Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь




Скачать 467.71 Kb.
НазваниеОб утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
страница1/4
Дата13.09.2012
Размер467.71 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 декабря 2006 г. № 125

Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь

В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к президентской программе «Дети Беларуси» на 2006–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 1536 «О Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь согласно приложению.


Министр

А.М.Радьков




СОГЛАСОВАНО

Министр финансов
Республики Беларусь

Н.П.Корбут

14.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр энергетики
Республики Беларусь

А.В.Озерец

07.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Министр культуры
Республики Беларусь

В.Ф.Матвейчук

11.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр связи
и информатизации
Республики Беларусь

Н.П.Пантелей

07.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Министр спорта и туризма
Республики Беларусь

А.В.Григоров

11.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь

Л.В.Русак

08.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Министр архитектуры
и строительства
Республики Беларусь

А.И.Селезнев

11.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр обороны
Республики Беларусь

Л.С.Мальцев

13.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр промышленности
Республики Беларусь

А.М.Русецкий

26.10.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр транспорта
и коммуникаций
Республики Беларусь

В.Г.Сосновский

07.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Председатель Правления
Национального банка
Республики Беларусь

П.П.Прокопович

13.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель
Министра здравоохранения
Республики Беларусь

Р.А.Часнойть

13.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Министр внутренних дел
Республики Беларусь

В.В.Наумов

13.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Министр
по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь

Э.Р.Бариев

07.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Председатель Федерации
профсоюзов Беларуси

Л.П.Козик

11.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Председатель Белорусского
государственного концерна
по производству и реализации
товаров легкой промышленности

Э.М.Нарышкин

11.12.2006







СОГЛАСОВАНО

Председатель Правления
Белорусского республиканского
союза потребительских обществ

В.В.Кулешов

11.12.2006

СОГЛАСОВАНО

Исполняющий обязанности председателя, первый заместитель председателя Гомельского областного исполнительного комитета

Г.В.Дашкевич

27.10.2006







СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

В.Е.Савченко

27.10.2006

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

К.А.Сумар

26.10.2006







СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

Б.В.Батура

24.10.2006

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

Н.Ф.Домашкевич

20.10.2006







СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя
Витебского областного
исполнительного комитета

В.Г.Новацкий

24.10.2006










Приложение

к постановлению
Министерства образования
Республики Беларусь

14.12.2006 № 125

КОНЦЕПЦИЯ
непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь


ГЛАВА 1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ


1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее – Концепция) определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Настоящая Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.

2. Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

3. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

4. Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

5. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.

6. Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

7. Основные требования организации воспитания обучающихся:

обеспечение качества воспитания;

соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

системность и единство педагогических требований;

реализация личностно-ориентированного подхода;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

8. Основные составляющие воспитания:

идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

9. Идеология в системе воспитания реализуется в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние.

Идеологическое становление личности включает следующие этапы: овладение знаниями – принятие ценностей – формирование убеждений – воля к действию – деятельность. Реализация названных этапов в соответствии с принципом непрерывности и преемственности воспитания обеспечивает развитие личности обучающегося в контексте государственной идеологии Республики Беларусь.

Идеологическое обеспечение воспитания осуществляется на основе органичного единства учебного и воспитательного процесса, затрагивает повседневную внеучебную и досуговую деятельность. Последовательное ознакомление учащихся с основами научных знаний, прежде всего с предметами социально-гуманитарного блока, является предпосылкой присвоения ими общечеловеческих и национальных ценностей, формирования убеждений, волевых качеств, норм поведения и деятельности, определяемых идеологией белорусского государства.

Реализация воспитательной функции идеологии способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности.

Условием эффективности идеологической работы в учреждении образования является профессионализм, искренность и высокий уровень идейной убежденности педагогических работников в процессе воспитания и обучения.

10. Формирование и развитие личности обусловлены возрастными особенностями обучающихся. Учет важнейших особенностей на каждом возрастном этапе развития личности обучающегося способствует выявлению психолого-педагогических условий для оптимального удовлетворения ведущих потребностей обучающихся.

11. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Особенности развития личности: развитие эмоциональной саморегуляции; возникновение нравственной саморегуляции поведения; формирование деловых личностных качеств; проявление моральных качеств личности; появление социальных мотивов, стремления к самоутверждению; становление потребности в достижении успехов; появление самосознания в форме оценки собственных личностных качеств. В дошкольном возрасте берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Завершается процесс формирования речи.

Ведущие виды деятельности: предметная и игровая.

Особенности процесса воспитания: формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; нравственный опыт взрослых передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания; существенное значение приобретают оценки, которые дают близкие взрослые поведению ребенка; появление и закрепление новых мотивов деятельности и интересов в сюжетно-ролевых играх; становление характера в играх, межличностном общении и домашнем труде.

12. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: закрепление мотива достижения успехов как устойчивого личностного свойства; усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности; формирование самооценки и уровня притязаний; осознание своих способностей; формирование трудолюбия как качества личности; появление значимых социальных мотивов, удовлетворяемых в общении со сверстниками; расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков.

Ведущие виды деятельности: учебно-игровая, трудовая, досугово развивающая.

Особенности процесса воспитания: формирование деловых качеств в процессе ведущих видов деятельности; закрепление мотива достижения успехов за счет поощрения и стимулирования; формирование самооценки напрямую зависит от характера оценок взрослыми ребенка и его успехов в различных видах деятельности; уровень притязаний зависит от положения, занимаемого в системе взаимоотношений со сверстниками, и успехов в различных видах деятельности.

13. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: возникновение внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть взрослым; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; возникновение новых мотивов учения, связанных с формированием умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельным творческим трудом; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование основ нравственности, социальных установок, отношения к себе, к людям, к обществу; стабилизация черт характера и основных форм межличностного поведения; формирование профессиональной ориентации. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, досугово развивающая.

Особенности процесса воспитания: в становлении волевых качеств личности значительную роль играет подражание старшим, увлечение различными видами спорта, искусства; первичная профессиональная ориентация в учении и труде, объединениях по интересам, а также под воздействием значимых взрослых; начало физического и волевого самовоспитания; характер формируется посредством самостоятельного решения деловых и личных проблем; основы нравственности и культуры формируются в учебной и внеучебной деятельности, через участие в жизни ученического коллектива; жизненные цели и ценности, ролевые формы поведения усваиваются через общение со сверстниками. Большое воспитательное значение имеют ценности, пропагандируемые средствами массовой информации. Определенное влияние оказывает молодежная субкультура.

14. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

Особенности развития личности: становление мировоззрения, нравственного самосознания, социальных, политических, религиозных, культурных и других убеждений; начало практической реализации серьезных жизненных планов; интеллектуальная зрелость; оформление морально-нравственных принципов; профессиональное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок; повышенное внимание к внутреннему миру человека; возникновение личностных эмоциональных отношений между девушками и юношами.

Ведущие виды деятельности: учебно-профессиональная, внеучебная творческая.

Особенности процесса воспитания: начало нравственного самосовершенствования и социально-мировоззренческого самовоспитания; организация ученического самоуправления; повышение ответственности обучающихся за поведение и учебную деятельность. На становлении морально-нравственных качеств оказывают влияние культура, литература, различные виды искусства, средства массовой коммуникации.

15. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Особенности развития личности: профессиональное и личное самоопределение; расширение системы ценностей; появление позиции взрослого; осознание своего назначения и места в жизни; понимание себя и своих особенностей, возможностей; самоуважение, внимание к своему внешнему виду; реализация себя в социуме, труде, семье; профессиональное самоопределение; стремление к практической профессиональной деятельности.

Ведущие виды деятельности: учебно-профессиональная, общественная, внеучебная творческая.

Особенности процесса воспитания: построение отношений между обучающимся и педагогом на основе партнерства и сотрудничества; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся.

  1   2   3   4

Похожие:

Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconОб утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы
Во исполнение пункта 21 подпункта 21. 5 мероприятий по выполнению предписаний статьи 294 Кодекса Республики Беларусь об образовании...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconНормативных правовых актов республики беларусь
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь. Утверждена постановлением министерства образования...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconВопросы для рассмотрения на заседаниях исполкома
Об утверждении Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Браславском районе на 2011-2015 годы
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconОбразовательная программа моу дод дома учащейся молодежи «В мире знаний и искусств»
Информационная справка о Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Доме учащейся молодежи
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь icon10 апреля 2007 г. №54 Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия
На основании подпункта 1 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. №150 «О государственных...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconОб утверждении комплексной программы развития сферы услуг в республике беларусь на 2006 2010 годы совет Министров Республики Беларусь постановляет
...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconПедагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconО оо «Лаборатория интеллекта» II республиканская образовательная летняя школа для учащейся молодежи
Центр студенческих научных инициатив при Совете молодых ученых Национальной академии наук Беларуси организует II республиканскую...
Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь iconУказ президента республики беларусь
Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в республике беларусь на 2011 2015 годы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница