Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом»




Скачать 238.49 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом»
Дата12.02.2013
Размер238.49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» для специальности 080504.65 - «Государственное и муниципальное управление" подготовки специалиста




Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет государственного и муниципального управления


Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом»




для специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста


Автор программы: Вещугина Т.С. к. психол. н., доцент ( HYPERLINK "mailto:tveshugina@hse.ru" tveshugina@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры Теории организаций «30» августа 2011 г.

Зав. кафедрой Н.Л.Иванова


Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 2011 г.

Председатель В.В. Киселева


Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Л.М. Симонова ________________________ [подпись]


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста, обучающихся по специализации «Консультационная деятельность служб управления персоналом», изучающих дисциплину «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом».

Программа разработана в соответствии с:

  • Рабочим учебным планом университета по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста специализации «Консультационная деятельность служб управления персоналом», утвержденным в 2011г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» являются:

- познакомить со спецификой социальных технологий, дать представление об их характерных особенностях;

- дать представление о средствах социальной диагностики как особой разновидности социальных технологий;

- дать представление о структуре и функциях указанных средств;

- познакомить с типами существующих диагностических средств и логикой их создания;

- дать представление о теоретико-методологических основаниях социолого-диагностических средств разного типа;

- показать возможности применения социальных технологий и средств социологической диагностики для решения управленческих задач в практической деятельности по управлению человеческими ресурсами.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные типы средств социологической диагностики, сложившиеся в менеджменте по управлению человеческими ресурсами (УЧР);

  • знать логику и принципы формирования указанных средств;




  • уметь оценивать качества социальных технологий и средств социологической диагностики;

  • уметь оценивать соответствие социолого-диагностических средств управленческим задачам;

  • уметь адаптировать социолого-диагностические средства применительно к специфике задач организации;

  • обладать навыками использования указанные средства для решения практических задач управления;

  • обладать навыками, связанными с конструированием новых средств социологической диагностики.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенции

Код по ФГОС/НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Профессиональные

ПК-1


ПК-2


ПК-3


ПК-5


ПК-6


ПК-7


ПК-8


ПК-9


ПК-10


ПК-11

Знает основные этапы эволюции управленческой мысли, опыт выдающихся менеджеров и умеет соотнести их с обстоятельствами собственной практической деятельности

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Способен предложить организационно-управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений

Способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности

Умеет проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности

Способен активно участвовать в реализации программы организационных изменений

Способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

Владеет современными технологиями управления персоналом

Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

Лекции и семинары, аналитические задания, доклады


Лекции и семинары, аналитические задания, доклады


Аналитические задания, доклады


Аналитические задания


Аналитические задания, доклады


Лекции и семинары


Аналитические задания, доклады


Лекции и семинары, аналитические задания, доклады


Лекции и семинары, аналитические задания, доклады

Семинары, аналитические задания, доклады





  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Консультационная деятельность служб управления персоналом» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Социология», «Психология», «Общий менеджмент», «Теория организаций», «Средства психологической диагностики в управлении», «Управление персоналом».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать основные способы поведения людей в организации и управления им;

  • иметь знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности;

  • знать основные положения по курсам базовых для этой специализации управленческих дисциплин;

  • владеть знаниями по базовым поведенческим дисциплинам (социология, психология);

  • владеть знаниями в сфере специальной прикладной психологической дисциплины (психологическая диагностика);

  • владеть основами прикладной математики и математической статистики;

  • владеть навыками практической работы по сбору, обработке и анализу социальной информации.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Развитие деловых организаций: теоретические модели и практическое применение».
  1. Тематический план учебной дисциплины







п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа





Лекции

Сем. и практ.занятия






Введение. Проблематика и содержание курса. Представления о социальных технологиях.

10

2

-

8



Средства социологической диагностики как разновидность социальных технологий.

12

2

2

8




Управление как сфера применения социальных технологий и средств социологической диагностики.

14

2

4

8



Функции и структура средств социальной диагностики в системе управления. Три универсальных блока этих средств.

20

4

4

12



Традиционные средства социальной диагностики в работе с персоналом, выполненные для решения задач аттестации и отбора руководящих кадров.

14

2

4

8



Традиционные средства социальной диагностики коллектива (целевой группы).

20

2

4

14



Средства социальной диагностики, разработанные в рамках организационно-экологического подхода.

22

4

4

14

Итого

Зачет, реферат


108

18

18

72



  1. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий (неделя)

Реферат

1

2







Письменная работа, объем 10-15 стр., сдача на предпоследней неделе курса

Итоговый

Зачет




2







Устный, 180 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


В ходе изучения дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» предполагаются следующие формы контроля: текущий, итоговый.

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях в зависимости от активности студента в обсуждении тем семинарских занятий, а также оценку за самостоятельную письменную работу, выполненную в конце модуля. При оценке содержания письменной работы учитываются следующие критерии: обоснование актуальности темы; наличие сформулированной цели и задач работы; логика в изложении материала; критический анализ предлагаемого материала; наличие выводов; самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников.

Итоговая форма контроля – зачет по всем изучаемым темам.

Все формы контроля оцениваются в баллах. Шкала оценок соответствует 10-балльной системе, принятой в НИУ-ВШЭ.
  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Введение. Проблематика и содержание курса. Представления о социальных технологиях. (4 часа)

Определение технологии. Виды технологий: информационные, биологические, психологические и др. технологии. Понятие «социальная технология». Требования к социальным технологиям. Характеристики социальных технологий.

Технологии в системе управленческих решений. Содержание и природа решений. Цикл управленческих решений. Рутинизированные и инновационные решения. Социальные технологии подготовки и реализации решений. Специфика социальной технологии как управленческой технологии.

Основная литература


1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. – Стр. 359-395.

Дополнительная литература

1. Журавлев П.В., Карташев С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. – М.: Экзамен, 2000.

2. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия. Т. 1-2. – Минск, 1993.

3. Щербина В.В. Диагностические технологии в деятельности консультантов и менеджеров (теоретические и методологические проблемы) //Сб. Методологические проблемы интегрированного консалтинга. – М.: «Кватро-Принт», 2006. – Стр. 265-306.


Тема 2. Средства социологической диагностики как разновидность социальных технологий. (4 часа)

Черты средств социальной диагностики как типа социальных технологий. Свойства средств социальной диагностики как разновидности технологии. Средства социальной диагностики как разновидность управленческой информационной технологии.

Специфика диагностики как межпредметного средства Представления о диагностике в разных сферах деятельности (медицина, техника, биология, психология): различия в типе объекта, предметных основаниях, целях, сфере применения.

Три понимания диагностики вне предметных различий – диагностика как процесс, как средство практической деятельности, как особое направление деятельности по разработке специфических средств. Уровень развития науки и использование каждой из трактовок диагностики.

Практико-преобразующая деятельность как сфера применения диагностики. Диагностические и исследовательские средства: сходство и принципиальные различия.

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. - Стр. 359-395.

Дополнительная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2002.

2. Вещугина Т.С. Средства психологической диагностики в системе управления: Учебное пособие. – М., 2007.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

4. Пригожин А.И. Методы развития организации. – М.: МЦФЭР, 2003.


Тема 3. Управление как сфера применения социальных технологий и средств социологической диагностики. (4 часа)

Социологическая специфика управления. Три уровня развития социологических наук: академическая наука, прикладная наука, социально-инженерная деятельность; их специфика.

Школы социальной инженерии, занимающиеся социальными технологиями. История возникновения и трансформация термина социальная инженерия. Современное представление о термине. Три типа и уровня социально-инженерной деятельности: внутреннее управленческое консультирование, внешнее управленческое консультирование, функциональное управление. Требования к социальным технологиям и средствам социологической диагностики как специфическим диагностическим средствам.

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. - Стр. 359-395.

Дополнительная литература:

1. Горянина В., Масалков И. Психологические методы социальной инженерии. М., 1995.

2. Журавлев П.В., Карташев С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. – М.: Экзамен, 2000.

3. Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе. – Уфа, 2000.


Тема 4. Функции и структура средств социальной диагностики (ССД) в системе управления. Три универсальных блока ССД. (6 часов)

Функция прогнозирования поведения социального объекта. Функция определения необходимости и типа возможных изменений в управленческих системах.

Три универсальных блока ССД: блок описания реального состояния объекта, блок задания должного состояния объекта, блок определения уровня и типа отклонения реального состояния от должного.

Блок описания реального состояния объекта как основа социологической диагностики. Сходства и различия со средствами исследования. Два подхода к описанию реального состояния - предметный и проблемный подходы.

Блок задания должного состояния объекта как не имеющий аналогов в программе исследования. Представление о норме как основе деятельности в сфере управления. Роль представлений о должном при подготовке управленческого решения. Три подхода к определению должного, сложившиеся в ССД: ценностно-нормативный, ситуационный, ситуационно-нормативный.

Блок определения отклонений реального состояния от должного как основа для принятия управленческих решений. Специфика блока. Различия блоков по основанию точности определения отклонений и допустимости выявленных отклонений.

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

Дополнительная литература:

2. Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе. – Уфа, 2000.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1997.

4. Щербина В.В. Диагностические технологии в деятельности консультантов и менеджеров (теоретические и методологические проблемы) //Сб. Методологические проблемы интегрированного консалтинга. – М.: «Кватро-Принт», 2006. – Стр. 265-306.


Тема 5. Традиционные средства социальной диагностики в работе с персоналом, выполненные для решения задач аттестации и отбора руководящих кадров. (4 часа)

ГОЛ как типичная традиционная методика оценки кадров. Проблемы использования. Критика недостатков. Методика САРС, как модифицированный и автоматизированный вариант ГОЛ.

Методика отбора кадров (Е. Чугунова). Использование в указанной методике психологических тестов. Проблема перевода личностных качеств в деловые качества.

Методики отбора и оценки кадров, использующие методы деловых игр (В.К. Тарасов). Достоинства и методологические проблемы.

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

Дополнительная литература:

2. Комплексная психологическая методика оценки личности инженеров. – Л.: ЛГУ, 1991.

Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. Теория и алгоритмы. – М., 1994.

3. Тарасов В.С. Персонал-технологии. – Л., 1989.

4. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб.: Речь, 2003.

5. Чугунова Э.С. Комплексная оценка творческой активности инженера //Социологические исследования. №3, 1984.


Тема 6. Традиционные средства диагностики коллектива (целевой группы). (4 часа)

Методика формирования первичного производственного коллектива (В.В. Щербина). Возможности и ограничения методики. Методика изменения состава коллектива (Ю.Л. Неймар). Использование методов референтометрии, социометрии, экспертных оценок в указанной методике. Возможности и ограничения применения методики.

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

Дополнительная литература:

1. Неймар Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного производственного коллектива и ее социологическое измерение //Социологические исследования, 1975, №2.

2. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.

Тема 7. Средства социальной диагностики, разработанные в рамках организационно-экологическиго подхода. (8 часов)

Специфика организационно-экологического подхода к диагностике: представление о социальной популяции, экологических нишах, конкуренции за ресурс. Средства социальной диагностики, построенные на социально-экологических принципах.

Средства социальной диагностики, разработанные в рамках этого подхода, ориентированные на решение задачи оценки руководителей организаций и подразделений. Источники и методы получения информации. Использование метода балльной экспертной оценки. Проблема получения результирующего показателя эффективности деятельности руководителя.

Средства социальной диагностики, разработанные в рамках этого подхода, ориентированные на решение задачи отбора руководителей организаций и подразделений. Методика оценки кандидатов на руководящую должность (В.В. Щербина). Прогностические возможности методики. Возможности и границы применения.

Средства социальной диагностики, разработанные в рамках социально-экологического подхода, ориентированные на диагностику первичного производственного коллектива (ППК) для решения задачи изменения состава коллектива. Идеология и концептуальная схема указанных средств. Представление о формуле сплоченности коллектива. Источники и методы получения социальной информации при построении методики. Ситуационный норматив как основа диагностики. Основание для изменения состава ППК.

Основная литература:

1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. В.В.Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

Дополнительная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальных различий. Теория и практика психодиагностики. М., 1999.


Программа семинарских занятий проводится по теме «Освоение пошаговой технологии разработки методики социальной диагностики по отбору руководителя среднего звена».

Занятие 1. Освоение процедуры работы с тестом Кэттелла – 2 часа.

Заполнение студентами личностного опросника Кэттелла. Цель занятия - выработать у студентов навыки работы по заполнению психологического теста.

Занятие 2. Стандартная обработка результатов тестирования – 4 часа.

Цель - выработать у студентов навыки стандартной обработки результатов тестирования.

Занятие 3. Интерпретация полученных данных по процедуре, предложенной Кэттелом – 4 часа.

Занятие 4. Вторичная обработка данных (первая фаза) – 4 часа.

Сведение данных, полученных по результатам тестирования, в единую матрицу.

Расчет внешнего результирующего показателя эффективности для всех руководителей, входящих в выборку.

Занятие 5. Вторичная обработка данных (вторая фаза) – 4 часа.

Расчет статистических показателей по выборке для каждого из 16-ти факторов теста Кэттелла.

Корреляционный анализ, выбор личностных факторов, показавших значимую корреляцию с эффективностью деятельности руководителей.

Построение модели оптимального руководителя данного ранга.

Занятие 6. Проверка корректности построения модели оптимального руководителя – 4 часа.

Оценка кандидатов на должность.

Определение допустимого отклонения параметров кандидата от значений, вошедших в модель.

Прогноз успешности их деятельности в данной должностной позиции.


  1. Образовательные технологии


При чтении учебного курса используются различные виды учебной работы: лекции и семинарские занятия, аналитические задания, доклады.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1. Тематика письменных работ (рефератов)

  1. Роль средств социологической диагностики в работе менеджера по управлению человеческими ресурсами.

  2. Современные социолого-диагностические методы работы с персоналом в организации.

  3. Средства социологической диагностики как элемент в системе управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами.

  4. Социальные технологии и диагностические методы оценки формирования первичного производственного коллектива.

  5. Проблемы и методы диагностики конфликта в организации.

  6. Возможности применения различных типов средств социальной диагностики в управленческой практике.

  7. Анализ различных типов средств социологической диагностики, применяемых для решения задач оценки руководителей.

Требования:

При оценке содержания работы учитываются следующие критерии:

- обоснование актуальности темы;

- наличие сформулированной цели и задач работы;

- логика в изложении материала;

- критический анализ предлагаемого материала;

- наличие выводов;

- самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок.

Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом не менее 10-15 страниц, выполнена в программе «WORD», шрифт 12, пробел – 1,5.

Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы.

Список литературы должен содержать как минимум 6-7 источников. Постраничные и подстрочные ссылки на литературу обязательны.


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятие «социальная технология». Требования к социальным технологиям. Характеристики социальных технологий.

  2. Технологии в системе управленческих решений. Специфика социальной технологии как управленческой технологии.

  3. Черты средств социальной диагностики как типа социальной технологии. Свойства средств социальной диагностики как разновидности технологии.

  4. Специфика диагностики как межпредметного средства Представления о диагностике в разных сферах деятельности (медицина, техника, биология, психология).

  5. Диагностика как процесс, как средство практической деятельности, как особое направление деятельности по разработке специфических средств. Уровень развития науки и использование каждой из трактовок диагностики.

  6. Практико-преобразующая деятельность как сфера применения диагностики. Диагностические и исследовательские средства: сходство и принципиальные различия.

  7. Требования к специфике диагностических средств – социальных технологий и средств диагностики.

  8. Представления о социальной диагностике, сформированные в рамках двух подходов, - предметного и проблемного. Достоинства и недостатки подходов.

  9. Сходство и принципиальное различие между средствами социологического исследования и социологической диагностики.

  10. Средства социальной диагностики как разновидность социальной технологии.

  11. Социальная технология как один из типов управленческих технологий. Рутинизация управленческих функций как условие технологизации диагностической деятельности.

  12. Структура и функции социологической диагностики.

  13. Блок описания реального состояния объекта как основа деятельности диагноста. Основания для типологии. Принципиальные методологические различия.

  14. Проблемный подход в социологической диагностике. Исходные принципы и требования к средствам социологической диагностики. Возможности применения.

  15. Предметный подход в социологической диагностике. Исходные принципы и требования к средствам социологической диагностики. Возможности применения.

  16. Блок задания должного в средствах социологической диагностики. Необходимость существования блока. Три типа задания должного.

  17. Ценностно-нормативный подход в задании должного. Логика формирования норматива. Достоинства и недостатки, границы применения.

  18. Специфика ситуационного подхода в задании должного. Предметно-ситуационный и проблемно-ситуационный подходы. Достоинства и недостатки.

  19. Специфика ситуационно-нормативного подхода в задании должного. Достоинства и недостатки.

  20. Специфика и типы средств социологической диагностики (ССД), созданные для диагностики работника в организации. Решаемые задачи, подходы, типы средств.

  21. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) и система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов (СААРС). Особенности, различия, достоинства и недостатки. Тип норматива. Проблема автоматизации.

  22. Игровые средства оценки и отбора кадров (методики В.К. Тарасова). Способ описания объекта в данных методиках. Их достоинства и недостатки.

  23. Методика оценки руководящих кадров (В.В. Щербина). Блок описания реального состояния. Норматив. Прогностические возможности.

  24. Методика отбора руководящих кадров (Э.С.Чугунова) Блок описания реального состояния и способ задания должного в методике. Проблема использования методики.

  25. Методика отбора руководящих кадров (В.В. Щербина). Прогностические возможности методики. Достоинства и недостатки.

  26. Методики изменения состава коллектива (Ю.Л. Неймар, В.В. Щербина). Блок описания реального состояния в методиках. Тип норматива и критерии оценки.



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Текущий контроль осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий на основе оценки активности работы студентов и на основе выполнения реферата.

Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка складывается на основании работы студентов на семинарских занятиях, выполнения реферата и ответа на экзамене по 10-ти балльной системе как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wакт. Сз.=0,2, Wреф.=0,2, Wзач.=0,6.

Расчет итоговой (результирующей) оценки:

Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2)+Ореф.*Wреф.(0,2)+Озач.* Wзач.(0,6).


Студент имеет возможность пересдать предмет. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется в формуле:

Опромежуточный = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная + Одоп.вопрос

итоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная) + Одоп.вопрос

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


11.1 Базовый учебник:


  1. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование /Под ред. проф. В.В. Щербины - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. – С. 359-520.

11.2. Основная литература:


  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. – М., 2002.

  3. Вещугина Т.С. Средства психологической диагностики в системе управления: Учебное пособие. – М., 2007.

  4. Горянина В., Масалков И. Психологические методы социальной инженерии. М., 1995.

  5. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж, 1998.

  6. Журавлев П.В., Карташев С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. – М.: Экзамен, 2000.

  7. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

  8. Комплексная психологическая методика оценки личности инженеров. – Л.: ЛГУ, 1991.

  9. Пригожин А.И. Методы развития организации. – М.: МЦФЭР, 2003.

  10. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2001.

  11. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле. – Питер, 2005.

  12. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия. Т. 1-2. – Минск, 1993.

  13. Тарасов В.С. Персонал-технология. Л, 1989.

  14. Управление персоналом организации. Практикум. Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 1999.

  15. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.

  16. Чугунова Э.С. Комплексная оценка творческой активности инженера //Социологические исследования. №3, 1984.

  17. Шнайдер Б., Шмит Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. – СПб, 2004.

  18. Щербина В.В. Диагностические технологии в деятельности консультантов и менеджеров (теоретические и методологические проблемы) //Методологические проблемы интегрированного консалтинга. – М., 2006. – С. 265-309.

  19. Щербина В.В. Социолого-диагностические технологии в управлении: теоретико-методологические аспекты развития и применения //Социс, 2007, №3.

11.3 Дополнительная литература

  1. Горянина В., Масалков И. Психосоциологические методы социальной инженерии. – М., 1995.

  2. Дудченко В.С. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. – М., 1996.

  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993.

  4. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. Теория и алгоритмы. – М., 1994.

  5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб: Речь, 2003.

  6. Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе. – Уфа, 2000.

  7. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1997.

  8. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. – СПб: Питер, 2002.

  9. Управленческое консультирование: Индивид в организации. – М., 1990.- Вып. 4.




12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В учебном процессе используются следующие технические средства обучения: компьютер и проектор, материалы для проведения психологического теста.


Автор программы: Т.С. Вещугина


Похожие:

Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconРабочая программа Дисциплина сд. Ф. 07 Информационные технологии управления персоналом для специальности 080505. 65 «Управление персоналом»
Арм, классификация и принципы построения; арм кадровой службы; вычислительные сети, нейросетевые технологии и средства мультимедиа;...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск 2009 содержание пояснительная записка
«Управление персоналом»: является рассмотрение эффек­тивных подходов к работе с персоналом в современных условиях на основе отечественного...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии и технические средства в сельском хозяйстве» составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовател
«Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного образования, утвержденного Минобразования РФ «5» 04. 2000 г на...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconРабочая программа дисциплины «диагностика и надежность автоматизированных систем»
Целью изучения дисциплины является изучение методов обеспечения надежности и безопасности автоматизированных систем, их диагностики,...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconПрограмма дисциплины «Организационная конфликтология» для специальности 061100 «Менеджмент»
Студент должен обладать знаниями: общей социологии, теории и социологии организаций, социальной психологии, социологии малых групп,...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconВысшая школа экономики Факультет Гиму программа дисциплины
Эволюция теорий управления персоналом. Системный подход к управления персоналом организации
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconВысшая школа экономики Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины
Эволюция теорий управления персоналом. Системный подход к управления персоналом организации
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconПрограмма дисциплины дисциплина ен. Ф. 4 Информационные технологии в социальной сфере
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconПрограмма дисциплины дисциплина фтд. 9 Супервизорство в социальной работе
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...
Программа дисциплины «Средства диагностики и социальные технологии в работе с персоналом» iconПрограмма экзамена по дисциплине "Информационные технологии: методы и средства"
Программа экзамена по дисциплине "Информационные технологии: методы и средства" (специальная дисциплина вступительных экзаменов по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница