Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция»




Скачать 468.65 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция»
страница1/4
Дата10.02.2013
Размер468.65 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ивэсэп



ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ


ЛОГИКА


Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»


Киров

2007

ББК 87.4

Л 69


Логика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. М.Н. Подлевских. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – 41 с.


Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры общегуманитарных и естественно-научных дисциплин, протокол № 8 от 21.06.2007 г.


Автор-составитель: канд. физ.-мат. наук, доцент

М.Н. Подлевских


Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор

педагогических наук, профессор

И.М. Машаров


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов юридического факультета СПбИВЭСЭП заочной формы обучения.


© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове, 2007

© Подлевских М.Н., 2007


Требования ГОС

к обязательному минимуму содержания

учебной дисциплины «Логика»

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»


Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятия. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития зна­ния: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория.

Пояснительная записка


Логика относится к философским наукам. Предметом изучения логики являются закономерности, которым подчинено правильное мышление.

Логика составляет важную часть как мировоззренческой, культурной, так и профессиональной подготовки юристов любой квалификации.

Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений и др. Степень владения этими приемами, методами – важный показатель уровня логической культуры юриста. Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов.

Курс логики для специальности «Юриспруденция» содержит традиционные разделы «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Аргументация», посвященные основным формам мышления и составляющие основу логического знания. Вместе с тем значительное внимание уделяется материалу, изучение которого позволяет сформировать важные практические умения ведения доказательства, подбора аргументов, выстраивания версий, обнаружения логических ошибок и т.п.


Цели и задачи курса

Цель курса – формирование и развитие логической культуры мышления студентов.

Задачи курса:

  • раскрыть понятийный аппарат логики;

  • познакомить студентов с основными логическими приемами обра­ботки информации;

  • познакомить студентов с логическими принципами построения ар­гументации и правилами ведения рациональной дискуссии;

  • раскрыть содержание основных законов формальной логики, проде­монстрировать их роль в интеллектуальной деятельности, осуще­ствляемой в профессиональной сфере.


В результате изучения курса логики студент будет:

1) Иметь представление о:

  • природе логических знаний,

  • роли логических знаний и умений в учебной, научной и профессиональной деятельности.

2) Знать:

  • предмет, метод, основные цели и задачи формальной логики;

  • формы мысли (понятие, суждение, умозаключение) и их логические характеристики;

  • основные законы формальной логики;

  • структуру и виды основных форм мышления, отношения между ними;

  • правила построения прямого и косвенного доказательства;

  • методы установления причинно-следственных связей;

  • основные типы логических ошибок, возможных при выполнении логических операций и приемов.

3) Уметь:

  • выполнять логические приемы обобщения, ограничения, деления, определения понятий, выведения следствия из данных посылок;

  • находить и исправлять типичные логические ошибки, возможные при выполнении указанных логических приемов;

  • определять вид понятий, суждений, умозаключений, доказательств, их логическую структуру;

  • правильно применять основные логические законы;

  • выделять логическую структуру текста и анализировать тексты на предмет представленной в них аргументации;

  • логически правильно строить аргументацию в сфере своей профес­сиональной деятельности.


Виды занятий и методики обучения

Основные формы получения знаний по данному курсу – лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная работа.

Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 8 часов.

Небольшой объем часов аудиторных занятий при заочной форме обучения требует тщательного отбора лекционного материала. Для того чтобы сформировать правильную установку на подробное самостоятельное изучение логики, в лекционный курс включен материал о предмете логики, задачах и профессиональной значимости этой учебной дисциплины. Такое введение в дисциплину помогает студентам понять особенности изучаемого материала, прикладную направленность получаемых знаний.

Во вводной части дается краткая характеристика всех форм мышления, изучение которых и составляет основное содержание курса, показана неразрывная связь с соответствующими языковыми формами, а также подчеркнуто и отличие от них. Это позволяет студентам осознать структуру курса и при самостоятельном изучении материала не допускать возможных ошибок.

На лекционных занятиях подробно рассматривается одна из форм мышления, например, понятие, чтобы показать студентам пример анализа формы мышления. Также дается план изучения других форм мышления. На лекциях четко формулируются конкретные учебные задачи: что студенты должны знать и уметь по каждому разделу программы. Это помогает студентам организовать свою самостоятельную работу по изучению курса логики.

Семинарское занятие проводится по группам в период зачетной сессии по предмету «Логика» (учебным планом предусмотрен один двухчасовой семинар). Цель семинарского занятия – проверить самостоятельное изучение некоторых тем курса, обобщить и систематизировать знания по этим темам.

В процессе рассмотрения предусмотренных планом вопросов на семинарских занятиях могут использоваться такие виды заданий, как сообщения, решения задач и т. д. Могут применяться ТСО для демонстрации примеров из учебной, популярной и научной литературы или условий задачи, мультимедийные средства для презентации выступлений и т. п.

Больший объем часов по изучению дисциплины согласно учебным планам заочной формы обучения проходится на самостоятельную работу студентов. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 94 часов.

Самостоятельная работа включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, их конспектирование, подготовку к семинару и зачету, выполнение письменных контрольных работ. Возможно самостоятельное тестирование по дисциплине в системе тестовой оценки знаний филиала.

На лекционных занятиях даются рекомендации по выполнению домашней контрольной работы, а также рекомендации по изучению отдельных тем, которые студенты могут использовать для организации самостоятельной работы в межсессионный период.


Формы контроля

Оперативный контроль осуществляется во время проведения лекционных и семинарских занятий. Задачи оперативного контроля – проверить усвоение текущего и пройденного материала, выявить основные трудности и ошибки, которые могут возникнуть у студентов при первичном знакомстве с новыми понятиями и способами их анализа.

В качестве приемов проведения оперативного контроля можно назвать следующие:

1) устный опрос на лекционных занятиях по пройденному материалу;

2) решение заданий практического характера на лекционных и семинарских занятиях;

3) проверка готовности к семинарскому занятию;

4) проведение тестовых работ на аудиторных занятиях с последующим их анализом.

Рубежный контроль осуществляется по итогам выполнения домашней контрольной работы.

Проверяется правильность выполнения заданий, соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению и содержанию контрольной работы.

В контрольной работе оценивается:

1) уровень самостоятельного изучения материала, который отражается в умении выделить главное в содержании указанных тем курса (конспект учебной литературы);

2) правильность и обоснованность решений практических заданий;

3) умение грамотно использовать терминологию, символику и наглядность при выполнении заданий;

4) аккуратность, полнота выполнения контрольной работы.

Если контрольная работа не соответствует этим требованиям, то она возвращается студенту на доработку. Зачтенная контрольная работа является допуском к зачету.

Итоговый контроль по курсу «Логика» осуществляется в форме зачета.

На зачете проверяется степень усвоения содержания курса, умение применять полученные теоретические знания при выполнении практических заданий.

В зависимости от оценки уровня готовности группы по результатам рубежного контроля, а также в зависимости от организации учебной работы в период сессии зачет может проводиться на выбор преподавателя в одной из следующих форм:

1) компьютерное тестирование;

2) тестовый контроль на бумажных носителях;

3) устный опрос по билетам в соответствии с программой зачета.

Компьютерное тестирование предполагает контроль по всем темам курса, который состоит в проверке знаний, умений, навыков, определенных программой дисциплины. Тест содержит определенное число заданий, которые выбираются случайным образом из имеющейся базы вопросов.

Тест на бумажном носителе содержит вопросы теоретического и практического характера по основным темам курса (тематика вопросов заранее определена).

Устный опрос предполагает проверку знаний студента по какой-то одной теме курса. Оценивается полнота, правильность, логичность изложения материала, умение применять его на практике.


Методические рекомендации

по изучению дисциплины


При усвоении содержания темы «Понятие» начинать следует с уточнения ключевого термина: «Понятие есть базисная форма абстрактного мышления, благодаря которой мы удерживаем в нашем сознании сущность какой-либо вещи, представленную совокупностью существенных признаков». Для выявления существенных признаков используются следующие логические операции: сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение.

Понятие характеризуется содержанием (совокупность существенных признаков) и объемом (то множество вещей, которые обладают данной совокупностью признаков). При этом выполняется закон соответствия объема и содержания: увеличение содержания влечет уменьшение объема понятия и наоборот. Например, увеличим содержание понятия «учебное заведение», добавив признак «высшее», и получим множество, содержащее меньшее число элементов.

Приняв идею Эйлера о представлении объемов понятий в виде кругов, можно увеличивать объем или уменьшать его: «складывать», «вычитать», «накладывать» (совмещать) полностью или частично; можно делить объем понятия, устанавливая при этом: а) противоположность, б) противоречие; можно делить по существенным признакам (что дает «естественную классификацию»); можно делить, беря за основу в каком-либо отношении значимые, но несущественные признаки (что дает классификацию вспомогательную). При этом надо соблюдать правила классификации: не изменять основание деления, не упускать ни одного из элементов исходного множества и не включать новых.

В отношении содержания можно осуществлять многими способами логическую операцию, именуемую «определение понятия». Например, указанием ближайшего родового понятия и видовых различий; указанием способа построения или происхождения объектов, обозначаемых данным понятием; через совокупность операций; через систему правил; путем введения контекста; путем демонстрации типичного объекта. В явных определениях понятий должны соблюдаться следующие правила: правило четкости, ясности и понятности; правило соразмерности (соответствия левой и правой частей определения); правило независимости определяемого от определяющего (отсутствие круга).

При усвоении правил определения надо обратить внимание на типичные ошибки. Нарушение правила соразмерности приводит к ошибкам: а) «слишком широкое определение»; б) слишком узкое определение»; в) «перекрещивающееся определение» (объемы определяемого и определяющего перекрещиваются); г) «определение как попало» (беспорядочное определение). Другая типичная ошибка – «круг в определении». Нарушение правила ясности, понятности приводит к ошибке «определение неизвестного через неизвестное».

Усвоение темы «Суждение» лучше начать со знакомства с различными видами суждений, приняв за основу простые категорические атрибутивные суждения, имеющие структуру «S есть (не есть) Р», где S – «логическое подлежащее» (субъект), Р – «логическое сказуемое» (предикат). Далее надо уточнить отношения между четырьмя видами простых суждений по значению истинности (с помощью логического квадрата). О реляционных и модальных суждениях достаточно составить самое общее представление, а вот сложные суждения (образуемые из простых с помощью логических союзов) надо рассмотреть основательно. Особенно удобно это делать, используя тот формальный символический аппарат, который используется в логике высказываний (см. раздел «Элементы математической логики»). Особое внимание следует обратить на оценку значений истинности сложных суждений и на проблему отрицания сложных суждений. В рамки этой же темы можно включить три способа преобразования простых суждений: превращение (замена предиката и связки на противоположные), обращение («ролевой обмен между субъектом и предикатом) и противопоставление предикату (объединение первого и второго способа), хотя эти способы часто называют «непосредственными умозаключениями» и включают в раздел «Умозаключение». Знание истинностного значения простых высказываний и точного значения логических союзов позволяет совершенно точно устанавливать истинностное значение сложного высказывания, что на уровне обыденной интуиции или весьма затруднительно, или практически невозможно.

Для правильного отрицания сложных суждений надо располагать знанием основных равносильностей: чему равносильно отрицание сложного конъюнктивного, дизъюнктивного, импликативного суждений. Их достаточно легко запомнить (или вывести самостоятельно). Имеет смысл запомнить эти равносильности в символической записи: (отрицание конъюнктивного суждения); (отрицание дизъюнктивного суждения); (отрицание импликативного суждения).

В теме «Вопрос. Проблема. Гипотеза. Теория» надо обратить внимание на ясное и понятное определение этих форм мышления и познания и на важнейшие правила, которые необходимо соблюдать при постановке вопросов и проблем, при формулировании ответов, при выдвижении и обосновании гипотез. Сначала надо уяснить, что в логической структуре вопроса обычно выделяют три элемента (1 – основа, или базис, или предпосылка вопроса; 2 – указание на неизвестное; 3 – требование ответа). Затем надо убедиться на примерах, что ключевым моментом при постановке вопросов является истинность предпосылок и что следует всячески избегать постановки сложных вопросов, ибо они оказываются большей частью некорректными.

Надо учитывать, что предпосылки вопросов могут использоваться для неявной передачи информации. Неявные предпосылки вопросов могут использоваться в уловках типа «подмена вопроса» или «сокрытие необоснованности утверждения». Очень важно не упускать возможность констатации логической некорректности вопросов. Вопрос считается некорректным, если: а) в его формулировке содержатся выражения, смыслы и значения которых неизвестны; б) между словами и выражениями нет согласования; в) в нем содержатся многозначные слова; г) контекст недостаточен для однозначного истолкования вопроса; д) предпосылка вопроса есть ложное суждение; е) вопрос содержит провокацию. Среди истинных ответов важно различать правильные и неправильные: первые полностью или частично устраняют познавательную неопределенность. Ответы, полностью устраняющие неопределенность, называются сильными, частично – слабыми. Неправильные ответы могут полностью или частично повторять предпосылку вопроса или общеизвестную информацию, т.е. быть тавтологичными, или же являться ответами не на заданные, а на другие вопросы.

При постановке проблем надо учитывать, как минимум, два момента: своевременность постановки проблемы и оптимальность объема информации. Так как под проблемой часто понимают сложный исследовательский вопрос (как правило, поддающийся разложению на подчиненные ему вопросы), то в отношении проблемы может быть сказано многое из того, что было сказано в отношении вопросов. Выдвигая проблему, надо выполнять все правила постановки вопросов, а кроме этого, учитывать момент своевременности (или несвоевременности) и момент оптимальности с точки зрения затребованной информации – условия разрешения проблемы ухудшаются как в случае недостатка, так и избытка информации. При этом важно различать реальные и мнимые проблемы, а также отдавать себе отчет, имеется ли с самого начала метод решения проблемы или же он еще должен быть создан и насколько ясно, что именно можно считать решением проблемы.

При выдвижении гипотезы важно не упустить из виду ее принципиально вероятностный статус, который может быть изменен лишь в процессе доказательства, обоснования гипотезы или же ее опровержения. Надо отметить также, что гипотетической формой объяснения правовых проблем является версия. В отношении версии действуют все правила, которые соблюдаются в отношении гипотезы, но есть и специфические моменты, связанные с особенностями функционирования правовой сферы. В отношении гипотезы важно помнить, что это слово может употребляться в двух смыслах: либо как особого рода знание, либо как особый процесс развития знания. Чаще всего гипотезу понимают как сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении обоснованного предположения и в его доказательстве или опровержении. Выдвинув предположение (на основе аналогии, неполной индукции), стараются на его основе объяснить все имеющиеся факты, относящиеся к предметной области данной гипотезы. Предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям: а) не должно быть логически противоречивым; б) не должно противоречить фундаментальным положениям науки (но это не абсолютное требование); в) должно быть принципиально проверяемым. В качестве гипотез не признаются догадки, которые в принципе нельзя проверить (обосновать или опровергнуть). Предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено; оно должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений – это называют также принципом простоты.

В процессе следственной и судебной деятельности часто выдвигается ряд гипотез, по-разному объясняющих одни и те же факты. Эти гипотезы и называются следственными (судебно-следственными) версиями. То есть версия – это один из вариантов утверждения об одних и тех же обстоятельствах, фактах, явлениях. На первом этапе развития версии ее специфика по сравнению с гипотезой состоит в том, что должно выполняться требование полноты предположений: выдвигаются всевозможные предположения. На втором этапе дается объяснение всем имеющимся фактам на основе, по крайней мере, одного из предположений. По отношению к версии сохраняется требование логической непротиворечивости, принципиальной проверяемости, непротиворечивости ранее установленным фактам, а вот требование простоты здесь не действует, так как ни одно из предположений (ни одна из версий) не должно выпускаться из поля зрения.

Изучение темы «Умозаключение» следует начинать с уяснения основных видов умозаключений (рассуждений), выделив из них дедуктивные, индуктивные, по аналогии, а также непрямые или косвенные выводы. Обычно из дедуктивных рассуждений особо детальному рассмотрению подвергаются силлогистические. Здесь очень важно выполнить как можно больше упражнений и обязательно запомнить важнейшие правила – правила посылок и терминов силлогизма. Следует также обратить внимание, что при рассмотрении некоторых видов силлогистических рассуждений (например, условно-категорических, условно-разделительных) могут быть весьма эффективно использованы таблицы истинности логических союзов (приводимые в разделе «сложные суждения»). Уточняя свои представления о рассуждениях индуктивных, по аналогии и косвенных выводах, надо постараться отобрать самые понятные для вас, наиболее яркие и запоминающиеся примеры. Дело в том, что многие правила, которые необходимо соблюдать при осуществлении упомянутых рассуждений, в достаточной мере известны вам и являются достаточно очевидными. Наряду с ними имеются правила, способствующие повышению вероятности вывода для индуктивных рассуждений: увеличение количества исходных данных; увеличение их разнообразия; ориентация на случайность выбора (непредвзятость). Для выводов по аналогии это: максимально возможная полнота данных, ориентация на фиксацию действительного, а не мнимого сходства; выделение существенных, а не случайных и поверхностных признаков; учет не только сходства сопоставляемых объектов, но и их различия.

Для лучшего усвоения и закрепления материала по теме «Умозаключение» надо постараться выполнить как можно больше упражнений, постоянно обращаясь к учебнику и соотнося теорию и практику.

Наконец, при рассмотрении темы «Доказательство. Опровержение» в первую очередь надо уточнить содержание основных понятий и особое внимание обратить на типичные ошибки при проведении доказательства и опровержения (как умышленные, так и неумышленные) и на формулирование правил, соблюдение которых делает корректным логический процесс аргументации. При этом следует обязательно опираться на свой собственный опыт проведения доказательств, опровержений, участия в спорах, дискуссиях. Имеет смысл самостоятельно составить каталог типичных ошибок, совершаемых при доказательстве, опровержении, споре, и список корректных и некорректных приемов, уловок.

Свой опыт проведения доказательств, опровержений, опыт ведения спора, полемики, дискуссии можно обогатить, выполнив ряд упражнений, заданий.


Учебно-тематический план курса


Наименование тем

Количество часов

Лекции

Семи­нары

Самост. работа

Всего

Предмет логики

1

-

8

9

Понятие как объект логики

2

-

10

12

Суждение

2

-

20

22

Основные принципы правильного мышления

2

-

10

12

Умозаключения

1

2

20

23

Основные формы развития знания

-

-

10

10

Логические основы аргументации

-

-

16

16

Итого

8

2

94

104



Содержание курса


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция»
Гражданское право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция»
Правовая информатика: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция
Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета экологическое право учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция Москва 2008
Учебно-методический комплекс по экологическому праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция москва 2009 Автор-составитель: Миронова Елена Анатольевна к ю. н., доцент Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза»
Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция Москва 2007 Автор составитель: к э. н., доцент И. А. Кашина Учебно-методический комплекс «Информатика и математика»
Учебно-методический комплекс «Информатика и математика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconОтчет о самообследовании основных образовательных программ по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция»
«Юриспруденция» и по специальности 030501 «Юриспруденция» в Государственном образовательном учреждении Высшего профессионального
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров
Налоговое право: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. Е. В. Соболева. – Киров.: филиал...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция м осква 2008 Автор составитель: Заслуженный юрист Российской Федерации, д ю. н., профессор Г. М. Мелков Учебно-методический комплекс «Международное право»
Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соот­ветствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция Москва 2009 Автор-составитель: д и. н., проф. Н. А. Машкин Учебно-методический комплекс «Российское предпринимательское право»
Учебно-методический комплекс «Российское предпринимательское право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница