Теория и методология журналистики учебная программа для специальности




Скачать 427.21 Kb.
НазваниеТеория и методология журналистики учебная программа для специальности
страница1/4
Дата08.02.2013
Размер427.21 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Ректор

Белорусского государственного университета


___________ С. В. Абламейко

____марта 2009г.

Регистрационный № УД-______/баз.


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебная программа для специальности

1-23 01 73 Средства массовой информации

















2009г.


СоставителИ:


Н.Т. Фрольцова, профессор кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор;

В.П. Воробьев, заведующий кафедрой социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

А.А. Градюшко, доцент кафедры теории и методологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

В.К. Касько, доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент;

О.И. Скорбенко, преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета;

Н.А. Федотова, преподаватель кафедры социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета


Рецензенты:


О.Г. Слука, профессор кафедры истории журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук


И.Н. Соколов, главный редактор газеты, «АиФ в Белоруссии», кандидат филологических наук


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:


Кафедрой теории и методологии журналистики факультета журналистики

Белорусского государственного университета

(протокол № 6 от 15.01.2009г.);


Научно-методическим советом учебно-методического объединения по

журналистике

(протокол № 3 от 05.02.2009г.);


Ответственные за выпуск: Фрольцова Н. Т., Касько В.К., Градюшко А.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дисциплина «Теория и методология журналистики» является основополагающим учебным курсом в процессе подготовки специалистов сферы массмедиа. В ней учитываются как традиции и современное состояние журналистского образования в Республике Беларусь, так и инновационные направления, характеризующие многоаспектное содержание профессии. Будучи комплексным и многофункциональным типом социально-творческой деятельности, журналистика отражает различные стороны жизни общества и человека, оказывает влияние на взаимоотношения граждан с системой власти и управления, способствует формированию позитивного имиджа государства и нации, участвует в реализации принципов информационной безопасности и защиты, содействует международному сотрудничеству национальных медиа и их полноправному вхождению в мировое информационное пространство.

Предметом изучения служат фундаментальные явления, понятия и категории, определяющие роль и назначение журналистики в современном мире, закономерности развития и динамики профессии, включенной в структуру обширных общественных связей различного уровня и требующей от медиаспециалистов постоянного совершенствования квалификации и роста творческого мастерства. Производство, распространение, циркуляция и потребление медиапродукции в современных условиях осуществляется на высоком индустриальном уровне с применением все более совершенных технических средств и соответствующих наукоемких технологий. За счет этого в сфере массовой информации и коммуникации не только происходят технологические и организационные преобразования, но возникают новые медиаструктуры, расширяется их взаимопроникновение и взаимодействие с другими системами общества, а в целом меняется и сама журналистика, не изменяясь, однако, в своей фундаментальной сущности. Все это в целом подчеркивает необходимость приобретения слушателями определенного минимума теоретических и прикладных знаний, интегрированных в настоящей учебной дисциплине.

Программа дисциплины состоит из следующих разделов:

Раздел 1 «Введение в специальность и теория журналистики» ставит основной целью формирование у слушателей концептуальных представлений о сущностных принципах журналистики, ее общности с другими видами созидательно-гуманитарной деятельности и отличий от них;

Раздел 2 «Методология журналистики» посвящен изучению методов, методик, способов и приемов создания журналистских произведений. Основная цель состоит в усвоении последовательности в распределении этапов творческого процесса, закономерностей их сочетания с общественно ориентированными интересами конкретных СМИ и жизненной программой творческой личности;

Раздел 3 «Технология журналистики» содержит знания о специфических свойствах, технологиях и организации современного медиапроизводства и редакционном менеджменте. Основная цель связана с получением представлений об индивидуальных и коллективных субъектах творчества и производства, о разделении функций между управленческим и креативным персоналом редакции, о перспективах конвергенции медиа на высокотехнологичных платформах;

Раздел 4 «Политология журналистики» ставит основной целью рассмотрение журналистики как важнейшего фактора информационной устойчивости политической системы, структурного инструмента в развитии политической культуры граждан и в этой связи предусматривает разработку эффективных форм проявления политологической квалификации журналиста в редакции;

Раздел 5 «Социология журналистики» направлен на изучение наиболее результативных социометрических измерений медиадеятельности. Основная цель связана с овладением социометрическим инструментарием, его правильным использованием для совершенствования производственно- творческого процесса и определения стратегий функционирования редакции;

Раздел 6 «Психология журналистики» включает сведения о методах совершенствования межличностного диалога-общения медиа и аудитории и формах установления творческого климата в редакции, максимально способствующего раскрытию творческой личности журналиста. Основная цель состоит в освоении принципов разрешения и предотвращения конфликтов на всех медиауровнях психологического взаимодействия.

В соответствии с основными целями в ходе преподавания дисциплины «Теория и методология журналистики» решаются следующие главные задачи:

–охарактеризовать типологию, формы и виды журналистики как профессиональной деятельности, раскрыть сущность основных специализаций журналистов в сфере массовой информации и коммуникации Республики Беларусь и других стран;

--изучить наиболее эффективные методы, методики, способы и приемы создания журналистских произведений, показать единство и целостность творческого процесса в различных сегментах медиасферы в его тесной взаимосвязи с потребностями общества и устремлениями творческой личности;

--рассмотреть технологию и основные принципы организации современного медиапроизводства, дать характеристику структуры и менеджмента редакции как оптимальной производственной единицы, управляющей взаимодействием менеджеров и творческого персонала;

--раскрыть сущность журналистики как важнейшего инструмента развития политической культуры граждан и обеспечения информационной устойчивости политической системы государства и в этой связи изучить формы политологической квалификации журналистов редакции;

- изучить основные социометрические методики и их использование в управлении редакционной деятельностью, в совершенствовании эффективности производственно-творческого процесса, определении стратегий развития конкретных СМИ и повышении творческого мастерства журналистов;

–способствовать развитию творческого мышления и социальной коммуникабельности медиаспециалистов, овладению современными формами установления контактов СМИ с аудиторией и самоанализу творчества, направленным на совершенствование индивидуальных способностей и инновационную организацию редакционной деятельности.

По окончании изучения дисциплины «Теория и методология журналистики» слушатели должны

знать:

--основные системные термины, категории и понятия, характеризующие функционирование современных медиа, их взаимосвязь с осуществлением информационно-коммуникационной политики белорусского государства и развитием творческого потенциала национальной медиасферы;

--методы, методики, способы и приемы реализации творческого замысла в различных форматах журналистских произведений и в целостном единстве уникальности журналистики как регулярной профессиональной творческой деятельности;

--принципы организации медиапроизводства и редакционной деятельности, подходы к распределению производственно-творческих ресурсов, планированию содержательно-тематической специализации конкретных медиа и журналистов;

--формы и виды проявления политологической компетенции журналистов, направленной на развитие политической культуры СМИ и повышения их взаимосвязи с внешней и внутренней политикой белорусского государства;

--измерительные методики определения эффективности функционирования СМИ и влияние их правильного использования в планировании производственно-творческой деятельности редакций;

--основные психологические аспекты воздействия медиа на аудиторию, на развитие творческого потенциала сотрудников редакции и их взаимоотношения в рамках управления производственно-творческим процессом;

уметь:

--применять системные термины, категории и понятия практической журналистики при определении личностных мотиваций в выборе и реализации жизненной программы, связанной с регулярной профессиональной деятельностью журналиста;

--освоить навыки создания произведений в различных форматах с совмещением личностных устремлений со стратегиями редакционной деятельности и владеть приемами самоконтроля и творческого самосовершенствования;

--самостоятельно работать со специальной литературой на различных носителях, проявлять готовность к осмыслению и анализу доминирующих тенденций в медиасфере и использовать передовой медиаопыт в СМИ Республики Беларусь.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


П\П

Наименование раздела

Аудиторные занятия

Всего

Лекции

Лабораторные

занятия

1

Введение в специальность и теория журналистики

10

4

14

2

Методология журналистики

10

4

14

3

Технология журналистики

10

6

16

4

Политология журналистики

6

4

10

5

Социология журналистики

4

8

12

6

Психология журналистики

4

6

10

7

ИТОГО

44

32

76



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ


Тема 1. Журналистика и сфера

информационной деятельности.

Информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятия информация, средства массовой информации, медиасфера, информационное пространство: обыденное и научное содержание терминологии. Традиционные и современные значения. Массовая информация в ее взаимоотношениях с личностной и специальной. Признаки и специфика массовой информации. Журналистика как регулярная профессиональная деятельность по выработке и распространению массовой информации.

Информационная безопасность и информационная защита общества, нации, государства. Информация и дезинформация. Принципы регулирования информационного порядка и профессиональная ответственность журналиста.

Массовая информация в социальном управлении. Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Массовая информация и социальные институты.


Тема 2. Функции журналистики.

Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь понятий «цель», «средства», «деятельность», «результат». Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание.

Функциональная роль СМИ в общественной системе и представления о функциях различных субъектов системы (учредителя, журналиста, аудитории).

Коммуникативная функция в деятельности журналиста. Понятие коммуникации. Многообразие коммуникативных средств и форм. Средства массовой коммуникации и журналистика.

Журналистика и массовое сознание. Структура массового сознания и его реальное бытие в различных социальных группах. Журналистика и различные компоненты массового сознания (мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение).

Культуроформирующие функции СМИ. Журналистика и культура быта, досуга, здоровья, общения. Рекламно-справочная (утилитарная) информация. Рекреативные функции СМИ. Журналистика и индустрия развлечений. Познавательная, образовательная, просветительская и воспитательные функции СМИ.

Взаимодополнение функций СМИ в массово-информационном процессе. Функциональная структура медиа общенационального, регионального и местного уровней.


Тема 3. Журналистика как социально-творческая деятельность.

Значимость социальной позиции журналиста. Журналистика в отражении многообразия жизни общества и человека, ценностей и интересов различных социальных групп, общественных и национальных объединений.

Принципы творческого определения границ разнообразия в рамках гуманистической системы ориентиров и реальных задач практической журналистики. Отношение к экстремизму в различных проявлениях. Выбор позиции и проблема независимости журналиста. Позиция по убеждению, конформизм и нонконформизм.

Формирующее направление в социально-творческой деятельности журналиста через достижение информированности всех слоев общества. Разделение формирующих направлений журналистики и их влияние на расширение, совмещение и многообразие типологии современных СМИ.

Журналистика и информационное обеспечение решения политических, экономических, социальных и других задач. Участие журналистики в управлении и социальном контроле. Журналистика и социальная защита граждан.


  1   2   3   4

Похожие:

Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconТеория и практика журналистики учебная программа для специальности
...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconТеория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconФакультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа
Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconЭкономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconРабочая учебная программа дисциплины «Теория информации»
Рабочая учебная программа дисциплины «Теория информации» составлена на основе госо по специальности «Вычислительная техника и программное...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconН. О. Автаева Социология журналистики Учебная программа
Социология журналистики: Учебная программа. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 19 с
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «теория судебной экспертизы»
Рабочая учебная программа дисциплины «Теория судебной экспертизы» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconПрограмма дисциплины Теория и методология политических исследований для 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 «Политология»...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconОсновы творческого мастерства журналиста учебная программа для специальности
...
Теория и методология журналистики учебная программа для специальности iconИстория зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница