Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность




Скачать 453.46 Kb.
НазваниеФормирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность
страница1/5
Дата10.02.2013
Размер453.46 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5






ВИНОГРАДОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИЯ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА


 (на материале английского языка)

 

Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания /иностранные языки/

 

 

АВТОРЕФЕРАТ


на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

 

 

 

Москва – 2003

 

 

Работа выполнена в Институте общего среднего образования Российской академии образования.

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор ПОЛАТ Е.С.

Официальные оппоненты – доктор педагогических наук КОВАЛЕВСКАЯ Е.В.

                                                Кандидат педагогических наук, доцент МЫЛЬЦЕВА Н.А.

Ведущая организация: Московский педагогический государственный университет.

 

 

Актуальность исследования:

Новое время, новые условия профессиональной деятельности потребовали пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения иностранным языкам. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.

С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе  развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. Отсюда, возрастающая значимость обучения иностранным языкам, формирования коммуникативной компетенции.

В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствует личностно-ориентированный (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Г.А.Китайгородская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейн), конструктивный (Дж. Брунер, Л. Выготский, Дж.Дьюи, Ж. Пиаже К. Роджерс), коммуникативный (И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, И.Н. Верещагин, Е.И. Пассов), проблемный (Е.В. Ковалевская, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн) подходы в обучении иностранному языку.

Максимальное развитие коммуникативных способностей, умения работать с иноязычной информацией — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться.

В новых условиях, при новой постановке целей и содержания обучения иностранным языкам стало очевидно, что межкультурное общение, формирование коммуникативной компетенции предполагает наличие в системе обучения социокультурного компонента.

 Обучение иностранным языкам основывается на деятельностном подходе. При этом в профессиональном образовании  процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы, пр. Причем это касается, как рецептивных, так и продуктивных видов речевой деятельности. Это все умения критического мышления. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно (в диалогическом или полилогическом общении)  или письменно на иностранном языке. Приходится, однако, констатировать разрыв в уровне подготовки специалистов с высшим образованием и требованиями времени.    Личностно-ориентированный подход, конструктивизм, в основе которых лежит рассмотрение той или иной проблемы, предполагают использование соответствующих методов, организационных форм  и средств обучения.

Личностно-ориентированный подход (К.Роджерс, А.А.Леонтьев), который рассматривается в качестве основного концептуального подхода в системе образования, оказывает влияние на все  компоненты обучения. Система образования, построенная в рамках личностно-ориентирванной концепции должна:

· способствовать усвоению учащимся социального опыта, то есть знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;

· стимулировать способность учащегося к свободному и творческому мышлению;

· формировать  целостную картину мира;

· развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику последнего и самостоятельно учиться;
  1   2   3   4   5

Похожие:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconКонспект урока английского языка, проведенного в 11 классе Большесундырской средней школы Моргаушского района чр учителем английского языка Храмовой Людмилы Валерьевны Тема
...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconТема опыта
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconУрок английского языка по теме «еда»
Цель – развитие коммуникативной иноязычной компетенции учащихся в ситуации речевого общения по теме «Еда»
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ия на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка) Специальность iconА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница