Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» Факультет гуманитарного образования Учебно-методический центр
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2012-2013 учебном году
Санкт-Петербург 2012 год Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них: http://mon.gov.ru | Министерство образования и науки. | www.fipi.ru | Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). | www.ege.edu.ru | Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ). | http://obrnadzor.gov.ru | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. | http://www.ege47.net | Ленинградский Региональный Центр ЕГЭ. | Со следующими методическими материалами по мере их появления на сайте ФИПИ должен самостоятельно знакомиться каждый учитель русского языка, а также эти материалы должны являться предметом изучения и обсуждения на заседаниях методических объединений словесников школьного и муниципального уровня: «Аналитический отчёт о результатах ЕГЭ 2012 г.» (дата публикации на сайте ФИПИ – август 2012 г.); «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (2012 г., когда появятся – 2013 г.). Основной составляющей успеха в осуществлении целенаправленной системной подготовки к итоговой аттестации с 5 класса является выбор современных УМК по русскому языку, вошедших в Федеральный перечень на 2012-2013 учебный год (приложение 1). Знакомство выпускников и родителей с нормативно-правовой базой единого государственного экзамена, с контрольными измерительными материалами. В начале учебного года необходимо проанализировать пояснения к Демоверсии, подчёркивая меру ответственности выпускника и значимость самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Следующий шаг - внимательное изучение проекта КИМ текущего года, размещённого на сайте ФИПИ в августе 2012 года, и корректирующих изменений, вносимых в отдельные документы в сентябре-ноябре. После утверждения КИМ 2013 (середина ноября) необходимо детально проанализировать с выпускниками изменения и уточнения, внесённые в документы. ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку утверждённый вариант КИМ по русскому языку 2013 года будет размещён на сайте ФИПИ позже, возможные уточнения будут прокомментированы во втором полугодии (см. расписание КПК и семинаров по вопросам итоговой аттестации), однако общие подходы к подготовке принципиально не изменятся. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2013 году сохраняет структуру и содержание предыдущего учебного года (Документ подготовлен к утверждению, изменений в сравнении с 2012 г. нет): В разделе 1 определяется объём знаний по русскому языку, проверяемых заданиями КИМ. Перечень элементов содержания соответствует требованиям примерных программ по русскому языку для основной и средней (полной) школы. Раздел 2 (Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку) ориентирует на доминирующую идею федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в старшей школе – речевое и интеллектуальное развитие. В 2013 году в КИМ по русскому языку (проект) принципиальных изменений нет. Тем не менее, спецификация и демоверсия требуют внимательного прочтения и анализа. Проекты обоих документов «подготовлены к общественно-профессиональному обсуждению». В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку (проект) нашли практическое воплощение изменения, зафиксированные в Спецификации (проект): В спецификациях (проект) по всем предметам уточнена информация в разделах: «Изменения в КИМ ЕГЭ 2013 г. в сравнении с 2012 г.»; «Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом» (в части информации о порядке назначения 3-го эксперта). Прописанные в проекте Спецификации изменения контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку (как следствие и Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку) отражают тенденцию последних лет по детализации отдельных заданий и уточнении критериев по проверке части С: Изменён формат задания А1. Расширен диапазон ответов к заданию А20. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (критерий К1). На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы. В связи с увеличением времени выполнения работы на полчаса следует особенно серьёзно подойти к практикумам по анализу предложенного текста и созданию собственного сочинения. Необходимо всех выпускников нацеливать на выполнение части С (задания повышенного уровня). Знакомство с Критериями оценивания части С, размещёнными в демоверсии, детальный анализ не только всех двенадцати критериев, но и примечаний к ним – основа работы по подготовке к написанию сочинения. Учитывая это, осуществлять проверку репетиционных работ любого уровня следует только по критериальному варианту. В работе школьных и муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, особенно в практикумах проверки по критериям, должен максимально использоваться опыт членов региональной предметной комиссии (приложения 2, 3). Проверка работ 2012 года показала, что по-прежнему актуальна задача – научить выпускников грамотно использовать в работе над сочинением справку об авторе. Большинство экзаменующихся по-прежнему не способны извлечь полноценную информацию из сноски и рецензии (задание В8), либо игнорируя эти данные, либо просто списывая целиком или фрагментарно (см. уточнение по подсчёту слов в 2012 году). Важно сконцентрировать внимание учащихся на каждом критерии, на примечаниях к проверке, особого комментария заслуживает последний абзац (изменения 2012 г.). Для наиболее эффективного тренинга заданий базового (часть А) и высокого (часть В) уровней необходимо использовать Открытый сегмент ФБТЗ, рекомендуя его и для самостоятельной работы учащихся. Выход осуществляется на сайте ФИПИ или через сайт ЕГЭ. Во время подготовки к экзамену, а главное, в системе преподавания русского языка в основной школе необходимо учесть: по итогам 2012 года результаты выполнения отдельных заданий части А и части В выпускниками Ленинградской области в основном соответствуют или превышают общие итоги по Российской Федерации; однако по заданиям А1 (орфоэпические нормы), А10 и А11 (синтаксический анализ предложения и морфологический анализ слова), А23 (знаки препинания в осложнённом простом предложении: однородные члены предложения), В4 (грамматическая (предикативная) основа предложения, виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные) процент выполнения ниже среднестатистического по России. Более детальный тематический анализ данных заданий и рекомендации по работе с ними представлены в Аналитическом отчёте (рекомендован к работе и отчёт 2011 года). Осуществляя индивидуальную и групповую работу с выпускниками «группы риска», нужно учитывать Распоряжение Рособрнадзора от 29.08.2012 г. № 3499-10 «О минимальном количестве баллов по предметам ЕГЭ 2013 г.». Мотивация учащихся на преодоление минимального порога (первичный балл – 17, тестовый – 36) по русскому языку как обязательному предмету – одна из основных задач в подготовке к экзамену текущего учебного года. Подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ лучше осуществлять по пособиям, разработанным с участием ФИПИ. По-прежнему основными изданиями в процессе работы с выпускниками являются пособия следующих авторов: И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева, Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич, представленные в различных издательствах, в первую очередь, – «Национальное образование», «Астрель», «Интеллект-Центр», а также «Экзамен», «Легион», «Русское слово» и др. Следует обратить внимание на серии пособий издательства «Дрофа»: «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаём ЕГЭ», «ЕГЭ: шаг за шагом» (5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), «Готовимся к экзаменам. ГИА», – направленные на системную практическую составляющую подготовки к экзамену. Работая с любым из выше названных пособий, а также с другими допущенными РАО или Минобрнауки, необходимо сверять предложенный материал с КИМ 2013 года и вносить коррективы в случае расхождений. Серьёзное внимание следует обращать не на количество пособий, решённых вариантов, а, самое главное, на анализ ответов, на комментарии, составленные разработчиками КИМ, на самостоятельность в осмыслении предложенного материала. Список учебных пособий, приведённый к методическим рекомендациям 2012 года, отражает основные направления в подготовке учащихся и в текущем учебном году (приложение 4).
Приложение 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ и ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД N п / п | Авторы, название учебника | Класс | Издательство | Основное общее образование | Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) | РУССКИЙ ЯЗЫК (РЕКОМЕНДОВАНЫ) | 567 | Бабайцева В.В. Русский язык | 5 - 9 | Дрофа | 568 | Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык | 5 - 9 | Дрофа | 569 | Купалова А.Ю., Никитина Е.И. Русский язык | 5 | Дрофа | 570 | Лидман-Орлова Т.К., Никитина Е.И. Русский язык | 6 | Дрофа | 571 | Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык | 7 | Дрофа | 572 | Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык | 8 | Дрофа | 573 | Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык | 9 | Дрофа | 574 | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык | 5 | Баласс | 575 | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык | 6 | Баласс | 576 | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык | 7 | Баласс | 577 | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык | 8 | Баласс | 578 | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С. и др. Русский язык | 9 | Баласс | 579 | Быстрова Е.А., Александрова О.М., Семенова Е.Е. и др. Русский язык | 5 | Дрофа | 580 | Быстрова Е.А., Александрова О.М., Сапронова Т.Ф. и др. Русский язык | 6 | Дрофа | 581 | Быстрова Е.А., Мангутова Н.В., Шабанова И.Л. Русский язык | 7 | Дрофа | 582 | Быстрова Е.А., Мангутова Н.В., Потемкина Т.В. и др. Русский язык | 8 | Дрофа | 583 | Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Нефедова Р.М. и др. Русский язык | 9 | Дрофа | 584 | Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык | 5 | Русское слово | 585 | Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык | 6 | Русское слово | 586 | Быстрова Е.А., Гостева Ю.Н., Кибирева Л.В./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык | 7 | Русское слово | 587 | Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Фаттахова Н.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык | 8 | Русское слово | 588 | Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Фаттахова Н.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык | 9 | Русское слово | 589 | Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Бондаренко С.М./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык | 5 | Мнемозина | 590 | Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. и др./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык | 6 | Мнемозина | 591 | Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. и др./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык | 7 | Мнемозина | 592 | Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. и др./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык | 8 | Мнемозина | 593 | Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык | 9 | Мнемозина | 594 | Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык | 5 | Просвещение | 595 | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык | 6 | Просвещение | 596 | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык | 7 | Просвещение | 597 | Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык | 8 | Просвещение | 598 | Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык | 9 | Просвещение | 599 | Львова С.И., Львов В.В. Русский язык | 5 | Мнемозина | 600 | Львова С.И., Львов В.В. Русский язык | 6 | Мнемозина | 601 | Львова С.И., Львов В.В. Русский язык | 7 | Мнемозина | 602 | Львова С.И., Львов В.В. Русский язык | 8 | Мнемозина | 603 | Львова С.И., Львов В.В. Русский язык | 9 | Мнемозина | 604 | Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык | 5 | Русское слово | 605 | Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. / Под ред. Панова М.В. Русский язык | 6 | Русское слово | 606 | Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык | 7 | Русское слово | 607 | Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык | 8 | Русское слово | 608 | Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык | 9 | Русское слово | 609 | Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык | 5 | Дрофа | 610 | Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык | 6 | Дрофа | 611 | Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык | 7 | Дрофа | 612 | Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык | 8 | Дрофа | 613 | Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык | 9 | Дрофа | 614 | Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык | 5 | Просвещение | 615 | Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык | 6 | Просвещение | 616 | Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык | 7 | Просвещение | 617 | Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык | 8 | Просвещение | 618 | Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык | 9 | Просвещение | 619 | Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык | 5 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 620 | Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Пешков И.В. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык | 6 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 621 | Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Пешков И.В. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык | 7 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 622 | Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Пешков И.В. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык | 8 | ВЕНТАНА-ГРАФ | 623 | Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Митюрев С.Н. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык | 9 | ВЕНТАНА-ГРАФ | | |