекомендаций школьного и вузовского курсов информатики в области информационных систем; – анкетирование, беседа с преподавателями и студентами, наблюдение за ходом научно-исследовательского процесса и деятельностью студентов, экспертные оценки (педагогические методы); – формирующие — проведение педагогического эксперимента; – статистические — анализ и обобщение результатов экспериментальной апробации; – системный метод; – метод структурного анализа и проектирования. Научная новизна исследования определяется тем, что
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Практическая значимость исследования заключается в:
На защиту выносятся следующие положения: 1. Информатизация системы образования, которая характеризуется расширением области применения средств информатики и информационных технологий, требует необходимости уточнения содержания профессионально-профилированной ИКТ компетентности бакалавров с профильной подготовкой «Начальное образование», путём выделения тех её показателей (гносеологического, конструктивно-проективного, организационного, коммуникативного, перцептивно-рефлексивного), которые формируются в рамках дисциплин ГОС ВПО общепредметной и профильной подготовки бакалавров педагогики, профиль «Начальное образование». 2. Процесс формирования ИКТ компетентности бакалавров педагогики описывается с помощью структурной модели, содержащей целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный компоненты соответствует ряду условий (направленность обучения, контекстность обучения, актуализация результатов обучения, поэтапность обучения, самостоятельность студента в исследовании, осознанность). 3. Реализация процесса формирования ИКТ компетентности бакалавров педагогики с профильной подготовкой «Начальное образование» осуществляется на основе преемственности средств и форм научно-исследовательской работы студентов, дополняющей учебный процесс. Организуется в трёх видах учебной деятельности студентов: теоретической подготовке, методической подготовке, педагогической практики. 4. Содержание процесса формирования ИКТ компетентности бакалавров педагогики профильной подготовки «Начальное образование» осуществляться на реализации межпредметных связей информационной и предметной подготовки студентов. Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на использование фундаментальных философских, психолого-педагогических работ в области информатизации образования, в области организации научно-исследовательской работы студентов; сопоставлением результатов, полученных в данном диссертационном исследовании и опубликованных в литературе; экспериментальной проверкой основных теоретических выводов и апробацией разработанных материалов в реальном учебном процессе. Диссертационное исследование проводилось в 2003-2008 гг. Основные этапы работы: I этап был посвящён изучению и анализу философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме, научно-методических разработок, опыта формирования ИКТ компетентности (2003 г.); На II этапе происходила формулировка основных теоретических положений, составление программы формирования ИКТ компетентности средствами научно-исследовательской работы студентов, проведение экспериментального внедрения методической системы формирования ИКТ компетентности (основная экспериментальная база — Соликамский пединститут (2003-2006 гг.), внедрение элементов обозначенной методической системы в учебный процесс факультета ПМНО Пермского педуниверситета (2007 г.); III этап заключался в проведении контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, теоретическое обобщение результатов и в разработке учебно-методического пособия для преподавателей педагогических вузов (2006-2008 гг.). Апробация. Результаты исследования были представлены в докладах и конференциях: IX-X межрегиональных научно-практических конференциях преподавателей-предметников, студентов и школьников (Соликамск, СГПИ, 2004), Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2007, 2008), XII Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения» (Пермь, ПГУ, 2008), III международная научно-практическая конференция по вопросам методики преподавания математики и информатики (Биробиджан, 2008), итоговые научные конференции преподавателей кафедры математики и физики в Соликамском государственном педагогическом институте (2003-2007). Внедрение результатов проведённого исследования осуществлялось путём составления программы «Формирование компонентов ИКТ компетентности в рамках организации научно-исследовательской работы студентов, дополняющей учебный процесс»; а так же создания и публикации методического пособия «Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов» для преподавателей педагогических вузов; внедрения элементов названной НИРС по формированию ИКТ компетентности в ряд учебных учреждений г.Соликамск, Соликамского района и Пермского края. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования; определены методологические подходы и теоретические основы; указаны методы, основные этапы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы; изложены основные положения, выносимые на защиту; отражены достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов, база их апробации и внедрения результатов исследования в практику. |