Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике»




Скачать 244.63 Kb.
НазваниеПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике»
Дата07.02.2013
Размер244.63 Kb.
ТипПрограмма


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Пятигорский государственный технологический
университет


Кафедра «Управление и информатика в технических системах»


Программа

итогового междисциплинарного экзамена

по специальности

200402.65 «Инженерное дело в медико-биологической практике»,


Направление 653900 «Биомедицинская техника»


План 2004 г.-2008 г.


ПЯТИГОРСК 2008г.


Программа содержит общие положения по порядку проведения государственного экзамена, а также материалы конкретных разделов ряда специальных дисциплин и дисциплин специализации, формирующих профессиональный уровень выпускника.

Настоящая программа предназначена для студентов, сдающих Государственный экзамен по специальности 200402.65 «Инженерное дело в медико-биологической практике»


Составители:


д.т.н., профессор В.А. Уткин

ассистент каф. УИТС Л.В. Бондаренко


Рецензент: д.т.н., профессор А.М.Макаров


Программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта Российской Федерации


Программа государственного экзамена рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Управление и информатика в технических системах, протокол №____ от «___» ___________ 2008г.





СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

4

1. Общие положения………………………………………………………..

5

2. Рекомендации по методике ответа студента на экзаменационные вопросы по итоговому междисциплинарному экзамену………………...

8

3. Краткое содержание вопросов итогового междисциплинарного экзамена……………………………………………………………………..

12

3.1. Управление в биологических и медицинских системах……………

12

3.2. Биофизика………………………………………………………………

15

3.3. Основы теории биотехнических систем………...……………………

17

3.4 Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы…………..

20

Введение



Программа государственного экзамена предназначена для студентов специальности 200402.65 «Инженерное дело в медико-биологической практике», в целях подготовки к сдаче государственного экзамена, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку студентов к решению профессиональных задач, их готовность к основным видам профессиональной деятельности.

Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, предусмотренные рабочим учебным планом с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Программа охватывает весь круг общих проблем, важнейших вопросов инженерной деятельности в медико-биологической практике, знание которых является необходимым условием получения квалификации специалиста в обозначенной области.

Текст программы содержит вполне конкретные, точно сформулированные вопросы, ответы на которые обеспечивают возможность адекватной оценки знаний и профессиональной подготовки будущих специалистов.

Предполагается, что в каждом конкретном случае комплекс верных ответов на экзаменационные вопросы будет отвечать квалификационным требованиям. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения учебной и научной литературы и показать собственную точку зрения на поставленные вопросы.

Разделы программы соответствуют основным дисциплинам учебного плана специальности, причем каждый из них снабжен списком основной литературы, что должно способствовать успешной подготовке к экзамену.

1. Общие положения



Специальность «Инженерное дело в медико-биологической практике» относится к подготовке по направлению «Биомедицинская техника».

Поскольку биомедицинская техника включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и обслуживание инструментальных средств для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, для биологического эксперимента, разработку программного обеспечения для решения задач медико-биологической практики, маркетинг медицинской техники, инженер по специальности 200402.65 и должен обеспечивать реализацию всех этих направлений.

Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 200402.65 являются приборы, системы, комплексы и основные медицинские технологии, а также методы исследований, лечебных воздействий, обработки информации в практическом здравоохранении и различных областях биомедицинских исследований.

В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в условиях организаций, связанных с разработкой и производством биомедицинской техники, медицинских центров и лечебно-профилактических учреждений различного профиля (больниц, амбулаторий, поликлиник и пр.), спортивно-оздоровительных комплексов, курортно-санаторных организаций, биостанций, биологических исследовательских лабораторий, экологических центров инженер по специальности 200402.65 может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;

  • организационно-управленческая;

  • производственно-технологическая;

  • эксплуатационное и сервисное обслуживание.

При этом инженер по специальности 200402.65 может быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

  • формированию целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построению структуры их взаимосвязей, выявлению критериев решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

  • разработке обобщенных вариантов решения проблемы, анализу этих вариантов, прогнозированию последствий, нахождению компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирования реализации проекта;

  • разработке функциональных и структурных схем приборов и систем в соответствии с содержанием конкретной образовательной программы (специальности) на системотехническом и схемотехническом уровнях проектирования с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;

  • использованию информационных технологий при разработке новой медицинской техники;

  • созданию теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства, состояние и поведение объекта исследования;

  • разработке нестандартного оборудования и приспособлений для медицинских и биологических исследовательских лабораторий;

  • разработке планов, программ и методик проведения исследований и алгоритмов обработки результатов исследований;

  • участию в разработке новых методов исследования состояния биологических объектов и управления этим состоянием, а также новых медицинских технологий с применением технических и компьютерных средств;

  • организации эффективного использования материалов, компонентов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;

  • организации работы коллектива исполнителей, принятию управленческих решений в условиях различных мнений;

  • составлению описаний методик использования медицинской техники, условий и инструкций по эксплуатации и другой нормативно-технической документации;

  • участию в организации и проведении диагностических исследований, лечебных процедур (в том числе в процессе реабилитации в восстановительный период) и биологического эксперимента с применением инструментальных и аппаратно-программных средств;

  • разработке программного обеспечения для решения практических задач медико-биологической практики;

  • обработке биомедицинской информации, созданию и эксплуатации медицинских баз данных, экспертных, мониторных систем, использованию современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов.


Качество и уровень подготовки инженера, его способность к решению задач профессиональной деятельности оценивается путем проведения итогового междисциплинарного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, включая дисциплины специализации. Его целью является выявление соответствия знаний выпускника университета требованиям Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования.

Государственный итоговый квалификационный экзамен проводится после успешного завершения студентами программы обучения и осуществляется в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.03.2003г.

Данное Положение предусматривает аттестацию выпускников Вуза по комплексной оценке уровня теоретической, научной и практической подготовки. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 200402.65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» проводится в соответствии с учебным планом и учитывает не только требования к содержанию отдельных дисциплин, но и общие требования к молодому специалисту.

Организационно-подготовительная работа к экзамену проводится выпускающей кафедрой совместно с учебным отделом и деканатом по разработанному плану-графику.

Разработанная на выпускающей кафедре Программа итогового экзамена утверждается Ученым Советом университета и доводится до сведения студентов за месяц до начала сдачи экзамена.

Методические материалы по сдаче итогового междисциплинарного экзамена включают в себя перечень примерных вопросов по профилирующим дисциплинам специальности 200402.65 «Инженерное дело в медико-биологической практике», предусмотренным соответствующими программами: «Биофизика», «Основы теории биотехнических систем», «Управление в биологических и медицинских системах», «Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы».

Экзаменационный билет содержит три теоретических вопроса.

Программа экзамена имеет цель оказать помощь студентам в подготовке к итоговой аттестации, поэтому в ней предусмотрено подробное содержание каждого экзаменационного вопроса в соответствии с государственными требованиями, которые предъявляются к объему знаний студентов - выпускников.

Государственный итоговый квалификационный экзамен проводится в сроки, определенные графиком учебного процесса на текущий учебный год. Порядок проведения следующий.

К экзамену допускаются лишь те студенты, которые успешно завершили полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.

Итоговый экзамен проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии при наличии не менее двух ее членов. Студентам предлагаются экзаменационные билеты, которые включают в себя два вопроса по циклу специальных дисциплин и один вопрос по дисциплине специализации. Экзаменуемому предоставляется время для подготовки к ответу. Ему разрешается пользоваться программой экзамена по специальности и другими материалами, разрешенными экзаменационной комиссией. На вопросы билета студент отвечает публично. Члены экзаменационной комиссии вправе задавать дополнительные вопросы с целью выявления глубины знаний выпускника по рассматриваемым темам. Продолжительность ответа на вопросы билета не должна превышать 30 минут.

Результаты экзамена определяются коллегиально оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в день сдачи экзамена после оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационной комиссией и заполнения зачетной книжки студентов.

Студенты, получившие оценку "неудовлетворительно" или не явившиеся на сдачу экзамена по уважительной причине допускаются к повторной сдаче экзамена лишь по распоряжению ректора университета в сроки, определяемые выпускающей кафедрой, но не позднее, чем за месяц до защиты дипломной работы в Государственной Аттестационной Комиссии.

Лица, получившие на повторном экзамене "неудовлетворительную" оценку к защите дипломной работы не допускаются и отчисляются из ПГТУ.

2. Рекомендации по методике ответа студента на экзаменационные вопросы по итоговому междисциплинарному экзамену



Цель председателя и членов Государственной Экзаменационной комиссии при проведении экзамена заключается в объективной оценке теоретико-прикладных знаний, навыков и умений экзаменующихся.

При подготовке ответов на экзаменационные вопросы студенту рекомендуется воспользоваться следующей методикой:

1. Обоснование роли и места вопроса (темы) в изучаемой дисциплине.

Студенту необходимо аргументировать значимость данного вопроса или темы в изучаемой дисциплине, продемонстрировав тем самым, что он достаточно ориентирован в ее структуре и логике. Следует также указать на взаимосвязь данного вопроса (темы) с другими вопросами (темами) изучаемого курса.

2. Указание нормативно-правовой базы, относящейся к теме.

В данной части ответа следует назвать нормативно-правовые источники (законы, постановления, указы и др.) в их хронологической последовательности. Знание юридической базы студентом представляет его ответ с выгодной стороны и является обязательным.

3. Определение понятийного категориального аппарата.

Для выполнения этого пункта рекомендаций требуется вначале дать определения основных категорий и понятий, которые встречаются в трактовке экзаменационного вопроса.

Затем привести критерии, по которым данная категория отличается от ряда аналогичных (в первую очередь, функциональные).

4. Приведение видов, состава и классификации исследуемых категорий.

Данная рекомендация должна выполняться исходя из современных научных представлений об исследуемых категориях.

5. Приведение формул и примеров.

Содержательность студенческого ответа должна быть поддержана приведением необходимых по теме формул и соответствующих примеров с применением формул. Грамотное использование этого пункта рекомендаций наглядно демонстрирует прочность знаний экзаменующихся. Приветствуется использование общепринятых символьных обозначений, но возможно и использование собственной символики для обозначения показателей.

6. Обозначение проблемной постановки вопроса.

В тех случаях, когда вопрос носит проблемный характер, следует пояснить, в чем состоит конфликт и сложность поднимаемого вопроса. Под проблемой в самом общем плане понимается несоответствие действительного состояния системы желаемому, т.е. как есть и как должно быть. Ответ студента, умеющего квалифицированно осуществлять проблемную постановку вопроса, оценивается более высоко.

7. Изложение истории вопроса и возможности дальнейшего развития темы.

В данном пункте, если позволяет тема, рекомендуется несколько расширить рамки вопроса с тем, чтобы продемонстрировать комиссии не только знание данного вопроса, но свое профессиональное перспективное мышление по излагаемому вопросу. Точка зрения студента может не совпадать с общепринятыми представлениями о способах решения проблемы, но главным критерием в этом случае служит достаточно четкая логика рассуждений и надежность аргументации. Приветствуется также оригинальность и свежесть высказываемых идей.

Последовательность ответа по указанным пунктам может изменяться в зависимости от специфики и внутренней логики излагаемого вопроса. Изложение может также содержать и другие пункты, имеющие прямое отношение к изучаемой тематике. Общим требованием к ответу служит его конкретность, полнота и логичность изложения.


3. Краткое содержание вопросов итогового междисциплинарного экзамена

3.1. УПРАВЛЕНИЕ В БИОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ СИСТЕМАХ





  1. Понятие о системах управления.

Основные определения и понятия. Виды систем автоматического управле­ния.

  1. Принципы построения систем управления.

Принцип программного управления. Принцип компенсации. Принцип регу­лирования по отклонению. Динамические характеристики.

  1. Математические модели объектов и систем.

Структурное представление объектов в виде комбинации элементарных звеньев. Описание объектов в пространстве состояний. Описание объектов дифференциальными уравнениями в частных производных.

  1. Пример системы управления с сосредоточенными параметрами.

Система автоматического регулирования скорости вращения двигателя. Структурная схема системы управления.

  1. Понятие разомкнутой и замкнутой системы.

  2. Постоянные времени, амплитуда, время регулирования, перерегулирова­ние.

  3. Понятие характеристических уравнений. Описание объектов в виде характеристических полиномов.

  4. Критерии устойчивости.

Основные критерии устойчивости применяемы при анализе линейных и не­линейных объектов (систем).

  1. Основные критерии устойчивости применяемы при анализе линейных и нелинейных объектов.

  2. Критерии устойчивости Михайлова.

Основные понятия. Необходимые и достаточные условия устойчивости.

  1. Необходимые и достаточные условия устойчивости различных критериев.

Представление объекта в виде характеристического полинома и демонстра­ция критерия устойчивости Михайлова.

  1. Структурное представление систем управления.

Представление объектов в виде блоков, имеющих входное воздействие и функцию выхода.

  1. Критерий устойчивости Найквиста.

Основные определения. Области применения. Графическая интерпретация критерия устойчивости Найквиста.

  1. Примеры анализа устойчивости с помощью критерия устойчивости Найк­виста.

Представление объекта в виде апериодического звена с чистым запаздыва­нием и анализ его устойчивости.

  1. Аппроксимация передаточной функции объекта в виде апериодического звена с чистым запаздыванием и анализ его устойчивости.

  2. Синтез статических законов управления.

Синтез статических законов с использованием годографов собственных зна­чений функций операторов объекта и с использованием логарифмической амплитудно-фазовой частотных характеристик.

  1. Синтез интегральных законов управления.

Передаточные функции интегральных законов. Характеристики интеграль­ных законов управления: фазовый сдвиг, ошибка регулирования. Синтез инте­гральных законов с использованием логарифмической амплитудно-фазовой частотных характеристик.

  1. Синтез пропорционально-интегро-дифференцирующего закона управления.

  2. ЛАЧХ, ФЧХ и годограф (АФЧХ) интегрирующего и форсирующего звеньев.

  3. ЛАЧХ, ФЧХ и годограф (АФЧХ) дифференцирующего и интегрирующего звеньев.



Список рекомендуемой литературы



Основная литература:


  1. Алексеев А.А., Имаев Д.Х., Кузьмин Н.Н., «Теория управления», СПб, 1999 г. 435 с.учебник для ВУЗов.

  2. Ляпунов А.М. Общая задача устойчивости движения. Собр. Сичинений. Т.2. М.:Изд-во АН СССР, 1956.

  3. Першин И.М. Анализ и синтез систем с распределенными параметрами. Пятигорск: РИА КМВ. 2007 – 244 с.

  4. Теория автоматического управления / Под ред. В.Б. Яковлева. М.: Высш. Школа, 2003.

  5. Теория автоматического управления / Под ред. А.А. Воронова. Ч.1. М.: Высш. Школа, 1986.

  6. Теория автоматического управления / Под ред. А.А. Воронова. Ч.2. М.: Высш. Школа, 1986.


Дополнительная литература:


  1. Барбашин Е.А. Функции Ляпунова. М.: Наука, 1970.

  2. Владимиров В.С. Уравнения математической физики. – М.: Наука, 1981.

  3. Владимиров В.С. Уравнения математической физики. – М.: Наука, 1981.

  4. Ватсон Г.Н. Теория Бесселевых функций. Часть первая. М., 1949 г. 797 стр. с илл.

  5. Захаров В.К., Лыпарь Ю.И. «Электронные устройства автоматики и телемеханики».Л. Электроатомиздат 1984 г.

  6. Кошляков Н.С., Глинер Э.Б., Смирнов М.М. Уравнения в частных производных математической физики. – М.: Наука, 1970.

  7. Лыков А.В. Теория теплопроводности. – М.: Высшая школа. – 1967. – 599 с.

  8. Положий Г.Н. Уравнения математической физики. М.: Высшая школа, 1964.- 559 с.

  9. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления т. II: Учеб. для втузов. В 2-х т. Т. П: - М.: Интеграл-Пресс, 2000. – 544 с.

  10. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гемкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Физматгиз, 1961.

  11. Янке Е., Эмде Ф., Лёш Ф. Специальные функции (формулы, графики, таблицы) М., 1964 г. 344 стр. с илл.

3.2. БИОФИЗИКА





  1. Основные функции биологических мембран. Структура биологических мембран. Пассивный перенос веществ через мембрану. Активный транспорт веществ. Электрогенные ионные насосы.

  2. Биоэлектрические потенциалы. Потенциал покоя в клетках. Потенциал действия. Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна. Скорость и частота проведения импульсов.

  3. Внешние электрические поля органов. Физические основы электрокардиографии. Электрическая модель сердца. Основные параметры ЭКГ.

  4. Холтеровское мониторирование ЭКГ. Основные принципы анализа динамики ЭКГ.

  5. Строение мышечного волокна. Моделирование мышечного сокращения. Структура поперечно-полосатой мышцы. Модель скользящих нитей. Биомеханика и энергетика мышцы.

  6. Законы термодинамики в химии и биологии. Изменение стандартной свободной энергии. Химический и электрохимический потенциалы

  7. Биофизика системы кровообращения. Реологические свойства крови. Основные законы гемодинамики. Кинетика кровотока в эластичных сосудах. Пульсовая волна. Модель Франка.

  8. Динамика движения крови в капиллярах. Фильтрационно-реабсорбционные процессы. Кровоток при локальном сужении сосудов. Резистивная модель. Кровезаменители. «Голубая кровь». Перфторуглероды в медицине.

  9. Опорно-двигательный аппарат. Структура костной ткани. Соединительная ткань. Роль эластических волокон. Напряжение растяжения.

  10. Аппарат Илизарова. Функции аппарата. Условия и формы применения. Чрескостный дистракционно-компрессионный остеосинтез.

  11. Собственные физические поля организма человека Их источники. Фоноскопия и фонография, их диагностическое значение.

  12. Гомеостаз и гомеокинез. Механизмы развития и адаптации. Закон накопления и вывода веществ. Кумуляция и истощение. Ятрогенные эффекты.

  13. Действие физических факторов на биологические объекты. Воздействие электрического тока на живой организм. Механизм биологического действия электромагнитных волн радиочастотного диапазона.

  14. Действие физических факторов на биологические объекты. Воздействие на биологические объекты излучений оптического диапазона. Воздействие ультрафиолетового излучения на биологические объекты. Воздействие на биологические объекты излучений акустического диапазона.

  15. Ионизирующее излучение в медицине. Воздействие ионизирующего излучения на организм. Применение ионизирующего излучения в медицине. Защита от ионизирующего излучения.

  16. Физиотерапия. Основные методы. Физиотерапевтические эффекты применения высокочастотных электрических полей. Принципы Д’Арсонваля.

  17. Биоритмы в норме и патологии. Перспективы и риски хронобиологии.



Список рекомендуемой литературы

Основная литература:


  1. Биофизика, Учебник для вузов под ред. В.Ф.Антонова. – «Владос», 2000. – 287 с.

  2. Биофизика, Учебник для вузов/А.М.Черныш (и др.); ред. В.Ф.Антонов.-3 е изд, испр. и доп.- М: ГИЦ ВЛАДОС, 2006 г – 287 с.

  3. Биофизика: Биофизика клеточных процессов; учебник / А.Б.Рубин; МГУ им. М.В.Ломоносова – 3е изд., испр. и доп. – М: Изд-во МГУ, 2004 г. – 469 с.

  4. Биофизика, Учебник для вузов, авт. В.А.Тиманюк и Е.Н.Животова. Киев, 2004. – 702 с.

Дополнительная литература:


  1. Вейс М. Зембатый А. Физиотерапия / Пер. с польск. - М.: Медицина, 1986.- С. 445.

  2. Дитятев В.П., Антюфьев В.Ф. и др. Информационная поддержка решений врача в кардиологии. – Екатеринбург: Виктор, 1997. – 312 с.

  3. Уткин В.А. Статистические технологии в медицинских исследованиях. - Пятигорск: ГНИИК, 2002. - 214 с.



3.3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ





  1. Основные сведения по системному подходу при сопряжении элементов живой и неживой природы. Системы технические, биологические и биотехнические. Определения и понятия о больших, сложных и элементарных системах.

  2. Общие свойства систем: управление, информация, эффективность, помехоустойчивость, надежность. Особенности биологических систем управления. Теоретические основы диагностики состояния систем.

  3. Бионическая методология изучения живых организмов. Модели прямой аналогии, физические, математические и смешанные модели. Роль моделирования при сочленении живых и неживых элементов в единую биотехническую систему целенаправленного поведения.

  4. Классификация биотехнических систем по их целевой функции. Метод поэтапного моделирования БТС. Основные задачи, этапы синтеза БТС.

  5. Примеры поэтапного моделирования БТС различного типа. Структурная схема БТС биомедицинского назначения. Структурная схема БТС эргатического типа.

  6. Свойство суперадаптивности БТС. Согласование управленческих характеристик человека-оператора и управляемой им системы (объекта). Регуляция параметров в биологических системах

  7. Классификация БТС медицинского назначения. Автоматизированные БТС для больших медицинских многопрофильных и специализированных центров. Математическая модель и процедуры синтеза БТС медицинского назначения.

  8. Современные палатные диагностические комплексы на микропроцессорной технике. Автоматизированные системы для массовых профилактических осмотров населения (АСПОН). Биотехнические системы для функциональной диагностики и спорта.

  9. Многоканальные биотехнические комплексы (БТК) с использованием передачи информации по телеметрическому каналу. Примеры оборудования бальнеологических и спортивных комплексов. Внутренняя среда живого организма и методы управления ее состоянием.

  10. Общение организма с окружающей средой посредством вещества, энергии и информации. Системы управления вещественные, энергетические и информационные. Контактные и бесконтактные методы воздействия на живой организм.

  11. Биотехнические системы управления целенаправленным поведением. Методы оптимизации характеристик управляющих сигналов. Биологические обратные связи для обеспечения режима адекватного управления.

  12. Рассмотрение организма с позиций системного анализа. Эволюционный аспект системных исследований биосистем. Общая схема функциональной системы организма

  13. Система внешнего дыхания. Система терморегуляции. Система регуляции уровня сахара в крови

  14. Система кровообращения. Система двигательных нервов. Рецепторные подсистемы организма

  15. Эффекторные подсистемы организма. Вегетативная нервная система. Центральная нервная система

  16. Управление в биологических системах. Регуляция параметров в биологических системах. Принципы синтеза БТС

  17. Основные этапы моделирования БТС. Медицинские терапевтические БТС. БТС для лабораторных анализов

  18. Управление в БТС медицинского назначения. Съем биологической информации в БТС. Обобщенная модель БТС

  19. Цифровые модели нейронов. Информационные процессы в БТС. Нервные клетки и их аналоговые модели. БТС искусственного очищения крови

  20. БТС искусственного жизнеобеспечения. Экспертно-статистические БТС. Математические методы в медицине. Нейропроцессоры и нейросети



Список рекомендуемой литературы




Основная литература:




1. Биотехнические системы: Теория и проектирование/ Под ред. В.М. Ахутина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 2001.

2. Теория и проектирование диагностической электронно-медицинской аппаратуры/ Под ред. В.М. Ахутина. - Л.: Изд-во ЛГУ,200

3. Поэтапное моделирование и синтез адаптивных биотехнических эргатических систем. - в кн.: Инженерная психология. М.: Наука, 2007.

4. Адаптивные биотехнические системы. - В кн.: Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. - М.: Наука, 2000.

5. Биологическая кибернетика/ Под ред. В.М. Когана. - М.: Высш.шк.,2002.


Дополнительная литература:



1. Ахутин В.М. Бионические аспекты синтеза биотехнических систем. - Информ. материалы. Кибернетика,4 (92).М.: Сов. радио, 1996.

2. Биотехнические системы в авиационной эргономике. - Вопросы кибернетики, вып.51. М.: Сов. радио, 1998.

3. Бусленко Н.П., Калашников В.Б., Коваленко И.М. Лекции по теории сложных систем. - М.:Сов.радио,2003.

3.4. МЕДИЦИНСКИЕ ПРИБОРЫ, АППАРАТЫ, СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ





  1. Классификация медицинских приборов. Классификация методов с технической точки зрения. Электрофизиологические методы

  2. Прибор электроэнцефалографии. Медицинские основы метода. Технология проведения исследования. Основные параметры электроэнцефалограммы. Общая структурная схема аппаратуры регистрации электроэнцефалограммы. Структурная схема. Типовая структурная схема усилителя. Оконечный усилитель.

  3. Блок АЦП. Организация выбора необходимого канала для оцифровки.. Принцип работы. Организация цифрового переключения коэффициента усиления.. Цифровой блок

  4. Фотостимуляторы. Фоностимулятор

  5. Электроинцифолограф. Программное обеспечение для электроэнцефалографических исследований. Методы анализа ЭЭГ

  6. Электромиограф. Медицинские основы метода. Технология проведения обследования. Методика анализа ЭМГ. Общие правила реализации стимуляционных методик. Параметры ЭМГ – сигнала. Структурная схема аппаратных средств электромиографа

  7. Вызванные потенциалы. Медицинские основы метода. Технология проведения обследования. Структурная схема аппаратной части прибора для регистрации ВП. Параметры ВП. Программное обеспечение для реализации ВП

  8. Электрокардиограф. Медицинские основы метода. Технология проведения обследования. Параметры ЭКГ – сигнала. Аппаратные средства для ЭКГ систем. Программное обеспечение ЭКГ систем

  9. Кардиоинтервалограф. Медицинские основы метода. Технология проведения обследования. Велоэргометрия

  10. Системы биологической обратной связи. Электромиографическая БОС. Электроэнцефалографическая БОС.

  11. Кардиоинтервалографическая БОС. Аппаратные средства для БОС тренинга. Программные средства системы БОС тренинга

  12. Ультразвуковые методы медицинских исследований. Методы одномерной эхолокации.

  13. Эхоэнцефалография Медицинские основы метода. Техника проведения исследования. Трансмиссионный режим. Исследование М-эха

  14. Вентрикулоскопия. Пульсоскопия.

  15. Среднеселлярный индекс. Индекс мозгового плаща. Структурная схема ЭхоЭГрафа

  16. Эхоофтальмоскопия. Синусоскопия. Эхокардиография. Медицинские основы метода. Физические основы метода. Аппаратура для проведения ЭхоКГ исследований. ПО для ЭхоКГ системы

  17. УЗ доплерография. Медицинские основы метода . Технические аспекты реализации метода. ПО доплеровских систем

  18. Реография. Медицинские основы метода. Аппаратура для регистрации реограммы

  19. Компьютерный томограф. Принципы рентгеновской КТ. Методы реконструкции изображений в КТ. Технические средства КТ. Состав комплекса для КТ

  20. Томография на основе ЯМР. Структурная схема ЯМР томографа

Список рекомендуемой литературы




Основная литература:


1. Боголюбов В.М. и др., Общая физиотерапия. М., СЛП, 2006.- 480 с.

2. Кореневский Н.А., Попечителев Е.П. и др. Проектирование электронной медицинской аппаратуры для диагностики и лечебных воздействий. Курск - СПБ, 2000.- 537 c.

3. Шальдах М., Электрокардиотерапия. Технические аспекты электрокардиостимуляции., СПБ.- 2002.

4. Кардиомониторы. Аппаратура непрерывного контроля ЭКГ. Ред. Барановский А.Л., Немирко А.П., М., РиС, 2003.- 248 с.

5. Линденбратен Л.Д. и др. Медицинская радиология и рентгенология. М., Медицина, 2001.- 560 с.

6. Сулькин А.Г. Гамма-терапевтические аппараты. М., Энергоиздат, 2006.- 230 с.

7.Песков А.Б. «Компьютерная электроакупунктура в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта». Ульяновск: УлГУ, 2006

8. Калакутский Л.И. «Аппаратура и методы клинического мониторинга», М.: Высшая школа, 2004

Дополнительная литература:


1. Физика визуализации изображений в медицине (в 2-х томах), ред. С.Уэбб, М., Мир, 1999.-408 c.

2. Плетнёв С.Д. Руководство для врачей. Лазеры в клинической медицине. М., Медицина, 1996.- 432 с.

3. Соловьёва Г.Р., Магнитотерапевтическая аппаратура, М., Медицина, 1999.- 176 с.

4. Лисовский В.А. и др., Слуховые приборы и аппараты. М., РиС, 1991.- 192 с.

5. Фёдоров Г.А. и др., Вычислительная эмиссионная томография. М., Энергоатомиздат, 1990.

6. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. Справочник (ред. Виноградова Т.С.),- М., Медицина, 2006.

7. Гуревич М.И., Импедансная реоплетизмография, -Киев, Наукова думка, 2002.


ГОУ ВПО ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Программа и методические указания итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402.65 «Инженерное дело в медико-биологической практике»/Сост. д.т.н., профессор Уткин В.А, Бондаренко Л.В..– Пятигорск: Изд-во ПГТУ, 2008. – 20 с.


Подписано в печать ___________. Формат 60х84 1/32. усл. печ. л. – ___. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Заказ № _____. Тираж 100.

Редакционно-издательский отдел ПГТУ

357500, г. Пятигорск, ул. 40 лет Октября, 56.







Похожие:

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике»
Охватывает весь круг общих проблем, важнейших вопросов инженерной деятельности в медико-биологической практике, знание которых является...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»: Для студентов экономического...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030601
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030601 «Журналистика» / сост. Е. П. Прохоров, Л. В. Овчинникова,...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconМетодические указания для курсовой работы по «Электронике и микропроцессорной технике»
«Инженерное дело в медико-биологической практике» (мбп), 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» (бмс), дневной...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconСписок тьюторов (академических консультантов) с закреплёнными за ними специальностями и направлениями подготовки студентов
...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 230401. 65. «Прикладная математика»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рассмотрена и утверждена на заседании умс мфюа «17» января 2011...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080801 «прикладная информатика в экономике»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рекомендована кафедрой «Информационные технологии». Протокол заседания...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по уголовному праву Ч. 1 Уголовное право Ч. 2 Криминология ч уголовно-исполнительное право по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Каждая из этих частей является обязательной для сдачи итогового междисциплинарного экзамена по данной специальности, включая в себя...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 060400 «Финансы и кредит»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 060400 «Финансы и кредит»: Для студентов экономического факультета...
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 200402. 65 «Инженерное дело в медико-биологической практике» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080105 «Финансы и кредит»: Для студентов экономического факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница