Контрольная работа по дисциплине «Психология»




Скачать 301.61 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине «Психология»
страница1/2
Дата08.02.2013
Размер301.61 Kb.
ТипКонтрольная работа
  1   2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»


Работу выполнил:

Студент гр. 15УПС-101

Иванова И.П.


Работу проверила:

Корнеева А.А.,

преподаватель


Челябинск 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к выполнению контрольной работы по курсу «Психология»

Составитель: Корнеева Анна Андреевна , преподаватель каф. общей и профессиональной педагогики



Контрольная работа по психологии является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту выполнить исследование па высоком уровне.

Цели выполнения контрольной работы:

− расширение знаний по определенному разделу изучаемой дисциплины;

− систематизация знаний по смежным дисциплинам;

− выработка у студента навыков научно-исследовательской работы;

− обучение студентов методам аналитической и проектной деятельности.

В процессе написания контрольной работы студент должен приобрести и закрепить навыки:

− работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

− систематизации, обобщения и анализа фактического материала;

− обоснования выводов и предложений.

Выполнение контрольной работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов контрольной работы.

Контрольная работа выполняется на листах формата А-4 и высылается в электронном виде методисту своего направления за 20 дней до начала сессии.




1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




1.1 Тема контрольной работы


Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы из предложенной тематики контрольных работ. Выбор осуществляется в соответствии с Вашим порядковым номером в списке группы (списки групп прилагаются).

Тему можно выбрать из списка в том виде, в котором она предложена. При желании тему можно сформулировать по-другому: сузить или конкретизировать предмет рассмотрения. Можно сформулировать тему самостоятельно (в таком случае желательно согласовать ее с преподавателем).

После выбора темы необходимо внимательно ознакомиться с планом работы. Чтобы сориентироваться в общем содержании темы и уяснить ее место во всей дисциплине, надо обратиться к программе курса «Психология». Тема должна раскрываться в соответствии с предложенным планом.

К каждому варианту контрольной работы рекомендована литература, позволяющая подробно проанализировать предложенную тему. В процессе подготовки контрольной работы студенты могут использовать и другие литературные источники, помимо рекомендованных, в том числе сборники статей, периодические издания и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



Тема 1: Психология способностей

  1. Проанализировать различные определения понятия «способности» и выделить существенные характеристики способностей.

  2. Ответить на вопрос: Какой вклад в развитие теории способностей внес Б.М. Теплов?

  3. Изучить различные подходы к классификации способностей. Составить схему структуры и классификации способностей.

  4. Раскрыть влияние способностей на успешность выполнения деятельности.

  5. Рассмотреть процесс развития и формирования способностей. Ответить на вопросы: Что является предпосылками для развития способностей? Каковы условия развития способностей? Дать определение понятиям задатки, талант, одаренность, гениальность.


Литература:

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию : Курс лекций. М, 2000.

  2. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2009.

  3. Марцинковская, Т.Д. Общая психология : учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  4. Немов, Р.С. Психология : В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб. : Питер, 2007.

  5. Общая психология : Курс лекций для первой ступени пед .образования. / сост. Е.И. Рогов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  6. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология : учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.

  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб. : Лидер, 2006.


Тема 2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

  1. Дать определение понятия «темперамент».

  2. Привести характеристики типов темперамента, отметить достоинства и недостатки каждого. Предложить наиболее оптимальные условия профессиональной деятельности для каждого типа темперамента. Свои предложения аргументировать.

  3. Ознакомиться с учением о типах нервной системы И.П. Павлова и структурой темперамента В.С. Мерлина.

  4. Проанализировать влияние темперамента на деятельность индивида. Рассмотреть понятие «индивидуальный стиль деятельности». Проанализировать свой индивидуальный стиль деятельности.

  5. Изучить связь темперамента с другими свойствами личности (характером и способностями).


Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М, 2000.

  2. Климов Е.А. Психология профессионала. М.Воронеж, 1996.

  3. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  4. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  5. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.




Тема 3. Психические состояния личности

  1. Дать определение понятия «психические состояния», выделить их основные характеристики. Описать особенности взаимосвязи психических состояний с психическими процессами и психическими свойствами личности.

  2. Привести различные классификации психических состояний. Выделить достоинства классификации психических состояний Л.В.Куликова.

  3. Рассмотреть структуру состояния утомления Н.Д. Левитова.

  4. Изучить понятие и стадии стресса в теории Г. Селье.

  5. Проанализировать влияние стресса на психологическое благополучие человека. Изучить понятия «эустресс» и «дистресс».

  6. Проанализировать методы профилактики и преодоления стресса.

  7. Раскрыть сущность психического состояния фрустрации.

  8. Ответить на вопрос: Что такое толерантность личности?


Литература:

  1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.:Просвещение,1964.

  2. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  3. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  4. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  7. Психические состояния. Хрестоматия/Составитель Л.В.Куликов.- СПб.:Питер, 2000.-

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006. Гл.6.


Тема 4. Психические процессы эмоционального и волевого регулирования

  1. Дать определение понятия «эмоции», раскрыть отличительные характеристики эмоций.

  2. Изучить классификации и виды эмоций.

  3. Ознакомиться с теориями эмоций: эволюционной теорией Ч. Дарвина, периферической теорией Джемса – Ланге, активационной теорией Линдсея – Хебба, информационной теорией П. В. Симонова.

  4. Проанализировать функции эмоций.

  5. Привести различные определения воли, отметить ее основные признаки.

  6. Ответить на вопрос: Как проявляется воля на личностном уровне?

  7. Изучить механизм волевой регуляции и структуру волевого действия.

  8. Ответить на вопрос: В чем отличие непроизвольной, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности?

  9. Опишите один из фактов проявления волевого поведения, имевшего места в Вашей жизни. Проведете его анализ в соответствии со структурой (этапами) волевого действия.


Литература:

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  2. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  3. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.

  8. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009.

  9. Изард К.Э. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 2007.

  10. Никандров В.В. Психология: учебник. – М., 2008.


Тема 5. Направленность личности

  1. Изучить и сравнить понятия «мотив» и «мотивация», «направленность личности».

  2. Изучить структуру и характеристики мотивационной сферы личности.

  3. Проанализировать виды мотивов.

  4. Ответить на вопрос: В чем отличие мотивации и стимуляции?

  5. Ознакомиться с теориями мотивации: теорией инстинктов З.Фрейда и У. Макдугалла, поведенческой теорией мотивации, иерархии потребностей А. Маслоу, концепцией А.Н. Леонтьева, теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Составить сравнительную таблицу, отражающую представление о мотивации различных психологических школ.

  6. Проанализировать связь мотивации и деятельности. Что лежит в основе действия, что является результатом действия?

  7. Ответить на вопрос: Какая психологическая теория изучает процесс приписывания причин поведению людей? Изучить особенности процесса приписывания причин. Привести примеры объяснения поведения других людей, имевших место в Вашей жизни.


Литература:

  1. Дружинин В.Н. Современная психология. -М.,1999

  2. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  3. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  4. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.


Тема 6. Характерологические особенности индивида

  1. Дать определение понятия «характер».

  2. Изучить различные классификации черт характера.

  3. Проанализировать типологии характеров: типологию Э. Кречмера, социальную типологию характеров Э.Фромма, типологию акцентуированных типов характеров подростков А.Е. Личко и К. Леонгарда. Составить сравнительную таблицу типов акцентуаций по типологии А.Е. Личко и К. Леонгарда.

  4. Что такое психопатия? Каковы основные черты психопатий?

  5. Раскрыть особенности формирования характера человека.

  6. Ответить на вопрос: Какова взаимосвязь темперамента и характера?


Литература:

  1. Дружинин В.Н. Современная психология. -М.,1999

  2. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  3. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  4. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.


Тема 7. Психологические теории личности

  1. Изучить различные определения понятия «личность». Проанализировать соотношение объемов понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность».

  2. Проанализировать современные теории личности: теорию черт, фрейдизм и неофрейдизм, теорию социального научения (бихевиоризм), гуманистическую психологию, концепцию личности А.Н. Леонтьева. Привести основные положения и указать основных представителей направлений. По вашему мнению, какая теория является наиболее успешной? Обоснуйте свой ответ.

  3. Раскрыть сущность процесса формирования и развития личности. Представить в виде таблицы концепцию развития личности Э. Эриксона.

  4. Ответить на вопрос: личность – это устойчивое или изменчивое образование? Ответ обосновать.


Литература:

  1. Дружинин В.Н. Современная психология. -М.,1999

  2. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  3. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  4. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  5. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.

  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2009. – 860 с.


Тема 8. Сознание и бессознательное в психике человека

  1. Дать определение понятию «сознание». Обосновать, можно ли понятия «сознание» и «психика» использовать как синонимичные ?

  2. Проанализировать филогенез и онтогенез развития сознания. Изучить концепцию коммуникативной природы сознания П.В.Симонова.

  3. Изучить свойства и функции сознания.

  4. Раскрыть сущность самосознания человека.

  5. Ознакомиться с различными состояниями сознания.

  6. Дать определение понятию «бессознательное».

  7. Выделить положительные и негативные эффекты каждого класса бессознательных явлений (психических процессов, психических состояний и психических свойств личности).

  8. Изучить психологию бессознательного З. Фрейда.

  9. Ответить на вопросы: Какие функции выполняют подсознание и сверхсознание человека? Какая часть бессознательного отвечает за порождение творческих идей и каков механизм их порождения?


Литература:

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  2. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  3. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  4. Никандров В.В. Психология: учебник. – М., 2008.

  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.


Тема 9. Социальные установки личности

  1. Дать определение понятий «установка»

  2. Ознакомиться с теорией установок Д.Н. Узнадзе.

  3. Изучить виды установок: общие и дифференцированные установки, смысловые, целевые и операционные установки, фиксированные установки. Изучить функции установок.

  4. Дать определение понятию «социальная установка», выделить ее структуру и функции. Ознакомиться с диспозиционной теорией личности В.А. Ядова.

  5. Привести примеры влияния установок на поведение человека, которые Вам приходилось наблюдать.

  6. Изучить способы формирования и изменения установок личности.


Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008.

  2. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

  3. Журавлев, А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  5. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.


Тема 10. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой

  1. Дать определение понятия «деятельность». В чем отличие понятий «деятельность», «поведение», «активность», «реактивность»?

  2. Кто является автором психологической теории деятельности, написавшим труд «Деятельность. Сознание. Личность»?

  3. Изучить структура деятельности человека. Что такое сложное действие и какова его структура?

  4. Проанализировать взаимосвязь мотивации и деятельности.

  5. Ознакомиться с видами деятельности человека и выделить их основные характеристики.

  6. Раскрыть сущность умений и навыков как структурных элементов деятельности.

  7. Ответить на вопрос: Что такое привычки и какое место они занимают в структуре деятельности человека? Привести примеры привычек.


Литература:

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009.

  2. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 

  3. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  4. Никандров В.В. Психология: учебник. – М., 2008.

  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. М., 2008.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – СПб.: Лидер, 2006.


Тема 11. Техники эффективного и неэффективного межличностного общения

  1. Дать определение понятиям «общение» и «межличностное общение».

  2. Проанализировать достоинства и недостатки различных типов общения: директивного, манипулятивного, диалогического. Рассмотреть принципы диалогического общения.

  3. Изучить основные характеристики эффективного и неэффективного общения.

  4. Составить сравнительную таблицу, отражающую особенности активного и пассивного видов слушания.

  5. Ответить на вопрос: к какому виду общения (эффективному или неэффективному) относится пассивное слушание?

  6. Изучить техники активного слушания: повторение, перефразирование, интерпретация.

  7. Представить в виде таблицы сравнительный анализ техник регуляции эмоционального напряжения в процессе общения.

  8. Ответить на вопросы: Что такое обратная связь и какова ее роль в регуляции процесса общения? Какие бывают виды обратной связи?


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .

  4. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  5. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  6. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.

  8. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  9. Ресурсы ИНТЕРНЕТ


Тема 12. Ошибки социальной перцепции и способы повышения точности восприятия человека человеком

  1. Дать определение понятия «социальная перцепция», отметить особенности, отличающие данный процесс от процесса восприятия неодушевленных объектов.

  2. Изучить психологические особенности субъекта восприятия, влияющие на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека.

  3. Проанализировать характеристики объекта восприятия, опора на которые дает возможность познать и понять человека в процессе общения.

  4. Изучить механизмы межличностного познания, к которым относятся идентификация, эмпатия, каузальная атрибуция, рефлексия, аттракция.

  5. Изучить особенности механизмов межличностного познания, искажающих адекватное восприятие другого человека (ошибки и эффекты социальной перцепции): эффект первого впечатления, эффект новизны, механизм проекции, механизм стереотипизации, эффект ореола.

  6. Ответить на вопросы: в чем проявляется двойственность механизма стереотипизации? Приведите примеры стереотипов из Вашего опыта.

  7. Ответить на вопросы: Как Вы считаете, что является причиной эффекта первого впечатления? Возможно ли изменить первое впечатление?

  8. Привести возможные способы повышения точности социальной перцепции, представленные в литературе. Предложите свои способы.


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .

  4. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  5. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  6. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.

  8. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема 13. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в деловом общении

  1. Дать определение понятия «конфликт». Проанализировать различные подходы к классификации конфликтов. Выделить особенности межличностного конфликта.

  2. Опишите обыденное представление о конфликте.

  3. Ответить на вопрос: Какие функции выполняет конфликт? Может ли конфликт способствовать налаживанию отношений?

  4. Представьте структуру конфликта в виде схемы.

  5. Изучить динамику конфликтной ситуации. Ответьте на вопросы: Что такое «экспансия» и «эскалация» конфликта?

  6. Проанализировать варианты завершения конфликта – разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой. Изучить способы разрешение конфликтных ситуаций.

  7. Изучить классификацию стратегий поведения в конфликтных ситуациях, предложенную К.У. Томасом и Р.Х. Килменном. Ответьте на вопрос: Можно ли утверждать, что существуют эффективные и неэффективные стратегии. Ответ обоснуйте.

  8. Ознакомиться с типами конфликтных личностей, поведение которых способствует созданию конфликтной ситуации.

  9. Проанализировать способы предупреждения конфликтов.


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2002.

  4. Гришина, Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007.

  5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998

  6. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .

  7. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  8. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  9. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  10. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.

  11. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема 14. Лидерство и руководство в малых группах

  1. Дать определение понятий «лидерство» и «руководство», «авторитет».

  2. Представить в виде таблицы сравнительный анализ характеристик лидера и руководителя (по Б.Д. Парыгину).

  3. Ответить на вопрос: К каким системам внутригрупповых отношений относятся явления лидерства и руководства?

  4. Ответить на вопрос: Может ли один человек в группе быть одновременно и лидером и руководителем? Как это влияет на эффективность групповой деятельности и на психологический климат в группе?

  5. Опишите 3 стиля лидерства, предложенные К. Левиным. Проанализируйте и представьте в виде таблицы достоинства и недостатки каждого стиля.

  6. Изучить факторы и условия, способствующие повышению эффективности процесса принятия группового решения


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .

  4. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  5. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  6. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.

  7. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема 15. Проблема развития малой группы

  1. Дать определение понятия «малая группа», указать основные характеристики малых групп. Ответить на вопрос: что является решающим фактором, определяющим характеристики малых групп, особенности развития и специфику внутригрупповых процессов?

  2. Проанализировать отечественные модели развития малой группы: стратометрическую концепцию коллектива А.В. Петровского и параметрический подход Л. И. Уманского. Сравнить эти модели и выделить общие характеристики.

  3. Раскрыть сущность понятия «сплоченность малой группы».

  4. Изучить механизмы групповой динамики: психологический обмен, идисинкразический кредит, разрешение внутригрупповых противоречий.

  5. Изучить определения понятий «коллектив» и «команда» разных авторов. Ответить на вопрос: В чем сходство и различия в понимании коллектива и команды.

  6. Ознакомиться с понятием «тимбилдинг», отметить основные особенности этого процесса.

  7. Задание. Согласно психологической теории коллектива А.В. Петровского, наиболее значимые и эффективные отношения между членами группы формируются в процессе выполнения реальной групповой деятельности и опосредуются ею. Как вы считаете, вписывается ли модель тимбилдинга в концепцию коллектива А.В. Петровского? Является тимбилдинг эффективной стратегией повышения сплоченности коллектива и преодоления конфликтов? Свой ответ обоснуйте.


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991 .

  4. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .

  5. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Петровский А.В. Социальная психология коллектива. М., 1979.

  7. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  8. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.

  9. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема 16. Характеристика процесса приема и передачи информации в процессе общения

  1. Дать определение понятия «общении». Представить структуру общения. Изучить функции общения.

  2. Дать определение понятий «коммуникация», «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация».

  3. Проанализировать схему передачи сообщения. Ответить на вопрос: Какие выделяются виды коммуникативных ролей?

  4. Объяснить, в чем суть процессов кодирования и декодирования информации в процессе общения.

  5. Рассмотреть типы информации, проанализировать их влияние на поведение и деятельность людей.

  6. Изучить виды коммуникативных барьеров. Ответить на вопрос: почему коммуникативные барьеры относят к средствам психологической защиты?

  7. Перечислить функции невербальной коммуникации.

  8. Кратко охарактеризовать основные знаковые системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическую, акустическую, тактильную, организацию пространства и времени взаимодействия, «контакт глаз».

  9. Ответить на вопрос: к какой системе невербальных сигналов относятся телосложение человека и особенности его внешности, использованные аксессуары?

  10. Задание. Человек воспринимает информацию об окружающем мире через три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический. В соответствии с этим всех людей подразделяют на «визуалов», «аудиалов» и «кинестетов». К какой системе невербальных сигналов будет особенно восприимчив каждый из перечисленных типов людей?


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 .

  4. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  5. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  6. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Per Se, 2002.

  8. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема 17. Социализация личности

  1. Дать определение понятия «социализация». Проанализировать соотношений понятий «социализация» и «воспитание».

  2. Ответить на вопрос: В чем проявляется двойственность процесса социализации?

  3. Проанализировать содержание процесса социализации, в котором выделяют 3 сферы: сфера деятельности, сфера общения и самосознание (Я-концепция).

  4. Изучить стадии процесса социализации, выделенные А.В. Петровским.

  5. Изучить периодизацию процесса социализации, в основе которой лежит отношение человека к труду. Раскрыть понятия «десоциализация» и «ресоциализация».

  6. Сравнить два выше указанных подхода к пониманию стадий процесса социализации.

  7. Дать определение понятиям «институты социализации» и «агенты социализации», перечислить их.

  8. Изучить особенности механизмов социализации: имитация (подражание), идентификация, конформность, механизм социальной оценки желаемого поведения, стыд и вина.

  9. Рассмотреть с особенности современного процесса социализации.


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

  3. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  4. Журавлев, А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  5. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

  6. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  7. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  8. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема18. Структура малой группы

  1. Дать определение понятий «малая группа», «структура малой группы».

  2. Отметить особенности многомерного и поуровневого подходов к анализу структуры малой группы.

  3. Рассмотреть поуровневые модели структуры малой группы: модель Э. Мэйо, модель Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской (вопрос: как образуется слой неофициальных деловых отношений), стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского.

  4. Раскрыть представление о формально-статусной структуре малой группы.

  5. Изучить социометрическое измерение структуры малой группы.

  6. Проанализировать модели коммуникативных сетей.

  7. Ознакомиться с ролевой структурой малой группы.

  8. Рассмотреть структуру социальной власти в малой группе.

  9. Ответить на вопросы: Как соотносятся различные многомерные модели анализа структуры малой группы? Может ли один человек занимать разные по престижности позиции в различных структурах малой группы? С чем это связано? Приведите пример.


Литература:

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2007 .

  2. Битянова, М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.

  3. Журавлев, А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  4. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

  5. Немов, Р.С., Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Почебут, Л. Г. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010.

  7. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тема 19. Психические познавательные процессы

  1. Ощущения и восприятие как простейшая форма психической деятельности. Ответить на вопрос: Почему ощущение и восприятия относят к процессам непосредственного (реактивного) отражения?

  2. Проанализировать роль сознания и сквозных психических процессов (памяти и внимания) в интеграции всех психических явлений.

  3. Ответить на вопрос: почему представление, воображение, мышление определяют как процессы опосредованного отражения действительности?

  4. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Характеристика и функции мышления.

  5. Изучить влияния мышления на другие психические познавательные процессы – восприятие, представление, воображение.

  6. Воображение как основа развития творческого мышления.

  7. Речь и язык. Определение речи. Функции и виды речи.

  8. Составить глоссарий, в котором будут отражены определения познавательных процессов, а также их основные характеристики.


Литература:

  1. Глуханюк Н.С., ПечеркинаА.А., СеменоваС.Л. Общая психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.:Изд. Центр «Акадкемия», 2009.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2007.

  3. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. СПб.: Питер, 2007.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000

  5. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.:Лидер, 2007.



  1   2

Похожие:

Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа 2 курс Контрольная работа 1 Контрольная работа 2 рекомендуемая литература введение контрольные работы по дисциплине «Практический курс основного иностранного языка»
Они отражают требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования – специальность 050303...
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа по немецкому языку Контрольная работа предназначена для проверки знаний лексики, грамматики, умения читать и извлекать информацию из немецких текстов
...
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа по дисциплине «Сравнительная психология»
Каждая работа предоставляется в распечатанном виде на листах формата а-4 (или в рукописном виде, написанном каллиграфическим подчерком),...
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа по дисциплине «Информационные системы и сети»
Контрольная работа состоит из трех заданий: одно задание теоретическое, два задания практические
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа по дисциплине «Архитектура компьютерных систем»
Контрольная работа оформляется на листах формата А4 в книжной ориентации, поля по 2 см, шрифтом Times New Romans 12 пт, выравнивание:...
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» является допуском студента заочной формы обучения к зачету
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Клиническая психология» На тему: «Алкогольная зависимость»
Алкоголизм – заболевание, которое развивается в результате длительного употребления спиртными напитками, характеризуется патологическим...
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconКонтрольная работа по дисциплине «Специальная психология» на тему «Биологические основы отклоняющегося развития»
Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических)...
Контрольная работа по дисциплине «Психология» iconПлан-график на 1 семестр специальность «Психология» Контрольная работа

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница