Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района




НазваниеПрограмма (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района
страница1/6
Дата14.09.2012
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6


Утверждена

решением Думы Старорусского

муниципального района

02.04.2012 № 148


Программа (стратегия)

комплексного социально-экономического развития

Старорусского муниципального района

до 2030 года


Старая Русса

2012

Содержание


Введение 3

1. Общая характеристика муниципального района 3

2. Экономическое и географическое своеобразие

Старой Руссы и Старорусского района 4

3. Анализ природно-ресурсного потенциала муниципального района 6

4. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов

Старорусского муниципального района 8

4.1. Трудовые ресурсы 11

4.2. Основные направления по улучшению демографической ситуации

в муниципальном районе 12

4.3. Основные проблемы, связанные с уровнем жизни населения 13

5. Экологическая составляющая стратегического развития 14

6. Приоритетные направления деятельности органов власти, ориентированные на достижение целевых параметров развития Старорусского муниципального района

6.1. Развитие социальной сферы 15

6.1.1. Образование 15

6.1.2. Культура 18


6.1.3. Физическая культура и спорт 20

6.2. Развитие основных секторов экономики

6.2.1. Промышленное производство 21


6.2.2. Сельское хозяйство 23

6.2.3. Развитие малого и среднего бизнеса 25


6.2.4. Транспорт и дорожное хозяйство 26

6.2.5. Строительство и градостроительная деятельность 27

6.2.6. Туризм и рекреационная деятельность 29

6.3. Маркетинг территории 30

7. Система управления и мониторинга реализации стратегии 31


7.1. Основные макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Старорусского муниципального

района 33


Введение

Основной целью разработки и реализации Программы (стратегии) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района до 2030 года (далее Стратегия-2030) является повышение качества и уровня жизни населения района.

Стратегия-2030 направлена на обеспечение реализации на территории района приоритетных задач: роста валового регионального продукта, стабилизацию демографической ситуации, сохранение и возрождение богатого культурного наследия нашей территории.

Основополагающими принципами формирования Стратегии - 2030 являются:

обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального района как территории с диверсифицированной экономикой;

формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов;

сохранение особой роли муниципального района, как промышленного и культурного центра южного Приильменья.

В Стратегии-2030 отражены основные перспективные направления развития производственной и социальной инфраструктуры с учетом имеющейся ресурсной базы, а также межрегиональной экономической интеграции.

Стратегия развития является документом, обеспечивающим регулирование развития муниципального образования, позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей.


1. Общая характеристика муниципального района

Центр Старорусского муниципального района — город Старая Русса, один из старейших городов России, в настоящее время третий по величине город в Новгородской области. Территория муниципального района составляет 3111,4 км², постоянное население на 1 января 2011 года 46,7 тыс. человек, из них городское - 31,7 тыс. человек, сельское - 15,0 тыс. человек. В состав муниципального района входят: город Старая Русса и 7 сельских поселений. На территории района расположен 291 населенный пункт, из них в 25 нет постоянного населения.

Старая Русса - крупный узел шоссейных и железных дорог. Железнодорожные пути связывают город с Москвой и Санкт-Петербургом. Железнодорожная станция 2 класса, имеет 8 приёмо-отправочных путей, асфальтированную пассажирскую платформу длиной 470 м, погрузо-разгрузочную платформу длиной 25 м, имеется контейнерная площадка. Общая протяжённость местных автомобильных дорог общего пользования составляет 493 км, в том числе с твёрдым покрытием 233 км. Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки пассажиров и грузов на более короткие расстояния, чем железнодорожный. Старая Русса имеет автобусное сообщение почти со всеми городами области, а также с г. Санкт-Петербург. В городе Старая Русса находится аэродром, входящий в хозяйственный комплекс ОАО «123 авиационный ремонтный завод», с твердым покрытием взлетно-посадочной полосы.

На территории района по состоянию на 1 января 2011 года зарегистрировано 730 предприятий и организаций (без учёта индивидуальных предпринимателей). Промышленность (обрабатывающие производства) представлена 11 крупными и средними предприятиями различных форм собственности.

Производством сельхозпродукции в районе занимаются 12 коллективных хозяйств, 24 фермерских и рыболовецко-крестьянских хозяйства. Основными видами сельскохозяйственного производства являются: в животноводстве - производство молока, мяса; в растениеводстве – кормопроизводство.

В строительной отрасли и дорожном хозяйстве работает 35 организаций различных форм собственности.

Пассажирские перевозки осуществляются по 18 городским и 21 пригородному маршрутам.

Старая Русса располагает всеми современными видами связи. Имеется автоматическая междугородная и международная телефонная связь, телеграф, факс, электронная почта. Имеется надежный и высокоскоростной способ доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Мобильная связь на территории города и района осуществляется операторами сети «МегаФон Северо-запад», «МТС», «БиЛайн», «Теле-2».

Издаются: местная газета «Старая Русса» (выходит 3 раза в неделю); информационно-рекламная газета «Старорусская недвижимость» (1 раз в неделю).

На потребительском рынке района розничную торговлю осуществляют как федеральные сетевые компании, так и предприятия в форме обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели. Филиал НОПС «Старорусское РПО» – самое крупное торгово-производственное предприятие, имеющее свою производственную базу. В сеть РПО входит 85 торговых предприятий.


2. Экономическое и географическое своеобразие

Старой Руссы и Старорусского района


Микроположение муниципального образования определяется отношением сложившихся функциональных городских микрорайонов (культурный и административный центры, промышленные зоны, рекреационные зоны и т.д.) к физико-географическим объектам городской территории, оказавшим решающее влияние на планировочные формы городской застройки, размещением объектов инфраструктуры.

В древние времена городской центр сформировался вдоль берегов Порусьи, но в ХVШ веке центр переместился на правый берег Полисти. Тогда же на юго-западной окраине города возникает крупный солеварный завод - самое большое предприятие губернии. С прокладкой железной дороги развитие получила левобережная часть вдоль реки Полисть. В этой части города находятся органы управления городом и районом, районный узел связи - организации определяющие местонахождение городского центра. На левобережье Полисти появились промышленные зоны, современные селитебные районы. Развитие г. Старая Русса подтверждает, что микроположение - категория историческая, представляющая динамическую систему территориально-временных отношений.

Изменение микроположения на протяжении многовековой истории города привело к сложной для малого города структуре представляющей чередование промышленных, рекреационных и прочих зон составляющих городской организм.

Микроположение Старой Руссы характеризуют как положительные ресурсные элементы, такие как слияние двух судоходных рек, лучший в Новгородской области микроклимат, наличие в пределах городской черты источников с минеральной водой и лечебных грязей, так и негативные элементы: частые временные затопления городской территории в районе слияния рек Полисти и Порусьи (сильнейшие в ХХ в. подъемы воды наблюдались в 1922, 1946 и 1966 годах, в результате которых были подтоплены центральные районы города).

Своеобразие Старой Руссы обусловлено ее местом в сложившейся вокруг города территориальной общности, охватывающей ряд административных районов Новгородской области. Старая Русса является центром южной части территории области. Современный рисунок расселения в этой части Новгородской области начал формироваться в раннефеодальную эпоху и до настоящего времени представлен, главным образом, линейными формами в виде цепочек небольших поселений вдоль рек Полисть, Порусья. Снежа, Ловать, Редья, Пола, ряда других более мелких рек и южного побережья озера Ильмень.

Экономико-географическое положение Старой Руссы является уникальным:

город Старая Русса расположен у слияния трех рек (Снежи, Полисти и Порусьи), вдоль которых сложились наиболее густые цепочки поселений, а по реке Полисть связь осуществлялась с реками Ловать, Редья. В совокупности с наличием соляных источников это обстоятельство обусловило возникновение и быстрое развитие города на путях, ведущих к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям;

климатические и почвенные условия в ближайших окрестностях Старой Руссы более благополучные, чем в северных и восточных районах области, а густая речная сеть обеспечивает хороший естественный дренаж, создавая достаточные условия для развития различных направлений сельскохозяйственного производства;

среди административных центров муниципальных образований южного Приильменья Старая Русса располагает наиболее полным набором культурно-бытовых услуг, развитыми промышленными и рекреационными функциями. Старая Русса через сеть автомобильных дорог и железную дорогу Бологое - Псков осуществляет устойчивые функциональные связи (трудовые, культурно-бытовые, организационно - хозяйственные, миграционные, информационные и пр.) с обширной территорией, выходящей за пределы административного района.


3. Анализ природно - ресурсного потенциала муниципального района


Земельные ресурсы района составляют 311,1 тыс. гектаров. По категориям земельный фонд распределяется следующим образом: земли сельскохозяйственного назначения — 85,3 тыс. га (27,4%); земли несельскохозяйственного назначения — 209,8 тыс. га (67,4%), из них лесные площади — 184,5 тыс. га (88%) и болота — 19,5 тыс. га (9,3%); земли запаса — 5,2 (1,7%); прочие — 10,8 тыс. га (3,5%). В состав земель сельскохозяйственного назначения входят земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан. Это связано с проведением земельной реформы и, в частности, с передачей их в ведение сельских органов власти и созданием фонда перераспределения земель.

Наибольшую площадь в районе занимают земли лесного фонда, преобладают леса и кустарники (около 60 %). Это связано с переводом заросших кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий в эту категорию учета. В состав земель запаса включены земли государственного запаса и фонда перераспределения. За счет этих площадей производится наделение землей граждан для различных нужд.

Создана и работает система ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним. Создан государственный кадастр недвижимости, объединяющий данные о земле и другом недвижимом имуществе:

- проведено кадастровое зонирование территории в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;

- создан единый государственный кадастр недвижимости;

- обеспечен доступ граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установлен принцип оплаты за ее получение;

- внедрен программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию ведения земельного кадастра;

- разработана и организована системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения. Завершена инвентаризация земель, проведен их учет и проводится работа по регистрации.

Основные направления деятельности органов местного самоуправления по развитию рынка земли включают в себя:

- развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;

- создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;

- информационное обеспечение земельного рынка; совершенствование земельных платежей.

В соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по району на 2010 и последующие годы составляет 452 тыс. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству (в основном ель) – 5 процентов, по лиственному (в основном осина) – 95 процентов. За последние 5 лет в среднем за год заготовка древесины по району составляла до 20 прцентов от расчетной лесосеки.

На территории Старорусского муниципального района имеются месторождения нерудных полезных ископаемых. Разведаны месторождения глинистых пород, необходимы поисково- оценочные работы для определения границ распространения и мощности залежей тугоплавких глин пригодных для широкого ассортимента керамических изделий. Имеются также запасы карбонатных пород и перспективные для разработки месторождения торфа. Однако степень использования разведанных запасов минерального сырья низкая. Практически вся территория Старорусского района перспективна для нахождения минерализованных и минеральных вод.

Город Старая Русса знаменит своим курортом. Северной здравницей называют Старорусский курорт, основанный в 1828 году. На курорте используются 2 типа вод: высокоминерализованные бромно-хлоридные (используемые для ванн и грязеобразования), кальциево-натриевые и мало- среднеминерализованные хлоридные натриево-кальциево-магниевые и хлоридные кальциево-магниево-натриевые лечебные питьевые воды. Их эксплуатация осуществляется в режиме самоизлива. Недалеко от минеральных источников находятся озёра с целебными иловыми грязями, которые содержат сероводород, железо и минеральные соли. Исследованные запасы минеральных вод составляют 22,8 тыс.куб.метров/сутки, запасы лечебных грязей – 26,2 тыс.куб.метров. На протяжении последних лет курорт все успешнее продвигается на рынке санаторно-курортных услуг.

В настоящее время Старорусский муниципальный район является энергозависимой территорией. Это во многом обусловлено тем, что район не располагает собственными запасами традиционных энергетических ресурсов. Повышение эффективности использования и сбережения энергоресурсов возможно добиться путем замены оборудования, приборов, светильников на менее энергоемкие, замены устаревшего оборудования по производству энергии, использования местных видов топлива и источников энергии, осуществления термореновации зданий и сооружений, пропаганды и популяризации мероприятий по энергосбережению среди жителей муниципального района, а также регулярного мониторинга проведения на территории района мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.


4. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов Старорусского муниципального района

Основным индикатором социального развития территории является его демографическая составляющая, оказывающая влияние на экономический и трудовой потенциал.

Демографическая ситуация - это общая характеристика возрастного, полового, брачного, семейного состава населения и тенденций демографических процессов в конкретном муниципальном образовании в конкретных общественно - экономических условиях.

Численность населения Старорусского муниципального района по состоянию на 1 января 2011 года составляет 46,7 тыс. человек (7,3 % населения области). В структуре населения доля жителей до 18 лет - 16,6 процента, старше 60 лет – 22,3 процента. Установившееся к началу 1989 года равное соотношение долей возрастной группы от 0 до 15 лет в районе и городе с 1991 г. нарушается: в Старой Руссе начинается снижение доли младших возрастов, а в районе она возрастала до 1995 года, когда городской уровень был превышен на 2,7 процента. В течение этого периода времени снижается миграционный прирост в г. Старая Русса: 1989 г. (+101), 1990 г. (+70), 1991 г. (+24), а возрастает в 1996 г. (+226), 2000 г. (+ 200), 2004 г. (+288), 2005 г. (+115). Миграционный прирост формировался, в основном, за счёт сельской молодежи. Начиная с 2006 года сальдо миграции населения резко меняется и демографическая ситуация в Старорусском муниципальном районе характеризуется следующими процессами:

1. Процессами убыли населения, связанными с миграцией населения:


Наименование показателя

Единица измерения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Прибыло населения

человек

870

806

790

765

836

Выбыло населения

человек

959

817

851

838

909


Увеличение числа выбывших граждан связано:

а) с выездом граждан на работу за пределы района и области

б) с выездом граждан к местам учёбы

в) изменением места жительства

2. Процессами уменьшения населения, связанными с естественной убылью:


Наименование показателя

Единица измерения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

рождаемость

человек

512

523

447

515

509

смертность

человек

1109

1069

1060

1052

1038



В целом динамика демографической ситуации в муниципальном районе имеет тенденцию к снижению общей численности населения:


Наименование показателя

Единица измерения

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность постоянного населения на

1 января

каждого года

человек

48524

47850

47240

46712



В результате анализа демографической ситуации муниципального района выявляются следующие проблемы:

снижение численности населения района;

высокий уровень смертности;

превышение смертности над рождаемостью;

отток населения района в другие регионы;

низкая доля населения в возрасте 0-14 лет;

высокий уровень населения пенсионного и предпенсионного возраста.

По итогам анализа основных показателей, характеризующих демографическую ситуацию, можно сделать следующие выводы:


Сильные стороны

Слабые стороны

однородная национальная структура населения;

снижение уровня детской смертности;

достаточно высокий удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 30 лет


рост уровня смертности населения в трудоспособном возрасте;

превышение смертности над рождаемостью;

низкая доля населения в возрасте от 0 до 14 лет;

высокий удельный вес населения предпенсионного и пенсионного возраста;

отток трудоспособного населения и талантливой молодёжи

Возможности

Угрозы

рост рождаемости, дальнейшее снижение уровня детской смертности;

привлечение трудовых ресурсов из соседних

территорий в экономику города;

увеличение числа рабочих мест за счет раз-вития малого и среднего бизнеса в различных сферах,

развитие гостиничной и сервисной инфра-структуры в городе и районе для развития туризма;

повышение адекватности профессиональных образовательных программ,

содействие занятости выпускников, обновление кадровых ресурсов предприятий города и района

снижение численности населения;

отток активной части населения;

низкий уровень доходов населения, что снижает воз-можность доступа к кредитным ресурсам


Основные риски населения Старорусского муниципального района:


Вид риска

Характеристика риска

Риски миграции трудовой силы

низкий уровень и качество предложений на рынке труда;

наличие предложений на внешнем рынке труда (отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование и высококвалифицированных работников, в областной центр и г. Санкт-Петербург, г. Москва)

Риски платёжеспо-собности населения

нестабильность работы промышленных предприятий;

низкий уровень заработной платы по сравнению с предприятиями г. Великий Новгород, г. Санкт-Петербург, г.Москва;

снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса

Риски снижения качества жизни, человеческого капитала района

рост смертности;

сокращение численности постоянного населения;

снижение доступности инфраструктуры;

рост неплатежей за предоставленные

жилищно-коммунальные услуги


Темпы снижения общей численности населения Старорусского муниципального района сохранятся и далее будут выше, чем в области в целом. Женщины, по-прежнему, будут составлять большинство населения в г. Старая Русса и в районе.

Национальный состав населения в муниципальном районе отмечается высокими показателями однородности: в городе русские составляют 96,5 процента от общего числа жителей, а в районе — 96,4 процента (в Новгородской области этот показатель по данным переписи населения 1989 г. составил 94,5%). Вместе с украинцами и белорусами, численность которых в городе и районе достигает 1,3 тыс. человек процент славянских народов составляет 97,9 процента (в Новгородской области - 97,5%). Представителей других национальностей около 1,0 тыс. человек, в том числе цыган - более 150 человек, татар - более 100 человек.

Русский язык считают родным 99,9 процентов жителей Старорусского муниципального района. Такое распределение населения по национальностям исключает возникновение конфликтов на межнациональной и религиозной почве.


4.1. Трудовые ресурсы


В южной части Новгородской области сложилась старейшая в Северо-Западном федеральном округе система расселения, насчитывающая более 900 населённыx пунктов с населением превышающим 100 тыс. человек, из которых около половины - жители сельской местности. Центром (узлом) этой локальной системы расселения является город Старая Русса (численность на 01.01.2011 г. - 31,7 тыс. жителей).

В локальной системе расселения выделяется Старорусский мезорайон, охватывающий северную часть Старорусского административного района с плотностью сельского населения 9,4 чел./км2, при общей плотности по району - 5,8 чел./км2, а по области - 3,9 чел./км2 . В первом поясе мезорайона (в радиусе 10 км от центра города) плотность сельских жителей за пределами городской черты достигает 22 чел./км². С потерей части населения осложнилась демографическая ситуация как в сельской, так и в городской местности.

Численность населения в трудоспособном возрасте, его экономическая активность, возрастно-половая структура, профессиональный состав, состояние рынка труда сказывается на уровне жизни населения муниципального района. Общая численность населения в трудоспособном возрасте, проживающего в г. Старая Русса и районе — 27,8 тыс. человек — 58,8 процентов всех жителей (на 01.01.2010 г.).

За последние 10 лет сократился удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет), что в перспективе приведет к падению численности трудоспособной части населения и росту демографической нагрузки.

По состоянию на 1 января 2010 года в возрастно-половой структуре населения отмечается дисбаланс как в городе, так и районе. Если в младших возрастных группах нет заметного перевеса женского населения над мужским и наоборот, то, начиная с возрастной группы от 18 лет и старше количество женщин больше, чем мужчин. Особенно значительное превышение наблюдается после 45 лет.

Рынок труда в муниципальном образовании также развивается неравномерно. В 2011 году среди безработных увеличилась доля лиц, имеющих рабочие специальности, уменьшилась доля ИТР и служащих. Увеличилась доля женщин в структуре безработных: все сложнее найти работу для традиционно «женских» профессий — повара, бухгалтера, воспитателя, делопроизводителя, экономиста и т.д. В то же время на «мужские» вакансии (каменщики, плотники, столяры, токари, электросварщики, электромонтеры, слесари и др.) потребность работодателей не удовлетворяется по причине низкой квалификации работников и уровня заработной платы. Среди "женских" свободных рабочих мест выделяются количеством вакансий места продавцов, швей, официантов.

Легче найти работу медицинским работникам: практически все обратившиеся в службу занятости медсестры, медрегистраторы, санитарки были трудоустроены, причем вакансии для среднего и младшего медицинского персонала в городе и районе существуют постоянно, но низкий уровень заработной платы мешает их заполнению. Среди рабочих "мужских" профессий сложно найти работу водителям, вакансий сравнительно немного.

Таким образом, ситуация на рынке труда Старорусского муниципального района представляется в целом стабильной. Наращивание производства на ведущем предприятии (ОАО «123 АРЗ») способствовало сокращению официальной и скрытой безработицы.


4.2. Основные направления по улучшению демографической ситуации

в муниципальном районе


1. При выборе приоритетов социально-экономического развития муниципального района необходимо учитывать социально-экономический аспект требований, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, регулирование роста населения, содействие устойчивому развитию района, учет экологических требований и т.д.

2. Выбранные приоритеты и идеи должны учитывать интересы как городской, так и сельской местности муниципального образования, рассматриваемого не только как географический объект в пределах административной границы.

3. Стратегическая цель политики муниципального образования должна быть направлена на сохранение за городом Старая Русса статуса "полусреднего" или разрастание его в более отдаленной перспективе до среднего центра южной локальной системы расселения.

4. При сохранении тенденций последних лет в механическом и естественном движении населения, число жителей в Старорусском муниципальном районе сокращается ежегодно на 1 процент. Рассматривая сокращение числа жителей муниципального образования в целом как отрицательное явление, необходимо отметить некоторые положительные сдвиги в возрастно - половой структуре:

- в ближайшие 10 лет возрастет доля женщин в фертильных (16-39 лет) возрастах. Это обстоятельство будет способствовать увеличению показателей рождаемости в муниципальном районе;

- число трудоспособных жителей в муниципальном районе будет держаться на уровне 25-27 тыс. человек.

5. Рост показателя доли трудоспособных в численности населения муниципального района в ближайшие годы будет способствовать устойчивому состоянию на рынке труда, главным образом благодаря притоку рабочей силы из числа молодых людей, поэтому в ближайшие 5-7 лет одним из приоритетных направлений социально-экономического развития должно явиться расширение возможностей по подготовке кадров. Направленная работа по профориентации школьников, организация (расширение) подготовки специалистов по наиболее востребованным рабочим (техническим) профессиям помогут избежать нарушения равновесия на рынке труда.

6. Начиная с 2007 г. в трудоспособный возраст вступают лица 1991 г. и последующих лет рождения, а выбывают на пенсию родившиеся в конце 40-х - первой половины 50-х, когда рождаемость была максимально высокой за весь послевоенный период и возрастно-половая структура населения быстрыми темпами ухудшается. Проблема связанная с быстрым сокращением населения в трудоспособном возрасте может быть сглажена частичным возмещением трудовых ресурсов из числа мигрантов, в том числе и за счёт Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Администрацией Новгородской области разработана и утверждена программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010 - 2012 годы.
С ноября 2010 года действует программа по переселению на территорию Старорусского района соотечественников, проживающих за рубежом. Участниками Программы с ноября 2011 года согласно принятым решениям, уже стали более 60 граждан. За истекший период подписаны три соглашения о намерениях между Администрацией Старорусского муниципального района, сельскохозяйственными предприятиями и Межведомственной комиссией по реализации региональной программы «Село Новгородчины» по резервированию вакансий для трудоустройства участников государственной программы. Разработана автоматизированная информационная система «Соотечественник» (АИС «Соотечественник»), где размещена информация о Старорусском муниципальном районе: сеть медицинских учреждений, учреждений образования, культуры, банковские организации и т. п.


4.3. Основные проблемы, связанные с уровнем жизни населения


Неблагоприятная демографическая ситуация: снижение рождаемости, превышение смертности над рождаемостью в 2,2 раза; естественная убыль населения города и района, не компенсируемая миграционным приростом.

Старение населения; увеличение лиц старших возрастов в составе экономически активного населения; увеличение категории льготных граждан.

Сокращение удельного веса молодежи в результате снижения рождаемости, а также миграционного оттока в близ расположенные промышленные центры; сокращение числа потенциальных матерей и интенсивности рождения.

Недостаточный уровень обеспеченности жильем, сокращение ввода жилья за счёт всех источников финансирования и вывод из эксплуатации жилищного фонда.

Низкий уровень доходов населения и дефицит потребительского бюджета.


5. Экологическая составляющая стратегического развития


Необходимость рассмотрения показателей качества окружающей среды обусловлена тем, что в настоящее время большинство жителей города Старая Русса видят миссию города как города-курорта. Муниципальное образование должно иметь положительный имидж и быть экологически благоприятной территорией.

Основные показатели (индикаторы) достижения цели:

- наличие муниципальной экологической политики;

- сохранение чистоты поверхностных вод;

- сохранение качества подземных, особенно минеральных вод;

- обеспечение устойчивого водоснабжения населения;

- сохранение чистоты атмосферного воздуха;

- экологические ГИС (геоинформационные системы).

1. Экологическая экспертиза:

При рассмотрении проектов, связанных с размещением производств, технологические циклы которых подразумевают сбросы (выбросы), загрязнение окружающей среды, необходимо проводить обязательную экологическую экспертизу и размещать данные объекты максимально исключая их влияние.

2. Экологический аудит:

В соответствии с международными стандартами качества и реализацией миссии города необходимо проведение регулярного экологического аудита по следующим направлениям:

- обзор состояния окружающей среды - описание и анализ имеющегося состояния окружающей среды с использованием уже существующей информации. Центральными областями являются ресурсы и качество вод, качество воздуха, твердые отходы и заражение почв и т.д.;

- обзор выполнения программ по охране качества окружающей среды.

3.Экологический компонент геоинформационной системы (ГИС):

ГИС должны стать необходимым и регулярно обновляющимся компонентом информационного обеспечения стратегического развития Старой Руссы по следующим показателям: использование сырой воды из поверхностных источников, выбросы в атмосферу от стационарных источников, объемы образования промышленных отходов, эффективность работы газоочистного оборудования, сброс сточных вод и загрязняющих веществ предприятиями в бассейны рек района. Эта информация может быть использована в дальнейшем при проведении работ по районированию территории, при расчете налогов на землю, выплат в экологические фонды, вычислении допустимых объемов лесо- и водопользования, разработке туристических маршрутов и т.д.

4. Составление ежегодных обзоров состояния окружающей среды Старорусского муниципального района

Полученные в результате расчётов данные должны использоваться как структурные элементы экологически благоприятного имиджа муниципального образования и могут быть размещены в телекоммуникационной сети Интернет на сайте Администрации муниципального района, в рекламно-презентационных материалах, средствах массовой информации.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconСтратегия социально-экономического развития варненского муниципального района
Краткая характеристика социально-экономического потенциала Варненского муниципального района
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconПрограмма социально-экономического развития муниципального района
...
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconАдминистрация Лебяжьевского района Курганской области стратегия социально-экономического развития Лебяжьевского района до 2020 года
Приложение №1 к Стратегии социально-экономического развития Лебяжьевского района
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconПрограмма социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района на 2011-2015 гг
Характеристика социально-экономического положения и развитие экономики Нижнекамского муниципального района
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconПрограмма социально-экономического развития муниципального района «хангаласский улус»
Показатели социально-экономического развития Хангаласского улуса за 2002 -2007 г г
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconСтратегия социально-экономического развития муниципального образования город Покачи на период до 2020 года
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Покачи
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconПрограмма комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconСтратегия социально-экономического развития муниципального образования
Оценка социально-экономического положения и потенциала муниципального образования Курганинский район. 5
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconМунициальное образование «город калуга» Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга»
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» на период до 2030 года
Программа (стратегия) комплексного социально-экономического развития Старорусского муниципального района iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования
Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Тюляхский наслег» Усть-Алданского улуса (района)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница