Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году




Скачать 435.38 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году
страница1/4
Дата08.02.2013
Размер435.38 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4




Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет гуманитарного образования

Учебно-методический центр


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ

К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2012-2013 учебном году


Санкт-Петербург

2012 год

  1. Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них:




http://mon.gov.ru

Министерство образования и науки.

www.fipi.ru

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

www.ege.edu.ru

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ).

http://obrnadzor.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

http://www.ege47.net

Ленинградский Региональный Центр ЕГЭ.

  1. Со следующими методическими материалами по мере их появления на сайте ФИПИ должен самостоятельно знакомиться каждый учитель русского языка, а также эти материалы должны являться предметом изучения и обсуждения на заседаниях методических объединений словесников школьного и муниципального уровня:

  • «Аналитический отчёт о результатах ЕГЭ 2012 г.» (дата публикации на сайте ФИПИ – август 2012 г.);

  • «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (2012 г., когда появятся – 2013 г.).

  1. Основной составляющей успеха в осуществлении целенаправленной системной подготовки к итоговой аттестации с 5 класса является выбор современных УМК по русскому языку, вошедших в Федеральный перечень на 2012-2013 учебный год (приложение 1).

  2. Знакомство выпускников и родителей с нормативно-правовой базой единого государственного экзамена, с контрольными измерительными материалами. В начале учебного года необходимо проанализировать пояснения к Демоверсии, подчёркивая меру ответственности выпускника и значимость самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

  3. Следующий шаг - внимательное изучение проекта КИМ текущего года, размещённого на сайте ФИПИ в августе 2012 года, и корректирующих изменений, вносимых в отдельные документы в сентябре-ноябре. После утверждения КИМ 2013 (середина ноября) необходимо детально проанализировать с выпускниками изменения и уточнения, внесённые в документы.

ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку утверждённый вариант КИМ по русскому языку 2013 года будет размещён на сайте ФИПИ позже, возможные уточнения будут прокомментированы во втором полугодии (см. расписание КПК и семинаров по вопросам итоговой аттестации), однако общие подходы к подготовке принципиально не изменятся.

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2013 году сохраняет структуру и содержание предыдущего учебного года (Документ подготовлен к утверждению, изменений в сравнении с 2012 г. нет):

В разделе 1 определяется объём знаний по русскому языку, проверяемых заданиями КИМ. Перечень элементов содержания соответствует требованиям примерных программ по русскому языку для основной и средней (полной) школы.

Раздел 2 (Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку) ориентирует на доминирующую идею федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в старшей школе – речевое и интеллектуальное развитие.

  1. В 2013 году в КИМ по русскому языку (проект) принципиальных изменений нет. Тем не менее, спецификация и демоверсия требуют внимательного прочтения и анализа. Проекты обоих документов «подготовлены к общественно-профессиональному обсуждению».

В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку (проект) нашли практическое воплощение изменения, зафиксированные в Спецификации (проект):

  • В спецификациях (проект) по всем предметам уточнена информация в разделах: «Изменения в КИМ ЕГЭ 2013 г. в сравнении с 2012 г.»; «Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом» (в части информации о порядке назначения 3-го эксперта).

  • Прописанные в проекте Спецификации изменения контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку (как следствие и Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку) отражают тенденцию последних лет по детализации отдельных заданий и уточнении критериев по проверке части С:

  • Изменён формат задания А1.

  • Расширен диапазон ответов к заданию А20.

  • Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (критерий К1).

  • На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы.

  1. В связи с увеличением времени выполнения работы на полчаса следует особенно серьёзно подойти к практикумам по анализу предложенного текста и созданию собственного сочинения. Необходимо всех выпускников нацеливать на выполнение части С (задания повышенного уровня). Знакомство с Критериями оценивания части С, размещёнными в демоверсии, детальный анализ не только всех двенадцати критериев, но и примечаний к ним – основа работы по подготовке к написанию сочинения. Учитывая это, осуществлять проверку репетиционных работ любого уровня следует только по критериальному варианту. В работе школьных и муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, особенно в практикумах проверки по критериям, должен максимально использоваться опыт членов региональной предметной комиссии (приложения 2, 3).

  2. Проверка работ 2012 года показала, что по-прежнему актуальна задача – научить выпускников грамотно использовать в работе над сочинением справку об авторе. Большинство экзаменующихся по-прежнему не способны извлечь полноценную информацию из сноски и рецензии (задание В8), либо игнорируя эти данные, либо просто списывая целиком или фрагментарно (см. уточнение по подсчёту слов в 2012 году). Важно сконцентрировать внимание учащихся на каждом критерии, на примечаниях к проверке, особого комментария заслуживает последний абзац (изменения 2012 г.).

  3. Для наиболее эффективного тренинга заданий базового (часть А) и высокого (часть В) уровней необходимо использовать Открытый сегмент ФБТЗ, рекомендуя его и для самостоятельной работы учащихся. Выход осуществляется на сайте ФИПИ или через сайт ЕГЭ.

  4. Во время подготовки к экзамену, а главное, в системе преподавания русского языка в основной школе необходимо учесть:

  • по итогам 2012 года результаты выполнения отдельных заданий части А и части В выпускниками Ленинградской области в основном соответствуют или превышают общие итоги по Российской Федерации;

  • однако по заданиям А1 (орфоэпические нормы), А10 и А11 (синтаксический анализ предложения и морфологический анализ слова), А23 (знаки препинания в осложнённом простом предложении: однородные члены предложения), В4 (грамматическая (предикативная) основа предложения, виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные) процент выполнения ниже среднестатистического по России.

Более детальный тематический анализ данных заданий и рекомендации по работе с ними представлены в Аналитическом отчёте (рекомендован к работе и отчёт 2011 года).

  1. Осуществляя индивидуальную и групповую работу с выпускниками «группы риска», нужно учитывать Распоряжение Рособрнадзора от 29.08.2012 г. № 3499-10 «О минимальном количестве баллов по предметам ЕГЭ 2013 г.». Мотивация учащихся на преодоление минимального порога (первичный балл – 17, тестовый – 36) по русскому языку как обязательному предмету – одна из основных задач в подготовке к экзамену текущего учебного года.

  2. Подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ лучше осуществлять по пособиям, разработанным с участием ФИПИ.

  3. По-прежнему основными изданиями в процессе работы с выпускниками являются пособия следующих авторов: И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева, Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич, представленные в различных издательствах, в первую очередь, – «Национальное образование», «Астрель», «Интеллект-Центр», а также «Экзамен», «Легион», «Русское слово» и др.

  4. Следует обратить внимание на серии пособий издательства «Дрофа»: «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаём ЕГЭ», «ЕГЭ: шаг за шагом» (5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), «Готовимся к экзаменам. ГИА», – направленные на системную практическую составляющую подготовки к экзамену.

  5. Работая с любым из выше названных пособий, а также с другими допущенными РАО или Минобрнауки, необходимо сверять предложенный материал с КИМ 2013 года и вносить коррективы в случае расхождений. Серьёзное внимание следует обращать не на количество пособий, решённых вариантов, а, самое главное, на анализ ответов, на комментарии, составленные разработчиками КИМ, на самостоятельность в осмыслении предложенного материала. Список учебных пособий, приведённый к методическим рекомендациям 2012 года, отражает основные направления в подготовке учащихся и в текущем учебном году (приложение 4).


Приложение 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ и ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

N

п / п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Основное общее образование

Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО)

РУССКИЙ ЯЗЫК (РЕКОМЕНДОВАНЫ)

567

Бабайцева В.В. Русский язык

5 - 9

Дрофа

568

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык

5 - 9

Дрофа

569

Купалова А.Ю., Никитина Е.И. Русский язык

5

Дрофа

570

Лидман-Орлова Т.К., Никитина Е.И. Русский язык

6

Дрофа

571

Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык

7

Дрофа

572

Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык

8

Дрофа

573

Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык

9

Дрофа

574

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык

5

Баласс

575

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык

6

Баласс

576

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык

7

Баласс

577

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык

8

Баласс

578

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С. и др. Русский язык

9

Баласс

579

Быстрова Е.А., Александрова О.М., Семенова Е.Е. и др. Русский язык

5

Дрофа

580

Быстрова Е.А., Александрова О.М., Сапронова Т.Ф. и др. Русский язык

6

Дрофа

581

Быстрова Е.А., Мангутова Н.В., Шабанова И.Л. Русский язык

7

Дрофа

582

Быстрова Е.А., Мангутова Н.В., Потемкина Т.В. и др. Русский язык

8

Дрофа

583

Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Нефедова Р.М. и др. Русский язык

9

Дрофа

584

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык

5

Русское слово

585

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык

6

Русское слово

586

Быстрова Е.А., Гостева Ю.Н., Кибирева Л.В./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык

7

Русское слово

587

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Фаттахова Н.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык

8

Русское слово

588

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Фаттахова Н.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А. Русский язык

9

Русское слово

589

Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Бондаренко С.М./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык

5

Мнемозина

590

Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. и др./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык

6

Мнемозина

591

Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. и др./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык

7

Мнемозина

592

Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. и др./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык

8

Мнемозина

593

Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н./Под ред. Граник Г.Г. Русский язык

9

Мнемозина

594

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык

5

Просвещение

595

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык

6

Просвещение

596

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык

7

Просвещение

597

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык

8

Просвещение

598

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык

9

Просвещение

599

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

5

Мнемозина

600

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

6

Мнемозина

601

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

7

Мнемозина

602

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

8

Мнемозина

603

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

9

Мнемозина

604

Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык

5

Русское слово

605

Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. / Под ред. Панова М.В. Русский язык

6

Русское слово

606

Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык

7

Русское слово

607

Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык

8

Русское слово

608

Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н. и др. /Под ред. Панова М.В. Русский язык

9

Русское слово

609

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

5

Дрофа

610

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

6

Дрофа

611

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

7

Дрофа

612

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

8

Дрофа

613

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык

9

Дрофа

614

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык

5

Просвещение

615

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык

6

Просвещение

616

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык

7

Просвещение

617

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык

8

Просвещение

618

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык

9

Просвещение

619

Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык

5

ВЕНТАНА-ГРАФ

620

Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Пешков И.В. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

621

Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Пешков И.В. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

622

Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Пешков И.В. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

623

Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Митюрев С.Н. и др./Под ред. Шмелева А.Д. Русский язык

9

ВЕНТАНА-ГРАФ
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и гиа-9 в новой форме по географии в 2011-2012 учебном году Автор-составитель
М. А. Горячкина, старший преподаватель кафедры теории и методики естественно-математического образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconАнализ результатов егэ 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену 2012 год
Методический анализ результатов егэ – 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по литературе
Подготовка к единому государственному экзамену по литературе заключается в текущей работе на уроке с текстами изучаемых произведений...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconТихомирова Е. А. Результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012 году и методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2012-2013 учебном году

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году Логвинова Е. И
Анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах. Анализ результатов егэ по русскому языку – Кукоба С. Н., Логвинова...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница