Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии»




Скачать 478.41 Kb.
НазваниеМетодическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии»
страница1/4
Дата07.02.2013
Размер478.41 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2


Н.М. ОВЧИННИКОВА


Тема: «Основы трансфузиологии»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА


По дисциплине: «Сестринское дело в хирургии»

Специальность: 060109 «Сестринское дело»


Санкт-Петербург

2009-2010 г.

Пояснительная записка


Методическая разработка семинара по теме «Основы трансфузиологии», дисциплина «Сестринское дело в хирургии», выполнена в рамках программы подготовки студентов по специальности 060109 «Сестринское дело» с соблюдением требований государственного образовательного стандарта.


Разработка содержит обоснование темы и мотивационные установки, цели семинара, схему межпредметных связей и логико-дидактическую структуру темы, этапы планирования занятия и этапы самостоятельной работы студентов.


Приложения содержат задания для предварительного, текущего и заключительного контроля знаний, алгоритмы, эталоны, рекомендуемая литература.


Обоснование изучения данной темы


Современная динамичная жизнь часто ставит население в условия внезапного воздействия внешних экстремальных факторов (механических, термических, химических, радиационных) в условиях стихийных бедствий, техногенных катастроф, аварий на транспортных средствах.

Воздействие внешних поражающих факторов приводит к нарушению анатомической целостности органов и тканей в форме повреждений опорно-двигательного аппарата, обширного повреждения мягких тканей разрушением паренхиматозных органов. Эти повреждения сопровождаются разрушением сосудов различного калибра, что проявляется осложнениями в виде кровотечений – артериальных, венозных, капиллярных, парен-химатозных, а, чаще всего, кровотечений смешанного характера.

Интенсивное кровотечение приводит к утрате значительного объема циркулирующей крови у пострадавших и грубым функциональным нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы, резкому ухудшению кровоснабжения головного мозга, обескровливанию паренхиматозных органов (легких, печени, почек). Своевременное адекватное лечение тяжелых травм обязательно включает восполнение кровопотери.

В системе лечебно-профилактических учреждений РФ организованы кабинеты или отделения переливания крови. Знание теоретических основ по вопросам переливания крови и участия медицинских сестер в подготовке реципиентов и доноров, в заборах донорской крови и ее хранении, в обеспечении тестов на группу крови и резус-фактор может способствовать формированию профессиональных приоритетов, расширит диапазон выбора рабочих мест:

- медицинская сестра кабинета переливания крови,

- медицинская сестра отделения переливания крови многопрофильных стационаров и научно-исследовательских медицинских институтов.


Мотивация


Изучение теоретических основ по вопросам переливания донорской крови, одноименной по группе и резус-фактору продиктовано определенными трудностями и высокой степенью ответственности медицинских работников при подборе донорской крови реципиенту, при подготовке и выполнении тестов на группу крови и резус-фактор, проб на индивидуальную и биологическую совместимость, контроле состояния реципиента на этапе переливания донорской крови и в ближайшие дни после переливания крови.

Формирование базовых теоретических знаний по основным вопросам переливания донорской крови должно способствовать успешному выявлению проблем реципиентов и доноров на практических занятиях в стационаре, на учебно-производственной и преддипломной практике.


Цели занятия


  • систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самоподготовки;

  • изучить основные показания к переливанию цельной донорской крови и ее компонентов, основные свойства переливания донорской крови, основные противопоказания к переливанию крови;

  • разъяснить основной принцип переливания донорской крови;

  • разъяснить значение основных понятий - группа крови и резус-фактор;

  • разъяснить значение проб на индивидуальную и биологическую совместимость;

  • изучить основные осложнения при переливании донорской крови и обязанности медицинской сестры при развитии осложнений у реципиента;

  • правила и условия хранения донорской крови и ее препаратов;

  • изучить основные направления деятельности медицинской сестры отделений (кабинетов) переливания крови.



Уровни усвоения


Студент должен иметь представление:

  • о свойствах перелитой цельной донорской крови;

  • о необходимости переливания цельной донорской крови или ее компонентов по медицинским показаниям.


Студент должен знать:

  • основные показания и противопоказания к переливанию крови;

  • основные особенности крови донора и реципиента – группа крови и резус-фактор;

  • основные принципы переливания крови – одноименности по группе крови и резус-фактору, совместимости по группе крови и резус-фактору и индивидуальной биологической совместимости;

  • возможные осложнения при переливании крови и алгоритм действий медицинской сестры;

  • правила хранения цельной донорской крови и ее компонентов;

  • правила личной безопасности при работе с кровью и основные направления деятельности медицинской сестры отделения переливания крови.


Студент должен уметь:

  • выполнить пробы на индивидуальную совместимость по группе крови и резус-фактору, пробу на биологическую совместимость;

  • подготовить пациента к гемотрансфузии, выявлять проблемы пациента и участвовать в их решении;

  • наблюдать за состоянием пациента во время гемотрансфузии и после переливания крови.


Воспитательные цели:

  • воспитывать организованность и чувство ответственности при выполнении обязанностей медицинской сестры отделения переливания крови;

  • обязательную исполнительность требований асептики, антисептики и личной безопасности при работе с кровью;

  • осознание причастности к проблемам пациента с целью их своевременно решения;

  • сострадание и милосердие при общении с пациентом и его родственниками.


Развивающая цель:

  • развивать профессиональную наблюдательность и индивидуальный подход к выявлению и решению проблем пациентов.


Ожидаемый результат

В результате углубления теоретических знаний на семинаре студент сможет:

  • использовать знания о группах крови и резус-факторе на доклинических практических занятиях и практических занятиях в стационарах;

  • проводить наблюдение за пациентами во время гемотрансфузий и после переливания крови.

Общие компетенции


- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.


Профессиональные компетенции


- планировать и осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах;

- проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.


Перечень вопросов для самоподготовки студентов


  1. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови.

  2. Группы крови и их антигенный состав.

  3. Метод определения групп крови со стандартными гемагглютинирующими сыворотками.

  4. Метод определения групп крови с использованием цоликлонов (моноклональных антигенов).

  5. Резус-фактор и его определение экспресс-методом.

  6. Пробы на совместимость по группе крови и резус-фактору, их значение.

  7. Проба на биологическую совместимость крови донора и крови реципиента.

  8. Хранение донорской крови и определение ее пригодности к переливанию.

  9. Показания к переливанию донорской крови – абсолютные и относительные.

  10. Противопоказания к переливанию крови – абсолютные и относительные.

  11. Обязательная последовательность действий при подготовке реципиента к гемотрансфузии.

  12. Наблюдение за пациентом во время гемотрансфузии и после переливания крови.

  13. Возможные осложнения при переливании донорской крови, причины развития осложнений.

  14. Алгоритм действий медсестры при гемотрансфузионном шоке.

  15. Профилактика гемотрансфузионных осложнений.

  16. Группы инфузионных растворов для длительной инфузионной терапии.

  17. Правила выполнения длительной инфузионной терапии.

  18. Осложнения длительной инфузионной терапии.

  19. Алгоритм действий медсестры при аллергической реакции во время гемотрансфузии.

  20. Алгоритм действий медсестры при остром расширении границ сердца и других осложнениях при переливании донорской крови.

  21. Основные направления деятельности медсестры отделения переливания крови.

  22. Правила безопасности для медицинского персонала при работе с кровью.



Перечень вопросов для самоподготовки студентов к теоретическому занятию

Тема: «Основы трансфузиологии»


1. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы человека.

2. Основные свойства крови.

3. Группы крови и их антигенный состав.

4. Методы определения групп крови.

5. Резус-фактор и методы его определения.

6. Дайте определение понятиям «донор» и «реципиент».

7. Показания и противопоказания для переливания донорской крови.

8. Подготовка донора к кроводаче.

9. Подготовка реципиента к переливанию крови.

10. Возможные осложнения при переливании донорской крови. Лечение осложнений, профилактика.


Список литературы


Основная литература




п.п.

Автор,

название,

Издательство, год издания

Страницы

1.

Гайворонский И.В.,

Ничипорчук Г.И.,

Гайворонский А.И.

Анатомия и физиология человека


Москва, издательский центр «Академия», 2008


Стр. 349-367

2.

Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И.

Хирургия с основами реаниматологии

(общая хирургия)


Санкт-Петербург, издательство «Паритет», 2001


Стр. 178-213

3.

Кузнецова В.М.

Сестринское дело в хирургии


Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2000


Стр. 157-211



Дополнительная литература




п.п.

Автор,

название

Издательство, год издания

Страницы

1.

Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б.

Анатомия и физиология


Москва, издательство «Медицина», 1988

Стр. 257-316

2.

Петрова Н.Н.

Психология для медицинских специальностей


Москва, издательство «Академия», 2008


Стр. 147-157,

189-194

3.

Мухина С.А., Тарновская И.И.

Теоретические основы сестринского дела


Москва, 1998


Стр. 85-108,

111-189



План методического пособия


    1. Пояснительная записка

    2. Обоснование изучение темы

    3. Мотивация

    4. Цели семинара

    5. Схема межпредметных связей

    6. Логико-дидактическая структура темы

    7. Этапы планирования семинара

    8. Этапы самостоятельной работы студентов

    9. Приложения

    10. Оценочный лист семинара



Схема межпредметных связей

Тема: «Основы трансфузиологии»

Истоки

Выход

  • Анатомия и физиология

  • кровь и кровеносная система

  • деятельность сердца и сосудистой системы




  • Патологическая физиология

  • причины функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы

  • органические изменения и деятельность сердечно-сосудистой системы




  • Латинский язык

  • основы клинической терминологии




  • Фармакология

  • основные группы лекарственных средств, применяемых при гемотрансфузионных осложнениях




  • Основы сестринского дела

  • алгоритм подкожных и внутримышечных инъекций, внутривенных вливаний

  • правила измерения артериального давления, подсчета пульса и частоты дыхания




  • Сестринское дело в хирургии

  • профилактика хирургической инфекции

  • основы асептики и антисептики

  • основы безопасной работы с кровью




  • Основы психологии

  • психология пациента в условиях стационара




  • Медицинская генетика

  • Основы реаниматологии

  • Сестринское дело в педиатрии

  • Сестринское дело в акушерстве и гинекологии

  • Практические занятия в стационарах

  • Учебно-производственная практика

  • Преддипломная практика

  • Профессиональная деятельность медицинской сестры

  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconУчебное пособие по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» составлено в соответствии с гос и рабочей программой. Учебное пособие сборник контролирующих программ и предназначен для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов.
Ю. Г. Шапкин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей хи­рургии Саратовского государственного университета...
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Тема №8
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического...
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconМетодическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Тема №2
Показать на примерах студентам тенденции и возможные направления изменений современной международной обстановки
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconМетодическая разработка для проведения семинара по теме №11
Дать понятие слушателям о классификации чрезвычайных ситуаций природного характера
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconКомплексный план методической работы колледжа на 2011 -2012
Фгос среднего профессионального образования третьего поколения по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060109 «Сестринское дело»,...
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconПрограмма по биологии для абитуриентов, поступающих в медицинский колледж по специальностям «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика» и «Медико-профилактическое дело»
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии»
Краткая история развития педиатрии. Организация системы охраны материнства и детства в Республике Беларусь. Периоды детского возраста,...
Методическая разработка семинара по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» iconОтчет по результатам самообследования
Целью самообследования является оценка готовности специальностей: 060109 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело», 060106 «Стоматология...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница