Скачать 2 Mb.
|
Директор МБОУ Левашовская СОШ ___________ А.А. Евсягин «1» августа 2012 г Приказ №_________ от_________ Основная образовательная программа начального общего образования для 1-4 классов, реализующих ФГОС НОО МБОУ Левашовская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан по УМК «Перспектива» 2011-16 год Содержание Пояснительная записка
II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования III. Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Рекомендуемая литература по разделам программы Пояснительная записка Данная программа разработана коллективом педагогов и родителей начальной ступени образования МБОУ Левашовская СОШ, рассмотрена и принята Педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 1 от 31.08.2011) Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Примерной ООП НОО. Данная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры; духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся; создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность; развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: -с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; -с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; -с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; -с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; -с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; -с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. ОУ несёт ответственность за выполнение ООП перед родителями (законными представителями), учащимися и учредителем. Ежегодно директор школы выступает с публичным докладом о выполнении ООП школы, который публикуется на сайте ОУ.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей: • обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты. Образовательная программа начального общего образования МБОУ Левашовская СОШ создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента обучающихся определяется тем, что МБОУ Левашовская СОШ - школа для всех, где обучаются дети, проживающие в многонациональном селе, где дружно уживаются люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи реализации ООП НОО: Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обеспечить воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие. Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие). Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику. Принципы и подходы: В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; -переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; -ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; -признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; -учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; ·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; -разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Общая характеристика Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Портрет выпускника начальной школы. - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Этапы и фазы реализации основной образовательной программы В соответствии с возрастными особенностями младших школьников, с основными направлениями образовательных системы «Перспектива» начальный этап развивающего образования в МБОУ Левашовская СОШ соответствует 1-4 классам общего образования; основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа: Первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности. Второй этап (вторая четверть 1 класса – первое полугодие 3 класса). Цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса. Этот период характеризуется тем, что: 1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов; 2) происходит формирование учебной деятельности в классе. 3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи; 4) складывается коллектив класса как учебное сообщество; Третий этап (второе полугодие 3-го года обучения – 4-ый год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться. Цель данного периода начального образования - построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, бескризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы: - фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»); - фаза постановки и решения учебных задач года; - рефлексивная фаза учебного года. Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь) Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие: -дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; -провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва; -создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения; Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя: 1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам; 2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся; 3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления; 4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний. Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля) В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий: - инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию; - моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач; - самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания; - адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка); - самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий; - содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); - самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений); - понимания устных и письменных высказываний. Рефлексивная фаза учебного года (вторая половина апреля – май). Основными задачами заключительной фазы учебного года являются: -определение количественного и качественного прироста (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года; -восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками); -предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу). Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса: 1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов; 2 этап - проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи; 3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год. Разработанная МБОУ Левашовская СОШ основная образовательная программа НОО предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья. В школе формируется одна параллель 1-го класса, которая обучается по УМК «Перспектива». -выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; -организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; -участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; -использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа (информационные технологии; проектно-исследовательские и др.) -возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; -включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды ( села, района) для приобретения опыта реального управления и действия. Специфика кадров МБОУ Левашовская СОШ определяется квалифицированными специалистами, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Педагоги школы прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Образовательное учреждение предусматривает преемственность методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие. Условия реализации основной образовательной программы начальной школы Кадровые условия реализации программы. Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогический коллектив МБОУ Левашовская СОШ имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью. В педагогическом коллективе школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психолог, библиотекарь, педагог дополнительного образования. |
![]() | Общеобразовательная программа моу билярская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования в контексте фгос ноо (по умк «Перспектива») Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания |
![]() | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Старописьмянская средняя общеобразовательная школа» «Старописьмянская средняя общеобразовательная школа» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан | ![]() | Классов, реализующих стандарты второго поколения (фгос ноо) Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №40» на 2012/13 учебный год для 1-х, 2-х классов, реализующих стандарты второго поколения... |
![]() | Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного Республики Татарстан «Об учебных программах для 1 -9 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы... | ![]() | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения Мо и н рт от 29 августа 2011 года №9282/11 «Об учебных планах для I-II классов школ Республики Татарстан, реализующих в 2011-2012... |
![]() | Образовательная программа начального общего образования в контексте фгос ноо для 1 классов на 2011 2012 учебный год (по умс «Перспектива») Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11» города Калуги Образовательная программа утверждена решением педагогического совета мбоу средняя общеобразовательная |
![]() | Основная образовательная программа начального общего образования Умк «Перспектива», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности,... | ![]() | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования для мбоу сош №9 Еманжелинского муниципального района Челябинской области ... |