Образовательный стандарт общее среднее образование




Скачать 416.27 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт общее среднее образование
страница1/6
Дата10.02.2013
Размер416.27 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6


Образовательный стандарт

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

III – ХI классы


СОДЕРЖАНИЕ


1

Цели и задачи изучения учебного предмета ………………………….

2

2

Содержание образования ………………………………………….……

4

3

Требования к подготовке учащихся ……………………………………

24



1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Образовательный статус иностранного языка в общеобразовательных учреждениях определяется особенностями социального заказа. Его изучение рассматривается как важное средство адаптации человека к современному поликультурному глобализующемуся миру, как фактор, обеспечивающий высокий уровень готовности человека к личностной и профессиональной самореализации, как необходимое условие качественной подготовки к дальнейшему продолжению образования. Востребованы возможности иностранного языка как фактора профессионального самоопределения. Соответственно, он изучается как средство межкультурного общения и как средство познания и самообразования.

Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Его содержание способствует повышению уровня гуманитарного образования учащихся посредством приобщения к духовному богатству других народов, формированию готовности к взаимопониманию, воспитанию в духе толерантности, развитию способностей передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и чувства.

Изучение иностранного языка как средства общения с людьми-носителями иных языков в контексте диалога их национальных культур, в сочетании с овладением навыками и умениями самообразовательной и познавательной деятельности на нём, обусловливает высокую академическую, общеинтеллектуальную, культурологическую и практическую значимость предмета.

Усиление внимания к овладению навыками самостоятельной работы с иноязычными источниками информации повышает роль учебного предмета «Иностранный язык» в системе работы общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к самообразованию, осознанному профессиональному выбору.

Стратегический целевой ориентир обучения иностранным языкам – формирование поликультурной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией.

Процесс овладения иностранными языками направлен на образование, развитие и воспитание школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.

Образовательные цели – овладение основными видами речевой деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письмо) и формирование соответствующих языковых и речевых навыков и умений, усвоение знаний об иностранном языке; обогащение языкового, речевого и личностного субъектного опыта учащихся посредством расширения общего кругозора и активизации процесса профессионального самоопределения на основе усвоения культуроведческих и лингвострановедческих реалий.

Реализация образовательных целей выражается в практическом владении иностранным языком как средством общения в единстве и взаимодействии его когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций; в умениях самостоятельной работы с иноязычным материалом.

Развивающие цели состоят в обеспечении когнитивного, коммуникативного и эмоционального развития учащихся посредством овладения способами формирования и формулирования мысли на иностранном языке, укрепления лингвистического компонента гуманитарного мышления, обогащения эмоционально-чувственной сферы личности, формирования языковой способности в единстве речепорождения и речевосприятия.

Реализация развивающих целей проявляется в развитии речевых механизмов и способности к языковой догадке на основе приобретенных знаний, навыков и умений.

Воспитательные цели направлены на обогащение духовного мира учащихся, воспитание у них культуры мышления, чувств, речевого поведения; формирование гуманистических ценностных ориентаций, готовности к межкультурной коммуникации, социализацию личности.

Реализация воспитательных целей способствует эффективной адаптации личности к иной (неродной) социальной среде, обеспечивая её самоконтроль и адекватную самооценку.

Основные педагогические задачи обучения иностранному языку состоят в создании условий для последовательного формирования у учащихся готовности пользоваться изучаемым языком в последующей образовательной и трудовой деятельности, в создании возможностей для преемственности и взаимосвязи этапов процесса овладения иностранным языком с учетом образовательных запросов, потребностей и профессиональных намерений учащихся. Решение этих задач обеспечивает:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся, обеспечение условий для усвоения ими устной и письменной речи на уровне, достаточном для адекватной трактовки передаваемой и принимаемой информации, удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов;

  •  когнитивное развитие учащихся, направленное на переструктурирование отдельных фрагментов индивидуального образа картины мира, достаточное для восприятия явлений культуры изучаемого языка через искусственно формируемый в их сознании лингводидактический конструкт, позволяющий воспринимать познаваемый мир в соответствии с его собственными социальными, политическими, культурными, языковыми реалиями, а не посредством прямого перевода на этот язык схем родной, национальной картины мира;

  • социокультурное развитие личности, ориентированное на восприятие «иного» в его непохожести через познание ценностей новой культуры в диалоге с родной, сопоставление изучаемого языка с родным и культуры этого языка с родной, привычной; обеспечивающее возможность представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

  •  развитие у учащихся ценностных ориентаций, гуманистической позиции личности посредством создания условий для обогащения соответствующего конструктивного опыта эмоционально-чувственных отношений как важнейшего фактора возникновения у человека положительного отношения к «иному», к многообразию культур и их равенству, стремления к сотрудничеству и взаимодействию с другими народами, совместному решению современных цивилизационных проблем;

  • развитие мотивации к изучению иностранного языка через формирование потребностей шире и глубже познавать и понимать окружающий мир и быть понятым им; осознание роли владения иностранным языком для успешного продолжения образования, трудовой деятельности, профессионального роста, социализации в современном мире;

  • развитие у учащихся способности к самообразованию, обеспечение их готовности к самостоятельной работе над языком путем предоставления возможности овладения необходимыми техниками и способами учебно-познавательной деятельности, стратегиями постановки ближних и перспективных задач в области дальнейшего образования и самообразования, осуществления самоанализа, самоконтроля и рефлексии.


2 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Содержание языкового образования представляет собой единство предметного и эмоционально-ценностного компонентов. Овладение предметным и эмоционально-ценностным компонентами содержания образования в их единстве предполагает приобретение опыта, необходимого в межкультурной коммуникации.

Предметное содержание языкового образования включает:

  • сферы и предметно-тематическое содержание речи;

  • виды речевой деятельности и языковой материал;

  • социокультурные знания: культуроведческие, страноведческие и лингвострановедческие;

  • компенсаторные и учебно-познавательные умения и навыки самостоятельной работы с иноязычным материалом.

Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения иностранным языкам включает совокупность отношений личности к мировому языковому и культурному наследию, а также к процессу овладения им в целях собственного профессионального и личностного роста. Реализация данного компонента содержания обучения обеспечивает приобретение опыта иноязычного общения путем рефлексии, самопознания, самоопределения. Процесс овладения иностранным языком приобретает для учащегося личностный смысл.

Отбор и структурирование учебного материала осуществляются на основе следующих положений:

  • непрерывное концентрическое предъявление и накопление знаний;

  • поэтапное формирование навыков и умений;

  • последовательное формирование готовности пользоваться изучаемыми языками в рамках основных (ключевых) компетенций;

  • преемственность этапов процесса овладения иностранным языком;

  • постоянная опора на языковой, речевой и личностный субъектный опыт учащихся;

  • учет условий реальной и потенциальной будущей деятельности учащихся;

  • учет возможностей для формирования умений самостоятельной работы с иноязычными информационными источниками в самообразовательных целях.

Содержание языкового образования в единстве его лингвистического и экстралингвистического компонентов формируется с учетом психологических и психолингвистических особенностей процесса овладения иностранным языком в сравнении с родным.

Структурирование содержания учебного материала, подлежащего усвоению, осуществляется на основе следующих методологических ориентиров:

  • всесторонний учет взаимосвязей языка – мышления – культуры;

  • интеграция языкового, социокультурного, аксиологического компонентов содержания обучения;

  • аутентичность и ценностная значимость иноязычных материалов;

  • обеспечение образовательных запросов учащихся с учетом их профессиональных намерений, внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.



СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ

И ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ


Социально-бытовая сфера. Семья. Внешность. Характер. Межличностные отношения. Друзья. Еда. Национальная кухня. Здоровье. Здоровый образ жизни. Распорядок дня. Помощь по дому. Покупки. Деньги. Одежда. Мир моды. Дом. Квартира. Виды жилья. Город и деревня. Животные.

Учебно-трудовая сфера. Школьные принадлежности. Школа. Учеба. Расписание уроков. Урок иностранного языка. Школьные традиции. Образование. Выбор профессии.

Социально-культурная сфера. Праздники. Культурный досуг. Каникулы. Выходной день. Любимые занятия. Книги. Литература. Кино. Кинофильмы. Телепередачи. Музыка. Искусство. Современные средства коммуникации. Средства массовой информации. Спорт. Путешествия. Молодежные организации. Международное сотрудничество. Национальный характер.

Социально-познавательная сфера. Страны и континенты. Путешествие по разным странам. Туризм. Республика Беларусь и страны изучаемого языка. Природа. Времена года. Погода и климат. Экология. Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Наука и техника. Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка. Социально-культурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка.


ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Перечень основных умений определяется с учетом компонентного состава коммуникативной компетенции.


Восприятие и понимание речи на слух

Умения понимать на слух речь собеседника и несложные аутентичные аудио- и видеотексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание:

  • выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте;

  • относительно полно понимать речь собеседника в различных ситуациях общения;

  • полно и точно понимать тексты монологического и диалогического характера в пределах изученного материала;

  • извлекать необходимую информацию из разножанровых аудио- и видеотекстов.


Говорение

Диалогическая речь

Умения:

  • вести основные виды диалога (расспрос, побуждение к действию, обмен мнениями, интервью, рассуждение) и полилог, соблюдая нормы речевого и неречевого этикета;

  • комбинировать различные виды диалога для решения коммуникативных задач в ситуациях общения, с использованием эмоционально-оценочных средств.


Монологическая речь

Умения:

  • делать подготовленные и неподготовленные сообщения, высказывать оценочные суждения по теме, проблеме, ситуации, в связи с увиденным, услышанным, прочитанным;

  • описывать, сравнивать и сопоставлять факты, явления родной культуры и культуры стран изучаемого языка;

  • излагать содержание полученной информации, используя элементы рассуждения.


Чтение

Умения понимать аутентичные тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:

  • понимать основное содержание аутентичных художественных, научно-популярных и публицистических текстов в пределах изученной тематики (ознакомительное чтение);

  • полно и точно понимать содержание текстов разных жанров в пределах изученной тематики (изучающее чтение);

  • извлекать необходимую информацию из текстов разных жанров (просмотровое /поисковое чтение);

  • устанавливать причинно-следственные связи между фактами и событиями текста;

  • оценивать важность и новизну информации, содержащейся в тексте, выражать своё отношение к ней;

  • определять главную идею и замысел автора, в том числе выраженные имплицитно.


Письмо и письменная речь

Умения создавать несложные виды письменных текстов в соответствии с социокультурными нормами, принятыми в стране изучаемого языка:

  • писать поздравления, приглашения, личные и несложные деловые письма;

  • заполнять анкету, бланк;

  • писать автобиографию;

  • излагать содержание текста;

  • составлять аннотацию к прочитанному тексту;

  • писать сочинения в пределах изученной тематики.



ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ


Английский язык


Фонетика

Звуки английского языка. Система транскрипционных знаков. Долгота и краткость гласных звуков. Отсутствие оглушения звонких согласных. Редукция звуков в безударных слогах. Ассимиляция звуков. Ударение в словах. Ударение в многосложных словах. Ударение в производных словах. Ударение в предложении (значимые и служебные части речи). Логическое ударение. Ритм английской речи. Интонация утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Интонация повелительных и восклицательных предложений. Интонация формул речевого этикета. Интонация вводных слов. Интонация перечисления. Смысловое членение текста интонационными средствами. Использование интонации для выражения чувств и эмоций.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Образовательный стандарт общее среднее образование iconИсследование проводилось в период с 25 июня по 20 июля 2009 г в г. Перми с применением метода формализованного интервью по месту жительства респондентов.
При квотировании выборки по уровню образования население города было распределено по трем группам: основное общее и среднее (полное)...
Образовательный стандарт общее среднее образование iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку для граждан, имеющих основное общее образование, среднее (полное) общее образование, полученные до 01.
Тельного испытания по русскому языку для граждан, имеющих основное общее образование, среднее (полное) общее образование, полученные...
Образовательный стандарт общее среднее образование iconПриема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования
Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие среднее общее (общее среднее), начальное профессиональное...
Образовательный стандарт общее среднее образование icon«Орловский музыкальный колледж»
Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование
Образовательный стандарт общее среднее образование iconДоклад Общая характеристика учреждения
Государственная аккредитация: оп 001643, выдана 31 марта 2011 года, действует до 31 марта 2023 года. Перечень программ, прошедших...
Образовательный стандарт общее среднее образование iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку для поступающих на базе среднего (полного) общего образования (11 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц: получивших среднее (полное) общее образование...
Образовательный стандарт общее среднее образование iconГраждане, имеющие среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств
Порядку приема граждан в гоу впо московский государственный областной университет на 2012/2013 учебный год
Образовательный стандарт общее среднее образование iconОбщего образования часть II среднее (полное) общее образование Москва 2004
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство...
Образовательный стандарт общее среднее образование iconОсновные общеобразовательные программы n п/п Уровень (ступень) общего образования (до-школьное, начальное общее, основное об-щее, среднее (полное) общее образование), направленность Нормативный
...
Образовательный стандарт общее среднее образование iconОсновные общеобразовательные программы n п/п Уровень (ступень) общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), направленность Нормативный
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница