Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления




Скачать 93.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления
Дата13.02.2013
Размер93.44 Kb.
ТипРабочая программа




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ


Декан филологического факультета

Н.А. Кузнецова

_____________


"_____"__________________200__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ИСтория изучения языка художесвтенной литературы)


для направления «Филология»

магистратура «Русский язык»

факультет филологический

кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

курс 2

семестр 3

лекции 20 часов

практические (семинарские)

занятия 12 часов Экзамен в 1 семестре


Всего часов – 32 Самостоятельная работа – 70 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС – 102 (час.)


Барнаул

2009 г.


Рабочая программа составлена на основании

____________________________________________________________________

(название типовой программы, дата утверждения)

Индекс ____________


Разработчики

доктор филологических наук ____________ (А.А. Чувакин)

кандидат филологических наук ____________ (Н.В. Панченко)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ______________________

_________________________________________________________________

«__»________________200_ г.


Заведующий кафедрой _______________________

Одобрено советом (методической комиссией)

_________________________________________________________ факультета


«__»_________________200__ г.


Председатель комиссии ______________/_________________

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «История изучения языка художественной литературы» является теоретической по своему характеру лингвистической дисциплиной, относящейся к числу элективных дициплин. Она призвана помочь студентам магистратуры разобраться с основными направлениями развития представлений о языке русской художественной литературы в контексте развития самого объекта ЯХЛ и лингвистической науки.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: различные подходы к тексту, позволяющие определить своеобразие филологического подхода как комплексного изучения текста в единстве его формы и содержания в культурно-историческом контексте эпохи.

Уметь: анализировать тексты различной жанровой и стилистической принадлежности с учетом их устройства, единиц, выделяемых уровней; хорошо ориентироваться в структуре анализируемого текста;

Демонстрировать способность и готовность создавать и анализировать тексты разной стилистической направленности с учетом коммуникативной ситуации и сферы функционирования языка.

3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(кол-во часов)

С

ПЗ, ЛР

1.

Феномен ЯХЛ, его происхождение, закономерности развития

2




-

2.

Наука о ЯХЛ в 1900–1910 гг.

1







3.

Осознание специфических качеств ЯХЛ в 20–30 гг. в работах ОПОЯЗа и школы «русского формализма».

1

2




4.

Проблема соотношения литературного языка и ЯХЛ в 30–40 гг. ХХ в.

2

2




5.

Вклад М.М. Бахтина в теорию ЯХЛ.


2







6.

Основополагающая роль академика В.В. Виноградова в формировании науки о ЯХЛ..

2

2




7.

50–60 гг. ХХ в. как переломный этап в развитии науки о ЯХЛ.

4

2




8.

Современное состояние науки о ЯХЛ как результат ее развития.

4

4




9.

Художественный текст как объект науки о ЯХЛ и важнейшие направления его исследования

2








4. Содержание разделов дисциплины

1. Феномен ЯХЛ, его происхождение, закономерности развития. Место ЯХЛ в системе «общего» языка; история отношений тих «языков». ЯХЛ как предмет изучения. Направления изучения ЯХЛ до ХХ в. Этапы изучения ЯХЛ в ХХ–ХХI вв., основания их выделения. Создание науки о ЯХЛ (академик В.В. Виноградов и его школа).

2. Наука о ЯХЛ в 1900–1910 гг. Невыделенность ЯХЛ из «общего» языка и ее теоретическое обоснование (Ш. Балли, Л. Шпитцер и др.) Историко-диалектологический метод В.И. Чернышева и его значение для теории ЯХЛ.

3. Осознание специфических качеств ЯХЛ в 20–30 гг. в работах ОПОЯЗа и школы «русского формализма». Поиски формальных и семантических критериев выделения ЯХЛ. Проблема единиц ЯХЛ. Г.О. Винокур и развитие учения А.А. Потебни о внутренней форме слова применительно к теории ЯХЛ.

4. Проблема соотношения литературного языка и ЯХЛ в 30–40 гг. ХХ в. Пути решения проблемы в работах Г.О. Винокура, Л.А. Булаховского, В.В. Виноградова и др.

5. Вклад М.М. Бахтина в теорию ЯХЛ. Учение о прозаическом слове, его зарождение в работах 20-х гг. ХХ в., развитие в сочинениях о Достоевском и поздних работах. Прозаическое слово и чужая речь. Учение о тексте (художественном тексте), «подлинная сущность» которого «всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (Бахтин).

6. Основополагающая роль академика В.В. Виноградова в формировании науки о ЯХЛ. Проблема ЯХЛ в научном творчестве В.В. Виноградова разных лет. Лингвистический статус науки о ЯХЛ. Система категорий науки о ЯХЛ. Категория образа автора как базовая в науке о ЯХЛ. Проблема метода исследования ЯХЛ. Теория, метод, конкретный анализ в работах В.В. Виноградова разных лет.

7. 50–60 гг. ХХ в. как переломный этап в развитии науки о ЯХЛ. Развитие традиционной проблематики в работах Виноградовской школы и вне ее. Освоение научного багажа прошлого – обращение к идеям Л.В. Щербы, Б.А. Ларина и др. Возникновение и развитие структурной поэтики. Работы Р. Якобсона. Совещание в г. Горьком, посвященное применению математических методов в исследовании ЯХЛ (1961 г.). работы Н.А. Колмогорова, А.К. Жолковского и др. Семиотическая концепция ЯХЛ, ее основания и достижения. Ю.М. Лотман, Вяч.Вс. Иванов, Б.А. Успенский и другие; значение их деятельности для развития теории ЯХЛ.

8. Современное состояние науки о ЯХЛ как результат ее развития, развития самого ЯХЛ, а также «гуманизации» гуманитарного знания, роста взаимодействий с зарубежной наукой (Р. Барт, Ю. Кристева, П. де Манн, Ц. Тодоров, М. Фуко, У. Эко, Ж. Женетт, Ж. Дюбуа и др.). Множественность представлений о предмете, задачах и методах теории ЯХЛ, ее месте в филологии. Дальнейшее освоение и развитие традиции. Эвокационный аспект ЯХЛ и его исследование. Идеи современной лингвистики и их влияние на теорию ЯХЛ. Работы С.Т. Золяна, О.Г. Ревзиной и др.

9. Художественный текст как объект науки о ЯХЛ и важнейшие направления его исследования – на основе композиционно-речевого членения текста (Н.А. Кожевникова, Е.В. Падучева, М.Ю. Сидорова и др.); в аспекте интертекстуальных связей текста (А.К. Жолковский, Н.А. Фатеева и др.). Виды анализа художественного текста (коммуникативный, герменевтический, интерпретационный, лингвокультурологический, миропорождающий и др.). Лексикографическое описание ЯХЛ. Тенденции развития теории ЯХЛ на рубеже ХХ–ХХI вв.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. – М., 1980.

  2. Виноградов, В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1976. – 511 с.

  3. Виноградов, В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 2003. – 390 с.

  4. Виноградов, В.В. О теории художественной речи: учеб. пособие / В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 2005. – 287 с.

  5. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. – М.: Издательство Художественной литературы, 1959. – 655 с.

  6. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991.

  7. Винокур Г.О. Филологические исследования. – М., 1990.

  8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996

  9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 2000.



б) дополнительная литература:

  1. Балли Ш. Французская стилистика. – М., 2001.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  3. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992

  4. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000.

  5. Григорьев В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. – М., 2004.

  6. Григорьев В.П. Поэт и слово. М., 1979.

  7. Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, образ. – М., 2003.

  8. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 328 с.

  9. Жолковский, А.К. Блуждающие сны и другие работы / А.К. Жолковский. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. – 428 с.

  10. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. – М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.

  11. Заика, В.И. Очерки по теории художественной речи / В.И. Заика. – Великий Новгород: Новгор. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2006. – 407 с.

  12. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. / Н.А. Кожевникова. – М.: Институт русского языка РАН, 1994. – 336 с.

  13. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М., 2004.

  14. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург-Омск, 1999.

  15. Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики. – М., 2006.

  16. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.

  17. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

  18. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 2000. – С. 14–285.

  19. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В.А. Лукин. – М.: Издательство «Ось – 89», 2005. – 560 с.

  20. Николаева Т.М. «Слово о полку Игореве». Поэтика и лингвистика текста; «Слово о полку Игореве» и пушкинские тексты. – М., 2005.

  21. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

  22. Падучева, Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива) / Е.В. Падучева. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.

  23. Поповская Л.В. (Лисоченко) Лингвистический анализ художественного текста в вузе. – Ростов/Дон.: Феникс, 2006. – 512 с.

  24. Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления // Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. – С.201–236.

  25. Проблемы литературной формы / О. Вальцель, В. Дибелиус, К. Фосслер, Л. Шпитцер. – М., 2007.

  26. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход к лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики – 1985–1987. М., 1989.

  27. Сидорова, М.Ю. Грамматика художественного текста / М.Ю. Сидорова. – М., 2000. – 416 с.

  28. Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

  29. Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста. – М.: Флинта: Наука, 2005. –344 с.

  30. Текст. Интертекст. Культура. – М.: Азбуковник, 2001. – 608 с.

  31. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М.: Академия, 2006. – 336 с.

  32. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский // Успенский, Б.А. Семиотика искусства. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – С. 9–218.

  33. Фатеева, Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева. – М.: КомКнига, 2006. – 280 с.

  34. Фосслер К. Эстетический идеализм: Избранные работы по языкознанию. – М., 2007.

  35. Человек. Коммуникация. Текст : Сб. ст. / Под ред. А.А, Чувакина. – Барнаул, 1997. – вып. 1 и последующие.

  36. Чувакин, А.А. Смешанная коммуникация в художественном тексте: Основы эвокационного исследования / А.А. Чувакин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. – 126 с.

  37. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. – СПб., 1998.

  38. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. – СПб., 2005.



Похожие:

Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconРабочая программа По дисциплине дс. 02 1«История русского литературного языка (и язык художественной литературы)»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconПрограмма по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения юридического и финансового факультетов
Общенародный язык и его дифференциация: литературный язык (функциональные стили), разговорная речь, язык художественной литературы;...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconРабочая учебная программа дисциплина Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка Специальность «033200. 00 Иностранный язык»
Основные задачи и проблемы изучения истории немецкой литературы. Место литературы Германии в мировом художественном процессе. Литература...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconПрактикум по русской литературе XVIII века минск бгу 2003 удк 882 (09) 10/16 (075. 83)
История русской литературы литературы XVIII в.”, задания для самостоятельной работы студентов, тематику сообщений и реферативных...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы»
«Рабочая учебная программа дисциплины «История зарубежной литературы» по специальности 032900 «Русский язык и литература» специализация...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconРабочая программа по дисциплине «Бизнес курс основного иностранного языка» для специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка» форма обучения дневная Всего 2 кредит
Рабочая программа составлена на основании госо рк для специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка», 2006, учебной...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой) литературы Рекомендуется для направления подготовки
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления icon«история англо-американской литературы»
Я литературы Великобритании и США в тесной связи с процессом исторического развития, ознакомиться с содержанием базовых текстов англо-американской...
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconРабочая программа по «Теории литературы» русский язык и литература
Программы дисциплины «Теория литературы» Л. А. Николаева и В. Е. Хализева, разработанной на кафедре теории литературы мгу им. М....
Рабочая программа по дисциплине язык художественной литературы ( история изучения языка художесвтенной литературы) для направления iconЮ. В. Шинкаренко Проблемами языка художественной литературы занимались М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, А. А. Потебня, А. М. Пешковский, Б. В. Томашевский и другие. И между тем многообразие используемых ими те
Некоторые аспекты преподавания художественной речи на примере языка поэмы а. С. Пушкина
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница