Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России»




Скачать 86.39 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России»
Дата07.02.2013
Размер86.39 Kb.
ТипКонспект
Конспект открытого урока по чтению 3 класс УМК «Школа России»

Составил учитель начальных классов Стрига М.Б.


Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

( по басням И. А. Крылова)


Цели:

Образовательные:

систематизировать знания учащихся по басням И.А.Крылова;

формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, речь, творческое мышление, умение инсценировать басню, воображение, память.

Воспитательные:

воспитывать интерес к чтению, книгам, доброе и чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь, сочувствие.


Тип урока: обобщающий.


Форма урока: урок – презентация.


Оборудование: компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, иллюстрации детей к басням, портрет баснописца, «чёрный ящик» с предметами, принадлежащими героям басен, карточки для самостоятельной работы.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.


Осип орёт, Архип не отстаёт

Кто кого переорёт

Осип охрип, а Архип осип.


- прочитайте медленно. Что вы прочитали? (скороговорку)

-прочитайте орфографически.

- прочитайте орфоэпически.

- прочитайте медленно, а затем с ускорением.


- Что высмеивает народ этой скороговоркой?

- В каких литературных жанрах высмеиваются недостатки людей?


3. Сообщение темы урока.


- Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И. А. Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.


4. Работа над темой урока.


1) – Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?


(выслушиваем ответы детей)

(Крылов учит людей узнавать самих себя;

Помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

Он учит мудрости жизни.)


- Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт.

Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и раньше, ум соседствует с глупостью, трудолюбие с ленью, скромность с хвастовством, талант с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше.


2) – А что же такое басня? (ответы детей)

- Ребята, а вот такое определение даёт толковый словарь Ожегова.


Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка.

- В словаре В. Даля сказано, что

Басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными.


3) Обратить внимание на выставку книг и сказать:

- Здесь на выставке вы видите басни не только Крылова, но и других баснописцев: Толстого, Ушинского, Ломоносова, Сумарокова и других.

- Кто такие баснописцы?


(те, кто сочинял и писал басни)


4) Творчество Крылова.

- В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И. А. Крылов.

Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Прожил он 75 лет.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками: итальянским и французским, математикой, превосходно играл на скрипке и рисовал, и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал 200 басен.

- А откуда же к нам пришли басни?


5) Немного истории. (рассказывает Путюнин Вадим)

- Первым кто стал использовать приём иносказания, а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей – был Эзоп.

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова.

6) Закрепление изученного по басням.


- На уроках мы с вами анализировали басни. Вспомните и назовите особенности басен.

(ответы детей)

- интересный короткий занимательный сюжет;

- мало описаний;

- много диалогов;

- героев обычно несколько;

- главный герой выражает основную мысль;

- героями являются животные, растения, вещи, рыбы, птицы;

- басни обычно пишутся в стихотворной форме;

- используется приём иносказания – аллегория;

- в начале или в конце сформулирован вывод – мораль;

- высмеиваются человеческие пороки.


- Посмотрите на слайд, прочитайте то, что вы не сказали.


- Что же высмеивают басни?

(ответы детей)

- лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство


- Чему учат басни?

(ответы детей)

-дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству, благодарности, добывать знания.


Словарная работа.


Лесть – лицемерное, угодливое восхваление; похвала, не соответствующая истине.

Взгромоздясь- взобраться с усилием на что – то высокое.

Ужимки- гримасы; неестественные телодвижения.

Сатира- обличающее, бичующее осмеяние.

Полдюжины – 6.

Пленил- очаровал, увлёк.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.


Физминутка.

Мы устали чуточку, Ещё попрыгай, раз, два, три!

Отдохнём минуточку. На соседа посмотри,

Поворот, наклон, прыжок, Руки вверх и тут же вниз.

Улыбнись, давай дружок. И за парту вновь садись!


7) инсценирование басен «Зеркало и обезьяна» и «Ворона и лисица».


- Внимание! Волшебный сундучок!

А) С помощью этого предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа?»

(ученики отвечают, что это зеркало)

- Давайте вспомним басню, где используется этот предмет.

(инсценирование басни «Зеркало и обезьяна»)


- Определите, как называется эта басня? («Зеркало и Обезьяна»)

- Чему учит она?

- Какие слова из басни стали крылатыми?

(Чем кумушка считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться)

- Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в другом? (в другом человеке)

Б) – А теперь другой предмет, «дух, которого героиню пленил», предмет «с которого глаз она не сводит» ( достаём из ящика кусочек сыра)

- Давайте вспомним басню, где используется этот предмет.

(инсценирование басни «Ворона и лисица»)


- Определите, как называется эта басня?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

- Что высмеивает и осуждает автор в этой басне?

(высмеивается лесть, глупость, тщеславие;

Осуждает обман, изворотливость, хитрость)


- Какие слова из басни стали крылатыми?

(Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…)

В) В «волшебном сундучке» находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе купила»

(дети отвечают, что это очки)


- Давайте вспомним эту басню.

(выразительное чтение басни наизусть)

- Определите, как называется эта басня?

- Чему учит она?

- Какие слова из басни стали крылатыми?

(«А проку на волос нет в них»)


8) Работа в парах.

«Соотнесите название басни с фразой»


А) «Ворона и лисица»

Б) «Мартышка и очки»

В) «Стрекоза и муравей»

Г) «Лебедь, Рак и Щука»

Д) «Зеркало и обезьяна»


А) «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки»


Б) «Всё про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них»


В) «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»


Г) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт»


Д) «Чем кумушка считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума оборотиться»


9) Работа в группах.


Кроссворд «И. А. Крылов»

- Итак, ребята. Все мы понемногу вспомнили изученные нами басни Крылова. Мы увидели, что он создал реальные картины жизни и при этом добился простоты, ясности и вместе с тем наглядности и силы каждого образа. Подытоживая полученные знания о баснях Крылова, предлагаю разгадать кроссворд.


1. «На ту беду…близёхонько бежала» (лиса)

2. «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть …(квартет)

3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки» Кто это? (Ворона)

5. «Вороне где-то бог послал кусочек…» (сыр)

6. «По улицам… водили, как видно на показ». (слон)

7. «Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (очки)

8. У кого к зиме под листом «был готов стол, и дом» (муравей)




10) Рассказ о памятнике Крылову.

- И.А.Крылов написал более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни. Их заучивали и пересказывали, хохоча друг другу и боевые генералы, и солдаты, мелкие чиновники и даже императоры. Почему? Да, потому, что в этих баснях всем есть уроки. Басни Крылова современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.

Крылову поставлен памятник в Москве, Твери, С-Петербурге. О самом первом памятнике вы и услышите сейчас.

(рассказывает Путюнин)


Первый памятник было решено поставить в С-Петербурге на собранные народные деньги. Сбор денег шёл два года. Решено было поставить в летнем саду. В конкурсе победил скульптор Пётр Клодт.

Памятник, который задумал Клодт, Крылов сидит в обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читант ребятишкам басни.

Но дальше скульптор задумал показать сами басни. Точнее их героев. Герои басен изображены на барельефе памятника.

Прежде чем их изобразить Клодт вместе с художником Агиным стали рисовать эскизы животных. Для этого ему нужны были живые звери. С царской охоты прислали волка, дядя из Новгорода – медведя, художник Боголюбов с острова Мадера прислал забавную макаку. Потом появились осёл, журавль, лисица, овца, ягнята. Все они жили а клетках в мастерской. Со всеми ними происходили забавные истории.

Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 года.

Когда все работы были закончены всех животных передали в зверинец. У скульптора остались только кот, петух, и Журя. Но и сегодня вы их можете увидеть всех вместе. Правда, бронзовых в Летнем саду Петербурга.


- На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен.


11) Тест

.

- Мы сегодня вспомнили басни Крылова. Инсценировали, читали наизусть. А сейчас, я проверю, как каждый из вас усвоил материал. Вам необходимо выбрать правильный ответ в тесте.

Тест.

1 вариант.

1. Басня – это:

А) юмористическое стихотворение;

Б) сатирический рассказ;

В) краткое иносказательное нравоучительное произведение.


2. Басни писались с целью::

А) высмеять пороки людей;

Б) научить правильному поведению;

В) показать пример для подражания ;

Г) рассмешить


3. Невежа-это:

А) грубый, невоспитанный человек;

Б) малообразованный, малокультурный человек;

В) несведущий, невоспитанный человек.


4. Героиня, которая увидела «в зеркале образ свой…»:

А) ворона

Б) обезьяна

В) стрекоза.


5. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:

А) ворона

Б) кукушка

В) лисица

Тест.

2 вариант.


1. Басня – это:

А) краткое иносказательное нравоучительное произведение;

Б) юмористическое стихотворение;

В) сатирический рассказ;


2. В басне:

А) есть вывод;

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам;

В) вывод не нужен.


3. Невежда – это:

А) грубый, невоспитанный человек;

Б) малообразованный, малокультурный человек;

В) несведущий, невоспитанный человек.


4. Один из героев, который «везти с поклажей воз взялся»?:

А) карп;

Б) голубь;

В) рак.


5. Героиня, которая «Очков с полдюжины себе достала»?:

А) лиса;

Б) мартышка;

В) ворона.


5. Подведение итогов урока.

-Что особенно запомнилось на уроке?

- О чём мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)

- Кто автор этих басен? ( И. А. Крылов)

-У кого появился интерес к басням Крылова?


6. Домашнее задание.

- Ребята посмотрите на выставку книг. Здесь вы видите не только басни Крылова. Почитайте басни других авторов. Сравните чем похожи и чем отличаются басни Крылова от других авторов.

Похожие:

Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconПеречень учебных программ (умк) на 2011-2012 учебный год умк «Школа России»
Азбука. Горецкий вг., Кирюшкин ва., Виноградская ла., и др. «Просвещение» 1 класс
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconКонспект урока истории России для 8 класса по теме «Россия в первой половине XIX века»
Название учебно-методического комплекса: умк «История России» А. Ф. Киселева, В. П. Попова для 6–11 классов
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» icon1 класс «Школа России» 1 «А» и«В» Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. и др. Азбука. 1 класс. «Просвещение»
Горецкий В. Г. Прописи к учебнику по обучению грамоте и чтению в 4 ч. «Просвещение»
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconПлан-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс
План-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс. Перышкин А. В., Родина Н. А. М.: Просвещение, 1989
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г. С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд...
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconКонспект урока-мастерской по естествознанию в 4 классе (умк «Школа 2000-2100»)
Цель: дать первоначальное представление о горных породах и минералах, их происхождении, свойствах и использовании человеком
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconКонспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека»
Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка...
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconПлан-конспект открытого урока по биологии в 8 классе
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы»
Конспект открытого урока по чтению 3 класс умк «Школа России» iconКонспект открытого урока по биологии Тема: «Взаимодействие генов. Множественное действие генов»
Городское бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №375 воуо до г. Москвы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница