2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря»




Название2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря»
страница1/4
Дата08.02.2013
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Приложение № 2


к Докладу «О развитии современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации при Президенте Российской Федерации


2010 год

ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Архангельская область


Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря».

Для выполнения задач обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов потребителям Архангельской области за счет масштабной реконструкции и модернизации систем ТЭК и ЖКХ Правительством Архангельской области было принято решение о внедрении в регионе механизмов государственно-частного партнерства в рамках проекта «Энергия Белого моря».

Проект основан на принципах государственно-частного партнерства, что обеспечивает ответственность государства по созданию условий для развития бизнеса, повышению привлекательности инвестиционного климата в энергетике и ЖКХ, обеспечивает социальную ответственность бизнеса перед населением.










Цель проекта:


повышение качества жизни и благосостояния населения Архангельской области при внедрении энергосберегающих, энергоэффективных, экологически ориентированных технологий;

- обеспечение доступности стоимости коммунальных услуг;

- обеспечение надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение многоквартирных домов всеми видами коммунальных услуг нормативного качества.

Задачи:

- достижение к 2020 году уровня полного благоустройства многоквартирных домов (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг);

- обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в т.ч. реализация проекта «Чистая вода», предусмотренного Водной стратегией Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительством Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р;

- обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.


Основания для реализации проекта:


- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2010 г. № 102-р;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

  • Федеральный Закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».


Сроки реализации проекта:


Начало проекта: IV квартал 2009 года


Основные этапы реализации проекта “Энергия Белого моря»

- В мае 2009 года между Губернатором Архангельской области, ОАО «Роскоммунэнерго», компанией «Энком» и Чешским экспортным банком подписан Меморандум о сотрудничестве и социальном партнёрстве в сфере развития и модернизации ТЭК и ЖКХ Архангельской области предусматривающий инвестиции на техническое перевооружение объектов энергетики региона в размере 1 млрд.евро.

- 02.07.2009 в г. Архангельске проведен президиум Госсовета России по вопросу «О повышении энергоэффективности Российской экономики», на котором был презентован территориальный проект «Энергия Белого моря», основанный на принципах государственно-частного партнерства.

- В августе-сентябре 2009 года Правительством Архангельской области, ОАО «Роскоммунэнерго», компаниями «Энком» и «Инвелт» s.r.o., Северным управлением Ростехнадзораы проведены совещания по выполнению решений Меморандума о сотрудничестве и социальном партнерстве, осуществлены совместные поездки с целью выбора площадок, определения энергообъектов для техперевооружения в городах Архангельск, Котлас, Плесецк, Няндома, пос. Мезень, с.Лешуконское, пос. Цигломень.

- 21.09.2009 распоряжением Губернатора Архангельской области № 275-р создана рабочая группе по реализации проекта «Энергия Белого моря» и исполнению решений, отраженных в Меморандуме о сотрудничестве и социальном партнёрстве в сфере развития и модернизации ТЭК и ЖКХ области.

- Проведен ряд рабочих совещаний при Губернаторе Архангельской области И.Ф.Михальчуке, заместителе Губернатора по ТЭК и ЖКХ А.Ф.Верещагине с участием региональных и муниципальных органов исполнительной власти, руководителей энергопредприятий по вопросам модернизации и реконструкции систем ТЭК и ЖКХ Архангельской области, реализации проекта «Энергия Белого моря».

- 28.09.2009 создано ОАО «Управляющая компания «Энергия Белого моря» (с участием в Уставном капитале Правительства Архангельской области в размере 51% и ОАО «Роскоммунэнерго» в размере 49%).

- В рамках реализации проекта «Энергия Белого моря» созданы дочерние и зависимые общества ОАО «Управляющая компания «Энергия Белого моря» функционально разделенные по видам деятельности в условиях общего корпоративного взаимодействия и непосредственно их осуществляющие.

- 10.11.2009 проведена презентация проекта «Энергия Белого моря» на совещании в Министерстве Энергетики РФ в соответствии с поручением Правительства РФ от 28.09.2009 № ИС-П9-5551;

- 05.12.2009 проведена презентация проекта «Энергия Белого моря» на совещании при Министре регионального развития РФ В.Ф.Басаргине в г.Петрозаводск.

- 14.12.2009 на совещании при Губернаторе Архангельской области И.Ф.Михальчуке подписан договор о строительстве когенерационных установок в Архангельской области, заключенный предприятием «Энком», ОАО «Роскоммунэнерго» и компанией «Энергия Белого моря», осуществляются мероприятия в рамках реализации данного договора

- 12.03.2010 между ОАО «Управляющая компания «Энергия Белого моря» и SoWiTec INTERNATIONAL GmbH (Германия) подписано и принято к реализации соглашение о строительстве на территории региона «ветроэнергопарка» мощностью до 300 МВт (сумма инвестиций – до 800 млн.евро).

- 17.06.2010 создано ОАО «Архинвестэнерго», в уставный капитал которого переданы муниципальные локальные котельные города Архангельска, проведены мероприятия в рамках подготовки систем теплоснабжения к отопительному периоду 2010/2011 гг. - обеспечены нормативные запасы топлива и материалов, произведены необходимые ремонтные работы

- Проводится работа по объединению имущественного электросетевого комплекса региона и созданию на территории Архангельской области единого электросетевого предприятия.

- Организована работа по созданию на территории региона единой теплоснабжающей организации.

- Осуществлена установка ветродизельного комплекса в пос. Долгощелье Архангельской области, что позволило снизить себестоимость электроэнергии в 2 раза.

- Проведены мероприятия по снижению потерь (в том числе установка приборов учета, энергоаудит и т.д.) электроэнергии в муниципальных электрических сетях города Архангельска, за 9 месяцев 2010 года размер потерь был снижен на 30% - с 46% до уровня нормативных.

- В рамках «Меморандума о сотрудничестве в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии между Министерством энергетики РФ и Министерством занятости и экономики Финляндской Республики» ведутся переговоры с финской компанией Onninen о возможности строительствана территории региона котельных, использующих в качестве топлива торф и другие местные биоресурсы, а также установок, осуществляющих соответствующую топливоподготовку.

При значительном количестве в регионе малоэффективных периферийных котельных, в сложившихся условиях отказа ОАО «ТГК-2» от подготовки к ОЗП 2010/2011 гг. снижения управляемости инвестиционными ресурсами, роста административных и накладных расходов, увеличения сроков устранения аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, увеличения технологических, организационных, финансовых рисков в настоящее время проводится работа по созданию на базе проекта единой теплоснабжающей организации.

ОАО «ТГК-2» была инициирована процедура расторжения договора аренды муниципальных котельных в период подготовки оборудования и теплотрасс к зиме. В связи с отказом ОАО «ТГК-2» от подготовки к отопительному периоду, 17.08.2010 Губернатором Архангельской области было дано распоряжение о срочном выполнении ОАО «Архинвестэнерго» (зависимое общество компании «Энергия Белого моря») мероприятий в рамках подготовки систем теплоснабжения Архангельска к предстоящему отопительному периоду в критически сжатые сроки.

Механизм государственно-частного партнерства позволяет эффективно решать задачи, связанные с модернизацией региональной энергетики и ЖКХ при тесном конструктивном взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти. Данная форма распределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом позволит осуществить модернизацию отраслей ТЭК и ЖКХ, энергоэффективно реализовать общественно-значимые проекты.

Переход с традиционных энергоносителей на биотопливо.

Правительство Российской Федерации ставит перед регионами задачу максимально полного использования собственного энергетического потенциала.

Основным документом по данному направлению, утвержденным Правительством Архангельской области, является Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области.

Целями стратегии являются дальнейшее снижение энергоемкости валового внутреннего продукта за счет повышения эффективности использования энергоресурсов, а также снижение бюджетных расходов всех уровней при реализации мер энерго- и ресурсосбережения. В стратегии отражены основные направления развития Архангельской области в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на ближайшую перспективу. Стратегия позволяет оценить потенциал и направления движения в области энергосбережения, определяет круг вопросов, предлагает механизмы их решения.

Приоритетным направлением в вопросах обеспечения энергоэффективности и энергоресурсобережения является развитие сектора возобновляемой энергетики. Архангельская область определила для себя следующие стратегические цели использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива:

рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;

снижение экологической нагрузки от деятельности ТЭК;

обеспечение устойчивого тепло и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;

снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики.

Для снижения зависимости Архангельской области от привозного топлива, повышения энергетической эффективности за счет технического перевооружения энергетики и коммунального хозяйства, повышения экологической безопасности энергетической отрасли, улучшения условий труда и быта граждан важнейшее значение имеет перевод потребителей на альтернативные виды топлива, и в первую очередь – на природный газ и биотопливо (дрова, отходы деревообработки).

Одним из наиболее значимых проектов в Архангельской области является проект использования низкокачественной древесины и отходов лесопереработки в производстве биотоплива, включающий в себя, в том числе строительство и реконструкцию котельных в Архангельской области с применением технологии, основанной на сжигании биотоплива. Общая стоимость проекта составляет свыше 5 млрд. руб.

В Архангельской области ежегодно образуется порядка 500 тысяч кубометров отходов лесопильных производств. Большая часть их вывозится на незаконные свалки. Бизнес в настоящее время не заинтересован в том, чтобы организовать переработку отходов на месте, а вывозить их из-за серьезных транспортных расходов невыгодно.

Ежегодно в регионе производится порядка 2 млн. кубометров пиломатериалов, четверть из них - на малых и средних предприятиях в районах области. Крупные деревоперерабатывающие комбинаты, как правило, используют отходы производства в качестве топлива в котельных для собственных нужд. А малый бизнес большей частью вывозит их, в лучшем случае, на несанкционированные свалки (их в области более 500), в худшем - в лес, нарушая требования экологического законодательства. Полигонов для хранения отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства, в регионе только семь.

Задачами проекта являются:

реконструкция и новое строительство котельных с применением технологий, основанных на сжигании биотоплива, строительство заводов по производству биотоплива;

внедрение инновационных технологий в производство и передачу локальными котельными области тепловой энергии;

обеспечение рационального комплексного использования лесных ресурсов и снижение вредных выбросов в атмосферу;

оптимизация бюджетных расходов и ограничение роста энерготарифов в регионе.

В настоящее время в Архангельской области для коммунального теплоснабжения задействовано 848 котельных, в том числе – 722 муниципальных. Большинство из них маломощные с небольшой единичной теплопроизводительностью от 0,4 до 1,5 Гкал/ч с относительно невысоким коэффициентом полезного действия 0,6 – 0,65 (60-65%). Средний физический износ основных фондов систем теплоснабжения около 66%.

Выделяется следующая структура котельных, работающих:

на угле – 373 ед. (43,9 %);

на газе – 40 ед. (4,7 %);

на жидком топливе (мазуте и дизельном топливе) – 22 ед. (2,5 %);

на биотопливе – 413 ед. (48,9 %).

Общее количество тепловой энергии произведенной котельными Архангельской области в 2009 году составило около 22 млн. Гкал тепловой энергии.

Основными видами топлива для котельных является каменный уголь, природный газ, мазут, дизельное и древесное топливо в виде щепы, дров и частично древесных отходов. Годовое потребление топлива на коммунальные муниципальные котельные составляет:

каменный уголь – 363 тыс. тонн/год;

природный газ – 116,9 млн. м3/год;

мазут – 50 тыс. тонн/год;

дизельное топливо – 18,1 тыс. тонн;

древесина и древесные отходы – 550 – 600 тыс. м3/год.

Проектом использования низкокачественной древесины и отходов лесопереработки в производстве биотоплива в Архангельской области предлагается:

реконструкция/модернизация 34 угольных и дровяных котельных для сжигания отходов деревообработки и пеллет с частичной реконструкцией сетей теплоснабжения (стоимость 419 млн. руб., включая оборудование и СМР);

установка 26 новых котельных для сжигания отходов от деревообработки (420 млн. руб. с оборудованием и СМР);

строительство 50 локальных котельных для административных зданий, объектов здравоохранения, образования, культуры (631 млн. рублей с оборудованием и СМР);

строительство мини-ТЭЦ на древесном топливе (тепловая мощность - 12 МВт, электрическая - 4,5 МВт) в селе Лешуконское с созданием лесозаготовительного предприятия (1056 млн. рублей вместе с оборудованием и СМР);

строительство 7 заводов по производству древесных гранул и брикетов производительностью 35 тыс. тонн в год каждый с организацией лесозаготовительных подразделений для восполнения недостающего объёма покупных отходов (2,1 млрд. рублей с оборудованием и СМР).

Общая стоимость проекта плюс разработка бизнес-плана и проектно-сметной документации – 5 млрд. рублей; срок окупаемости около 7 лет.

В дополнение к изложенному можно добавить следующее, на примере Архангельской области Федеральное государственное учреждение «Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства» разработало научно-методическое обоснование использования древесной биомассы для производства биотоплива и развития биоэнергетики.

Данной работой определены 264 котельные Архангельской области, не подлежащие газификации и перспективные для перевода на древесное топливо, рассчитано сокращение объемов выбросов вредных веществ от данного мероприятия, выраженное цифрами более 320 тыс. тонн в год. В целом, в результате осуществления программы по использованию древесной биомассы для производства биотоплива и развития биоэнергетики в Архангельской области предполагается создание около 1 500 новых рабочих мест.

Необходимо также упомянуть и привлечение частных инвестиций в данный сектор. Так ООО «ПКП «Титан» в 2010 году планирует ввод в эксплуатацию трех котельных в Приморском районе и двух в городе Архангельске, работающих на древесных пеллетах, производство которых осуществляет - ЗАО «Лесозавод № 25». При этом будут закрыты ряд нерентабельных котельных, в частности, работающие на угле – 4 ед., на дизельном топливе – 1 ед.

В рамках соглашения о сотрудничестве с ОАО «Межрегионэнергогаз» в настоящее время разработан проект программы по строительству и реконструкции систем энергоснабжения и объектов по переработке древесины в Архангельской области в 2010-2014 годах.

Указанным проектом программы помимо перевода на сжигание природного газа малоэффективных котельных, работающих на жидком топливе и угле, предусмотрено строительство в 2011 году в Плесецком районе следующих объектов, связанных с реализацией концепции развития использования биотоплива:

котельная в поселке Плесецк (район лесозавода) мощностью 2,6 МВт (в том числе на биотопливе мощностью 1,5 МВт, на газовом топливе 1,1 МВт);

котельная в поселке Плесецк (центральная часть поселка) мощностью 5,6 МВт с основным видом топлива – биотопливо, резервным – газ;

котельная в поселке Конево мощностью 1,5 МВт на биотопливе;

когенерационная установка электрической мощностью 1,3 МВт в поселке Североонежск мощностью 24 МВт на биотопливе;

строительство лесозавода в поселке Североонежск производительностью 300 тыс. куб м. в год.

Для Лешуконского района разработан бизнес план по строительству мини-ТЭЦ на древесных отходах, которая позволит в значительной мере уменьшить завоз дизельного топлива для местных дизель-электрических станций, снизить стоимость электроэнергии для предпринимателей с 36 до 4 рублей за кВт-час, а в конечном итоге – поднять объемы лесозаготовки и переработки древесины в районе и снизить расходы областного бюджета на завоз топлива. Бюджет проекта составляет 700 млн. рублей, экономические и бюджетные выгоды – до 140 млн. рублей в год. Срок окупаемости – 5 лет.

Между Правительством Архангельской области и ЗАО ВПК «Связь» на стадии разработки находится соглашение о намерениях производства альтернативной электрической энергии из отходов лесопиления в поселке Каменка Мезенского района на базе газо-дизельных электроагрегатов, адаптированных для работы на генераторном газе пониженной калорийности, вырабатываемом из отходов деревообработки.

Учитывая изложенное, необходимо отметить, высокую подготовленность Архангельской области по внедрению современных технологий производства и использования биотоплива.

  1   2   3   4

Похожие:

2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconСхема территориального планирования ленинградской области
Российской Федерации – Санкт-Петербургом. Второе преимущество связано с расположением Ленинградской области на берегу Балтийского...
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconГосударственно-частное партнерство как фактор экономического роста депрессивного угольного региона ( на примере Восточного Донбасса )
Работа выполнена в фгбоу впо «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconАналитический отчёт о реализации социально значимого проекта
Реализация проекта имела особую социальную значимость в год 20-летия Конвенции о правах ребёнка, вступившей в силу для Российской...
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconКалужская область схема территориального планирования материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования том I

2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconВологодская область схема территориального планирования материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования том 1
Географическое положение и административный состав. Общая характеристика экономической ситуации
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconНатурные исследования последствий сброса и захоронения радиоактивных отходов в моря северного и дальневосточного регионов российской федерации
Работа выполнена в Государственном учреждении «Научно-производственное объединение «Тайфун» Федеральной службы по гидрометеорологии...
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconПрограмма Всероссийской научно-практической конференции
«Реализация инфраструктурных проектов как механизм развития регионов России. Опыт и перспективы»
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconУстав (основной закон) волгоградской области
Волгоградская область есть государственно-территориальное образование, полноправный субъект Российской Федерации
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconГосударственно-частное партнерство как способ повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств кузьмин в. А
В этой связи вопросы повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств становятся все более важными
2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря» iconП л а н работы администрации области
Реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница