Историография всеобщей истории учебная




Скачать 316.26 Kb.
НазваниеИсториография всеобщей истории учебная
страница1/3
Дата10.02.2013
Размер316.26 Kb.
ТипТематический план
  1   2   3


Федеральное агенство по образованию

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского




ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ




Учебная программа, методические рекомендации


и планы семинарских занятий


для студентов специальности 02.07. 00. – "история"


Омск



2006
ББК 603.3

УДК


Рекомендована к изданию учебно-методической комисией ОмГУ им. Ф.М. Достоевского


Утверждена кафедрой всеобщей истории ОмГУ


Историография всеобщей истории: учебная программа, методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности 02.07.00 – "история" / сост. А.В. Свешников. – Омск, 2006. – 29 с.

Тематический план курса историографии всеобщей истории


Наименование разделов

и тем курса

Количество часов

Всего

В том числе




лекции

семинары

  1. Введение. Теоретические проблемы историографического исследования

  2. Историческая мысль Древней Греции

  3. Историческая мысль Древнего Рима

  4. Историческая мысль западноевропейского средневековья

  5. Историческая мысль эпохи Возрождения

  6. Историческая мысль Западной Европы в XVII веке

  7. Историческая мысль эпохи Просвещения

  8. Историческая мысль Западной Европы первой половины XIX в.

  9. Историческая наука второй половины XIX в.

  10. Марксистская концепция исторического процесса

  11. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала ХХ века

  12. Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ века

  13. Историческая школа "Анналов"

  14. Историческая наука во второй половине ХХ века

8


8


8


6


6


4


10


12


6


2


8


6


2


8

4


8


8


6


6


4


6


8


6


2


4


2


2


4


6


-


-


-


-


-


4


4


-


-


4


4


-


6


ВСЕГО

96

68

28


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ИСТОРИЯ"


Введение




Учебный курс "Историография. История исторической мысли" предусмотрен Государственным образовательным стандартом по специальности 02.07.00. "история" как обязательный компонент блока общепрофессиональных дисциплин. Курс состоит из двух взаимосвязанных частей - "историография всеобщей истории" и "историография отечественной истории", читаемых именно в такой последовательности, что позволяет рассматривать историю российской исторической мысли как органическую составную часть общего процесса развития исторической мысли. Имея огромное принципиальное значения для профессиональной подготовки специалистов историков, соответствующих современном уровню развития науки, курс историографии традиционно читается на одном из старших курсов (при пятилетнем рабочем учебном плане подготовки специалиста – на четвертом), что объясняется необходимостью для адекватного освоения материала курса предварительного ознакомления студентов как с широким по охвату конкретно-историческим материалом, так и выработки у него определенных теоретических навыков. Таким образом, учебный курс историографии всеобщей истории тесно соприкасается как с общеисторическими курсами (всеобщей истории, истории мировой культуры), так и с основными курсами гуманитарно-социального цикла (философия, культурология, социология, политология) и в идеале должен читаться после них. Предварительные знания о теоретических принципиальных основах исторической науки студенты должны получить из курса "Введения в историческое исследование", читаемом на одном из младших курсов.

Курс историографии всеобщей истории предусмативает параллельное проведение лекционных и семинарских занятий и рассчитан на 68 лекционных и 28 семинарских учебных часов. Форма итогового контроля – экзамен.

Основная задача курса - дать студенту твердые знания по истории развития исторической мысли в странах Западной Европы и Америки от ее возникновения до современности, имея в виду как овладение фактическим материалом, так и построение концептуально целостной модели механизма и закономерностей развития процесса исторического познания. Прослушав курс, студент должен получить профессиональные знания и навыки необходимые в различных областях общественной жизни, в том числе в рамках преподавательской, научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой работы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСАИ СТОРИОГРАФИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ


Тема1. Вводная


Понятия "историография", "история исторической науки", "история исторической мысли", "история исторического знания". Эволюция понимания предмета историографического исследования: основные подходы. Предмет и задачи курса «историография всеобщей истории». Соотношения исторической науки и исторического сознания. Типы исторического сознания. Специфика античного, средневекового историзма, историзма Нового времени и ХХ века. Социальные функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Специфика исторической науки. Критерии и исторические типы "профессионализма". Наука как часть культуры. Основные структурные уровни исторической науки (проблематика, источниковая база, методология, концепция). Теоретико-методологические представления как основа научного исследования.

Методы и принципы историографического исследования. Основные категории историографического анализа: историческая концепция, исторический факт, историографический факт, историографический источник, научная парадигма, исторический дискурс, научные школы.

Хронологические и географические рамки курса. Значение европейской традиции исторической мысли.


Тема 2. Историческая мысль Древней Греции


Проблема возникновения ранних форм исторических знаний, основные подходы. Миф как форма общественного сознания. Миф и прошлое, миф и история. Историческое сознание на Ближнем Востоке в I тыс. до н.э. История в Ветхом завете.

„Образ истории“ в ранней греческой культуре. Социо-культурные и интеллектуальные предпосылки формирования исторической мысли в Древней Греции. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Литературная эпическая традиция и официальные хронологические записи. Гомер. Гесиод. Старшие и младшие логографы. Гекатей Милетский.

Историческая мысль Древней Греции классического периода. Влияние греко-персидских войн на греческое общественно самосознание. Жизненный путь Геродота. „История“ Геродота – цель написания и структура. Источниковая база. Критика источников у Геродота. Стилистические особенности. Историческая концепция Геродота. Его политические и философские взгляды. История и судьба. Оценка творчества Геродота в последующей античной традиции.

Пелопонесская война и „История“ Фукидида. Жизненный путь и образование Фукидида. Его понимание целей и задач историка. Достоверность и прагматизм исторического знания. Источниковая база. Принципы и методы рациональной критики источников. Влияние философской и риторической традиции на творчество Фукидида. Понятие „человеческой природы“ и „человеческих потребностей“ и их роль в истории. Фукидид как историк Пелопонесской войны. Фукидид и Геродот – два варианта историописания.

Аристотель и его концепция истории: противопоставление истории и поэзии.

Историческая мысь эпохи эллинизма. Влияние походов Александра Македонского на развитие исторической мысли Древней Греции. Общая характеристика исторической мысли эпохи эллинизма. „Всеобщая история“ Полибия. Движущие силы и характер исторического процесса в понимании Полибия. Теория циклизма политических форм. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли. Полибий о причинах победы Рима.


Тема 3. Историческая мысль Древнего Рима


Возникновение ранних форм исторических знаний в Риме. Различия процесса генезиса историческолй мысли в Греции и Риме. „Великая летопись“. Старшие и младшие анналисты. Характерные черты древнеримской истоиографии. Исторические работы Саллюстия, традиция и новации. Историческая концепция Саллюстия, критика им современного римского общества.

Историческая мысль императорского Рима, общие черты. Официальная традиция. Творчество Тита Ливия. Образ Рима в труде Тита Ливия. Основные черты римского народа. литературные особенности его труда.

Жизненный путь Тацита. Малые произведения Тацита. „История“ и „Анналы“. Источниковая база. Тацит о римском народе и государстве. Концепция "упадка навов римского народа". История как драма. Психологизм Тацита. "Порок" и "добродетель" в истории.

Формирование биографического жанра. Светоний его книга "Жизнь двенадцати цезарей". "Сравнительные жизнеописания" Плутарха.

Историческая мысль позднего Рима. Становление традиции теоретической рефлексии. Лукиан. Творчество Аммиана Марцелина.


Тема 4. Историческая мысь западноевропейского средневековья


Предпосылки формирования христианской традиции историописания. Образ истории в раннехристианских текстах. Возникновение церковной историографии. Евсевий Кесарийский.

Философия истории Августина Аврелия и ее значение для исторической мысли средневековой Европы. Линейная модель времени. Направление и смысл земной истории как универсального процесса. Периодизации истории. Понятия Божественного замысла о мире и Божественной воли. Человек в земной истории. Принцип провиденционализма. Проблема греха и свободы воли человека. Учение о предопределении. Понятия "град Земной" и "Град Божий". Государство и Церковь. Историческое знание и Священное Писание.

"История против язычников" Павла Орозия.

Истории германских народов – эволюция концепции и жанровых особенностей.. "Getika“ Иордана. „История франков“ Григория Турского. "Церковная история народа англов" Беды Достопочтенного. "История лангобардов" Павла Диакона.

Проблема античного влияния на историографию средневековья. „Жизнь Карла Великого“ Эйнгардта.

Проблема "востребованности" исторических знаний средневековой культурой в современной историографии. Концепция Б. Гене. Агиография кк форма воплощения исторического сознания. Основные черты западноевропейских средневековых хроник. Виды хроник. Принципы работы средневекового хрониста. Источниковая база. Влияние текстов Священного Писания на историческую мысль средневековья. Творчество Оттона Фрейзингейнского. Тенденция усиления рационалистических светских элементов.

Западноевропейские хроники Первого и Четвертого крестовых походов как проявление общей тенденции развития средневековой исторической мысли.

Королевские и городские хроники. Хроники позднего средневековья.


Тема 5. Историческая мысль эпохи Возрождения


Причины формирования нового образа истории в европейской культуре. Основные черты раннегуманистической историографии в Италии. "Секуляризация" исторической мысли. Влияние античных историков и идея "классики". Новая периодизация исторического процесса. Основные щколы.

Риторическая школа. Ф. Петрарка и Д. Бокаччо как историки. Исторические взгляды Л. Бруни и П. Браччиолини. Региональные особенности работы представителей школы в различных центрах (Венеция, Рим).

Политическая школа. Политические взгляды Н. Маккиавели. Закономерности и механизм политического процесса. Понятие объективной закономерности. Эффективность как критерий оценки политического действия. Общественная борьба как условие и механизм развития общества. "История Флоренции". Жизнь и творчество Ф. Гвиччардини.

Эрудитская школа. Творчество Ф. Бьондо. Проблема критического отношения к источнику. Работа Л. Валлы "О подложности Константинова дара" и полемика вокруг нее.

Особенности гуманистической историографии во Франции, Англии, Германии. Теория исторического познания Ж. Бодена. Исторические взгляды Ф. Бэкона.

Историческая мысль эпохи Реформации и Контрреформации. Ф. Меланхтон. С. Франк. А. Д'Обинье.


Тема 6. Историческая мысль Западной Европы в XVII веке


Формирование принципиально нового образа общества и истории. Влияние политических процессов на трансформацию исторической мысли в Европе. Изменения картины мира. Становление науки как социокультурной традиции. Критический рационализм как базовый принцип научного познания. «Рассуждение о методе» Р. Декарта.

Основные черты европейской историографии XVII века. Концепция Боссюэ. Эрудитская школа. Основные центры и формы деятельности. Конгрегация Св. Мавра и "болландисты". Творчество Ж. Болланда, Ж. Мабильона, Б. Монфокона. Развитие палеографии, хронологии, источниковедения. Публикация исторических источников. Светские эрудиты XVII в.

„Социальная физика“ и ее значение для развития исторической мысли. Понятие закономерности. "Механистическая модель" общества. Творчество Т. Гоббса и Г. Гроция.


Тема 7. Историческая мысь эпохи Просвещения


Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Просвещение и исторческая мысль Франции. Увеличение общественного интереса к истории. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического исследования. Критика просветителями предшествующей традиции. Идея прогресса в исторической мысли XVIII в. „Энциклопедия“ Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера и ее влияние европейскую историческую мысль. Основные направления исторической мысли Франции XVIII в. Исторические взгляды Ш. Монтескье. Вольтер как историк. Понимание Вольтером задач исторического исследования. Эволюция методологических представлений Вольтера. Его историческая концепция. Исторические взгляды Г. Мабли. „История обеих Индий“ аббата Рейналя и ее значение для развития исторической мысли. Полемика между германистами (Буленвилье) и романистами (Дюбо).

Особенности исторической мысли немецкого Просвещения. Геттингенская школа. Деятельность и взгляды И. Винкельмана. "Гомеровский вопрос". Ф. Шиллер как историк. Философия истории И.Г.Гердера. Историческая концепция Ю. Мезера.

Особености Английского Просвещения. Исторические взгляды английский просветителей. Болингброк как теоретик исторического познания. Д. Юм как историк. У. Робертсон. Творчество Э. Гиббона как пример просветительской историографии. Шотланская школа.


Тема 8. Историческая мысль Западной Европы первой половины XIX. в.


Изменение институционального положения исторической науки в первой половине XIX века. Историческое знание в образовательной политике европейских государств. Формирование системы профессиональной подготовки историков. Национальные особенности преподавания истории в университетах. Становление системы специализированных исторических изданий.

Общие тенденции развития исторической науки в Европе. Романтизм в исторической мысли. Критика романтиками просветительской историографии. Понимание романтиками сущности и методов исторического познания. Принцип органицизма и историческое развитие. Идея личности в понимании романтиков. Новый "образ средневековья".

Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Влияние философии Гегеля на развитие исторической науки. Понятие «классического историзма».

Развитие исторической науки в Германии. Историческая школа права. Б.Г. Нибур. Творчество Л. фон Ранке и его учеников. Методологические представление Ранке. Его общеисторическая концепция.

Историческая наука Франции первой половины XIX в. Либеральная школа историков. О. Тьери. Ф. Гизо. Изучение Французской революции. Романтическая традиция французской историографии. Ж. Мишле.

Историческая наука Англии первой половины XIX века. Основные направления. Т.Маколей. Исторические взгляды Т. Карлейля.


  1   2   3

Похожие:

Историография всеобщей истории учебная iconПрограмма для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования по историографии всеобщей истории предмет историографии всеобщей истории
...
Историография всеобщей истории учебная iconВ. Н. Ерохин Историография всеобщей истории
Становление исторического сознания и возникновение историописания в древнем мире
Историография всеобщей истории учебная iconИсториописание российская академия наук институт всеобщей истории
Историография и историописание: взаимодополняющие или конкурирующие понятия?
Историография всеобщей истории учебная iconПрограмма курса «Россия между Востоком и Западом» Автор: д и. н. Л. В. Столярова Рекомендовано Одобрено на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории “
Требования, предъявляемые к студентам: Знать историю России в пределах школьной программы и иметь представление о том, что отечественная...
Историография всеобщей истории учебная iconКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
Авторы: д-р ист наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Т. М. Гавристова, к и н., доцент, доцент кафедры всеобщей истории...
Историография всеобщей истории учебная iconПрограмма дисциплины дпп. В. 03 Источниковедение всеобщеи истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории»
Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории» является знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников...
Историография всеобщей истории учебная iconТематическое планирование курса истории России 20 в, всеобщей истории 20 в и истории Костромской области в 9 классе

Историография всеобщей истории учебная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока
Учебно-методический комплекс «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока» составлен в соответствии с требованиями...
Историография всеобщей истории учебная iconТематический план по истории Класс: 9
Рабочая программа по Всеобщей истории составлена в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования по истории...
Историография всеобщей истории учебная iconРекомендации по организации и проведению в 2012 году
В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница