Основная образовательная программа начального общего образования




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования
страница1/9
Дата06.02.2013
Размер1.08 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


 МБОУ «Шереметьевская средняя общеобразовательная школа» 


 


Утверждена на педагогическом совете

________________________________

Директор школы _________________

Перова Е.В.


 


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 НА ПЕРИОД 2011 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

 


2011 год


ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МО и Н РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785. Таким образом, ФГОС вводится в практику работы школы с 1 сентября 2011 года.

Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального:

· Стандарт ориентирован на новые результаты образования.

· Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению.

· Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований:

-требования к структуре основных образовательных программ общего образования;

-требования к результатам освоения основных образовательных программ;

-требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

· Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания обучающихся.

Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.

Все основные положения ФГОС отражены в основной образовательной программе школ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты – освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Разработанная школой-интернат основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей детей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Школа-интернат, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе-интернате;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом школы-интерната.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. Стандарт устанавливает требования не только к предметным результатам, но и к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу.

В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся сформированность:

· предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

· основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

· системы ценностей, толерантности, патриотизма;

· индивидуального прогресса личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.

При этом стоит отметить, что количественной и качественной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты, личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи.

Достижение предметных результатов на базовом уровне в школе – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Такой результат достижений школьника в условиях общеобразовательной школы оценивается «удовлетворительно» и дает основания для перевода обучающегося на следующую ступень школьного образования, но не позволяет констатировать достижения им планируемых результатов по ФГОС.

В психологии компетентность (Г.А. Цукерман) рассматривают как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Образовательный процесс позволяет обучать младших школьников использованию знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.

Учитель может и должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты),  умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

· получали опыт выхода за пределы выученного;

· переживали такой опыт как ценность;

· стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

· проявляли инициативу в новых ситуациях;

· действовали САМОСТОЯТЕЛЬНО и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).

В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.

В федеральных государственных образовательных стандартах выделены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию к изменениям окружающей среды. Для обучающихся начальных классов – это:

· формирование положительной «Я» - концепции, опыта самопознания и личностной самооценки;

· формирование основ гражданской идентичности;

· начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

· адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

· выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими обучающимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности, учебной деятельностью,  включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель), планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное ребенку-дошкольнику, анализируется, выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения. В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации. В качестве источников в первую очередь рассматриваются варианты проявления умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам) и познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). По мере овладения письменной речью обучающиеся все чаще обращаются к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе). На уроках происходит формирование так называемых информационных умений, позволяющих ученику ориентироваться в учебном или художественном тексте. В одной отдельно взятой книге ученик выделяет титульный лист, автора, название, определяет содержание по иллюстрациям, оглавление. Эти умения, далее развиваются в информационно-компьютерных технологиях.

Коммуникативные умения, заложенные в дошкольном детстве (на основе бытового устного общения), дополняются в школе опытом делового (учебного) сотрудничества. Школьники продолжают осваивать культуру общения (слушать речь учителя, адресованную всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение). Принципиальным новообразованием в коммуникативных умениях является овладение письменной речью (способностью читать и писать). Смысл этого умения заключается не столько в выполнении программных требований по русскому языку и литературному чтению, сколько в пробуждении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом).

Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности и успешность выполнения заданий повышенного уровня сложности.

Школа-интернат  (на основании ст. 14, п. 5, и ст. 32, п. 5, 16, 23, и закона «Об образовании») самостоятельна в выборе используемых учебников и пособий, применяемых методик и образовательных технологий, разработке рабочих программ по предмету, осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом. Родители должны быть в рамках данного раздела ознакомлены с обоснованиями намеченных школой рубежей и обязательствами школы.

На подготовительном этапе к написанию образовательной программы школы-интерната  с целью провести анализ результативности имеющихся достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами нового стандарта, школьному методическому объединению следует:

· изучить предлагаемые в пособиях подходы к оценке планируемых результатов, содержание итоговых работ по предметам;

· изучить примерные образовательные программы;

· соотнести предлагаемые выпускникам-четвероклассникам работы в ходе текущего контроля с уровнем сложности тестовых заданий итогового контроля по новому стандарту;

· поручить творческой группе разработать (найти и предложить) материалы для текущего контроля по 1-му (2-му, 3-му) году обучения  заданного алгоритма на основе примерных образовательных программ по предметам в УМК, по которым работает школа-интернат;

· провести пробные диагностические работы подобного вида (двухуровневые по сложности) для определения «зоны актуального развития» в достижениях параллели;

· проанализировать результивность проведенной апробации для внесения коррективов в системе работы учителя.

В разделе «Планируемые результаты» в своей образовательной программе следует определить имеющийся образовательный потенциала школы для достижения результатов:

1. Обосновать выбор УМК, сделать анализ профессиональной компетентности педагогических кадров, выделить наиболее эффективные образовательные технологии, владение методиками составления тестовых заданий на основе имеющегося в УМК учебного материала.

2. Предложить варианты стартовой педагогической диагностики, текущего контроля по основным темам, текст итоговой работы (данный раздел будет пополняться год от года по мере подготовки и реализации нового ФГОС начального образования).

3. Прописать систему внутреннего контроля результативности обучения (в урочной и внеурочной деятельности обучающихся) и внешней независимой экспертизы (участие в конкурсах, олимпиадах).

4. В качестве приложения использовать ссылки или распечатки из пособия «Оценка достижений планируемых результатов» (вариант комплексной работы на межпредметной основе, примеры заданий по проверке некоторых предметных умений на базовом и повышенном уровне).


III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Нормативным основанием для формирования учебного плана на 2011–2012 учебный год является Приказ МО и Н № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Базисный учебный план (БУП), соответствующий требованиям нового ФГОС, опубликован в контексте Примерной основной образовательной программы.  Учебный план школы- построен  в соответствии с нормативным документом – ФГОС начального общего образования, который определяет норматив – количество учебных занятий на одного обучающегося за четыре года. Учебный план школы должен обеспечить постепенное введение в действие и реализацию требований стандарта. При этом следует учесть, что вторые-четвертые классы в 2011/2012 учебном году продолжают работу в соответствии с ранее составленным Базисным учебным планом. (См. Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»)

Учебный план школы определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения), распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и предметам. Именно он является основой расстановки кадров и тарификации педагогических работников.

Основная образовательная программа начального общего образования включает как один, так и несколько учебных планов в зависимости от особенностей состава обучающихся в различных классах.

Учебный план школы должен включать:

· перечень учебных предметов;

· недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

· учитывать максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся. Для первых классов – направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Для 2–4-х классов это региональный и школьный компоненты.

· В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план образовательного учреждения может предусматривать время на:

-увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов в рамках предельно допустимой СанПиН нагрузкой на обучающихся.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности (например, проектной деятельности в урочной и внеурочной работе) в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет школа-интернат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования 2011 г
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального...
Основная образовательная программа начального общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония»
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования Срок реализации программы
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»,...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования п. Золотец 2011г
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе примерной основной образовательной программы...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Полюдовская основная общеобразовательная школа»
Основная образовательная программа начального общего образования сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу оош с. Муханово разработана в соответствии с Приказом №373...
Основная образовательная программа начального общего образования iconПрограмма коррекционной работы. Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования моу «Основная общеобразовательная школа №13»
Основная образовательная программа начального общего образования 2011 2012 учебный год
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования уфа 2011 пояснительная записка основная
Основная образовательная программа начального общего образования Негосударственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования г. Таруса 2011 г
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) моу тсош №2 является основным нормативным документом...
Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования мобу покровская оош
Аммы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением рабочей группы. Основная образовательная программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница