Наименование дисциплины: Психология в социально-экономической жизни общества Направление подготовки: 030300 Психология Профильная направленность: Организационная психология Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Автор: к.пол.н., доцент, доцент кафедры социальной и политической психологии А.Г. Смирнова.
1. Целями освоения дисциплины «Психология в социально-экономической жизни общества» являются: приобретение студентами знаний о закономерностях психического отражения материальных ценностей и хозяйственных отношений в социально-экономических условиях современного общества; сформировать у студентов представление об экономической психологии как о междисциплинарной области исследования, рассмотреть ее историю, определить особенности предмета и объекта экономической психологии; познакомить студентов с теориями и результатами эмпирическими исследованиями российских и зарубежных ученых, раскрывающими особенности деятельности индивидов и групп, направленных на производство материальных ценностей и их потребление; познакомить студентов со спецификой организации и проведения исследования в экономической психологии, некоторыми методами и методиками, применяющимися в процессе изучения психологических аспектов социально-экономических процессов; сформировать представления об особенностях экономической психологии россиян, формирующейся в условиях продолжающихся экономических преобразований.
2. Дисциплина «Психология в социально-экономической жизни общества» входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин магистров, является дисциплиной по выбору (М1.ДВ1). В ходе первого уровня обучения (бакалавриат) студенты имеют возможность прослушать курс «Политическая и экономическая психология». Данный курс был направлен на формирование у студентов представления о психологии как многоотраслевой области знаний, способной внести вклад в осмысление психологических свойств и состояний, а также психических процессов, которые характеризуют различные стороны жизни индивидов, групп или общества в целом. Кроме того, данная дисциплина позволяет также создать у студентов представление о психологии как отрасли знания, которая находит самое широкое практическое применение, в том числе, в экономической сфере. В рамках курса студенты знакомились с определением объекта и предмета экономической психологии, базовыми понятиями данной науки (экономическое поведение и экономическое сознание), основными направлениями прикладных исследований. Курс «Психология в социально-экономической жизни общества», входящий в перечень дисциплин подготовки магистров, опирается на знания, полученные студентами в рамках базового курса, но, тем не менее, имеет свою специфику. Он в меньшей степени направлен на рассмотрение отдельных процессов, свойств и состояний акторов в экономической сфере. Он предполагает рассмотрение психологических феноменов, возникающих в результате рассмотрения экономических отношений как части социальных отношений в обществе. В этой связи необходимым основанием для успешного освоения курса выступают знания, полученные студентами в курсах «Социология», «Политология», «История», «Философия», «Социальная психология», «Этнопсихология и конфликтология», «Психология личности», «Социальная психология конфликта». Кроме того, студентам необходимы умения самостоятельно работы с источниковой базой – библиотечными фондами, с поисковыми системами электронных информационных ресурсов, подготовить и оформить письменную работу в соответствии с установленными требованиями. Принимая во внимание, что программа курса предусматривает проведение практических занятий, направленных на формирование умений и навыков по организации и проведению психологических исследований в социально-экономической сфере, подготовке и презентации письменных отчетов по результатам исследования, то для успешного освоения программы курса слушателям необходимы знания, умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплин: «Математические методы в психологии», «Информационные технологии в психологии», «Математическая статистика», «Компьютерное обеспечение научных исследований», «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум», «Психодиагностика». Важна также готовность систематически посещать лекционные занятия и выполнять задания, предусмотренные программой самостоятельной работы. Ожидается, что слушатели курса смогут применить полученные знания, сформированные умения и навыки в ходе прохождения производственной практики и подготовки выпускной работы.
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: понятийно-категориальный аппарат, знать историю становления науки, основные школы и течения; иметь представление о сущности и содержании психических процессов в социально-экономической сфере принципы организации и проведения психологического исследования социально-экономической сфере, основные методы и методики сбора данных, их обработки и интерпретации. принять теоретические знания для анализа социально-экономических процессов, которые происходят в российском обществе. планировать и организовывать исследования с целью выявления особенностей психических процессов, свойств, состояний личности в социально-экономической сфере; формулировать проблему исследования, гипотезу, подбирать методы и методики, адекватные целям исследования, осуществлять сбор и обработку данных, интерпретировать полученные результаты; подготовить устную презентацию по результатам исследования, сопровождающуюся иллюстративным материалом, отвечать на вопросы; подготовить письменный отчет о результатах проведенного исследования. с методиками, применяемыми в экономической психологии; с источниковой базой – библиотечными фондами, с поисковыми системами электронных информационных ресурсов, в том числе, с базами данных по социально-экономической тематике. в системе Интернет, работы с электронной почтой
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
5. Содержание дисциплины:
№ п/п | Раздел дисциплины | 1 | Тема 1. Социально-экономические процессы в жизни общества Человек в мире вещей: социальные и социально-психологические аспекты Взаимосвязь «человек-вещь» как предмет и единица анализа экономической психологии. Системный подход к изучению взаимосвязи человека с миром вещей: пространственные, временные, информационные и энергетические характеристики. Рынок как одна из форм экономических отношений. Власть «общества потребления» над личностью через мир вещей. | 2 | 1.2. Развитие экономической психологии в ответ на социально-экономические изменения в обществе Актуальность психолого-экономических исследований. Экономическая психология: определение предмета и метода. Прикладная экономическая психология | 3 | 1.3. Теоретические и методологические проблемы проведения экономико-психологического исследования Методология организации и проведения исследований в экономической психологии. Типы исследовательских дизайнов в экономической психологии. Характеристика экономических факторов и их показатели. Методы исследования показателей экономических факторов. Методы обработки и анализа данных. | 4 | 1.4. Применение баз данных для изучения актуальных социально-экономических проблем Аналитическая работа с базами данных: Мировой обзора ценностей (World Values Survey – WVS, European Social Survey – ESS, RLMS (российским мониторингом экономики и здоровья). Сопоставление различных волн исследований, нахождение взаимосвязей, межстрановых различий. | 5 | Тема 2. Изучение особенностей экономического сознания для понимания актуальных социально-экономических проблем 2.1. Экономическое сознание: проблема определения Экономическое сознание как составляющая обыденного сознания. Экономическое сознание – проблема определения. Экономическое сознание и экономическое поведение. Взаимовлияние экономического сознания и экономического поведения. Основные составляющие экономического сознания | 6 | 2.2. Этнические особенности экономического сознания Компоненты этнического менталитета и методы изучения в психолого-экономических целях. Особенности экономического сознания разных этнических групп. Психологические особенности межэтнических экономических контактов. Экономическая ситуация как фактор межэтнических отношений. | 7 | 2.3.Гендерные аспекты социально-экономических отношений. Гендерный подход в экономической психологии. Гендерные стереотипы в социально-экономических отношений. Гендерные особенности представления ключевых экономических категорий. | 8 | 2.4. Экономические представле-ния разных социальных групп (на примерах эмпирических исследований). Обсуждение результатов исследований экономических представлений разных социальных групп. Представления о богатстве и бедности; о формах собственности; о трудовых отношениях, об экономическом благополучии и др. | 9 | 2.5. Методы исследования социально-экономических представлений. Метод семантического дифференциала. Ассоциативный эксперимент. Транссимволический метод. Метод пиктограмм | 10 | Тема 3. Психология экономического поведения. 3.1. Содержание понятия экономического поведения Определение экономического поведения. Когнитивные, аффективные и мотивационно-волевые факторы экономического поведения. | 11 | 3.2. Экономическая психология потребления Потребитель в системе рыночной экономики. Формы власти рынка над человеком. Факторы потребительского выбора. Эффекты потребительского поведения. Модели поведения потребителя. Личность и потребительский выбор. Особенности потребительского поведения представителей разных социальных групп. | 12 | 3.3. Экономическая психология предпринимательства Психологические посылки предпринимательства. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности. Предприниматель и менеджер: соотношение понятий. Психологический портрет предпринимателя | 13 | 3.4. Экономическая психология монетраных отношений Экономическая психология денег Экономическая психология налогового поведения. Проблема уклонения от уплаты налогов. Психология сберегающего и инвестиционного поведения. Доход и субъективное качество жизни. Экономическая сихология бедности | 14 | 3.5. Психология занятости. Психология занятости как направление экономико-психологических исследований. Безработица с позиций различных зарубежных теорий. Потеря работы и копинг-стратегии |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. СПб., СПбГУ, 2000. Проблемы экономической психологии / отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.:ИП РАН, 2004. Спасенников В.В. Экономическая психология: учебное пособие. М: ПЕРСЭ, 2003 Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы третьей международной научно-практической конференции г. Иркутск, 26 июня 2002 г./ Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. – Иркутск: изд-во БГУ ЭП, 2002. 281 с. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы пятой международной научно-практической конференции г. Иркутск, 22-23 июня 2004 г./ Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. – Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2004. Экономическая психология: учеб.-метод. пособие для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. Пермь, 2009.
б) дополнительная литература: Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социологические исследования, 2000. № 7. С. 37-41 Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. М.: «Дело и Сервис», 1998. Бурменко Т.Д. Психологизация экономики: объективная необходимость современной хозяйственной жизни // Психология в экономике и управлении, 2009. № 1. С. 18-24. Васильев В.Л. Психологический анализ экономических реформ в России // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. С. 304-341. Гидденс Э. Социология. Изд-е 2е. М.: Едиториал УРСС, 2005. Глава 13. Труд и экономическая жизнь. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег // Психологический журнал, 2002. Т.23, № 2. С.26-36. Дейнека О.С. Экономико-психологические последствия политики переходного периода // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. С. 442-476. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Влияние социально-экономический изменений в обществе на развитие отечественной экономической психологии // Психология и экономика, 2009. Т. 2. № 2. С. 43-62. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. 446 с. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения"). М., 2009. 189 с. Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия – http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/publikacii/rossijskie4/n14poznyako.html Ребзуев Б. Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии, 2006. № 2. С. 138-147. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала / Под ред. А.И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. Фоломеева Т.В., Мельникова О.Т., Ширков Ю.Э., Потребительское поведение: теория и действительности // Социальная психология: Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 437-444. Шульгина Л.В. Экономическая психология: определение предмета и метода// Психология в экономике и управлении, 2009. № 1. С. 46-50. Экономическая психология: метод. указания. Сост. Е.А. Угланова. Ярославль: ЯрГУ, 2002.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: http://www.ecsocman.edu.ru (ресурс полнотекстовых статей, опубликованных в ведущих российских журналах по различным проблемам экономики, социологии, управления) База данных «Мировой обзора ценностей» (World Values Survey – WVS) - http://www.worldvaluessurvey.org/ База данных «European Social Survey» (WVS) - http://www.europeansocialsurvey.org/ База данных «Российский мониторинг экономики и здоровья (RLMS) - http://www.hse.ru/temp/2007/03_26_baza.shtml
|