Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро»




НазваниеАоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро»
страница1/17
Дата08.02.2013
Размер2.16 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Департамент образования Вологодской области

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Череповецкий филиал АОУ ВО ДПО «ВИРО»


Современные образовательные технологии и их роль

в развитии личности младших школьников


Сборник материалов научно-практической конференции

Череповец, 12 мая 2010 года


Череповец-Вологда

2011

Размещается на сайте по рекомендации

редакционно-издательского совета

АОУ ВО ДПО «ВИРО»


Редакционная коллегия:

Бурова Л.И., Васильева Т.П., Караганова Т.Н. (гл. ред.), Караганова М.М.,

Кокарева З.А., Макарова М.Н., Маркевич О.А., Никитина Л.П.,

Петрова С.Н., Сеничева Г.П., Углицкая М.А.


Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников: Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года / Гл. ред. Т.Н. Караганова. - Вологда, 2011. – 147 с.


Сборник содержит материалы научно-практической конференции «Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников», проходившей в г. Череповце 12 мая 2010 года. Статьи ученых и педагогов-практиков освещают опыт учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Вологодской области по использованию современных образовательных технологий в практике обучения, воспитания и развития детей.

Сборник предназначен для руководителей и педагогов образовательных учреждений, ученых, методистов, студентов педагогических колледжей и университетов.






© Авторы статей, 2011

© Череповецкий филиал АОУ ВО ДПО «ВИРО», 2011

© АОУ ВО ДПО «ВИРО», 2011


Содержание


Пленарное заседание


Бурова Л.И. Личностно-ориентированная технология формирования картины окружающего мира……………………………………………………………………………..................................5

Сеничева Г.П. Формирование готовности учителя начальных классов города Череповца к реализации современных образовательных технологий……………………………………………...9

Кокарева З.А. Технологии развивающего обучения как условие реализации требований стандарта нового поколения……………………………………………………………………....14


Секция № 1

Викторова Т. А. Проблемное обучение младших школьников на уроках литературного чтения с целью подготовки грамотного читателя……………………………………………….18

Поверенная С.А. Учебный диалог как специфическая технология литературного образования младших школьников в системе «Школа 2100»…………………………………………………22

Галстукова Н.И. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова………….. 29

Сиротина Т.Л. Оптимизация режима двигательной активности на уроке как средство сохранения здоровья учащихся начальной школы……………………………………………...33

Григорьева О.А., Кудряшова О.П. Технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности………………………………………………………………………………....36

Шеко И.В. Возможности использования системы опроса и голосования в начальной школе……………………………………………………………………………………………….40

Инокентьева О.Ю., Кулумбегова А.Н. Применение игровой технологии на уроках литературного чтения (обучения грамоте) в классах VII вида……………………………….45

Никитина Л.П. Технология создания нового информационного продукта младшими школьниками…………………………………………………………………………………….....49


Секция № 2


Андриевская А.Н. Использование ИКТ для повышения качества образования младших школьников………………………………………………………………………………………...53

Ожигина С.П. Формирование универсальных учебных действий через преобразование

содержания учебного материала……………………………………………………………….. .56

Певцова Л.И. Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках математики как средство развития творческого мышления детей……………………………..59

Захарова Е.Н. Из опыта работы по применению на уроках здоровьесберегающих технологий………………………………………………………………………………………….63

Сёмочкина А.А. Использование новых информационных технологий для развития логического мышления младших школьников………………………………………………......67

Козлова И.Н., Гугова Л.С. Проектирование универсального учебного действия моделирования в начальной школе………………………………………………………………70

Сорокина И.А. Технология проектирования учебной деятельности с целью развития мотивации учащихся на уроках математики…………………………………………............72

Мокина Ю.В. Формирование информационной компетенции у младших школьников при использовании ИКТ………………………………………………………………………………77

Шмидт О.Н. Возможности реализации личностно-ориентированного обучения на уроках информатики в начальных классах ………………………………………………………………81

Секция № 3


Беляева Е.В. Совместная творческая деятельность детей и взрослых при формировании экологической культуры на основе личностно-развивающего взаимодействия ……………..86

Кузнецова И.Н. Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся……………………………………………………………………………………………90

Веселкова Т.А. Технология формирования универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир» А.А. Плешакова…………………………………………………………....95

Моденова С.Н. Роль метода проектов в экологическом образовании и воспитании младших школьников… ……………………………………………………………………………………99

Гусева И.Ю. Реализация технологии развития экологической культуры обучающихся начальной школы……………………………………………………………………………..…..103

Павлова В.И. Использование информационных технологий в процессе воспитания экологической культуры младших школьников……………………………………………….109

Дубровская А.Б. Реализация ТРИЗ-технологии в процессе изучения отдельных предметов и во внеклассной работе в начальной школе…………………………………………………......112

Козлова И.Н., Павлова М.А. Рефлексивные возможности младших школьников…………...117


Секция № 4


Левинская О.В. Формирование нравственных ценностей обучающихся начальной школы русской культуры средствами информационно-коммуникационных технологий………….121

Баханова Е.А. Социализация личности через систему социальных проб……………………124

Биричевская Ю.Н. Использование информационно-коммуникативных технологий

в воспитательной работе…………………………………………………………………………127

Шашура Е.И. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников во внеклассной работе……………………………………………………………..131

Виноградова Н.Ю. Портфолио как средство управления развитием творческих способностей детей ………………………………………………………………………………………………135

Зайцева Т.А. Социальный проект как один из способов формирования самосознания младших школьников……………………………………………………………………………………….139

Глушкова Г.Б., Павлова И.А. Игровая технология как средство развития логического мышления младших школьников……………………………………………………………….142

Пленарное заседание


Личностно-ориентированная технология формирования

картины окружающего мира


Бурова Л.И., д. п. н.,

профессор кафедры педагогики и методики

начального образования ГОУ ВПО «Череповецкий

государственный университет»

Современное обучение предусматривает ориентацию на развивающуюся личность ребенка и включает в себя широкий состав проявляющихся и потенциальных возможностей учащихся. Эти возможности могут быть реализованы в познавательной деятельности младших школьников при использовании личностно ориентированной технологии изучения окружающего мира, направленной на саморазвитие личности ученика.

В исследовании мы строим технологию как личностно ориентированную педагогическую систему изучения окружающего мира с целью формирования у младших школьников картины мира (КМ) и развития личности ребенка. При её разработке нами выделены следующие основные позиции: ученик в процессе формирования картины мира рассматривается как субъект учения и жизнедеятельности в целом; междисциплинарная деятельность ученика и учителя совместна, взаимосвязана и имеет творческий характер; формирование у младших школьников картины мира строится на основе активизации, расширения, корректировки, интеграции их субъектного опыта; приемы и методы изучения природы и общества вариативны, выбираются самими обучающимися исходя из их природных когнитивных особенностей и направлены на развитие наблюдательности, воображения, логичности суждений и речи как интегрального качества личности [3].

Экспериментальное обучение показало, что личностно ориентированная технология является наиболее благоприятной и эффективной для решения задач гармонического развития ребенка, овладения им системой способов изучения природы, формирования, “создания” в сознании ребенка картины окружающего мира, реализации субъект- субъектных отношений как при самостоятельном познании ребенком окружающего мира, так и при общении ученика, учителя, родителей и т.д. Субъектность обучающегося мы рассматриваем как изначально ему присущую категорию, а не как производную от педагогических воздействий, зависящих преимущественно от социального заказа и требований общества. Построение личностно ориентированной технологии изучения природы и общества отражает теорию развития и саморазвития школьников, активно разрабатываемую в настоящее время психологами и педагогами.

Известно, что любая деятельность учащихся предметна, поэтому для эффективного формирования, прежде всего, естественнонаучной картины мира важно определить основное её содержание в программных материалах всех учебных предметов для младших школьников, и, прежде всего, в интегрированном курсе «Окружающего мира». Разработанный интегрированный курс включает в себя элементы научных знаний таких наук, как астрономия, физика, химия, биология, география, экология, социология, которые составляют основу естественной картины мира у младших школьников [1], [2]. Интегрантом является процесс индивидуального познания учащихся и создания субъектной модели-образа окружающего мира, руководство которым осуществляется с учетом психологических закономерностей. Программные знания курса включают, прежде всего, выделенные из каждой науки понятия, понятийные системы, так как они максимально раскрывают системность реального мира и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Кроме содержательного компонента, курс «Окружающий мир» реализует в личностно ориентированной технологии изучения природы мотивационный и процессуальный компоненты, а также компоненты общего развития и саморазвития учащихся, становления у них опыта эмоционально-ценностных отношений. Особенно это важно при изучении природы, так как ребенок имеет (к началу обучения в школе) богатейший опыт общения с ней. В течение всего обучения не прерывается связь ребенка с природой, он самостоятельно может найти ответы на многие вопросы при наблюдении природы, т.е. у ученика имеется и продолжает формироваться богатый субъектный опыт в этой области познания.

Обучение и учение в этой системе – равноправные источники и факторы формирования целостной картины мира у младших школьников, но именно учение ребенка имеет личностно значимый характер. Субъектный опыт ребенка не отбрасывается, не забывается, а постоянно согласовывается с общественным опытом, корректируется, совершенствуется и интегрируется в процессе системообразующей и творческой деятельности младшего школьника. Данное согласование идет на различных уровнях: мотивационном, информационном и процессуальном, где субъектный опыт ребенка оценивается как самобытный и самоценный. Построение любого педагогического воздействия в формировании у младших школьников картины мира строится с максимальной опорой на этот опыт.

Рассмотрим подробнее, как реализуются указанные уровни согласования личного и общественного опыта в курсе "Окружающий мир" [1], [2]. Проведя отбор содержания, мы выделили в курсе основные понятия целостного изучения природы в начальной школе, которые можно считать ядром учебного предмета, образующего основу картины мира для младших школьников. Это понятия: КОСМОС, СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, ПРИРОДА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, ТЕЛА - ВЕЩЕСТВА - ЧАСТИЦЫ и их ИЗМЕНЕНИЕ, КЛЕТКА- ОРГАНИЗМ - СООБЩЕСТВО и их ИЗМЕНЕНИЕ; ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО - СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ, СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПЛАНЕТЫ. Для дальнейшего наполнения содержанием граф учебного предмета нами использовались менее обобщенные понятия, которые также образуют системы понятий и способов изучения природы и общества через курс "Окружающий мир".

Процессуальный компонент курса представлен через способы изучения природы и общества младшими школьниками на основе системно-деятельностного подхода и общественных способов познания природы. Система способов познания природы позволяет выделить и систему основных, взаимосвязанных умений младших школьников, формируемых в ходе её изучения: общелогические, эмпирические, теоретические умения, умения отражения природы в творческой деятельности, умения выражения эмоционально- ценностных отношений к природе, к людям, к себе [3].

В личностно ориентированной технологии изучения окружающего мира младшими школьниками мы выделяем следующие положения:

- учащиеся и учитель самостоятельно, но в сотрудничестве выстраивают программу своей деятельности по изучению мира, определяя цели, содержание, средства, формы, методы и приемы;

- изучение каждого объекта и явления, составляющих содержание картины мира, происходит преемственно, в течение всех лет обучения;

- изучение каждого объекта и явления природы ведется через все учебные дисциплины начальной школы, при осуществлении учащимися и учителем междисциплинарной деятельности;

- овладение первоначальным научным понятием, понятийной системой о природе происходит в процессе активизации, систематизации, интеграции субъектного опыта ребенка;

- уровни познавательной деятельности учащихся (с 1 по 4 класс) развиваются от репродуктивного до репродуктивно-творческого и частично-поискового.

В обучении основной дидактиче­ской единицей формирования картины мира и развития личности выделена учебная задача. Усвоение первоначального научного понятия об окружающем мире происходит на основе самостоятельной и совместной междисциплинарной творческой деятельности ученика и учителя. Таким образом, реализация личностно ориентированной технологии изучения мира направлена на решение учебных задач усвоения понятия, которые включают следующие этапы:

- осознание учебной задачи младшими школьниками и создание личностного мотива изучения окружающего мира, отраженного в понятии;

- индивидуальное планирование самостоятельного изучения природы, отраженной в понятии;

- создание условия для реализации самостоятельной познавательной и опережающей деятель­ности ребенка по изучению первоначального научного понятия с учетом ва­риативности выбора содержания, методов, форм, средств изучения окружающего мира;

- активизация субъектного опыта учащихся об окружающем мире, от­раженном в понятии, создание образной модели картины мира;

- создание знаковой модели картины мира в процессе систематизации субъектного и полисубъектного (коллективного) опыта учащихся через опорную схему понятия;

- интеграция естественнонаучного и гуманитарного субъектного и полисубъектного опыта, создание мысленной модели-образа картины мира на ос­нове результатов междисциплинарной деятельности ученика и учителя;

- представление реальной действительности на основе изученного понятия, объяснение её понимания лично наблюдаемыми учеником природными объектами и явлениями;

- самоконтроль и самооценка учащимися субъектной деятельности на основе смыслообразующей цели познания окружающего мира и учеб­ной задачи.

Таким образом, личностно ориентированная технология изучения окружающего мира, построенная с учетом особенностей личности ребенка, его субъектного опыта, самобытности ученика и определенного содержания картины мира способствует более осознанному пониманию ребенком закономерностей природы, общества и своей роли в этом мире.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconАоу дпо «Вологодский институт развития образования» гоу спо «Сокольский педагогический колледж»
Артамонова Н. И., Володина Л. О., Егорова Т. Ю. (гл ред.), Караганова м м., Касаткина Е. И., Малухина Н. В., Углицкая М. А
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconМетодические рекомендации для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года русский язык, литература
Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Вологодской области...
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» icon«Использование ресурсов цифровой школы в рамках реализации профильного обучения (социально-экономический профиль)»
Апреля 2012 года в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Череповца базовой организации стажировочной площадки аоу во дпо...
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconОгбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
Огбоу дпо «Рязанский институт развития образования» просит до 30 марта 2012 года выслать заявку на обучение работников образования...
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconМоу дпо «Новокузнецкий институт повышения квалификации» Лаборатория духовно-нравственного воспитания и образования
Б20 Словарь повести И. С. Шмелёва «Лето Господне» (Проект): научное издание / А. Г. Балакай. – Новокузнецк: моу дпо ипк, 2007.– 60...
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconОрловской области управление образования и молодежной политики огоу дпо (ПК) специалистов «орловский институт усовершенствования учителей» методический вестник 2011 г
Печатается по решению редакционно-издательского Совета огоу дпо пк (С) «Орловский институт усовершенствования учителей»
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconКгоу дпо «Норильский институт повышения квалификации» моу «Центр образования №2»
Организация пропедевтики предпрофильной подготовки учащихся / Авторы- сост. Верещагина В. И., Зубченко О. П., Костюкова С. В., Котенко...
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconСтатья предмет договора, права и обязанности сторон > Предметом Договора является выполнение работ далее также «работы»
Аоу спо рк «Петрозаводский базовый медицинский колледж» для нужд аоу спо рк «Петрозаводский базовый медицинский колледж»
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» Череповецкий филиал аоу во дпо «виро» iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница