Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга




Скачать 122.68 Kb.
НазваниеРадченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга
Дата08.02.2013
Размер122.68 Kb.
ТипДокументы
Радченко А.Ю.

Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга.
Активное изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределения психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано с именем американского психоневролога Р. Сперри ( конец 60-х годов прошлого века).  В России теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга, показывающая на уровне нейрофизиологии, что люди могут принципиально отличаться по своим познавательным способностям интенсивно развивается в последние годы. Исследованием этой проблемы занимается лаборатория нейрофизиологии и нейропсихологии ребенка Института образования взрослых РАН. Практические рекомендации обучения детей с разным типом мышления обобщены психологом А. Л. Сиротюк.

Основы функциональной специализации полушария являются врождёнными. Однако по мере развития ребёнка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существуют несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

- доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

- доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие явного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

У многих людей доминирует смешанный тип, где правое и левое полушарие тесно взаимодействуют, у них преобладает комбинированный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для таких людей характерна пластичность мышления, возможность реализовать себя в любом виде деятельности.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному.


“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, создаётся строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, что является обязательным условием социального общения. Среди левополушарных много инженеров, математиков, философов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они подчёркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Характерно обострённое чувство долга, ответственности, принципиальности внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, спонтанности чувств. Предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают  свои отношения с людьми.

“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление создает возможность одномоментного “схватывания” противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Роль «правополушарной» стратегии познания, позволяющей улавливать множество связей и вариантов, делает её важнейшим участником творческого процесса.

Речь правополушарных людей эмоциональна и экспрессивна, богата интонациями; в ней нет особой выстроенности, возможны сбивчивость и запинки. Им легче диктовать, чем писать. Как правило, правополушарные люди – целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны и доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и сопереживать, общительны и контактны. Среди правополушарных много писателей, журналистов, деятелей искусств, организаторов.

Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить те или иные трудности в овладении ребёнком программой. Созревание правого полушария осуществляется более высокими темпами, и поэтому его вклад в развитие ребёнка на первоначальном этапе более весом. Существует мнение, что до 9-10 лет ребёнок «правополушарен». Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер. На слайде вы можете увидеть, насколько различно мышление и восприятие правополушарных и левополушарных учащихся.

Созревание мозга – процесс длительный, характеризующийся определённой возрастной периодизацией. Основными причинами школьной неуспеваемости является  несовпадение предъявляемых к ребёнку требований со стадией  функционального  развития мозга, отставание в анатомическом развитии целых структур головного мозга, недоразвитие необходимых межполушарных и внутриполушарных связей, а также несоответствие предлагаемых школьнику методик типу его мышления. Современные педагогические методики в основном рассчитаны на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные дети оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в творческих заданиях, образах, трёхмерном пространстве.

Дифференцированное обучение учащихся

с разной функциональной асимметрией полушарий

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения, тренируя и развивая главным образом левое полушарие, игнорируют, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Для всех ли детей подходят общепринятые методики обучения?

Учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности действий:

  • установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);

  • обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);

  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов. Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.

Мотивационный этап (установка на деятельность)

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Особенности сенсорного восприятия.

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера. Именно в этой полусфе­ре им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Операционный этап (обеспечение деятельности).

Задача учителя на этом этапе — дать учащемуся такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. Большинство учебников строится по этому же принципу: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Правополушарные учащиеся нуждаются в образах, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях и контексте. Традици­онное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. Учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).

Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи, они обычно медленнее выполняют письменные работы. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников.

Осознающий свою задачу учитель может так модифици­ровать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптиро­вать их ко всем стилям обучения, представленным в клас­се — как лево- так и правополушарным. В этом случае не­успеваемость резко снижается, а положительные результа­ты столь же быстро растут.

Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта (экстравертированность, интуиция, невербальное общение). Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированны, мышечно выносливы. Им следует выбирать одиночные виды спорта.

Соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. Достоверно установлено, что при чтении левое полушарие мозга кодирует печатные символы, а правое находит значение декодируемой информации. Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части.

Учителя должны учитывать различие между пониманием алгебры и геометрии учащимися с разным типом межполушарной организации. Так, правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся.

Типологическая классификация языковых способностей предлагает выделение рационального и интуитивного способов овладения языком. Установлено, что первый способ характерен для левополушарного типа мышления, второй — для правополушарного типа. Обладатели того или иного способа овладения языком могут добиваться высоких результатов, но с помощью разных средств и стратегий.

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной).

Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности ученика в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик — как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Подобное положение чревато множеством негативных последствий. Многие жизненные противоречия могут восприниматься человеком как непреодолимые только потому, что у него доминирует левое полушарие в мыслительном процессе, обеспечивая однозначное, линейное восприятие мира. При таком восприятии какое-либо действие или отношение автоматически исключает другое, противоположное ему. Для образного мышления таких альтернатив не существует - два взаимоисключающих отношения становятся как бы взаимодополняющими, как, например, свойства электрона быть одновременно и волной и частицей. Образное мышление позволяет снять противоречия благодаря "широте взглядов". Такая широта дает возможность сохранить поисковую активность там, где, с точки зрения обычной логики, ситуация зашла в тупик.
Тем не менее, итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия. При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Учителю необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки.

Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.

Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов.

Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.

Показательными являются результаты такого эксперимента.

После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше.

Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой врожденной грамотностью, которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил. Эти дети опираются на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т.д.). Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Итак, за трудностями обучения грамотному письму лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга. В формировании других навыков также необходим особый подход с учетом этих особенностей ребенка.

Похожие:

Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconСтвол головного мозга. Мозжечок. Промежуточный мозг. Ретикулярная формация помимо отделов, развивающихся из первичных и вторичных мозговых пузырей, в головном
Они составляют около 2% общей массы головного мозга. Большой мозг объединяет части промежуточного и конечного мозга. Его масса составляет...
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconВопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности"
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий...
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconУрок по биологии в 9 классе на тему: «Спинной и головной мозг»
Средства обучения: таблицы с изображением нейронов, дуги рефлекса, поперечного разреза спинного мозга, таблица с продольным разрезом...
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconТематика контрольных работ по дисциплине «внд детей раннего возраста» заочная форма обучения 3 курс
Тема: Процессы торможения в коре больших полушарий головного мозга. Условное торможение
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconПлан-конспект урока "Строение и функции головного мозга"
Цель урока: Изучить строение и функции головного мозга, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в...
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга icon19 сотрясение головного мозга
В современной классификации черепно-мозговой травмы сотрясение относят к легкой клинической форме диффузного повреждения головного...
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга icon“Строение и функции спинного и головного мозга.”
Цель: систематизировать полученные знания о строении и функциях головного и спинного мозга
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconПредставлена новая концепция антропогенеза, становления Homo Sapiens
Оно состоит из четырех видов, у которых различная морфология коры головного мозга. Два вида хищные, с
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconНарушения венозного оттока от головного мозга у больных с сосудистой и нейроонкологической патологией
Работа выполнена в фгу «Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт им проф. А. Л. Поленова» Минздравсоцразвития...
Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга iconЛекция Анатомия и физиология зрительного анализатора
Зрительный анализатор человека состоит из глазного яблока, строение которого схематично представлено на рис. 1, проводящих путей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница