Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений»




Скачать 112.26 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений»
Дата07.02.2013
Размер112.26 Kb.
ТипУрок
Десятая территориальная ярмарка образовательных ресурсов

«Новое образование - Поволжскому округу»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ


Тема «Решение текстовых задач

при помощи составления систем уравнений»»


Небоженко Т.А. учитель математики высшей категории

ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска


г. Новокуйбышевск, 2012 г

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ

Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений


ФИО (полностью)

Небоженко Татьяна Александровна

Место работы

ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений (№ 2 и 3 урок из 4 по теме)

Базовый учебник

Алгебра. 7 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, И.Е. Феоктистов. М.: Мнемозина, 2011


Цель урока: формирование навыка составления систем уравнений с двумя переменными по условию задач и решения систем уравнений

Задачи:

обучающие: закрепить проведение анализа условия (что дано, что найти) и введение буквенных обозначений, сформировать навык схематической записи задачи в виде таблицы или схемы; составления системы уравнений, используя текст задачи; научить анализу значений переменных.

развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, навыки самопроверки результатов деятельности, развивать у детей логического мышления, интереса к урокам математики, продолжить формирование математической речи учащихся, отработать навык оформления решения текстовых задач.

воспитательные: воспитывать самостоятельность учащихся через организацию индивидуальной деятельности, воспитывать умение объективно оценивать своих товарищей, воспитывать волю, настойчивость и усидчивость, содействовать воспитанию активной жизненной позиции, воспитывать чувства красоты и гармонии; дисциплинированности.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и отработки навыков.

Вид урока: практикум по решению задач.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная работа

  • Самостоятельная работа

  • Индивидуальная работа

  • Работа в малых группах


Необходимое техническое оборудование:

тетради, учебники, карточки для выполнения индивидуальной работы, медиапроектор, ПК или ноутбук.

Планируемый результат:

Знать:

  • способы решения систем линейных уравнений,

  • алгоритм решения задач.

Уметь:

  • применять удобный способ решения систем линейных уравнений,

  • применять алгоритм решения задач на практике,

  • анализировать полученные значения,

  • использовать различные источники знаний,

  • работать с карточками различного содержания,

  • работать в группах, индивидуально.

Используемые технологии: уровневой дифференциации, индивидуального обучения, работа в группах, ИКТ.

Методы работы:

а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа под руководством.

б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль, тест.


Методические рекомендации учителю для проведения урока:

Перед проведением урока класс делится на группы, которые формируются по темпу восприятия учебного материала учащимися (медленный темп – желтый, средний темп – синий, быстрый – зеленый), может быть более одной группы одинаковой скорости изучения, в зависимости от уровня класса. В малой группе – оптимально может быть 5-6 человек. Обычно в классе - 5 групп.

При решении задач учащиеся могут общаться внутри группы.

В желтой группе достаточно проанализировать условия задач, схематично записать его, составить систему уравнений, решить хотя бы одну систему и записать ответ задачи.

В синей группе достаточно проанализировать условия задач, схематично записать его, составить систему уравнений всех задач и довести решение 2-3 задач до конца.

В зеленной группе должны проанализировать условия всех задач, схематично записать их, составить системы уравнений и довести решение всех задач до конца.

Учитель может консультировать группы индивидуально.

По окончании работы каждая группа защищает решение одной задачи, задачи не должны повторятся. Защита начинается с желтых групп, потом – синие и зеленые.

План урока:

пп

Этапы урока

Содержание

Время

1.

Вводно-мотивационная часть

Организационный момент.

Проверка домашней работы.

Постановка цели и задачи урока.

Актуализация опорных знаний.

15 мин

2.

Операционная (основная) часть

Решение задач.

Защита решения.

30 мин

25 мин

3.

Рефлексия

Рефлексия


3 мин

4.

Итог

Домашнее задание.

Выводы.

7 мин


Ход урока:

Вводно-мотивационная часть

Организационный момент. Учитель проверяет отсутствующих, учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.


Проверка домашней работы. Решение домашних заданий на слайде 2, 3, 4 презентации. Учащиеся сверяют свое решение и задают вопросы.


Постановка цели и задачи урока.

Учитель: Слова Ньютона «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический» – эпиграф к нашему уроку (слайд 5), записываем число и тему урока (слайд 6). А цель и задачи этого урока – продолжить решать текстовые задачи разного типа, но составляя системы уравнений.


Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальный опрос (слайд 7):

Определение линейного уравнения с двумя переменными.

Определение решения линейного уравнения с двумя переменными.

График линейного уравнения.

Количество решений линейного уравнения.

Определение решения системы уравнений с двумя переменными.

Методы решения систем уравнений с двумя переменными.

  1. Тестовая работа с самопроверкой (Текст работы см. Приложение 1, ответы на доске (слайд 8, 9). Учащиеся записывают ответы в тетрадь и на листок, который сдают учителю (учитель может после урока оценить работы учащимся).

Учащиеся проверяют работу в тетради и оценивают себя сами.


Операционная (основная) часть (см. рекомендации к проведению урока).

Решение задач. Задачи взяты из учебника № 1288, 1293, 1295, 1304, 1306.

Физкультминутка. Упражнения для глаз, кровообращения, разминка верхнего плечевого пояса.

Защита решения. Для учителя решение задач приведено в Приложении 2.

На слайдах презентации представлены таблицы к каждой задаче, учащимся необходимо вписать данные согласно условию задач, записать систему уравнений с двумя неизвестными и ответ (см. слайды 10 – 15)


Рефлексия (слайд 16)

Рефлексия. Укажи свое место на пирамиде знаний. Учащиеся подходят к доске и рисуют кружки там, где хотят.


Итог.

Домашнее задание (см. слайд 17).

Составить математическую модель одной или нескольких следующих задач. Учащимся раздается задание на листочках (см. Приложение 3)


Выводы: Подведение итогов урока (см. слайд 18).

Анализ что получилось, что не получилось у учащихся и почему.

На что нужно обратить внимание

Оценка деятельности учащихся на уроке.


Источники информации:

  1. Учебник Алгебра. 7 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, И.Е. Феоктистов. М.: Мнемозина, 2011.

  2. И.Е. Феоктистов Алгебра, 7. Дидактические материалы. Методические рекомендации. М.: Мнемозина, 2011.

  3. Т.М. Ерина. Поурочное планирование по алгебре к учебнику Ю.Н. Макарычева «Алгебра. 7 класс». М.: Экзамен, 2008 г.

  4. Сайт «1 сентября. Фестиваль»


Приложение 1.

А7 Тест Системы линейных уравнений

Вариант 1

1. Решением системы является пара:

1) (3;2); 2) (-1; 0); 3) (-2,5; 0); 4) (2; 3).


2. Координаты точки пересечения графика уравнения 2х + Зу = 5 и оси абсцисс являются решением системы:

1) 3)

2) 4)

3. Система уравнений

  1. имеет единственное решение;

  2. не имеет решений;

  3. имеет бесконечно много решений;

  4. имеет два решения.

4. На рисунке изображено графическое решение системы:

1) 3)

2) 4)


5. Графическое решение системы изображено на рисунке



6. Графическое решение системы изображено на рисунке




А7 Тест Системы линейных уравнений

Вариант 2

1. Решением системы является пара:

1) (0; 6); 2) (3; 2); 3) (2; 3); 4) (4; 0).


2. Координаты точки пересечения графика уравнения 3х -2у = 7 и оси ординат являются решением системы:

1) 3)

2) 4)

3. Система уравнений

  1. не имеет решений;

  2. имеет единственное решение;

  3. имеет два решения;

  4. имеет бесконечно много решений.

4. На рисунке изображено графическое решение системы:

1) 3)

2) 4)


5. Графическое решение системы изображено на рисунке




6. Графическое решение системы изображено на рисунке



Приложение 2

Решение задач:

1288

х км/ч – скорость теплохода

у км/ч – скорость течения





Скорость (км/ч)

Время (ч)

Расстояние (км)

По течению

х + у

4

4 (х + у)

Против течения

х - у

5

5 (х – у)






х > у на 40 км/ч



Ответ: 5 км/ч.

1293





Скорость (км/ч)

Время (ч)

Расстояние (км)

Первый

х

2



Второй

у

2








2х > 2у на 4 км



Ответ: 12 км/ч, 10 км/ч.


1295





Было

Изменения 1

Изменения 2

Первое число

х





Второе число

у







Всего 15 II


Ответ: 12 и 15.


1304





Скорость (км/ч)

Время 1 (ч)

Расстояние 1 (км)

Время 2 (ч)

Расстояние 2 (км)

Первый

х

3







Второй

у

2














Ответ: 10 км/ч, 15 км/ч.

1306

1 способ





Задуманное число

Изменения 1

Изменения 2

Первое число

х

х



Второе число

у



у



Сумма 27 Разность 11



2 способ

Пусть I число – х, тогда II – (3х – 11). Зная, что сумма равна 27, составим уравнение:

х + 2(3х – 11) = 27

Ответ: 7, 10.


Приложение 3

Домашнее задание

Составить математическую модель одной или нескольких следующих задач. Учащимся раздается задание на листочках

1 Задача иранского ученого XVI века Бехаэддина: Разделить число 10 на 2 части, разность которых 5.

2. Задача Бхаскары: Некто сказал другу: “Дай мне 100 рупий и я буду богаче тебя вдвое”. Друг ответил: “Дай мне только 10 и я стану в 6 раз богаче тебя”. Сколько рупий было у каждого?

3.Задача из VII книги “Математика”: Имеется 9 слитков золота и 11 слитков серебра, их взвесили, вес как раз совпал. Переложили слиток золота и слиток серебра, золото стало легче на 13 ланов. Спрашивается, каков вес слитка золота и слитка серебра, каждого в отдельности?

4. Задача из книги “Математика в девяти книгах”: Сообща покупают курицу. Если каждый внесет по 9 (денежных единиц), то останется 11, если же каждый внесет по 6, то не хватит 16. Найти количество людей и стоимость курицы.

5. Задача из рассказа А.П.Чехова “Репетитор”: Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?

6. Задача Ал – Хорезми: Найти два числа, зная, что их сумма равна 10, а отношение 4 к 7.

Похожие:

Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconРазработка урока по алгебре в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений по формуле»
Цель: создание условий для обобщения знаний и умений по решению квадратных уравнений
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconУрок по алгебре в 10 классе на тему «Решение показательных уравнений, неравенств и систем уравнений»
Цель : рассмотреть способы решения показательных уравнений, неравенств и их систем
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» icon«Арифметические способы решения текстовых задач по математике в 5-6 классах» Методическая разработка
Іі методика обучения учащихся решению текстовых задач арифметическим методом
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconПрограмма элективного курса по алгебре по теме «Решение текстовых задач»
...
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconПлан-конспект урока «Решение систем уравнений методом алгебраического сложения»
Тема и номер урока в теме: «Решение систем уравнений методом алгебраического сложения» №2
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconЭлективный курс «Решение уравнений и неравенств»
Целью изучения курса «Решение уравнений и неравенств» по алгебре и началам анализа в XI классе является: повторение, обобщение и...
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconРеферат по математике на тему «Решение текстовых задач по математике единым алгоритмом»
А в этом году, учась в 8 классе и готовясь к гиа по учебнику «Подготовка к гиа – 2012» при изучении соответствующих тем программы...
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconМетодическая разработка урока по предмету «Алгебра и начала анализа»
«Решение тригонометрических уравнений», используя основные теории (введение определений аркусов, формулы для решения тригонометрических...
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconРазработка урока «Решение текстовых задач»
Перед учителем математики стоит задача – не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого...
Методическая разработка урока по алгебре в 7 классе тема «Решение текстовых задач при помощи составления систем уравнений» iconРазработка урока по алгебре в 9 классе
В итоге теряется интерес и внимание к таким заданиям. Однако в силах учителя превратить эту «рутинную» работу в интересный поиск...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница