Высшего музыкального образования




НазваниеВысшего музыкального образования
страница1/12
Дата07.02.2013
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-аналитический и научно-образовательный журнал


Издается с 2009 года

№2 (14) 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ


ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Васенина С.А. Некоторые аспекты формирования пространства в звукозаписи……………………………..


4

Ковыльских К.А. Некоторые тенденции в творчестве Б.Тищенко…………………………..…………………….


5

Матюшонок И.А. Звуковой образ в камерно-инструментальных сочинениях А. Шнитке…………….


8

Платонова О.А. «Jethro Tull» и традиции средневековых менестрелей……………………………………….


11

Полковникова Т.В. Композиторские техники XХ века в современной чувашской музыке…………………...


16

Тимофеев А.В. Танцевальная электронная музыка: на пути к экспериментальности…………………………….


20

Цюй Ва. Фортепианная транскрипция в Китае как форма отражения композиторской индивидуальности (на примере двух версий песни «Лю ян хэ» Ван Цзяньчжун и Чу Ванхуа)………………………………...



24

Чигринская Д.И. О стилевых взаимодействиях в «Чужеземных сценах» для фортепианного трио Вольфганга Рима…………………………………………



27

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И

ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бевз А.С. Проблемы постановки опоры дыхания при игре на медных духовых инструментах………………..


32

Заволжанская И.Ю. «Слышащая рука» пианиста: к теории и практике вопроса.………………………….......


36

Захаров А.И. Речь и вокал: постановка голоса на занятиях по сценической речи с вокалистами……………


40

Рубинская Л.Е. Теория аффектов в контексте современных вокально-методических задач…………………


46

Нижалова Н.А. Проблемы постановки и работы правой руки скрипача-левши……………………………….


50

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Василенко О.А. Альфред Дезенкло «Прелюдия, каденция и финал» для саксофона и фортепиано. Особенности интерпретации………………………………..



53

Волкова Н.Ю. О поэтических текстах вокальных сочинений С.В.Рахманинова………………………………


55

Гринес О.В., Симонова О.Д. Джеральд Мур – рыцарь концертмейстерской профессии………………………..


58

Козылов А.С. Пути расширения современного домрового репертуара………………………………………..


61



ACTUAL PROBLEMS

OF HIGH MUSICAL EDUCATION


Publishing since 2009


№2 (14) 2010 г.


CONTENT


PROBLEMS OF MUSICAL HISTORY AND THEORY

Vasenina S.A. Some aspects of space formation in the process of sound recording……………………………


4

Kovylskih K.A. Some tendencies in the art of B.Tischenko……………………………………………


5

Matyushonok I.A. The sound image in chamber-instrumental compositions of Schnittke……………….


8

Platonova O.A. «Jethro Tull» and the traditions of medieval minstrelsy……………………………………


11

Polkovnikova T.V. Modern composing techniques in the Chuvash music…………………………………….


16

Timofeev A.V. Dance electronic music: on the way to experimentation………………………………………..


20

Tsui Va. Piano transcription in China as a form of composer’s individuality reflection (exemplified in two versions of the song «Lyu yan khe» Van Tszyanchzhun and Chu Vankhua)……………………..



24

Chigrinskaya D.I. About stylistic correlations in «Foreign scenes» for piano trio by Wolfgang Rihm…..


27

PROBLEMS OF MUSICAL EDUCATION


Bevz A.S. The problem of breath support training while playing brass instruments……………………….


32

Zavolzhanskaya I.Y. «Hearing hand» of a pianist: theory and practice of the problem…………………….


36

Zakharov A.I. Speech and singing. Voice training at the lessons of stage speech for singers………………...


40




Rubinskaya L.E. The theory of affects in the context of contemporary vocal and methodological objectives..


46




Nizhalova N.A. The right hand training and function problem of the left hand playing violinist……………..


50

PROBLEMS OF MUSICAL PERFORMING

Vasilenko O.A. Alfred Dezenklo «Prelude, cadence and finale» for the saxophone and the piano. Peculiarities of interpretation…………………………………...



53

Volkova N.Y. About the themes and lyrics of the vocal compositions of S.V.Rachmaninov………………..


55




Grines O.V., Simonova O.D. Gerald Moore – the champion of the accompanist’s profession……………


58




Kozylov A.S. The ways of widening the contemporary domra repertoire……………………………………….


61



Четвертый номер научного журнала «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» продолжает публикацию статей, подготовленных авторами на основе их выступлений на одноименной международной научной конференции, ежегодно проходящий в Нижегородской государственной консерватории.

Раздел «Проблемы истории и теории музыки» посвящен изучению стилистических взаимодействий, включая интересные и неожиданные аспекты. Это и показ связи британской рок-группы «Jethro Tull» с традициями средневековых менестрелей, и рассмотрение влияния стиля Р.Шумана на творчество В.Рима, и анализ обработок китайской песни, выполненных в духе импрессионистских зарисовок и виртуозных транскрипций Ф.Листа. Широкая панорама стилистических явлений фигурирует в статье о творчестве Б.Тищенко, а также в работе, посвященной стилистическому обновлению чувашской музыки, связанному с применением современных композиторских техник – атональности, серийности, сонористики, пуантилизма, полистилистики. Звукорежиссеров несомненно заинтересует описание факторов, позволяющих создавать оптимальные пространственные решения при записи фонограммы.

В разделе «Проблемы методики и педагогики музыкального образования», читатель найдет разнообразные сведения, касающиеся формирования опоры дыхания при игре на медных духовых инструментах, постановки и работы правой руки скрипача-левши.

Раздел, посвященный истории и теории исполнительства, включает статью об особенностях интерпретации текстов романсов Рахманинова и яркий творческий портрет блистательного пианиста и концертмейстера, доктора музыки Кембриджского университета Дж.Мура, хорошо известного в России благодаря его книге «Певец и аккомпаниатор».

Статьи данного выпуска журнала, вызвавшие живой отклик у слушателей в дни проведения конференции, представляют несомненный интерес для музыкантов. Редколлегия надеется, что они окажутся стимулом для дальнейших творческих осмыслений художественной проблематики. Мы приглашаем к участию в последующих изданиях журнала всех, кто желает поделиться своими наблюдениями и научными идеями. В конце номера приводятся требования, предъявляемые к статьям, предназначенным для опубликования и нашем журнале.

Приглашаем вас к сотрудничеству!


ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ


© 2010 Васенина С.А.


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЗВУКОЗАПИСИ


У каждой фонограммы есть свое собственное пространство. Слушатель может воспринимать его как пространство естественного концертного звучания или как пространственное решение, предполагаемое самим автором произведения. Оба аспекта необычайно важны для звукорежиссера, задача которого – сделать фонограмму универсальной. В статье представлено четыре аспекта трактовки пространства в звукозаписи: 1. Физическое пространство; 2. Музыкальное произведение; 3. Психология восприятия; 4. Условия создания фонограммы.

Ключевые слова: фонограмма, пространство, фактура, восприятие.


Пространство в звукозаписи – это, прежде всего, универсальное пространство. Любой человек может прослушать фонограмму, независимо от того, кто он: слушатель или исполнитель, профессионал или любитель. Приходя в концертный зал, любой из нас способен выбрать место для прослушивания. Фонограмма же нам предлагается такой, какой её сделал звукорежиссер. Поэтому звукорежиссер – это человек, чья позиция в целом должна подходить каждому слушателю. Задача эта непростая, но выполнимая, если соблюдаются некоторые условия: звукорежиссер музыкально образован, он хорошо ознакомлен с музыкальным произведением и способен использовать свои средства, которые называются музыкальной обработкой.

Фонограмма – это завершающее звено на пути музыки от композитора к слушателям. В ней заложена информация о замысле музыкального произведения, условиях исполнения, проявляются особенности интерпретации исполнителей и интерпретации самого звукорежиссера. Поэтому при пространственном решении учитываются все аспекты создания фонограммы. Анализировать или оценивать пространство в звукозаписи сложно по субъективным причинам восприятия каждого отдельного слушателя. В данной статье предложены несколько позиций, с которых, на наш взгляд, можно описывать пространство в звукозаписи.

Первый аспект – физическое пространство. Это представление акустики зала и естественного расположения музыкальных инструментов в пространстве помещения. В соответствии с ним, вопрос, который задает себе слушатель, – «так ли это звучит, как в концертном помещении?» В этом случае человек всегда сравнивает звучащую картину со своим музыкальным опытом. Так, если в фонограмме сольный инструмент звучит намного громче оркестра, то прослушивающий будет смущен, потому что он знает по своему опыту, что сольный инструмент не может преобладать над оркестром в такой степени.

Второй аспект – музыкальное произведение. Он основывается на том, что в самом музыкальном произведении существует пространство. Эта тема давно вызывает активный интерес со стороны музыковедов. Пространство произведения многогранно: это и музыкально-художественная образность, и драматургическая организация, и фактурное решение. Звукорежиссер также способен действовать в этом пространстве. К примеру, он может себе позволить подчеркивание (прибавление) вступления темы фуги у разных партий, при исполнении ее ансамблем или оркестром. Данный прием поможет слушателю точно уловить фактурное решение произведения, а также его организацию. Таким образом, звукорежиссер, правдиво передавая замысел композитора с помощью своих художественных средств, помогает организовать пространство музыкального произведения.

Третий аспект – психология восприятия. Наше восприятие зависит от разных условий. Пространственные впечатления субъективны, но имеют общую закономерность. Так, человек естественно выделяет для себя главное из ряда воспринимаемых предметов и концентрируется на этом, что помогает легко воспринимать большой объем информации. Поэтому звукорежиссер при сведении музыки руководствуется особенностями психологии восприятия человека. Он может уделять особое внимание вокалисту при записи его с роялем – приблизить план, потому что солист часто несет на себе основную информационную нагрузку.

Еще одним примером особенностей нашего восприятия является ситуация, когда звукорежиссер меняет позицию исполнителей, сообразуясь с общепринятыми нормами. Так, расположение солиста в центре является естественным. В противном случае у слушателя появляется желание повернуть голову по направлению к источнику звука. По этой причине солиста часто панорамируют в центр, хотя в концертной практике это место по праву принадлежит дирижеру. В этом случае звукорежиссер считает возможным изменить реальные пространственные условия, так как дирижер сам не издает музыкальных звуков, а солист является центром восприятия слушателей. Такое решение способствует комфорту восприятия.

При прослушивании концерта нас не раздражает шум зала, мы не замечаем гула ламп, потому что мы сосредоточены на восприятии музыки. Но шум так же хорошо записывается на микрофоны, как и музыка. Звукорежиссер вынужден бороться с шумами, потому что при прослушивании фонограммы возникает обратный эффект: все посторонние шумы становятся легко воспринимаемыми.

Четвертый аспект – следование условностям. Речь идет об условностях, которые сопровождали процесс создания записи: запись, хранение, воспроизведение. Например, концертная запись. В этом случае естественно расположение солистов согласно индивидуальным особенностям зала, естественно наличие в зале шумов аудитории. Зная, что запись произведена в определенных концертных условиях, мы принимаем данные условности. То же самое принятие условностей помогает нам абстрагироваться от несовершенства тембровой звукопередачи и треска при прослушивании виниловых дисков.

Сфера звукозаписи настолько же широка, насколько широка жанровая музыкальная среда, она простирается от записи фольклора до записи музыки к кинофильмам. Делая выводы, можно сказать, что звукорежиссер при создании фонограммы моделирует пространственное решение в зависимости от задач, которые он ставит перед собой. В любом случае, при анализе фонограммы всегда ясно прослеживаются все четыре аспекта пространственного решения.

Литература

  1. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М., 2001

  2. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

  3. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. – М., 1980.

  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

  5. Холопова В.Н. Фактура. – М., 1979


© 2010 Ковыльских К.А.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Высшего музыкального образования iconВысшего музыкального образования
Васенина С. А. Два способа пространственного решения в звукозаписи
Высшего музыкального образования iconМузыкального руководителя дошкольного учреждения 2 Вопросы теста музыкального руководителя
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении Единого квалификационного...
Высшего музыкального образования iconНекоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады
По мере становления джаза как явления мирового музыкального искусства стали появляться исследования в области искусствоведения. В...
Высшего музыкального образования iconИспользование тембральных возможностей синтезатора в обучении игре произведений полифонического стиля на занятиях фортепиано
Ся с музыкальными стилями разных эпох, начиная от Возрождения и заканчивая произведениями современной музыки. Очень важным этапом...
Высшего музыкального образования iconИнтегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородский государственный...
Высшего музыкального образования iconКонсультация музыкального руководителя
Важнейшей задачей музыкального развития ребёнка дошкольного возраста является познание окружающего мира, внутреннего пространства...
Высшего музыкального образования iconУчебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине «Музыкальная психология и психология музыкального образования»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. В учебно-методическом комплексе...
Высшего музыкального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конечным результатом освоения ооп является подготовка выпускника по направлению 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»...
Высшего музыкального образования iconРеализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья)
«Реализация идей Д. Б. Кабалевского на современном этапе музыкального образования в России (статья)»
Высшего музыкального образования iconРегистр Женские голоса
Музыка язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т д.) помогают композиторам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница