Психология в социально-экономической жизни общества




Скачать 101.45 Kb.
НазваниеПсихология в социально-экономической жизни общества
Дата07.02.2013
Размер101.45 Kb.
ТипДокументы
Наименование дисциплины: Психология в социально-экономической жизни общества

Направление подготовки: 030300 Психология

Профильная направленность: Организационная психология

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Автор: к.пол.н., доцент, доцент кафедры социальной и политической психологии

А.Г. Смирнова.


1. Целями освоения дисциплины «Психология в социально-экономической жизни общества» являются:

  1. приобретение студентами знаний о закономерностях психического отражения материальных ценностей и хозяйственных отношений в социально-экономических условиях современного общества;

  2. сформировать у студентов представление об экономической психологии как о междисциплинарной области исследования, рассмотреть ее историю, определить особенности предмета и объекта экономической психологии;

  3. познакомить студентов с теориями и результатами эмпирическими исследованиями российских и зарубежных ученых, раскрывающими особенности деятельности индивидов и групп, направленных на производство материальных ценностей и их потребление;

  4. познакомить студентов со спецификой организации и проведения исследования в экономической психологии, некоторыми методами и методиками, применяющимися в процессе изучения психологических аспектов социально-экономических процессов;

  5. сформировать представления об особенностях экономической психологии россиян, формирующейся в условиях продолжающихся экономических преобразований.



2. Дисциплина «Психология в социально-экономической жизни общества» входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин магистров, является дисциплиной по выбору (М1.ДВ1).

В ходе первого уровня обучения (бакалавриат) студенты имеют возможность прослушать курс «Политическая и экономическая психология». Данный курс был направлен на формирование у студентов представления о психологии как многоотраслевой области знаний, способной внести вклад в осмысление психологических свойств и состояний, а также психических процессов, которые характеризуют различные стороны жизни индивидов, групп или общества в целом. Кроме того, данная дисциплина позволяет также создать у студентов представление о психологии как отрасли знания, которая находит самое широкое практическое применение, в том числе, в экономической сфере. В рамках курса студенты знакомились с определением объекта и предмета экономической психологии, базовыми понятиями данной науки (экономическое поведение и экономическое сознание), основными направлениями прикладных исследований.

Курс «Психология в социально-экономической жизни общества», входящий в перечень дисциплин подготовки магистров, опирается на знания, полученные студентами в рамках базового курса, но, тем не менее, имеет свою специфику. Он в меньшей степени направлен на рассмотрение отдельных процессов, свойств и состояний акторов в экономической сфере. Он предполагает рассмотрение психологических феноменов, возникающих в результате рассмотрения экономических отношений как части социальных отношений в обществе. В этой связи необходимым основанием для успешного освоения курса выступают знания, полученные студентами в курсах «Социология», «Политология», «История», «Философия», «Социальная психология», «Этнопсихология и конфликтология», «Психология личности», «Социальная психология конфликта».

Кроме того, студентам необходимы умения самостоятельно работы с источниковой базой – библиотечными фондами, с поисковыми системами электронных информационных ресурсов, подготовить и оформить письменную работу в соответствии с установленными требованиями. Принимая во внимание, что программа курса предусматривает проведение практических занятий, направленных на формирование умений и навыков по организации и проведению психологических исследований в социально-экономической сфере, подготовке и презентации письменных отчетов по результатам исследования, то для успешного освоения программы курса слушателям необходимы знания, умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплин: «Математические методы в психологии», «Информационные технологии в психологии», «Математическая статистика», «Компьютерное обеспечение научных исследований», «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум», «Психодиагностика».

Важна также готовность систематически посещать лекционные занятия и выполнять задания, предусмотренные программой самостоятельной работы.

Ожидается, что слушатели курса смогут применить полученные знания, сформированные умения и навыки в ходе прохождения производственной практики и подготовки выпускной работы.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



    Знать:

  1. понятийно-категориальный аппарат, знать историю становления науки, основные школы и течения; иметь представление о сущности и содержании психических процессов в социально-экономической сфере

  2. принципы организации и проведения психологического исследования социально-экономической сфере, основные методы и методики сбора данных, их обработки и интерпретации.



    Уметь:

  1. принять теоретические знания для анализа социально-экономических процессов, которые происходят в российском обществе.

  2. планировать и организовывать исследования с целью выявления особенностей психических процессов, свойств, состояний личности в социально-экономической сфере; формулировать проблему исследования, гипотезу, подбирать методы и методики, адекватные целям исследования, осуществлять сбор и обработку данных, интерпретировать полученные результаты;

  3. подготовить устную презентацию по результатам исследования, сопровождающуюся иллюстративным материалом, отвечать на вопросы; подготовить письменный отчет о результатах проведенного исследования.



    Владеть навыками работы:

  1. с методиками, применяемыми в экономической психологии;

  2. с источниковой базой – библиотечными фондами, с поисковыми системами электронных информационных ресурсов, в том числе, с базами данных по социально-экономической тематике.

  3. в системе Интернет, работы с электронной почтой


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Тема 1. Социально-экономические процессы в жизни общества

    1. Человек в мире вещей: социальные и социально-психологические аспекты

Взаимосвязь «человек-вещь» как предмет и единица анализа экономической психологии. Системный подход к изучению взаимосвязи человека с миром вещей: пространственные, временные, информационные и энергетические характеристики. Рынок как одна из форм экономических отношений. Власть «общества потребления» над личностью через мир вещей.

2

1.2. Развитие экономической психологии в ответ на социально-экономические изменения в обществе

Актуальность психолого-экономических исследований. Экономическая психология: определение предмета и метода.

Прикладная экономическая психология

3

1.3. Теоретические и методологические проблемы проведения экономико-психологического исследования

Методология организации и проведения исследований в экономической психологии. Типы исследовательских дизайнов в экономической психологии. Характеристика экономических факторов и их показатели. Методы исследования показателей экономических факторов. Методы обработки и анализа данных.

4

1.4. Применение баз данных для изучения актуальных социально-экономических проблем

Аналитическая работа с базами данных: Мировой обзора ценностей (World Values Survey – WVS, European Social Survey – ESS, RLMS (российским мониторингом экономики и здоровья). Сопоставление различных волн исследований, нахождение взаимосвязей, межстрановых различий.

5

Тема 2. Изучение особенностей экономического сознания для понимания актуальных социально-экономических проблем

2.1. Экономическое сознание: проблема определения

Экономическое сознание как составляющая обыденного сознания. Экономическое сознание – проблема определения. Экономическое сознание и экономическое поведение. Взаимовлияние экономического сознания и экономического поведения. Основные составляющие экономического сознания

6

2.2. Этнические особенности экономического сознания

Компоненты этнического менталитета и методы изучения в психолого-экономических целях. Особенности экономического сознания разных этнических групп. Психологические особенности межэтнических экономических контактов. Экономическая ситуация как фактор межэтнических отношений.

7

2.3.Гендерные аспекты социально-экономических отношений.

Гендерный подход в экономической психологии. Гендерные стереотипы в социально-экономических отношений. Гендерные особенности представления ключевых экономических категорий.

8

2.4. Экономические представле-ния разных социальных групп (на примерах эмпирических исследований).

Обсуждение результатов исследований экономических представлений разных социальных групп. Представления о богатстве и бедности; о формах собственности; о трудовых отношениях, об экономическом благополучии и др.

9

2.5. Методы исследования социально-экономических представлений. Метод семантического дифференциала. Ассоциативный эксперимент. Транссимволический метод. Метод пиктограмм

10

Тема 3. Психология экономического поведения.

3.1. Содержание понятия экономического поведения

Определение экономического поведения. Когнитивные, аффективные и мотивационно-волевые факторы экономического поведения.

11

3.2. Экономическая психология потребления

Потребитель в системе рыночной экономики. Формы власти рынка над человеком. Факторы потребительского выбора. Эффекты потребительского поведения. Модели поведения потребителя. Личность и потребительский выбор. Особенности потребительского поведения представителей разных социальных групп.

12

3.3. Экономическая психология предпринимательства

Психологические посылки предпринимательства. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности. Предприниматель и менеджер: соотношение понятий. Психологический портрет предпринимателя

13

3.4. Экономическая психология монетраных отношений

Экономическая психология денег

Экономическая психология налогового поведения. Проблема уклонения от уплаты налогов.

Психология сберегающего и инвестиционного поведения.

Доход и субъективное качество жизни. Экономическая сихология бедности

14

3.5. Психология занятости.

Психология занятости как направление экономико-психологических исследований. Безработица с позиций различных зарубежных теорий. Потеря работы и копинг-стратегии



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:


  1. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. СПб., СПбГУ, 2000.

  2. Проблемы экономической психологии / отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.:ИП РАН, 2004.

  3. Спасенников В.В. Экономическая психология: учебное пособие. М: ПЕРСЭ, 2003

  4. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы третьей международной научно-практической конференции г. Иркутск, 26 июня 2002 г./ Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. – Иркутск: изд-во БГУ ЭП, 2002. 281 с.

  5. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы пятой международной научно-практической конференции г. Иркутск, 22-23 июня 2004 г./ Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. – Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2004.

  6. Экономическая психология: учеб.-метод. пособие для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. Пермь, 2009.


б) дополнительная литература:

  1. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социологические исследования, 2000. № 7. С. 37-41

  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. М.: «Дело и Сервис», 1998.

  3. Бурменко Т.Д. Психологизация экономики: объективная необходимость современной хозяйственной жизни // Психология в экономике и управлении, 2009. № 1. С. 18-24.

  4. Васильев В.Л. Психологический анализ экономических реформ в России // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. С. 304-341.

  5. Гидденс Э. Социология. Изд-е 2е. М.: Едиториал УРСС, 2005. Глава 13. Труд и экономическая жизнь.

  6. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег // Психологический журнал, 2002. Т.23, № 2. С.26-36.

  7. Дейнека О.С. Экономико-психологические последствия политики переходного периода // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. С. 442-476.

  8. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Влияние социально-экономический изменений в обществе на развитие отечественной экономической психологии // Психология и экономика, 2009. Т. 2. № 2. С. 43-62.

  9. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. 446 с.

  10. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения"). М., 2009. 189 с.

  11. Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия – http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/publikacii/rossijskie4/n14poznyako.html

  12. Ребзуев Б. Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии, 2006. № 2. С. 138-147.

  13. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999.

  14. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006.

  15. Фоломеева Т.В., Мельникова О.Т., Ширков Ю.Э., Потребительское поведение: теория и действительности // Социальная психология: Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 437-444.

  16. Шульгина Л.В. Экономическая психология: определение предмета и метода// Психология в экономике и управлении, 2009. № 1. С. 46-50.

  17. Экономическая психология: метод. указания. Сост. Е.А. Угланова. Ярославль: ЯрГУ, 2002.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://www.ecsocman.edu.ru (ресурс полнотекстовых статей, опубликованных в ведущих российских журналах по различным проблемам экономики, социологии, управления)

  2. База данных «Мировой обзора ценностей» (World Values Survey – WVS) - http://www.worldvaluessurvey.org/

  3. База данных «European Social Survey» (WVS) - http://www.europeansocialsurvey.org/

  4. База данных «Российский мониторинг экономики и здоровья (RLMS) - http://www.hse.ru/temp/2007/03_26_baza.shtml



Похожие:

Психология в социально-экономической жизни общества iconСодержание введение 2
Модернизация России, ее экономики, общества, всей социально-экономической инфраструктуры является сегодня критически важной задачей....
Психология в социально-экономической жизни общества iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Знания в рамках курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Организационная психология». Знания основных методов активного...
Психология в социально-экономической жизни общества iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Кафедры организационной и рефлексивной психологии
Знания в рамках курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Организационная психология». Знания основных методов активного...
Психология в социально-экономической жизни общества iconРабочая программа по экономике и праву для 10 11 классов
Роль права в жизни общества: понятие права, значение права в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной,...
Психология в социально-экономической жизни общества iconНоу впо «Омская гуманитарная академия» V никулинские чтения
М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред д филол н., проф....
Психология в социально-экономической жизни общества iconНоу впо «Омская гуманитарная академия» VI никулинские чтения
М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред д филол н., проф....
Психология в социально-экономической жизни общества iconПрограмма курса «Социально-экономическая картография»
«Социально-экономическая картография» для студентов 3 курса кафедр экономической и социальной географии России и социально-экономической...
Психология в социально-экономической жизни общества iconКурсовая работа
Это приводит к тому, что широкий читатель лучше ориентируется в экономической, чем в идейной жизни общества
Психология в социально-экономической жизни общества iconДоктор психологических наук
Социально-психологические знания и умения, полученные студентами, в дальнейшем будут востребованы в учебных курсах, непосредственно...
Психология в социально-экономической жизни общества iconДоктор психологических наук
Социально-психологические знания и умения, полученные студентами, в дальнейшем будут востребованы в учебных курсах, непосредственно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница