Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности




Скачать 207.69 Kb.
НазваниеТеория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Дата14.02.2013
Размер207.69 Kb.
ТипПрограмма




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А. И. Жук

____________________


Регистрационный № ТД-______/тип.

Теория текста

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям) » (1-23 01 10-02 “Литературная работа (редактирование)”)




СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь


_______________ И. Н. Лаптенок


_______________________

Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

________________ В. Л. Клюня

________________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего
и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ Ю. И. Миксюк

________________________


Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ И. В. Казакова

________________________






Эксперт-нормоконтролер

__________________________

_______________________



Минск 2009


Составитель:

О. И. Десюкевич, доцент кафедры стилистики и литературного редактирования факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра современного русского языка учреждения образования «Белорусского государственный педагогический университет имени Максима Танка»


О. В. Писецкая, доцент кафедры общего языкознания учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», кандидат филологических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой стилистики и литературного редактирования факультета журналистики Белорусского государственного университета (протокол № 9-07 от 21.04. 2008 г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008);


Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики

Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 5 от 23.05. 2008)


Ответственный за выпуск: Десюкевич Ольга Ивановна


Пояснительная записка

Характеристика учебной дисциплины. Текст, по определению Е. С. Кубряковой, – это «событие и семиотическое, и лингвистическое, и коммуникативное, и культурологическое, и когнитивное». Такое широкое понимание текста и многоаспектность его изучения соответствует современной парадигме гуманитарного знания, которую характеризуют антропоцентризм и текстоцентризм. Помочь ориентироваться в огромной научной литературе по лингвистическому анализу художественного и публицистического текста, прагматике текста, когнитивному анализу дискурса, сформировать навыки анализа текста как продукта индивидуально-авторского стиля, как сложного знака, а также как явления динамического, погруженного в прагматический контекст, – назначение данной дисциплины. Поставленная таким образом цель определяет содержание курса: его вводная часть посвящена осмыслению результатов, достигнутых русской филологией начала – середины ХХ века, знакомству с образцами целостного анализа художественного текста, которые были осуществлены В.В. Виноградовым и стали классическими. Особое внимание уделяется идее текста как пространства диалога, предложенной М.М. Бахтиным, во многом предвосхитившим и определившим современную парадигму гуманитарного знания.

Углублению представлений о феномене текста служит изучение его категорий и признаков, сформулированных лингвистикой текста.

В семиотике текст рассматривается как сложный знак, включенный в широкий культурный контекст, поэтому одним из его основных свойств является интертекстуальность. В связи с этим в курсе теории текста большое место отводится анализу явлений, получивших общее название «вертикальный контекст», при этом учитывается опыт исследований М. М. Бахтина, французской школы интертекстуальности (Р. Барт, Ю. Кристева), работы Н. А. Фатеевой и Н. А. Кузнецовой, а также отечественных авторов в области анализа художественного текста. Кроме того, обращается внимание на специфику существования «чужого слова» в публицистическом тексте.

Необходимой частью дисциплины является знакомство с достижениями нарратологии (В. Шмид) и мотивного анализа повествовательного текста (Б.М. Гаспаров). Навык обнаружения мотивов в текстовой ткани позволяет выявить семантическое единство текста, углубляет представления студентов о языковой композиции художественного и публицистического текста.

Кроме того, данная дисциплина призвана сформировать у студентов представление о тексте как об инструменте социального взаимодействия, – представление, оформившееся в рамках когнитивной парадигмы, в которой текст рассматривается с точки зрения отражения в нем концептуальной картины мира его автора, а в процессе коммуникации – как средство изменения картины мира адресата текста (читателя/слушателя). Данная дисциплина должена способствовать углублению представлений студентов о тексте как о сложном многоаспектном феномене.

Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с основными традициями изучения и интерпретации текста в рамках разных научных парадигм, сформировать необходимые для будущего редактора навыки целостного семиотического анализа текста, декодирования концептуального содержания текста, оценки его информативной насыщенности и коммуникативной оформленности. Помимо изучения теоретических основ лингвистического анализа текста, знакомства с опытом исследования текста в разных научных парадигмах, основной задачей дисциплины является приобретение студентами навыков самостоятельного анализа художественного (поэтического и прозаического) и публицистического текста, чему посвящены практические занятия. Данная дисциплина должена помочь студентам обоснованно и доказательно декодировать смысл текста, излагать собственную интерпретацию текста на основе его анализа.

Связь курса «Теория текста» с другими дисциплинами учебного плана. Концептуальный, мотивный анализ текста основывается на знаниях, приобретенных при изучении основных учебных дисциплин – «Современный русский язык», «Современный белорусский язык», «Стилистика», и значительно их расширяет. Теоретические знания и практические навыки дискурсивного анализа будут углублены и закреплены в курсе «Лингвистика публицистического текста», завершающем ряд дисциплин о тексте.

Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом. В соответствии с образовательными стандартами студент должен

знать:

  • основные методы изучения и интерпретации текста в рамках разных научных парадигм;

  • теоретические основы лингвистического анализа текста;

  • принципы дискурсивного анализа.

уметь:

  • самостоятельно осуществлять анализ художественного и публицистического текста;

  • обоснованно и доказательно декодировать его смысл;

  • излагать собственную интерпретацию текста на основе его анализа.

Характеристика методов и технологий обучения. Для формирования необходимых для будущего редактора умений всестороннего анализа текста и доказательного декодирования его смысла используется интерактивный метод, что позволяет расширить сферу самостоятельного поиска в деятельности студента. Лекции носят проблемный или обобщающий характер. В ходе практических занятий осмысливаются теоретические проблемы анализа текста, обсуждаются различные интерпретации текстов, полученные на основании применения тех или иных методов анализа, в результате чего происходит их уточнение и углубление. Самостоятельная работа студента заключается в подготовке полного исследования выбранного им текста, содержащего его доказательную интерпретацию.

В соответствии с типовым учебным планом всего на изучение дисциплины отводится 122 часа, в том числе 60 часов аудиторных, из них лекционных – 34 часа, семинарские занятия - 26 часов. Вид контроля: 7 семестр – зачет, 8 семестр – экзамен.

Примерный тематический план



Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

лекции

семинарские

занятия



Введение. Онтологический статус теории текста

4

4






Основные категории и свойства текста

8

4

4



Нарратология. Мотивный анализ текста

8

4

4



Текст как объект исследования семиотики. Время и пространство как глобальные категории текста и как семиотический код

10

4

6



Динамическая модель текста. Интертекстуальность

10

4

6



Концептуальный и дискурсивный анализ художественного и публицистического текста

12

6

6



Типы информации текста

4

4






Типы текстов. Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте

4

4







Итого:

60

34

26



Содержание дисциплины


  1. Введение. Онтологический статус теории текста

Связь с текстологией, лингвистикой текста (отличия по предмету изучения), семиотикой и герменевтикой. Изучение текста в разных научных парадигмах (обзор). Истоки лингвистики текста: образцы целостного филологического анализа литературного произведения (опыты ОПОЯЗа, М. М. Бахтина, В.В. Виноградова, Л. В. Щербы, Б. М. Эйхенбаума), теория языка художественной литературы В. В. Виноградова, функциональная стилистика, теория актуального членения, теория деривации, достижения семантического синтаксиса, учение о метафоре.

Текст как явление динамическое, организованное в условиях реальной коммуникации, обладающее экстра- и интралингвистическими параметрами. Текст и дискурс. Текстовая деятельность, ее коммуникативная природа, предполагающая наличие цели, знаковый характер сообщения, обусловленный соотнесенностью с внетекстовой реальностью и с художественной традицией.

Индивидуально-авторский стиль. Опыт изучения индивидуально-авторских стилей писателей XIX – нач. XX вв. в трудах В. В. Виноградова. Стилистическая доминанта, ее роль в создании текста и соотношение с образом автора. Формы выражения авторской модальности. Субъективированное и объективированное повествование. Образ автора как результат сотворчества автора произведения и читателя. Воплощение в стиле личностного отношения автора к предмету изображения.

  1. Основные категории и свойства текста

Текст как речевое произведение, обладающее двумя универсальными (фундаментальными текстообразующими) категориями, находящимися в отношениях дополнительности – связности и цельности. Текст как итог последовательного раскрытия основной темы. Тема и способы ее развития (тема/рема, нарративные, экспликационные, аргументационные и дескриптивные).

Членимость текста. Объемно-прагматическое членение (минимальная единица – межфразовое единство), контекстно-вариативное членение (речь автора: повествование, описание, рассуждение – и чужая речь: диалог, цитация, несобственно-прямая речь). Композиция и архитектоника текста.

Основные категории и свойства текста по И. Р. Гальперину: информативность, членимость, когезия, континуум, автосемантия отрезков текста, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция, завершенность текста. Концептуальность текста как важнейшая категория художественного текста. Хронотоп как одна из категорий, обеспечивающих целостность текста. Абсолютная антропоцентричность, диалогичность, развернутость и последовательность, напряженность (осложняющая завершенность), эстетичность (эстетически обусловленная прагматичность и концептуальность), интерпретируемость текста.

Понятие прототипического текста, обладающего отдельностью, выделенностью, формальной и семантической самодостаточностью, тематической определенностью и завершенностью.

Художественный текст как произведение, представляющее реализацию концепции автора, созданную его творческим воображением индивидуальную картину мира, воплощенную с помощью отобранных в соотвествии с замыслом языковых средств, и адресованное читателю, который интерпретирует его в соответствии с собственной социально-культурной компетенцией.

  1. Нарратология. Мотивный анализ текста

Основные понятия нарратологии. Взаимодействие нарративных структур в художественном тексте. Формы представления чужой речи: прямая речь, несобственно-прямая речь, косвенная речь. Свободный косвенный дискурс (Е. В. Падучева). Типология композиционной формы текста, соотношение точек зрения в тексте (Б. А. Успенский), смысловых инстанций. Мотив как единица художественной семантики, как повествовательный феномен, инвариантный в своей принадлежности к языку повествовательной традиции и вариантный в своих событийных реализациях в фабулах, интертекстуальный в своем функционировании.

Семантическое единство текста. Ключевые слова. Виды номинаций (идентифицирующая, предикатная), отражение смысловой инстанции в предикатной номинации. Виды повторной номинации. Основные функции повторной номинации в разных текстах: текстообразующая, экспрессивно-оценочная, описательная, редуцирующая. Собственное имя в тексте. Ряды предикатных номинаций персонажей, их роль в образовании семантического единства текста. Номинативные ряды, дескрипции и цитации в произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце».

  1. Текст как объект исследования семиотики. Время и пространство как глобальные категории текста и как семиотический код

Основные понятия семиотики. Взаимоотношение семиотики и теории коммуникации. Понятия коммуникации, структуры, системы, семиотического кода, типов кодов. Коммуникация как процесс целенаправленной передачи информации. Процесс кодирования информации автором и декодирования читателем. Текст как сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор (Ю. М. Лотман). Социально-коммуникативная функция текста. Искусство как вторичная моделирующая система. Механизм внутритекстового семантического анализа. Понятие семантической оппозиции. Анализ произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя с помощью семантических оппозиций в работах Ю. М. Лотмана. Интерпретация произведения А. П. Чехова «Черный монах» на основе анализа семантических оппозиций.

Категория художественного времени: реальное объективное время, циклическое, субъективное, ирреальное. Категория времени в грамматической системе русского языка и в свете языковых и художественных метафор. Категория художественного пространства: реальное, ирреальное. Пространство как один из кодов текста, основанный на механизме зеркальной симметрии (Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров). Художественные символы дороги, перекрестка, порога, дома и других пространственных объектов. Хронотоп как единая категория в трудах М. М. Бахтина. Пространственный код произведений Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова.

  1. Динамическая модель текста. Интертекстуальность

Лингвистическая теория М. М. Бахтина, его учение о диалогическом слове как основа теории интертекстуальности. Языковое творчество в связи с процессом создания идеологических смыслов и ценностоей. Роль М. М. Бахтина в современной гуманитарной науке. Текст в его взаимодействии с культурным контекстом – французская школа интертекстуальности (Р. Барт, Ю. Кристева). Текст в тексте (Ю. М. Лотман, З. Г. Минц). Понятие реминисценции. Категория «вертикального контекста», маркеры интертекстуальности в художественном и публицистическом тексте (эпиграф, цитата, аллюзия). Интертекстуальность авторская и читательская. Автоинтертекстуальность. Вертикальный контекст произведений А. Адамовича (И. Софронова). Понятие прецедентного текста (Ю. Н. Караулов). Исследования категории интертекстуальности Н. А. Фатеевой и Н.А. Кузьминой. Понятие метатропа. Интертекстуальность как объединение авторской интенциональности и читательской рецепции, рождение смысла в результате диалогического взаимодействия (Т. Ф. Плеханова). Интердискурсивный анализ языка прессы.

  1. Концептуальный и дискурсивный анализ художественного и публицистического текста

Прагматика текста. Коммуникативная сущность текста, определяемые ею функции текста: социальная, регулятивная, когнитивная, эмоциональная, референциальная, отражение определенных социокультурных традиций. Контексты и ситуации. Взаимодействие адресанта и адресата, интенции и интерпретация. Связность в связи с интенцией, интеракцией, ожиданиями партнеров коммуникации. Текст как инструмент социального взаимодействия. Экстралингвистическая информация, роль контекстуальной, ситуационной информации в понимании сообщения. Пресуппозиции. Фрейм как форма хранения знаний, представлений в памяти. Стратегии понимания связного текста (Т. А. ван Дейк). Модели диалогического взаимодействия. Текст как отражение концептуальной картины мира его создателя. Семиотика концептов, концепт как «ячейка» культуры в сознании человека (Ю. С. Степанов). Понятие ключевого текста культуры. Анализ концептов в польской школе этносемиотики. Динамика развития идеологических концептов. Вертикальные синтаксические поля концептуальных глаголов (С. М. Прохорова). Концептуальные метафоры, их культурная специфика и текстообразующая роль (Дж. Лакофф, Дж. Джонсон). Концептуализация и категоризация как взаимосвязанные когнитивные процессы. Понятия стереотипа, прототипа. Анализ русских, польских и английских концептов «судьба» в наивных картинах мира (А. Вежбицкая). Профилирование ключевых концептов русской и белорусской культуры. Методика экспликации текстового концепта.

  1. Типы информации текста

Неявные (имплицитные) типы и явные типы информаций.

Явная информация: содержательно-фактуальная, притекстовая.

Неявная информация: фоновая, пресуппозиции, вертикальный контекст; содержательно-концептуальная информация.

Ассоциативная содержательно-подтекстовая информация. Способы декодирования неявного смысла текста.

Информационная насыщенность текста. Способы создания структурно напряженного текста. Пути повышения информационных качеств текста.

  1. Типы текстов. Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте

Многообразие типов текстов. Типы текстов по характеру языкового материала (диалогические, монологические, смешанные). Типы текстов по характеру описываемых ситуаций (нарративные, дескриптивные, аргументативные); по типу речевого акта, по коммуникативной функции (ассертивы, директивы, комиссивы, декларативы, экспрессивы). Тексты моделированные и немоделированные. Разновидности текстов по их стилевой ориентации. Понятие креолизованного текста.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

  1. Место теории текста в современной гуманитарной науке. Связь с текстологией, лингвистикой текста, поэтикой, риторикой, прагматикой, семиотикой и герменевтикой.

  2. Истоки лингвистики текста: образцы целостного филологического анализа литературного произведения, достижения функциональной стилистики, теории метафоры.

  3. Текстовая деятельность, ее коммуникативная природа. Текст и дискурс. Взаимодействие адресанта и адресата, интенции и интерпретации.

  4. Связность и цельность как основные свойства текста.

  5. Основные категории и свойства текста.

  6. Членимость текста. Объемно-прагматическое и контекстно-вариативное членение.

  7. Время и пространство как категории текста.

  8. Семиотика пространства текста (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров).

  9. Текст как объект семиотики. Механизм внутритекстового анализа. Понятие семантической оппозиции.

  10. Текст как сложное устройство, хранящее семиотические коды, как информационный генератор.

  11. Анализ лирического стихотворения. Звуковой уровень, семантический анализ метра и ритма.

  12. Лексический и грамматический уровень поэтического произведения. Словарь произведения. Композиционно-речевое единство текста.

  13. Типология композиционной формы текста, соотношение смысловых инстанций в тексте. Взаимодействие нарративных структур в публицистическом и художественном тексте.

  14. Мотив как единица художественной семантики. Мотивный анализ текста.

  15. Семантическое пространство текста. Ключевые слова. Роль номинации в тексте. Виды номинации. Имя собственное в тексте.

  16. «Сильные» позиции текста. Функции заголовка.

  17. Типология текстов. Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте.

  18. Стилистическая доминанта, ее роль в создании текста, соотношение с образом автора. Субъективированное и объективированное повествование.

  19. Учение М.М. Бахтина о диалогическом слове как основа теории интертекстуальности.

  20. Интертекстуальность как важнейшее свойство текста и как одна из доминант культура постмодернизма.

  21. Интертекстуальность авторская и читательская. Текст и произведение.

  22. Маркеры интертекстуальности. Цитата как маркер интертекстуальности, виды цитат.

  23. Аллюзия и метатроп как маркеры интертекстуальности. Роль эпиграфа в тексте.

  24. Вертикальный контекст как наиболее широкая категория имплицитного.

  25. Текст как отражение концептуальной картины мира его создателя. Понятие и концепт. Языковая и концептуальная картина мира.

  26. Взаимосвязь процессов концептуализации и категоризации. Понятие стереотипа и прототипа в контексте современных исследований.

  27. Культурный и индивидуальный концепт. Метод анализа культурных концептов в разных научных школах (Ю.С. Степанов, А. Вежбицкая).

  28. Методика экспликации текстового концепта.

  29. Концептуальная (мировоззренческая) метафора. Культурная специфика и текстообразующая роль концептуальных метафор.

  30. Ключевой концепт культуры как свернутый текст. Опыт исследования Петербургского текста В.Н. Топорова.

  31. Концептосфера русской культуры (Д.С. Лихачев).

  32. Национально-культурный компонент в тексте. «Белорусский текст» в русской культуре.

  33. Понятие ключевого текста культуры. Анализ исследования В. Руднева «Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты».

  34. Прагматика текста. Теория речевых актов. Пресуппозиция текста.

  35. Основы дискурсивного анализа. Стратегии понимания текста.

  36. Автор как стиле- и текстообразующая категория публицистического текста. Композиционная поэтика публицистики.

  37. Прецедентный текст в структуре языковой личности. Уровни языковой личности. Речевая, коммуникативная личность.

  38. Типы информаций текста. Явные (эксплицитные) типы информаций.

  39. Типы информаций текста. Неявные (имплицитные) типы информаций.

  40. Информационная насыщенность текста. Способы создания структурно напряженного текста. Пути повышения информационных качеств текста.



Рекомендуемая литература

Основная


  1. Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение» и направлению «Книжное дело» / Н.С. Валгина. – М., 2003.

  2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М., 1981.

  3. Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения / Е.С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. Т. 1. – М., 2001. – С. 72-81.

  4. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. – М., 1970.

  5. Николаева, Т.М. Текст. Теория текста / Т.М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1991.

  6. Папина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А.Ф. Папина. – М., 2002.

  7. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997.



Дополнительная


  1. Автор и текст: Сб. статей / Под ред. В.М. Марковича и Вольфа Шмида. – СПб., 1996.

  2. Анализ художественного текста. Лирическое произведение: Хрестоматия / Сост. и примеч. Д.М. Магомедовой, С.Н. Бройтмана. – М., 2005.

  3. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И. В. Арнольд. – СПб., 1999.

  4. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М., 1999.

  5. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 3-е изд., испр. – М., 2005.

  6. Барт, Р. Основы семиологии / Ролан Барт// Структурализм: “за” и “против”. – М., 1975. – С., 114-163.

  7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979.

  8. Белый, А. Мастерство Гоголя. Исследование / Андрей Белый. – М., 1996.

  9. Богданов, В.В. Текст и текстовое общение / В.В. Богданов. – СПб., 1993.

  10. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное издание / Н.С. Болотнова. – М., 2007.

  11. Брандес, М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник / М. П. Брандес. – М., 2004.

  12. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М., 1989.

  13. Вежбицкая, А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Анна Вежбицкая. – М., 2001.

  14. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. – М., 1980.

  15. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы / Б.М. Гаспаров. – М., 1994.

  16. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. – М., 1996.

  17. Григорьев, В.П. Грамматика идиостиля / В.П. Григорьев. – М., 1983.

  18. Дрозда, М. Нарративные маски русской художественной прозы / М. Дрозда // Russian literature. – Vol. 36. – 1995. – № 3-4.

  19. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инвариант – Тема – Приемы – Текст: сб. ст. / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. – М., 1996.

  20. Иванов, Вяч. Вс. Семантика возможных миров и филология / Вяч. Вс. Иванов // Проблемы структурной лингвистики: 1980. – М., 1982.

  21. Ивченков, В.И. Лингвистическая организация текста: В творческой лаборатории Владимира Короткевича / В.И. Ивченков. – Минск, 2002.

  22. Ивченков, В.И. Лингвостилистика тропов Юрия Казакова / В.И. Ивченков. – Минск, 2002.

  23. Іўчанкаў, В. І. Дыскурс беларускіх СМІ / В.І. Іўчанкаў. – Мінск, 2003.

  24. Кайда, Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция / Л.Г. Кайда // Язык современной публицистики / Г.Я. Солганик (отв. ред.). – М., 2007. – С. 58-66.

  25. Кайда, Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию: уч. пособие / Л. Г. Кайда. – М., 2004.

  26. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М., 1987.

  27. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский. – М., 1984.

  28. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог, роман / Юлия Кристева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – 1993. – № 4. – С. 5-23.

  29. Кузьмина, Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н.А. Кузьмина. – М., 2004.

  30. Кураш, С.Б. Усложненное кодирование образной информации как аспект филологического анализа художественного текста / С.Б. Кураш. – Мозырь, 2003.

  31. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. – М., 1988.

  32. Ладутько, М.В. Когнитивный аспект художественного дискурса / М.В. Ладутько, Е.К. Сычова. – Могилев, 2005.

  33. Левин, Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю.И. Левин. – М., 1998.

  34. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М., 1993.

  35. Лукин, В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В.А. Лукин. – М. 2005.

  36. Магомедова, Д.Н. Филологический анализ лирического стихотворения: учебное пособие / Д.Н. Магомедова. – М., 2004.

  37. Маслова, В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста / В.А. Маслова. – Минск, 1997.

  38. Миронова, Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики / Н.Н. Миронова. – М., 1997.

  39. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М., 2003.

  40. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста / Сост. и вступ. статья Т.М. Николаевой. – М., 1978.

  41. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9. Лингвостилистика. – М., 1980.

  42. Одинцов, В. Стилистика текста / В. Одинцов. – М., 2004.

  43. Плеханова, Т.Ф. Текст как диалог / Т.Ф. Плеханова. – Минск, 2003.

  44. Прохорова, С.М. Национально-культурный компонент в тексте и языке: «Белорусский текст» в русской литературе / С.М. Прохорова // Еще раз о языковой непрерывности / С.М. Прохорова. – Минск, 1999. – С. 130-156.

  45. Ревуцкий, О.И. Основы коммуникативно-смыслового анализа художественного текста / О.И. Ревуцкий. – Мозырь, 2002.

  46. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – М., 1999.

  47. Силантьев, И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений / И.В. Силантьев. – М., 2006.

  48. Силантьев, И.В. Мотив как проблема нарратологии / И.В. Силантьев // Критика и семиотика. – Новосибирск, 2002. – Вып. 5. – С. 32-60.

  49. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) / С. И. Сметанина. – СПб., 2002.

  50. Степанов, Ю.С. «Интертекст», «Интернет», «Интерсубъект» (К основаниям сравнительной концептологии) / Ю.С. Степанов // Известия АН. Серия литературы и языка, 2001, том 60, № 1. – С. 3-11.

  51. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М., 1997.

  52. Теория метафоры. – М., 1990.

  53. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н. Топоров. – М., 1995.

  54. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Из работ московского семиотического круга / Сост. и вступ. ст. Т.М. Николаевой. – М., 1997.

  55. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: лекции / З.Я. Тураева. – СПб., 1993.

  56. Успенский, Б.А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве / Б.А. Успенский. – М., 1995.

  57. Фатеева, Н.А. Контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева. – М., 2001.

  58. Чувакин, А.А. Теория текста: объект и предмет исследования / А.А. Чувакин // Критика и семиотика. Вып. 7. – М., 2004. – С. 88-97.

  59. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. – М., 2003.

  60. Язык и моделирование социального взаимодействия: переводы / Сост. В.М. Сергеев, П.Б. Паршин. – М., 1987.

  61. Ямпольский, М.Б. Память Тиресия / М.Б. Ямпольский. – М., 1993.



Похожие:

Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория журналистики Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЛитература типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconСтатистическая радиофизика и теория информации типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТеория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconОкеанология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заве-дений Республики Беларусь по естественно-научному образованию
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconВысшая математика Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности

Теория текста Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТопография с основами геодезии типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница