Методические указания по выполнению контрольной работы




НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы
страница1/5
Дата12.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5
МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

(
СПбГИЭУ, ИНЖЭКОН)

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический

университет» в г. Твери


Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин


Никитина О.Э.


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Методические указания по выполнению контрольной работы


Направление подготовки 080100 «Экономика»

Профиль подготовки – Экономика предприятий и организаций

Отраслевая специализация – жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт

Квалификация – бакалавр

Заочная форма обучения


Тверь 2012


Методические указания по выполнению контрольной работы


Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» является допуском студента заочной формы обучения к зачету.

Целью написания контрольной работы является закрепление теоретических знаний в процессе самостоятельного выполнения практических заданий различного характера.

Перед студентом стоят следующие задачи:

1. выполнить практические задания в соответствии с требованиями норм русского литературного языка;

2. выполнить в соответствии с заданием работу с текстами разных функциональных стилей русского литературного языка.

Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Каждый вариант контрольной работы содержит 10 заданий по следующим темам и вопросам курса:

1. Нормы ударения

2. Нормы произношения

3. Лексические и фразеологические нормы

4. Морфологические нормы

5. Синтаксические нормы

6. Коммуникативный аспект

7. Этический аспект

8. Официально-деловой стиль

9. Научный стиль

10. Публицистический стиль

Структура контрольной работы:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Основная часть.

4. Библиографический список.

Требования к оформлению работы:

1. Контрольная работа оформляется в соответствии со стандартом вуза «Требования к выполнению и оформлению письменных работ студентами».

2. Контрольная выполняется в текстовом редакторе WORD на формате бумаги А4 (210-297 мм). Требования к полям: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Установки текста: шрифт – Times New Roman, кегль 14; межстрочный интервал – 1,5; интервал между словами – 1 знак; абзац – 1,25; выравнивание – по ширине; автоматический перенос слов.

3. Выполняя работу, следует списать формулировку задания и выполнить его по предложенному образцу.

4. В конце работы оформляется библиографический список. Источники располагаются в алфавитном порядке. Каждый источник имеет свой порядковый номер и располагается от абзаца.

Критерии оценки выполнения контрольной работы:

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов. Максимально возможное количество баллов за работу – 100. Оценка «зачтено» за контрольную работу ставится в случае, если студент набрал не менее 40 баллов за работу. В противном случае работа возвращается студенту для работы над ошибками.

Рекомендуемая литература


Основная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2006.

Словари и справочная литература

3. Бабенко Л.Г. Словарь синонимов русского языка. – М.: АСТ, 2011.

4. Букчина Б.З., Сазонова И.К. Орфографический словарь русского языка. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

5. Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка. – М.: Издательство «Русский язык-Медиа», 2010.

6. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М.: Эксмо, 2007.

7. Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2011.

8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель: Харвест, 2006.

9. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

10. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М.: Издательство «Дрофа» 2006.

11. Иванова О.Е., Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. – М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

12. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Флинта: Наука, 2007.

13. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Издательство «Эксмо», 2011.

14. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

15. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

16. Орфографический словарь русского языка / Б.З. Букчина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

17. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

18. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2009.

19. Семушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Словарь-справочник. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

20. Соловьева Н.Н. Полный справочник по русскому языку. – М.: Мир и Образование: Оникс, 2010.

21. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2008.

Дополнительная литература

22. Акишина А А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения. – М.: Либроком, 2009.

23. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта: Наука, 2011.

24. Борисова Е. Элементы стиля. Принципы убедительного делового письма. – М.: Альпина Бизнес Букс: Альпина Паблишерз, 2009.

25. Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта: Наука, 2009.

26. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка. – М.: Илекса, 2011.

27. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебный курс. – Ростов-н/Д: МарТ: Феникс, 2010.

28. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010.

29. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2010.

30. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2011.

31. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи. – М.: КноРус, 2010.

32. Голуб И.Б. Риторика. – М.: Омега-Л, 2010.

33. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2011.

34. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

35. Деловое письмо: Учебно-справочное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2010.

36. Дроняева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка. Практикум. – М.: М.: Флинта: Наука, 2010.

37. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи. – М.: Академия, 2011.

38. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. – М.: Проспект, 2011.

39. Изюмская С.С. Русский язык и культура речи. – М.: Дашков и Ко, 2010.

40. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2011.

41. Исаева Т.Е. Речевая коммуникация в туризме. – М.: Дашков и Ко: Наука-Спектр, 2009.

42. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2010.

43. Коренькова Е.В., Пушкарева Н.В. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2010.

44. Котюрова М.П. Стилистика научной речи. – М.: Академия, 2010.

45. Кузнецов И.Н. Прикладная риторика. – М.: Владос, 2010.

46. Маслов В.Г. Культура русской речи. – М.: Флинта: Наука, 2010.

47. Надибаидзе О.Ш. Речевая компетенция говорящего. – М.: Флинта: Наука, 2009.

48. Риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2011.

49. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

50. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2011.

51. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2011.

52. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е. Ганопольской, А. Хохлова. – СПб: Питер, 2010.

53. Сидоров Е.В. Общая теория речевой коммуникации: учебное пособие. – М.: Издательство РГСУ, 2010.

54. Соколова О.И., Федюнина С.М., Шабанова Н.А. Культура речевой коммуникации. – М.: Флинта: Наука, 2009.

55. Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. – М.: Академия, 2010.

56. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010.

57. Трофимова О.В., Купчик Е.В. Основы делового письма. – М.: Флинта: Наука, 2010.

58. Трошина Н.Н. Речевые аспекты корпоративной культуры. – М.: Издательство ИНИОН РАН, 2009.

59. Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. – М.: ИКАР, 2010.

60. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. – М.: Юнити-Дана, 2011.


Вариант 1


1. Поставьте ударение в словах. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь русского языка или словарь трудностей русского языка.

Вероисповедание, вредно, дремота, заржаветь, исчерпать, отрочество, премирование, столяр, украинка, цепочка.


2. Слова с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в виду.

Академотпуск, бухгалтер, демпинг, имиджмейкер, контекст, менеджер, панель, протез, спичмейкер, термос.


3. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам.

Образец: Понятный – понятливый (ясный, способный).

Понятный – ясный, понятливый – способный.

1. Длинный – длительный (протяженный, долговременный).

2. Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный).

3. Злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый).

4. Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый).

5. Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный).

6. Опасный – опасливый (рискованный, осторожный).

7. Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный).

8. Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).

9. Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный).

10. Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).


4. Раскройте скобку, выбрав нужную форму. Прокомментируйте свой выбор.

Образец: Апельсинов в магазине не было (литературной является полная форма родительного падежа у существительных, обозначающих названия плодов и овощей).

1. Многие упускали из (вида, виду), что цеху не хватает рабочих. 2. На личном (счете, счету) многих спортсменов значительное увеличение скорости забегов. 3. Сидорову не хватило (духа, духу) признать свою вину. 4. Самолет совершил посадку в (аэропорте, аэропорту). 5. До сих пор в (цехе, цеху) нет радио. 6. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов). 7. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько (микрон, микронов). 8. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров). 9. Производство детских (шорт, шортов) будет скоро налажено. 10. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).


5. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из заключенных в скобки форм (А). Выберите одну из заключенных в скобки форм приложений (Б).

Образец: А. Первые два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер.

Б. Родом он был из села Крюково.

А. 1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные – неравных) части. 3. И первая, и вторая (половина – половины) встречи (прошла – прошли) в исключительно быстром темпе. 4. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов). 5. (Наши – наша) наука и культура (нуждаются – нуждается) в государственной поддержке.

Б. 1. Некоторое время он жил в городе (Тверь – Твери). 2. Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера (Байкал – Байкала). 3. Теплое течение проходит мимо полуострова (Флорида – Флориды). 4. Альпинисты остановились у подножия горы (Казбек – Казбека). 5. Астрономы изучали движение планеты (Марс – Марса).


6. Укажите смешение паронимов, нарушающее точность речи. Исправьте ошибки.

Образец: Подростки представлены самим себе, что является одной из причин роста преступности среди учащихся школ. Правильно: предоставлены самим себе (отданы в распоряжение самим себе).

1. Модельеры и работники обувной и кожевенной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической. 2. Многие города время стерло с лица земли, и их остатки теперь покоятся где-то у нас под ногами. 3. Для этой книги автор собрал благодарный материал. 4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 5. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды. 6. Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы. 7. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 8. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 9. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение. 10. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.


7. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор данной формы приветствия. Передает ли данная формула дополнительную информацию? Укажите, какую.

1. Сколько лет, сколько зим! 2. Ба, какие люди! 3. Как дела? 4. С добрым утром! 5. Здравствуйте, коллеги! 6. Очень рад вас видеть! 7. Какая встреча! 8. Хелло! 9. Здрасьте! 10. Не прошло и года!


8. Назовите ошибки, допущенные в тексте рекламации. Отредактируйте текст.

Согласно договору (контракту) от 01.04.2010 № 11 Ваша организация должна была осуществить ремонтные работы помещений 2 и 3 этажей гостиницы «Селигер» до 01.07.2010 г. на сумму 550 000 руб.

На данный момент ремонтные работы закончены на 2 этаже, но не в надлежащем качестве, на 3 этаже ремонт помещений еще не окончен. В то время как в нашем договоре указано, что 01.07.2010 г. будут завершены все ремонтные работы.

В связи с задержкой окончания работ у нас возникли убытки (от незагруженности номерного фонда) согласно прилагаемому расчету.

Нами были приняты следующие меры по предотвращению (уменьшению) размера убытков: увеличение арендной платы за аренду помещений под офисы, повышение цен на услуги гостиницы.

В соответствии с договором (контрактом, заказом) Вам надлежит уплатить неустойку в размере 10 % стоимости ваших услуг в сумме 123 000 руб. и возместить убытки в сумме 23 500 руб., а всего 156 500 руб.

Признанную сумму просим перечислить на наш расчетный счет 23821678512345678955 в ФКБ «ГУТА-Банк», к/с 11395228812345698723 БИК 005211783 ИНН 1003599821.


9. В приведенных ниже абзацах укажите пары слов или словосочетаний, выступающих как контекстуальные синонимы или антонимы.

1. Тогда производительность труда может быть выражена не «в натуральном выражении», т.е. в виде доли годового объема, отнесенного на одного работника в среднем по году, а в стоимостном исчислении – в виде доли годового объема, приходящегося на 1 «среднюю зарплату», т.е. в форме отношения годового объема к фонду оплаты труда работников сферы ОИ. 2. Покупка, а не создание новой технологии – это законный и даже эффективный подход, хотя, вероятно, он все же свидетельствует о том, что такая компания скорее склонна сразу извлекать из будущего коммерческую пользу, вместо того чтобы это будущее создавать собственными силами. 3. Это может служить критерием эффективности использования ИР: если стоимость обслуживания становится соизмеримой с ценой приобретения, то целесообразно приобретение новых средств, т.е. их замена. 4. Именно приложения составляют базу информационной системы, а не компьютеры, сети и программы, роль которых на самом деле вторична: если бы можно было получить желаемые услуги как-то иначе (если это можно представить!), то никто не стал бы создавать ИС. 5. Однако в любом случае он проявляется еще и в потере потребительской стоимости, т.е. удовлетворенности пользователя. 6. Эта «внешняя» цена дает достаточные основания для управления эффективностью производства рассматриваемого продукта, т.е. для формирования «внутренней» цены, или издержек, возникающих на предприятии при производстве этого продукта.


10. Напишите текст короткого информационного выступления, посвященного новостям Вашей профессиональной сферы деятельности, из расчета, что время выступления должно занять 2 минуты.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания к выполнению курсовой работы Методические указания к выполнению контрольной работы
Информатика: учебно-методический комплекс (блок контроля освоения дисциплины: методические указания к выполнению курсовой работы;...
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Требования к оформлению контрольной работы
Задания к контрольной работе по дисциплине «История костюма и моды» и методические указания к ее выполнению Екатеринбург, фгаоу впо...
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы студентов II курса направления
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры «Экономики труда и управления персоналом»
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению кОнтрольной работы для студентов всех форм обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы составлены на основании рабочей программы дисциплины «Исследование систем...
Методические указания по выполнению контрольной работы iconБезопасность эксплуатации грузоподъемных и транспортных машин Методические указания по выполнению контрольной работы Самара 2008
Методические указания по выполнению контрольной работы / Самар гос техн ун-т; Сост
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность 080111 Маркетинг Специализация «Управление брендами»
Методические указания к выполнению контрольной работы
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям 080100. 62 «Экономика» (бакалавр), 080500.
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Философии и социологии, протокол №12 от 7 июня...
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов 6 курса (1 образования) и 5 курс (2 образование) специальности 060400 «Финансы и кредит»
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. Методические указания к выполнению контрольной работы. Для студентов, обучающихся...
Методические указания по выполнению контрольной работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 40 > Методические указания по выполнению контрольной работы 40 Приложение Канал передачи информации 42 10. Методические указания для преподавателей по дисциплине 48
Учебная рабочая программа по дисциплине «комплексная система защиты информации на предприятиях сферы сервиса» 4
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница