Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект»




Скачать 406.32 Kb.
НазваниеПрограмма повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект»
страница1/4
Дата08.02.2013
Размер406.32 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»


ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ШКОЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»


Анадырь, 2011

Составитель: Выквырагтыргыргына Л., методист по издательской деятельности ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»


Рецензенты: Горченко С. А., начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского АО, кандидат социологических наук, Возчиков С. М., методист Центра дистанционного образования ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»


Выпускающие редакторы: Выквырагтыргыргына Л., Кравченко Н.Л.


Утверждена Ученым советом ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Протокол № 02-05/01 от 28.01.2011 г.


Представленная программа направлена на актуализацию деятельности педагогов по поиску новых идей и современных технологий организации школьного издательского дела. Цель данной программы: повышение профессионального мастерства и уровня знаний в области теоретических и практических основ реализации современных подходов к организации издательского дела в образовательных учреждениях; повышение компетентности педагогов в области инновационных педагогических технологий; создание программно-методических документов по организации и развитию школьного издательского проекта.


© ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования

и повышения квалификации», 2011


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для повышения квалификации педагогов, реализующих образовательные программы по организации школьного издательского дела, и педагогов учреждений дополнительного образования Чукотского автономного округа. Курс рассчитан на 72 часа аудиторных занятий. Он даст педагогам возможность приобрести теоретический и практический материал по организации школьного издательского дела.

Актуальность организации школьного издательства обусловлена интенсивным развитием издательского дела в стране и мире. Профессии полиграфиста, издателя, журналиста, фотоиллюстратора, корректора, редактора востребованы на рынке труда, они могут стать хорошей базой для получения профессионального образования, как в сфере журналистики, рекламы, так и в области компьютерного дизайна, а также управления издательскими процессами.

Школьное издание – классический учебный проект, который позволит педагогам не только объединить, увлечь и обучить детей, но и увидеть, осмыслить реальный итог своей деятельности.

Включение участников в самую разнообразную деятельность процесса школьного издательского дела – руководство изданием, владение словом и оформительским искусством – дает им, как детям, так и взрослым, неограниченные возможности самовыражения.

Организация школьного издательства создает условия для получения знаний и приобретения навыков практической деятельности. Участие в подготовке к выпуску школьного печатного издания значительно расширяет возможности творческого развития детей и взрослых, так как вводит их в сложную, специфическую атмосферу взаимодействия, обогащает их представления о мире печати, технике и технологиях применения современных СМИ. Дети лучше узнают возможности компьютерных издательских программ… Правила орфографии и пунктуации, до этого бывшие «темой урока», обретают повседневную актуальность. Чужой опыт журналистского творчества – такой до того отвлеченный и даже скучный – становится понятным и захватывающе интересным.

Приобретаемые знания в ходе выполнения заданий - одна сторона данного проекта, другая – обретение практических навыков, конкретных умений. Юный корреспондент, окунаясь в учебный процесс школы-студии, в работу редакции школьного печатного издания, начинает полнее, точнее излагать свои мысли, выражать чувства, ощущения.

Активное развитие письменной речи благотворно сказывается на структурности мышления, логике, целеполагании. Подготовка рукописи для публикации неизбежно заставит юношу или девушку отбирать факты, аргументы, анализировать полученную информацию и находить наиболее приемлемую для ее изложения форму. Таким образом, молодой человек при подготовке материала для печати получает навык «жанрового мышления», ибо та или иная форма литературного текста подразумевает (в рамках конкретного издания) некий физический объем и определенный стиль. Правильно оформленный документ (таковым является и редакционная рукопись) – основа любого делопроизводства.

Но это лишь самый очевидный навык, который получает ребенок, приходя в газету, становясь ее автором.

Не менее важно и другое: дети приобретают опыт взаимодействия, взаимовыручки, так как работа в редакции имеет коллективный характер сотворчества. И автор, и редактор, и верстальщик, и фотограф действуют как одна дружная команда в их слаженной, продуманной, напряженной работе.

Навыки совместного труда помогают ребятам, когда они отправляются брать интервью, собирать материал, контактируют со сверстниками, учителями, должностными лицами.

Словом, школьное издание – эта та самая площадка, где молодой человек невольно попадает в сферу коллективных отношений, осознает себя частицей общества, готовится к походу в мир взрослых…

Впрочем, любой издательский проект дает возможность освоить и простые навыки журналистского труда: быстрый набор текста, пользование ксероксом, электронной почтой, факсом, диктофоном, верстка газетных полос, фотографирование, обработка снимков с использованием новейших цифровых технологий, макетирование, редактирование текстов, подготовка и подача материала с места события…

Одна из ведущих целей общего образования - воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещен­ного, культурного человека, профессионала в своем деле, спо­собного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Практическая внеурочная деятельность учащихся в условиях средней общеобразовательной школы способствует созданию гуманной развивающей среды, делает свободную от уроков жизнедеятельность обу­чающихся управляемой, подчиненной целям воспитания и само­воспитания, создает отношения сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса, реализует индивидуальный подход к обучаю­щимся, удовлетворяет разнообразные интересы детей, стимулирует развитие ребенка, поддерживает его же­лание «найти» себя, создает ситуации успеха деятельности обучающихся, развивает уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение, предоставлять подростку свободу выбора и смены дея­тельности.

И самое важное – педагогический проект несет в себе нравственные аспекты: поддержка доброго и полезного, противодействие вредному. Являясь непосредственными участниками важных общешкольных мероприятий, дети учатся не только описывать события, но и оценивать их с точки зрения личного отношения к происходящему, и отстаивать свои позиции.

Цель данной программы: способствовать развитию школьного издательского дела в соответствии с современными требованиями и общественными потребностями, проводить системную работу по обмену опытом и обсуждению проблем развития школьного издательского дела в образовательных учреждениях.

Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:

- знакомство с имеющимися концепциями, моделями и подходами к образованию в области школьного издательского дела (отечественными и зарубежными);

- выявление проблем, связанных с вопросами организации школьного издательского дела, обсуждение возможных путей их решения;

- распространение материалов, подготовленных в области школьного издательского дела, ознакомление с ними широких слоёв педагогического сообщества;

- получение педагогами практического опыта работы по организации и управлению школьным издательским процессом;

- ознакомление педагогов с проектными подходами к преподаванию, методикой социального проектирования;

- диагностика успехов и трудностей развития школьного издательского дела, а также возникающие потребности в этой области;

- овладение новыми подходами и технологиями обучения, способного конструировать процесс включения школьников в издательское дело наиболее результативно.

Программа призвана помочь педагогам в решении наиболее значимых вопросов и проблем развития издательского дела.

Темы программы предполагают возможность комплексного или частичного изучения материала в рамках повышения квалификации преподавателей. Программа курсов состоит из двух блоков. Блоки предполагается рассматривать с помощью разных методов – лекционных, тренинговых и рефлексивных. Темы из специально-профессионального блока, при необходимости, можно использовать в качестве отдельного модуля для проведения семинаров или отдельного занятия. Каждая тема завершается обсуждением практического использования рассмотренных вопросов в практике преподавания.

Итоговая работа может проходить в различных видах. Одним из вариантов может быть разработка и защита перед коллегами с последующим обсуждением составленной аннотации к учебно-методическому пособию, составленной рецензии на образовательную программу элективного курса «Юный журналист», «Проба пера», «Риторика», позволяющих выявить уровень теоретической и практической подготовленности слушателя.

В результате прохождения курсов повышения квалификации педагогические работники смогут:

  1. получить представление об алгоритме организации школьного издательского дела;

  2. приобрести знания о разработке идейно-тематической концепции школьного издательского проекта, формировании структуры редакции школьного печатного издания, принципах руководства школьным печатным изданием;

  3. проявить умения в практическом применении новых образовательных технологий обучения, составлении аннотации к учебно-методическим пособиям, в составлении рецензии на образовательные программы элективных курсов «Юный журналист», «Проба пера», «Риторика» и т.д.;

  4. определять ключевые понятия по каждой теме и использовать их анализ в своей педагогической практике;

  5. эффективно включать активные и интерактивные стратегии преподавания в разработку собственных планов занятий;

  6. овладеть навыками использования различных источников информации, в том числе использовать современные электронные ресурсы получения информации, самостоятельно искать необходимую информацию;

  7. разрабатывать рекомендации по оцениванию деятельности учащихся на занятии с точки зрения развития их компетентностей;

  8. получить опыт проектной деятельности с выявлением основных компонентов и принципов учебного проектирования.

Программа включает пояснительную записку, учебный и учебно-тематический план, рассчитанный на 72 часа, содержание основных разделов курса, отражающее вопросы организационно-технологического и методического характера, список литературы, методические рекомендации. Формы занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Лекционный материал разработан на основе Федерального закона «Об образовании» и других нормативных документов и законодательных актов и распоряжений Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ.


Учебный план

курсов повышения квалификации по теме:

«Школьное издательское дело как образовательный проект»


Цель: повышение квалификации классных руководителей, учителей старшей ступени средней школы, преподавателей НПО, педагогов дополнительного образования в области теоретических основ и практики реализации современных подходов к организации издательского дела в образовательных учреждениях; повышение компетентности педагогов в области инновационных педагогических технологий; создание программно-методических документов по организации и развитию школьного издательского проекта.

Категория слушателей: классные руководители, учителя старшей ступени средней школы, преподаватели НПО, педагоги дополнительного образования.

Объем программы: 72 часа.

Форма обучения: очная.

Режим работы: 8 часов в день.



п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практ. занятие

Самост. работа

Формы контроля

I

Специально-профессиональный блок: «Современные научно-методические подходы к преподаванию в области развития школьного издательского дела в образовательном учреждении»

68

18

22

28

тест

II

Информационно-технологический блок

«Знакомство с основными разделами по использованию компьютерных программ в обучении полиграфическим основам оформления печатной продукции»

4

2

2










Итого

72

20

24

28




Учебно-тематический план

курсов повышения квалификации по теме:

«Школьное издательское дело как образовательный проект»


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

Формы контроля

I

Специально-профессиональный блок: «Современные научно-методические подходы к преподаванию в области развития школьного издательского дела в образовательном учреждении»

68

18

22

28

Тест

1.1

Тенденции и закономерности развития школьной прессы на современном этапе

4

2




2




1.2

Особенности организации учебного процесса в условиях становления школьной прессы в образовательном учреждении

4

2

2







1.3.

Методика подготовки будущих журналистов на основе комплексного подхода во взаимодействии словесных, наглядных и практиче­ских методов обучения и воспитания

6

2




4




1.4

Содержание основных разделов Программ I и II года образовательного курса

8

2

2

4




1.5

Организационно-методические особенности занятий

8

2

2

4




1.6

Методы обучения практическим навыкам журналистской, корреспондентской работы

6

2

2

2




1.7

Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа информации

6




4

2




1.8

Текущий и итоговый контроль качества образовательного процесса

6




4

2




1.9

Управление издательскими проектами. Технология редакционно-издательского процесса

8

2

2

4




1.10

Номенклатура дел детских творческих объединений. Типы и задачи школьной прессы, детских творческих объединений

6

4




2




1.11

Технология проведения конкурсов школьных печатных изданий

6




4

2




II

Информационно-технологический блок

«Знакомство с основными разделами по использованию компьютерных программ в обучении полиграфическим основам оформления печатной продукции»

4

2

2







2.1

Компьютерные технологии: освоение офисных, верстальных, дизайнерских программ для создания печатной продукции




2

2










ИТОГО

72

20

24

28



  1   2   3   4

Похожие:

Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconИздательское дело и редактирование
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 030901 «Издательское дело и редактирование», изучающих дисциплину...
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 021500 Издательское дело и редактирование Квалификация Специалист книжного дела
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста книжного дела по специальности 021500 Издательское...
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Издательское дело»
Поступающие в магистратуру проходят вступительные испытания по направлению 035000 «Издательское дело» (собеседование, экзамен)
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Издательское дело»
Поступающие в магистратуру проходят вступительные испытания по направлению 035000 «Издательское дело» (собеседование, экзамен)
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconНаучно-образовательный материал «Программа повышения квалификации «Информационные системы обеспечения учебного процесса»
Программа предназначена для повышения квалификации преподавателей в области организации и обеспечения учебного процесса
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки
Издательское дело, рекомендуемого вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ооп) первого уровня высшего...
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconПрограмма дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Информационные технологии в практике работы учителя. Программа повышения квалификации. Академия повышения квалификации и переподготовки...
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconПрограмма повышения квалификации по направлению
По окончании курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца. Основу курса составляет дисциплина...
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconРабочая программа курсов повышения квалификации по теме: «Обновление содержания и методики преподавания родного языка и дисциплин, отражающих региональную специфику в условиях перехода к новым стандартам»
Дист по издательской деятельности центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации государственного образовательного...
Программа повышения квалификации «школьное издательское дело как образовательный проект» iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница