«Риторика»




Скачать 165.19 Kb.
Название«Риторика»
Дата12.02.2013
Размер165.19 Kb.
ТипКурсовая


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный университет

кафедра русской литературы


УТВЕРЖДАЮ

декан______________факультета

__________________________

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Риторика»

для специальности социология

ГОС ВПО направления (специальности) 04021 10.03.2000

(подчеркнуть нужное, реквизиты и дата утверждения)

курс 1

семестр 2

лекции 18 (час.)Экзамен в 2 семестре

Практические (семинарские)

занятия 36 (час.) Зачет в _______________семестре

Лабораторные

Занятия ______________ (час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине нет

Количество контрольных работ 1

Всего часов 54 Самостоятельная работа 54 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 108 (час.)


2007 г.

(оборотная сторона титульного листа рабочей программы)


Рабочая учебная программа составлена на основании

  1. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  2. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М. «Николо», 2002

  3. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие.  М. «Приор», 2001.



Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры


"__" _____________200__ г.


Заведующий кафедрой

Цель преподавания дисциплины и метод

Владение устным и письменным словом является существенным признаком деловой квалификации социолога. К профессиональной деятельности социологов относится составление деловых документов, устные выступления в компетентных органах, написание газетно-публицистических статей, консультирование, т. е. советы, разъяснения, рекомендации и т. д. Таким образом, социологу по роду своей деятельности приходится заниматься не только собственно социологическими исследованиями, но разъяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен профессионально владеть специальными языковыми, композиционными приемами составления персуазивных (воздействующих) текстов преимущественно в жанрах совещательного красноречия.

В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется вопрос риторического образования социологов.

Риторика – наука об убеждающем дискурсе (речи как социальном действии, речи как взаимодействии между говорящими), включает два аспекта: 1) прикладной: а) ораторское искусство; б) развитие индивидуальных, воздействующих языковых способностей; 2) теоретический: а) теория речи, описывающая процедуру создания, порождения персуазивных текстов; б) теория доказательств (инвенция); в) теория композиции жанров ораторского красноречия (диспозиция); г) теория изобразительно-выразительной речи (элокуция); г) интонационные и эмфатические особенности произнесения текста (акция).

Курс построен на общепринятом для риторической традиции методе изучения теоретических аспектов построения текста как процессе его порождения: реальная действительность трансформируется в вербальную посредством инвенции, диспозиции, элокуции. По заданным ситуациям студенты строят тексты в различных жанрах совещательного красноречия.

В процессе изучения риторики студенты также знакомятся с речами классиков совещательного красноречия.


Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Риторика»

  1. культура речи;

  2. логика;

  3. философия;

  4. введение в специальность.



Рабочая учебная программа дисциплины «Риторика»


Номер недели

Номер темы

Тема

Примечания

Темы для самостоятельной работы

Формы контроля

7

1

Из истории риторики и красноречия

6, 26 (С. 5-30), 18 (С. 3-20), 20 (С. 10-24)







8




Риторика как искусство и наука

16




Практическое

8




Великие ораторы древнего мира

19, 20




Практическое

9

2

Система доказательств в риторике (инвенция)

20 (С. 82-114),
26 (С. 31-156),

27 (С. 32-53),

30 (С. 382-403)







10




Совещательное красноречие в системе риторических жанров







Практическое

10




Стратегические аспекты ораторской речи







Практическое

11




Топика в искусстве красноречия







Практическое

12

3

Теория риторической композиции (диспозиция)

26 (С. 161-204),

27 (С. 61-77),







12




Композиционные принципы эффективной речи







Практическое

13,15, 16

4

Теория изобразительно-выразительных элементов языка (элокуция)

20 (С. 147-174),

26 (С. 208-302),

27 (С. 85-156)







14, 14




Фигуры речи







Практическое

16, 17




Тропы речи







Практическое

18




Инвенция, диспозиция, элокуция







Контрольная работа

18

5

Система убеждающих речей и становление русской риторической традиции

9, 27 (С. 163-178)







19













Практическое

20

6

Своеобразие русской политической риторики

27 (С. 178-212)







20




Эзопов язык русской политической риторики







Практическое

21

7

Искусство полемики

30 (С. 277-345)







22













Практическое

22

8

Своеобразие жанров политической риторики

27 (С. 217-261)







23













Практическое

Преподаватель: Соболев Н.И.

дата:_________________________

Методические указания для студентов

Занятия по риторике в рамках настоящего курса представляет риторическую ситуацию. В процессе изучения нового материала преподаватель предлагать на суд свои собственные тексты, равно как и студенты участвуют в подготовке текстов по темам, которые выносятся на обсуждение, а также работают по созданию и совершенствованию «коллективных» текстов.

В процессе курса предусмотрена одна контрольная работа, целью которой является проверка усвоенного теоретического материала по темам «Инвенция, диспозиция, элокуция». В контрольной работе предусмотрены задания, включающие анализ отрывков из текстов различных жанров.

Для успешной сдачи экзамена необходимо знать основные теоретические темы курса, уметь использовать полученные знания при анализе текстов, а также построении собственных.


Основная литература

Аристотель. Риторика // Античные риторики.   М., 1978.

Введенская Л. В., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

Речи известных русских юристов. – М., 1985.

Хрестоматия по риторике. Пермь, 1994.

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М. «Николо», 2002

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие.  М. «Приор», 2001.


Дополнительная литература

Антология русской риторики. – М., 1991.

Аристотель. Риторика // Античные риторики.   М., 1978.

Вомперский В. П. Риторики в России ХУП-ХУШ вв.   М., 1988.

Демосфен. Речи: В 3 т. Т. 2. – М., 1994.

Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию //Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 11 тт. Т. 7.   Труды по филологии.   М., 1952.

Об ораторском искусстве: Хрестоматия. – М., 1973.

Русская риторика: Хрестоматия / Автор-составитель Л.К. Граудина. – М.,1996.

Цицерон. Речи: В 2 т. Т. 1. – М.,1962.

Методические указания для преподавателя


Специфика предмета и задач курса предъявляет особенные требования к этосу, пафосу и логосу преподавателя, который должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие по риторике представляло собой не лекцию и не практическое занятие в их привычной традиционной форме, но оказывалось бы риторической ситуацией. В этом случае понятия «теоретическая часть» и «практическая часть» становятся условными, а все сказанное на занятии преподавателем и студентами критически оценивается. Непременное требование к преподавателю   предлагать на суд свои собственные тексты по темам, которые выносятся на обсуждение. На занятиях анализируются классические и современные образцы ораторского искусства (в основном совещательного жанра), решаются риторические задачи по изучаемым темам, ведется работа по созданию и совершенствованию «коллективных» текстов.

Тема 1. Из истории риторики и красноречия

Определение риторики. Термин «риторика». Центральная и периферийная проблемы риторики. Качество речи и концепция риторики. Риторическая модель речевого взаимодействия. Общая и частные риторики. Место политической риторики в системе частных риторик. Части риторики. Три рода красноречия. Инвенция, диспозиция, элокуция как основные части риторики, их особенности в контексте современной науки. Основные источники изучения риторики и учебные пособия. Возникновение античной риторики. Роль риторики в системе образования Древней Греции, Древнего Рима и в Средневековье. Причины общеевропейского кризиса риторики. Причины возрождения риторики. Роль информационного общества и массовой культуры в возрождении риторики. Судьба риторики в русской культуре.


Практическая часть

    1. Риторика как искусство и наука

Фрагмент из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Риторическая ситуация. Один человек легко убеждает другого в том, что гири золотые, не приводя при этом ни одного факта в качестве доказательства. Чем это можно объяснить: глупостью Шуры или ораторским мастерством Паниковского? Данный фрагмент-«шутка» позволяет эскизно представить всю логику и тематику последующих занятий по риторике и обозначить общий план учебного курса.

    1. Великие ораторы древнего мира

Семинарское занятие по книгам «Ораторы Древней Греции» и «Ораторы Древнего Рима».


Тема 2. Система доказательств в риторике (инвенция)

Замысел речи. Предмет и тема речи. Тезис и проблема. Цель речи. Анализ аудитории. Стратегии убеждения. Развертывание темы и тезиса речи. Топика. Общие места и их виды. Аргументация. Классификация аргументов. Естественные доказательства. Логические аргументы (логос). Силлогические (дедуктивные) и индуктивные аргументы. Аргументы к этосу. Аргументы к пафосу. Ошибки и уловки аргументации.


Практическая часть.

  1. Совещательное красноречие в системе риторических жанров

а) Определить на слух жанр красноречия предлагаемых отрывков.

б) Проанализировать с точки зрения жанровой принадлежности текст А.Чехова, посвященный факту восстановления риторики как учебной дисциплины в Московском университете и составленный по всем законам классической риторики. Увидеть искусство использования элементов разных жанров.

в) Предмет: «Утечка мозгов из России». Определить, какие принципиальные отличия совещательной, судебной, эпедейктической речи на эту тему необходимо учитывать при подготовке выступления в каждом из этих жанров. Подготовить совещательную речь на эту тему.

  1. Стратегические аспекты ораторской речи

а) анализ уже знакомого текста А. Чехова: тезис, аргументация, логические и лингвистические принципы построения суждений, своеобразие вступления и завершения речи.

б) анализ подготовительных речей об «утечке мозгов» с точки зрения жанра, переход от результатов этого творческого опыта к новому материалу.

в) проанализировать лаконичную речь Ломоносова с точки зрения ее стратегических принципов: тема, тезис, суждение, аргумент.

г) найти два аргумента, которые поддержали бы энтимему, предложенную Аристотелем: «Никогда не следует мужу, одаренному от природы здравым смыслом, настолько выучить своих детей, чтобы они стали чересчур мудры». Сравнить свои аргументы с аристотелевскими. Подумать, существует ли предел для возможного поиска и выбора других аргументов.

  1. Топика в искусстве красноречия

а) указанные фрагменты «Золотого теленка»: пример вероломного использования топоса.

б) рассмотренный текст Чехова: пример тонкого и ненавязчивого использования топоса.

в) топосы в стихотворении А. С. Пушкина «Цветок»: пример восстановления романтического сюжета.

г) воссозданная В. Вересаевым речь адвоката Ф. Н. Плевако в защиту священника: образец топоса как абсолютного фактора воздействия на присяжных. Подумать, какое воздействие могла бы иметь эта речь в наше время.

д) возможности и реальность использования топосов в речи «об утечке мозгов»: в среде российских студентов, в Думе, среди русских эмигрантов-ученых.

Тема 3. Теория риторической композиции (диспозиция)

Структура речи и классический подход к композиции. Обращение. Именование темы. Повествование. Описание. Доказательство. Опровержение. Воззвание. Заключение. Общие рекомендации. Композиция с точки зрения современного литературоведения, принцип выдвижения. Маркированные позиции и схемы выдвижения.


Практическая часть

Композиционные принципы эффективной речи

а) Рассмотреть первую речь Цицерона «Против Катилины» на предмет композиционной организации текста. Выделить части инвариантной композиции (по Квинтилиану). Уместна ли подобная композиция при построении современной речи в различных видах красноречия?

б) Рассмотреть тексты газетно-публицистических жанров. Найти априорно и искусственно маркированные элементы текста. Отредактировать речь «об утечке мозгов», композиционно маркируя доминантные отрывки текста.


Тема 4. Теория изобразительно-выразительных элементов языка (элокуция)

Изобразительность и выразительность как качества речи. Речевые средства усиления изобразительности. Специальные средства усиления изобразительности и выразительности. Языковые и речевые тропы. Классификация тропов. Метафора и тропы сходства. Метонимия и тропы смежности. Антифразис и тропы контраста. Перифразис и тропы тождества. Грамматические тропы. Фигуры речи. Фигуры убавления. Фигуры размещения. Фигуры прибавления. Фигуры мысли. Амплификации. Дискретные фигуры. Роль изобразительно-выразительных средств в создании продуманной, завершенной, логически выстроенной и эстетически наполненной «украшенной» речи. Чувство меры в использовании фигур речи.


Практическая часть

  1. Фигуры речи

б) Рассмотреть тонкое и ненавязчивое использование фигур в тексте А.Чехова.

б) Отредактировать уже подготовленную речь об эмиграции молодых ученых, не боясь утрированного и ненавязчивого использования построения фигур построения.

  1. Тропы речи

а) Проанализировать идиостили героев рассказа И.С.Шмелева «Трапезундский коньяк», обратить внимание на трансляцию авторского чувства в тексте.

б) Функции изобразительно-выразительных средств в тексте. Студенты восстанавливают пропущенные изобразительно-выразительные средства в текстах различных видов красноречия и художественных произведений.


Тема 5. Система убеждающих речей и становление русской риторической традиции

Убеждающие речи как система. Задачи ораторики и ее особенности ее аудитории. Особенности метонимической стратегии. Задачи гомилетики. Отношение аудитории к фигуре проповедника. Суть метафорической стратегии. Символика и ее связь с гомилетикой и ораторикой. Знаковая природа символики. Проблема интертекстуальных связей в символике. Феномен пропаганды. Пропаганда и манипулирование. Дидактика как вид убеждающей речи. .

Практическая часть

Семинарские занятия по речам А.Ф. Кони по «Делу об убийстве иеромонаха Иллариона»: проанализировать метонимическую стратегию оратора; о. Иоанна Крестьянкина поучение в Прощенное воскресенье: проанализировать метафорическую стратегию оратора.


Тема 6. Своеобразие русской политической риторики

Черты ораторики в русской политической публицистики 16 в. Новые черты в политической риторике 17 в. Становление новой светской политической символики в эпоху Петра и Екатерины. Русский язык как государственный символ. Использование театра, газет и журналов как политической трибуны. Политическая сатира. Становление революционной символики. Поляризация политической символики в 19 в. Роль художественного слова. Генезис советской политической символики. Ораторика Ленина. Риторика Сталина и ее гомилетизм. Феномен квазиполемики. Оппозиционная (диссидентская) риторика. Судьба сатирического смеха и народного юмора. Избыток гомилетики, дефицит символики в ораторике 90-х г. Риторические дисфункции как фактор общественного риска. Идеал развитой риторики. Пути его достижения.


Практическая часть

Эзопов язык русской политической риторики

Семинарские занятия по речам В. Резникова о свободе и ответственности: проанализировать приемы введения дидактики в текст речи; В. Д. Спасовича по случаю открытия памятника Мицкевичу: проанализировать символику речи.


Тема 7. Искусство полемики

Диалог как категория философии, культурологи и риторики. Актуальность диалога и полемики в области совещательного красноречия. Проблема истины, достигающейся в процессе спора. Гносеологический статус аргумента в процессе полемики. Подготовленность речи и момент импровизации. Полемический вопрос: искусство задавать и умение отвечать. Структура полемических ситуаций и основные модели дебатов. Роль «третьей стороны» в процессе спора.


Практическая часть

а) Выслушать полемически заостренную речь преподавателя и сформулировать полемические вопросы, заданные вопросы проанализировать с точки зрения их риторической эффективности.

б) Проанализировать знаменитые прения А.Курбского и Ивана Грозного. Определить степень успешности обеих сторон с точки зрения инвенции.

в) Подготовить и провести дебаты по модели «слушается дело» на свободную тему.


Тема 8. Риторические и нериторические стратегии убеждения. Своеобразие жанров политической риторики

Концепция убеждающей речи. Риторическая концепция. Концепция «завораживания». Концепция поддакивания. Популизм с риторической точки зрения. Риторика и политическая философия. Общественная миссия риторики. Политическая листовка. Политическое имя. Политический лозунг. Жанр открытого письма.


Практическая часть

Своеобразие жанров политической риторики

а) политическая листовка и ее структура. Обещание в политической листовке. Компоненты коммерческой рекламы в политической рекламе, их отличия. Метаблок. Анализ политической листовки.

б) политическое имя. Имя в рекламе. Две стороны политического имени: семантическое обыгрывание и социальная характеристика. Узнаваемость. Анализ материала.

в) политическая биография. Биография и политическая «агиография». Анализ штампов политических биографий в перспективе категорий «он, как мы » и «он не как мы».Анализ материала.

г) политический лозунг. Доводы в политическом лозунге. Логико-синтаксическая структура лозунга. Манифест. Анализ политического манифеста.

д) своеобразие пафоса и этоса открытого письма.. Анализ материала.


Литература

  1. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестома­тия.  М., 1998.

  2. Античные риторики. М., 1978.

  3. Античные теории языка и стиля.  М.-Л., 1956.

  4. Аристотель. Риторика // Античные риторики.   М., 1978.

  5. Аристотель. Топика // Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2.  М., 1978.

  6. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики.   М., 1991.

  7. Волков А. А. Курс русской риторики.  М., 2001.

  8. Волков А. А. Основы риторики.  М., 2003.

  9. Вомперский В. П.. Риторики в России ХVП-ХVШ вв.   М., 1988.

  10. Гладкий А. В. Введение в современную логику.   М., 2001.

  11. Грановская Л.М. Риторика. – М., 2004.

  12. Граудина Л.. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика..   М., 2001.

  13. Граудина Л.. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия.   М., 1989.

  14. Демосфен. Речи.  М., 1956.

  15. Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-Д., Менге Ф. Общая риторика.   М., 1986.

  16. Ивин А. А. Риторика. М., 2000. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика.  М., 2002.

  17. Ильф И. Петров Е. Золотой теленок. – М., 1999.

  18. Клюев Е. В. Риторика: Инвенция, диспозиция, элокуция.   М., 2001.

  19. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию //Ло­моносов М. В. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 7. Труды по филологии.  М., 1952.

  20. Маркасова Е.В. Представления о фигурах речи в русских риториках XVII – начала XVIII века. Петрозаводск,   2002.

  21. Ораторы Древней Греции. – М.,1984.

  22. Ораторы Древнего Рима. – М.,1984.

  23. Перельман X. Новая риторика: Трак­тат об аргументации // Язык и моделирование социаль­ного взаимодействия.   М., 1987.

  24. Петров О. В. Риторика.   М., 2001.

  25. Рождественский Ю. В. Теория риторики.  М., 1997. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л. К. Граудина.  М., 1996.

  26. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.

  27. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика.  М., 2002.

  28. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лек­ций и словарь риторических фигур.  Ростов н/Д., 1998.

  29. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве.  М., 1972.




  1. Введенская Л. В., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.



Похожие:

«Риторика» iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Введение. Риторика в ряду других наук. Риторика и культура речи. Риторика и логика. Риторика и практическая стилистика. Различие...
«Риторика» iconРиторика: обзор классической и современной проблематики
Риторика как наука изучает законы и правила ведения речью в разных видах и жанрах современной словесности, риторика как искусство...
«Риторика» iconПояснительная записка Кружок «Риторика»
Дополнительная образовательная программа кружка «Риторика» для 1-ого класса составлена на основе программы курса Т. А. Ладыженской...
«Риторика» iconЛитература по предмету «Риторика»
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов-на- дону, 2001
«Риторика» iconРиторика список литературы
Корникова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн пос. М., 1998
«Риторика» iconЛитература александров Д. Н. Риторика. М., 2000
Анненкова И. В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты. М., 2006
«Риторика» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
«Риторика» iconСписок рекомендуемой основной литературы по курсу : Александров Д. Н. Риторика: Уч пособие для вузов. М: Юнити дана, 2000
Ваганова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – 2-е изд, стереотип. – М
«Риторика» iconРабочая программа риторика для студентов специальности «Юриспруденция»
Но кроме этого риторика дает обучающемуся множество кон­кретных знаний и навыков, особо необходимых в будущей профессиональной деятельности...
«Риторика» iconЭ. М. Береговская Когда начинается риторика?
Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов Х международной конференции по риторике. Выпуск...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница