Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области)




Скачать 370.67 Kb.
НазваниеРазвитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области)
страница1/3
Дата13.02.2013
Размер370.67 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи




Цыцарова Татьяна Евгеньевна




РАЗВИТИЕ

МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

(на примере Ульяновской области)


Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством:

региональная экономика




АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ульяновск 2009

Работа выполнена в Ульяновском государственном техническом университете


Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор

Кузнецов Виталий Васильевич




Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Сажин Юрий Владимирович



кандидат экономических наук, доцент

Семенчук Ольга Витальевна


Ведущая организация - Сибирская академия государственной службы,

г. Новосибирск


Защита состоится 26 декабря 2009 г. в 14 ч. на заседании диссертационного
совета Д 212.214.05 при Самарском государственном экономическом университете
по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара, 443090


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Самарского государственного экономического университета


Автореферат разослан 23 ноября 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Королева Е.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В современной российской экономике, находящейся в состоянии движения, модернизации, обновления и характеризующейся неопределенностью конечных результатов, экономическая динамика не только не исключает снижения уровня жизни населения, но в ряде случаев и предполагает это, что, по мнению многих экономистов, является нормальным.

Бедность, социальная поляризация и стратификация общества являются атрибутами, имманентными рыночной экономике. Снижение уровня жизни населения становится на современном этапе фактором, определяющим личностные ориентации населения, способствующим уменьшению среднего слоя общества, воспроизводству его материальной и духовной бедности.

Произошедшие в Российской Федерации институциональные, социальные и экономические реформы существенно повысили роль территориальных социально-экономических систем в формировании государственной и региональной социально-экономической политики, элементом которой является политика повышения уровня жизни населения. В связи с этим серьезное значение приобретают разработка и внедрение в практику деятельности региональных и муниципальных органов власти новых подходов к развитию и совершенствованию механизма управления повышением уровня жизни населения, к разработке инструментария данного механизма.

Таким образом, исследование функционирования и развития механизма управления повышением уровня жизни населения на мезоэкономическом уровне является относительно новым элементом региональной экономики.

Хотя многие исследователи в процессе разработки стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований оперируют дефиницией "повышение уровня жизни населения" в качестве стратегического приоритета их развития, специфика соответствующих механизмов и их использование на региональном уровне не раскрываются, а разработка инструментов, позволяющих достичь повышения уровня жизни, осуществляется в ограниченных масштабах.

В современной экономической науке, во-первых, традиционно уделяется внимание вопросам формирования государственной социальной политики, которая многими авторами рассматривается как синоним политики повышения уровня жизни населения; во-вторых, предпринимаются многочисленные попытки провести анализ экономического содержания понятий "уровень жизни населения", "качество жизни населения", "образ жизни населения" и зачастую между ними проводится параллель; в-третьих, не прослеживается связь дефиниции "региональная политика" с термином "уровень жизни населения".

Вышеизложенное определяет актуальность и значимость развития и совершенствования механизма управления повышением уровня жизни населения.

Состояние научной проработанности проблемы. Исследования уровня жизни населения в России были начаты еще в XIX в. и в основном посвящались проблемам его оценки. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли Д.П. Журавский, А.В. Чаянов, Ф.А. Щербин.

Данную проблематику рассматривали в своих работах Н.Н. Абакумова, Н.И. Бузляков, Н.А. Горелов, В.И. Гурьев, И.И. Дмитричев, И.И. Елисеева, В.И. Жеребин, Л.Г. Зубов, В.Н. Кириченко, Ю.П. Кокин, Р.Я. Подовалова, В.Я. Райцин, Н.М. Римашевская, А.Н. Романов, В.М. Рутгайзер, П.В. Савченко, Г.С. Саркисян, Н.П. Федоренко и другин ученые.

Теоретические и методологические основы мониторинга социально-экономических систем освещались в работах В.Е. Андреева,
Н.А. Николаевой, Я.В. Трофимовой, Р.А. Фатхутдинова, а также в разработках международных исследовательских организаций, в частности Всемирного экономического форума. Другие аспекты такого мониторинга изучали экономисты Т.Ю. Богомолова, Т.И. Заславская, Л.В. Ивановский,
В.А. Литвинов, А.М. Ревайкин, В.Е. Рохчин, К.А. Чагин.

Понятийно-терминологический аппарат региональной политики нашел отражение в трудах Н.С. Агафонова, Э.Б. Алаева, В.И. Борисевича, В.И. Бутова, В.Г. Введенского, В.И. Видяпина, Ю.Н. Гладкого,
А.П. Градова, А.Г. Гранберга, Ю.С. Дульщикова, А.Г. Игнатова,
Н.П. Кетовой, Б.И. Кузина, Н.Г. Кузнецова, В.П. Лексина, Л.В. Маркина, Н.Н. Некрасова, М.В. Степанова, О.В. Суханова, С.Г. Тяголова,
А.И. Чистобаева, А.Н. Швецова, Б.М. Штульберга.

Проблемы разработки стратегий и программ регионального развития нашли свое отражение в исследованиях С.С. Богданова, Б.С. Жихаревича,
Е.Н. Королевой, В.П. Лексина, П.П. Ореховского, Т.М. Орловой, А.Н. Петрова, Г.Р. Хасаева, А.Н. Швецова.

Анализ трудов перечисленных выше авторов позволяет сделать вывод о том, что решение проблемы повышения уровня жизни населения требует разработки инструментария механизма этого повышения, который в настоящее время применяется только на макроэкономическом уровне и не учитывает региональных особенностей социально-экономических условий жизни населения.

Необходимо подчеркнуть, что в экономической литературе недостаточно освещены особенности и значение регионального мониторинга уровня жизни населения, а также соответствующий этому процессу понятийно-терминологический аппарат.

Кроме того, в современных исследованиях недостаточно разработаны вопросы совершенствования механизмов управления повышением уровня жизни населения региона, отсутствует трактовка содержания политики, обеспечивающей это повышение.

Из всего вышеизложенного следует, что вопросы функционирования и развития механизма управления повышением уровня жизни населения на региональном уровне, регионального мониторинга уровня жизни населения территории, а также стратегирования и программирования уровня жизни населения региональных социально-экономических систем, являющихся основой эффективного функционирования вышеупомянутого механизма, как на теоретическом, так и на практическом уровне разработаны недостаточно. Это определило выбор темы исследования, постановку его цели и задач.

Цель исследования - разработка и обоснование теоретических положений и методических рекомендаций по развитию механизма управления повышением уровня жизни населения региона.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- уточнить содержание категории "уровень жизни населения региона" и систему показателей, ее отражающих;

- обосновать необходимость формирования механизма управления повышением уровня жизни населения региона, раскрыть содержание и структуру данного механизма;

- сформулировать определения региональной политики повышения уровня жизни населения и механизма управления повышением уровня жизни населения региона;

- провести структурно-динамический анализ, многомерный статистический анализ и выявить основные тенденции уровня жизни населения;

- провести сравнительный анализ показателей уровня жизни населения Ульяновской области и регионов, входящих в ПФО;

- определить место, занимаемое Ульяновской областью в рейтинге РФ и ПФО по доходным и потребительских характеристикам уровня жизни населения;

- оценить с помощью SWOT-анализа перспективы Ульяновской области в части повышения уровня жизни ее населения и выявить основные направления стратегии такого повышения;

- обосновать главные направления развития механизма управления повышением уровня жизни населения Ульяновской области;

- предложить интегральные индикаторы повышения уровня жизни населения и на их основе разработать программу организации его мониторинга;

- разработать функционально-организационную модель механизма управления повышением уровня жизни населения региона;

- разработать типовой макет региональной (муниципальной) целевой программы повышения уровня жизни населения.

Область исследования. Исследование проведено по специальности 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика" в рамках разделов 5.1. Развитие теории региональной экономики; методы и инструментарий региональных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений; 5.16. Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления: разработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Объектом исследования выступает уровень жизни населения региона (Ульяновской области).

Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления повышением уровня жизни населения региона.

Теоретико-методологическая и нормативная база исследования. В основе диссертационной работы лежат теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики и политики, уровня жизни населения и социальной политики, развития системы местного самоуправления, мониторинга социально-экономических систем и стратегирования регионального развития.

Методологической базой исследования является диалектический метод, методы многомерного статистического анализа, структурно-динамического анализа, сравнительный метод, системный и исторический подходы.

Нормативно-правовой базой исследования стали Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательные и нормативные акты Ульяновской области по вопросам управления социально-экономическим развитием.

В качестве информационной основы использовались методические и справочные материалы, статистическая отчетность, информация из специализированных и периодических изданий, ресурсы сети Интернет.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании теоретических положений и методических рекомендаций по развитию механизма управления повышением уровня жизни населения региона.

К числу самостоятельных результатов, полученных автором и обладающих элементами научной новизны, можно отнести следующие:

- дана авторская трактовка понятий "уровень жизни населения региона", "региональная политика повышения уровня жизни населения";

- предложена методика оценки уровня жизни населения региона, включающая в себя следующие этапы: структурно-динамический анализ, моделирование анализируемых показателей уровня жизни населения с помощью корреляционно-регрессионного анализа, исследование внутрирегиональной дифференциации уровня жизни населения методом "Паттерн";

- дана оценка стратегических направлений повышения уровня жизни на основе SWOT-анализа;

- разработана программа организации мониторинга уровня жизни населения региона на основе предложенных интегральных индикаторов, позволяющая оценить динамику изменения региональных компонентов уровня жизни;

- предложена функционально-организационная модель механизма управления повышением уровня жизни населения региона, включающая в себя этапы развития и совершенствования традиционных моделей данного механизма;

- разработан типовой макет региональной (муниципальной) целевой программы повышения уровня жизни населения, предусматривающий в качестве приоритетного направления повышения уровня жизни населения Ульяновской области развитие малого предпринимательств в сфере услуг.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в обосновании новых терминологических трактовок, а также подходов к исследованию и управлению повышением уровня жизни населения региона.

Предложенные в диссертации методики оценки и модели могут найти применение в деятельности региональных органов управления по совершенствованию регулирования развития территорий, в том числе механизмов управления повышением уровня жизни населения региона.

Результаты исследования могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как "Региональная экономика", "Муниципальная экономика", "Политика доходов и заработной платы", "Государственное регулирование национальной экономики".

Внедрение и апробация исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских научно-практических конференциях. В их числе: научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава "Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований" (г. Ульяновск, 2006 г.), III Всероссийская научно-практическая конференция "Потенциал развития России - XXI век" (г. Пенза, 2006 г.), Всероссийская научно-практическая конференция "Аграрная наука и образование в реализации национального проекта" (г. Ульяновск, 2006 г.), V Международная научно-практическая конференция "Проблемы социально-экономической устойчивости региона" (г. Пенза, 2009 г.), VII Международная научно-практическая конференция "Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России" (г. Пенза, 2009 г.), V Международная научно-практическая конференция "Проблемы социально-экономической устойчивости региона" (г. Пенза, 2009 г.), Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы экономики, социальной сферы и образования" (г. Ульяновск, 2009 г.) и др.

Разработанные автором в ходе исследования методики были апробированы при разработке стратегии социально-экономического развития Ульяновской области.

Базовые разработки и рекомендации диссертации используются в практической деятельности министерства экономического развития Ульяновской области.

Отдельные положения работы внедрены в учебный процесс Ульяновского государственного технического университета при изучении курсов "Региональная экономика", "Государственное регулирование национальной экономики", "Муниципальная экономика".

Публикации по теме исследования. Основное содержание диссертации отражено в 19 опубликованных работах, в том числе в 2 монографиях и 3 статьях в журналах, определенных ВАК. Объем публикаций составляет 27,19 печ. л., из них 22,57 печ. л. - авторские.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения,
3 глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 229 наименований, и приложений. Работа содержит 239 страниц основного текста, 20 рисунков, 17 таблиц, 32 приложения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


  1   2   3

Похожие:

Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconПостановление от 14 сентября 2007 г. N 321 о социальном обслуживании населения в ульяновской области (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 11. 03. 2009 n 87-П)
В соответствии с Законом Ульяновской области от 04. 10. 2005 n 098-зо "О социальном обслуживании населения в Ульяновской области"...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconПостановление Правительства Ульяновской области от 28. 02. 2011 №78-п «О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области»
В соответствии с Законом Ульяновской области от 04. 10. 2005 №098-зо «О социальном обслуживании населения в Ульяновской области»...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconПрограмма управления государственной собственностью Ульяновской области на 2011 год, утверждённая Законом Ульяновской области от 29.
Правительства Ульяновской области к Закону Ульяновской области от 01. 06. 2011 №95-зо о внесении изменений в Закон Ульяновской области...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconАлтынбек турлыбиулы совершенствование механизма управления инвестиционным потенциалом региона (на материалах Южно-Казахстанской области)
Совершенствование механизма управления инвестиционным потенциалом региона (на материалах Южно-Казахстанской области)
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconО внесении изменений в комплексную региональную программу
В целях формирования конкурентной среды, создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, расширения...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconП л а н работы администрации области на второй квартал 2007 года
Осуществление комплекса мер, направленных на дальнейшее динамичное развитие положительных тенденций в экономике области, выработку...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) icon1. Б18(2) Салякин, Игорь Евгеньевич. Оценка комфортности и проживания населения на территории региона (на примере Владимировской области) : автореф дис
Салякин, Игорь Евгеньевич. Оценка комфортности и проживания населения на территории региона (на примере Владимировской области) :...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconП л а н работы администрации области на первый квартал 2008 года
Осуществление комплекса мер, направленных на закрепление и дальнейшее динамичное развитие положительных тенденций в экономике области,...
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconПравительство ульяновской области распоряжение
Об утверждении Концепции областной целевой программы «Развитие ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах»
Развитие механизма управления повышением уровня жизни населения региона (на примере Ульяновской области) iconЗаместитель Председателя Правительства Ульяновской области Министр информационных технологий Ульяновской области
Министерстве информационных технологий Ульяновской области государственных учреждениях, подведомственных Министерству информационных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница