Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65




Скачать 258.1 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Дата13.09.2012
Размер258.1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА БИОЛОГИИ


Сергей Никитич САФРОНОВ


Учебно-методический комплекс по дисциплине


ЗООГЕОГРАФИЯ

специальность: 020201.65 «биология»




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________





Южно-Сахалинск



Автор составитель:

САФРОНОВ С.Н., к.б.н., доцент, профессор кафедры биологии.


Учебно-методический комплекс «ЗООГЕОГРАФИЯ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «биология».


(шифр) 20201.65 – «биология».


Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных предметов по

специальности «биология» и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан обучающего факультета В.Н. Ефанов


Директор научной библиотеки Е.В. Квитченко


Содержание стр.


I. Рабочая программа дисциплины 4

    1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6

1.4. Содержание курса 7

1.5. Лабораторные работы (семинарские занятия) 14


1.6. Литература 16


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины


Зоогеография имеет большое значение для понимания факто­ров и путей видообразования. Большинство биологов считает так называемое географическое видообразование, связанное с прост­ранственной изоляцией популяций, главным путем видообразова­ния, поэтому данные зоогеографии важны для решения некоторых эволюционных проблем. Их можно использовать для изучения исторической геологии и географии, так как факты и аргументы из области зоогеографии играют большую роль в изучении связей Америки и Азии, Евразии и Африки, истории Австралии, Антарк­тиды и океанов, всей истории плейстоцена и голоцена. Весьма существенно и практическое значение зоогеографии для охот­ничьего и пушного дела, морского рыбного промысла, а также для изучения вредителей сельского и лесного хозяйства, регулирова­ния численности животных, акклиматизации, для охраны природы и в некоторых других областях народного хозяйства.

Важнейшие направления развития современной зоогеографии:

– изучение ареалов отдельных видов и более круп­ных таксонов. Выяснение современных границ ареалов, их струк­туры, причин и закономерностей изменений количества исчезаю­щих, редких и хозяйственно значимых животных;

– изучение географии населения животных, т. е. закономерностей образова­ния и существования совокупностей особей разных видов живот­ных на отдельных территориях, причин, обусловливающих изме­нение этих совокупностей как по их составу, так и по численности и массе организмов;

– дальнейшее уточнение территориального распределения фаунистических комплексов, изучение причин и путей их формирования и их динамики, их внутренней структуры и изменений в составе, влияние человека;

– изучение взаимоот­ношений животных и ландшафта. Значение ландшафта в целом и его отдельных элементов для распределения и размещения жи­вотных. Влияние ландшафта на формирование у животных адаптивных особенностей как на уровне отдельных видов, так и целых фаунистических комплексов, а также изучение обратного влияния животных на ландшафт.

Основные задачи учебного курса:

– изучение совре­менного распределения животных, выяснение закономерностей и объяснение причин распределения и размещения как отдельных видов, так и целых фаун;

– анализ путей и причин формирова­ния и изменения территориальных комплексов животных, в том числе в связи с хозяйственной деятельностью; изучение фаунистического районирования Земли;

– изучение фаун и населения животных различных территорий, т. е. состава животных и его динамики во времени, совокупной численности животных и чис­ленности важнейших видов, зональной структуры населения и связи животных с другими элементами ландшафта, наконец, изучение изменений фауны и населения животных под влиянием деятельности общества.


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Современные требования к уровню освоения дисциплины студентами в области зоологической науки соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. Студент-биолог подготовленый к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной), специальной подготовкой должен отвечать следующим требованиям:


иметь представление

– о зоогеографии как единой науке, изучающей распространение животных; о методах, теоретических основах и практическом применении зоогеографических знаний в различных отраслях народного хозяйства, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

– понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;


знать

– методы исследований, правила и условия выполнения работы, технических расчетов, оформления получаемых результатов;

– основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда;

– особенности видового разнообразия, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов животных;


приобрести навыки и иметь опыт

– наблюдения, описания, идентификации, классификации животных;

– сбора и анализа полевой, статистической, первичной экспериментальной, и иной информации;


уметь

– на научной основе организовать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

– приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

– осуществлять мероприятия по охране биологического разнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

– применять современные методы исследований;

владеть

– культурой мышления, понимает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты.


1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля


1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения




Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

9

-

-

Аудиторные занятия:

48

-

-

лекции

34

-

-

практические и семинарские занятия

14

-

-

лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

-

-



1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Самостоятельная работа

48

-

-

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

96

-

-

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

рефераты. №№

9 сем.

-

-

Полевя практика:

Весенняя

летняя

-

-

-

Курсовая работа

(№ семестра)

-

-

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен – 9 сем.


-

-



1.4. Содержание курса


(Форма обучения очная)


п/п

Наименование и содержание тем


Всего часов

Виды учебных занятий

аудиторные

самост.

работа

лекции

практи-

ческие

ВВЕДЕНИЕ




Определение зоогеографии как науки о географическом распространении животных, их группировок и сообществ, устанавливающей причины и зако­номерности этого распространения. Основные задачи и направления совре­менной зоогеографии (география видов и фаун, география сооб­ществ). Роль зоогеографии в разработке теоретических основ рационального использования и охраны животного мира. Пограничный характер науки. Связь с другими дисциплинами: географией растений, экологией, физи­ческой географией, систематикой, палеогеографией, зоологией. Краткие сведения по истории науки.

2

1




1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

2.

Животные как элемент ландшафта

Понятие о биосфере. Общие закономерности распределения животных в биосфере. Биологический круговорот веществ. Продуценты, консументы, редуценты, автотрофы, гетеротрофы. Роль животных в круговороте веществ и потоках энергии. Понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема»: Био­сфера как экосистема Земли. Взаимосвязи животных и других компонентов ландшафта. Влияние рельефа на размещение и распространение животных. Роль животных в формировании осадочных пород. Прямое и косвенное уча­стие животных в образовании макрорельефа (коралловые острова, рифы, барханы и др.) и микрорельефы (сурчины, кротовины, термитники и др.). Вторичные формы рельефа (ветровые и водноэрозионные), возникающие в результате деятельности животных. Взаимосвязи почвы и животных. Почва как среда обитания и субстрат для животных. Особенности распределения животных в почве. Значение животных в почвообразовательном процессе. Воздействие на структуру, аэрацию, химизм, гидрорежим почв. Взаимо­связи растительности и животных сообществ. Функциональные связи меж­ду этими компонентами биоценозов. Растительность как основа существо­вания животных. Защитная роль растительности. Влияние микроклимата растительных сообществ на размещение животных. Значение животных для размножения и расселения растений. Воздействие животных на со­став, структуру и продуктивность растительных сообществ.

6

3




3

3.

Животные как индикатор ландшафтов. Основные закономерности распространения животных в связи с условиями среды их существования. Понятие о факторах внешней среды. Классификация факторов: абиотиче­ские, биотические, антропогенные. Оптимальные, пессимальные, лимитирую­щие факторы. Классификация животных по отношению к воздействию от­дельных факторов. Роль почвенных условий, светового режима, химизма сре­ды, климата в распространении животных. Межвидовые и внутривидовые отношения как основа воздействия биотических факторов. Роль трофи­ческих, конкурентных, симбиотических и других отношений в размещении жи­вотных. Влияние плотности населения животных на размещение особей и группировок животных. Возрастающая роль антропогенных факторов в су­ществовании и распространении животных. Прямое и косвенное влияние хо­зяйственной деятельности на зоогеографию. Регулирование антропогенных воздействий на животный мир. Необходимость охраны географической среды как арены жизни животных. Комплексное воздействие факторов среды на существование и распределение животных. Эври и стенобионтные виды. Особенности их распространения.

6

3




3

4.

Ареал.

Понятие об ареале. Методы картирования ареалов. Типы ареалов: сплошные, пятнистые, разорванные (дизъюнктивные). Происхождение ра­зорванных ареалов. Величина ареала и определяющие ее причины. Кос­мополитические ареалы. Понятие об эндемизме и реликтовости. Структура ареала: распределение вида внутри ареала, популяции и ареалы попу­ляций, зоны оптимума и пессимума ареала, зона дисперсии, или смерти. Пере­мещение вида внутри ареала. Динамика численности и пространственное перемещение животных. Массовые выселения животных за пределы ареала (инвазии). Периодические миграции животных в пределах ареала (перелеты птиц, миграции насекомых, рыб, некоторых млекопитающих). Использование различных частей ареала для осуществления отдельных этапов жизненного цикла животных. Изменения границ ареалов и определяющие их причины. Расширение ареа­лов: активное и пассивное расселение животных. Понятие об автохтонах и иммигрантах. Изменения условий существования за пределами ареала и их влияние на расселение. Преодоление физических преград. Роль человека в расселении животных. Сознательный и случайный завоз животных, его по­следствия. Акклиматизация и реакклиматизация животных. Сокращение ареалов и вымирание животных. Причины этого явления (изменения среды, влияние конкурирующих видов, роль человека). Охрана редких и ис­чезающих видов. Многолетние изменения условий существования и пульса­ции границ ареалов. Влияние на пульсацию границ ареала флюктуации чис­ленности животных.

10

3

2

5

5.

Фауна.

Общее понятие о фауне. Островные и материковые фауны. Реликтовые фау­ны. Причины большего или меньшего своеобразия фаун. Центры видово­го разнообразия. Индексы разнообразия. Географо-генетические группы (группировки видов со сходными чертами географического генезиса). Географо-генетический подход к районированию территории (на примере Палеарктики). Гетерогенность фаун конкретных территорий. Универ­сальность принципа гетерогенезиса. Принципы мелкомасштабного фауни-стического районирования. Фаунистические области земного шара.

8

3

1

4

6.

Население животных.

Понятие «население животных». Физиономическая и функциональная структура населения. Плотность, доминантность, биомасса, ярусность, трофическая структура. Фоновые, ландшафтные виды и их роль в биоцено-зах, хозяйственная значимость (вредители сельского и лесного хозяйства, переносчики заболеваний, промысловые виды). Основные закономерности изменений животного населения во времени и пространстве. Широтная зо­нальность климатических условий как основа распределения животных группировок. Явление пограничного эффекта и его универсальность в био­сфере. Население животных как составная часть биогеоценоза. Индикаторная роль животного населения в отношении качества окружающей среды. Значение населения животных для выявления вторичной продуктивности ландшафтов и животных ресурсов. Ландшафтное зоогеографическое рай­онирование.

6

2

1

3

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ЖИВОТНЫЙ МИР ОСНОВНЫХ ФАУНИСТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ ЗЕМНОГО ШАРА

7.



НОТОГЕЯ

Новозеландская область

Границы и ландшафты области. Островной характер фауны. Наиболее харак­терные группы и виды животных. Их биологические черты и распространение. Не насыщенность биоценозов и легкость интродукции животных в Новой Зе­ландии. Влияние интродуцированных животных на местную фауну. Проблема охраны аборигенной фауны. История фауны Новой Зеландии.

Австралийская область

Границы и ландшафты области. Островной характер фауны. Высокий энде­мизм и относительная бедность фауны. Древние черты в фауне. Основные характерные группы и виды животных. Фаунистические связи с Индо-Малайской и Неотропической областями. История фауны. Животный мир пус­тынь, саванны редколесий и кустарников. Ведущие ландшафтные группы и виды животных. Основные особенности структуры населения, животных этих ландшафтов. Животный мир тропических и субтропических жестколи­стных лесов. Ведущие ландшафтные группы и виды животных. Особенности структуры населения. Изменения животного мира области в результате дея­тельности человека. Интродукция животных из других областей и проблема ох­раны аборигенной фауны.

Полинезийская область

Фауна Полинезии как типичная островная фауна. Общая бедность фауны. Границы области и характер островов. Основные группы животных. Зависи­мость богатства фауны от площади острова и его удаленности от материка. Уязвимость островной фауны при антропогенном воздействии.

8

2

2

4

8.

НЕОГЕЯ

Неотропическая область

Границы и ландшафты области. Разнообразие условий существования жи­вотных. Характерные черты фауны: богатство и высокий эндемизм. Ос­новные характерные группы и виды животных. Фаунистические связи с Голарктической, Австралийской и Мадагарской областями. История фор­мирования фауны. Районирование области: Карибская, Венесуэльско-Гвианская, Амазонская и Патагоно-Чилийская подобласти. Животный мир влажных тропических лесов. Ведущие ландшафтные группы и виды жи­вотных. Основные особенности структуры населения животных. Богатство и устойчивость животных сообществ. Животный мир пампы и пустынь. Веду­щие ландшафтные группы и виды животных. Особенности структуры населения животных. Изменение животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.

8

2

2

4

9

ПАЛЕОГЕЯ

Эфиопская область

Границы и ландшафты области. Большое разнообразие условий существо­вания животных. Богатство и эндемизм фауны. Основные характерные группы животных. История фауны. Фаунистические связи с Голарктической, Индо-Малайской и Мадагаскарской областями. Фаунистическое районирование области: Западно-Африканская, Восточно-Африканская и Капская подобласти. Животный мир пустынь и саванн. Основные особенности структуры их насе­ления. Ведущие ландшафтные группы и виды животных. Богатство живот­ных сообществ саванн. Адаптация животных к засушливости территории. Богатство и устойчивость животных сообществ. Антропогенные изменения животного мира. Животный мир тропических лесов. Основные особенности структуры населения животных, Ведущие ландшафтные группы и ви ды живот­ных. Богатство и особенности ярусного распределения сообществ животных. Изменения животного мира в результате хозяйственной деятельности че­ловека. Проблема охраны животного мира Африки. Национальные парки.

Мадагаскарская область

Границы и ландшафты области. Особенности фауны: обедненность, энде­мизм, древность. История фауны. Фаунистические связи с Эфиопией, Индо-Малайской и Неотропической областями. Характерные группы и виды жи­вотных.

Индо-Малайская область

Границы и ландшафты области. Большое разнообразие условий сущест­вования животных. Древность и богатство фауны. Основные характерные группы животных. История фауны. Фаунистические связи с Голарктичес­кой, Эфиопской, Австралийской областями. Условность фаунистических границ с восточной Палеарктикой и Австралийской областью. Причины богатства фауны островов Индо-Малайского архипелага. Под­разделение на подобласти. Животный мир тропических лесов и джунглей. Ведущие ландшафтные группы животных. Животный мир пустынь и саванн. Наиболее характерные виды животных. Изменения животного мира в связи с длительным и интенсивным воздейст­вием на природные ландшафты и почти полной их заменой антропогенными ландшафтами (Индостан, Юго-Восточный Китай, полуостров Индокитай).

10

3

2

5




10.

АРКТОГЕЯ

Голарктическая область

Границы и ландшафты области. Особенности фауны: молодость и от­носительная бедность. Причины обедненности фауны. Зональность природных условий и особенности распределения фаунистических группировок. Ос­новные характерные группы животных. Подразделение области на Неоаркти­ческую и Палеарктическую подобласти. Причины сходства и различий фау­ны разных районов этих подобластей. Изменения фауны в связи с ин­тенсивной деятельностью человека. Проблемы охраны животного мира. Характеристика основных зональных и региональных сообществ живот­ных области.

8

2

2

4

ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ

11.

Животный мир Арктики. Особенности условий существования живот­ных арктических островов и северных океанических побережий. Бедность состава, неравномерность распределения, сезонность пребывания животных. Ведущая роль водных и околоводных видов. Наиболее характерные и массовые виды животных. Упрощенность структуры населения. Особенность структуры трофических цепей. Хозяйствен­ное использование и охрана животных ресурсов. Животный мир тундр. Границы, основные ландшафты. Особенности ус­ловий существования животных. Бедность и высокий эндемизм фауны тундр. Упрощенность структуры животного населения. Неравномерность разме­щения и резкая сезонная аспектичность сообществ животных. Фоновые и характерные группы и виды животных. Основные экологиче­ские черты животных тундр. Особенности трофических цепей. Хозяйствен­ное использование животных ресурсов тундры. Усиление хозяйственного освоения тундр и проблема охраны тундровых экосистем в связи с их слабой устойчивостью к антропогенному воздействию. История фауны тундр.

2

1




1

12.

Животный мир тайги. Границы, основные ландшафты. Особенности условий существования животных. Увеличение видового разнообразия и ус­ложнение структуры населения животных в условиях лесной растительности. Фаунистическое сходство и различия европейско-западносибирской и вос­точносибирской тайги. История таежной фауны. Фоновые и характерные группы и виды животных. Основные экологические черты животных тайги. Особенности трофических цепей. Хозяйственная эксплуатация лесов и изме­нения животного мира. Хозяйственное использование животных ресурсов тайги. Животный мир смешанных широколиственных лесов. Границы, основные ландшафты. Особенности условий существования животных. Бо­гатство состава и обилие животных. Особенности структуры населения. Раз­личия фауны европейских и дальневосточных лесов. История фауны смешан­ных и широколиственных лесов. Фоновые и характерные группы и виды животных. Их основные экологические черты. Особенности трофических цепей. Антропогенные преобразования широколиственных и смешанных ле­сов в лесолуговые ландшафты и специфики хозяйственного значения живот­ных в этих условиях. Охрана животного мира интенсивно освоенных тер­риторий.

8

2

2

4

13.

Животный мир степей. Границы, основные ландшафты. Особенно­сти условий существования животных. Восстановленная фауна целинных степей. Современный облик животного мира в связи с преобразованием степ­ных ландшафтов. Фоновые и характерные группы и виды животных европей­ских, казахстанских и забайкальских степей. Основные экологические черты степных животных. Особенности трофических цепей. Особенности струк­туры населения животных. Роль степных животных в сельскохозяйственной деятельности человека. Степные заповедники как резерваты исчезающих степных сообществ животных.

2

1




1

14.

Животный мир пустынь. Границы, основные ландшафты. Особенно­сти условий существования животных. Специфика фауны пустынь. История ее формирования. Влияние дефицита влаги на состав и структуру животных сообществ пустынь. Сезонная аспектичность животных сообществ. Фоно­вые и характерные группы и виды животных. Основные черты их экологии. Особенности трофических цепей. Изменения животного мира пустынь в свя­зи с интенсивным хозяйственным освоением. Проблемы сохранения пустынных комплексов животных.

2

1




1

15.

Животный мир горных систем России Основные горные системы. Осо­бенности условий существования животных в горах. Богатство состава, моза-ичность размещения фауны. Особенности высокогорных группировок животных. Влияние географической изоляции на формирование высокогорных сообществ животных. История высокогорной фауны. Фоновые и характер­ные группы и виды животных отдельных горных систем. Основные экологи­ческие черты животных высокогорий.

2

1




1

ОКЕАНИЧЕСКАЯ И МОРСКАЯ ФАУНА

16.

Основные разделения океанической фауны. Зоогеографическое рай­онирование Мирового океана. Животные сообщества материкового шель­фа, коралловых рифов, пелагиали и абиссали. Основные черты фауны морей России. Хозяйственная значимость океанической и морской фауны.

6

3




3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17.

Использование зоогеографических знаний для формирования материа­листического мировозрения у школьников. Значение курса зоогеографии для работы учителя в школе. Роль науки в воспитании любви к родной природе и Родине.

2

1




1

ВСЕГО ЧАСОВ

96

34

14

48




1. 5. Лабораторные работы (лабораторный практикум)




1.5.1. Ареал. (Понятие об ареале. Методы картирования ареалов. Типы ареалов: сплошные, пятнистые, разорванные (дизъюнктивные). Структура ареала: распределение вида внутри ареала, популяции и ареалы попу­ляций, зоны оптимума и пессимума ареала, зона дисперсии, или смерти. Пере­мещение вида внутри ареала. Изменения границ ареалов. Расширение ареа­лов. Понятие об автохтонах и иммигрантах. Преодоление физических преград. Роль человека в расселении животных.

1.5.2. Фауна и население животных. Общее понятие о фауне. Островные и материковые фауны. Реликтовые фау­ны. Индексы разнообразия. Географо-генетический подход к районированию территории (на примере Палеарктики). Принципы мелкомасштабного фаунистического районирования. Фаунистические области земного шара.

Понятие «население животных». Физиономическая и функциональная структура населения. Плотность, доминантность, биомасса, ярусность, трофическая структура. Основные закономерности изменений животного населения во времени и пространстве. Широтная зо­нальность климатических условий как основа распределения животных группировок. Население животных как составная часть биогеоценоза. Индикаторная роль животного населения в отношении качества окружающей среды. Ландшафтное зоогеографическое рай­онирование.

1.5.3. Животный мир основных фаунистических областей Земного шара (Границы и ландшафты области. Островной характер фауны. Наиболее харак­терные группы и виды животных. Их биологические черты и распространение. Не насыщенность биоценозов и легкость интродукции животных Влияние интродуцированных животных на местную фауну. Проблема охраны аборигенной фауны)


1.5.3.1. НОТОГЕЯ Новозеландская область,

Австралийская область,

Полинезийская область

1.5.3.2. НЕОГЕЯ

Неотропическая область (Районирование области: Карибская, Венесуэльско-Гвианская, Амазонская и Патагоно-Чилийская подобласти).


1.5.3.3. ПАЛЕОГЕЯ

Эфиопская область (Фаунистическое районирование области: Западно-Африканская, Восточно-Африканская и Капская подобласти),

Мадагаскарская область,

Индо-Малайская область (Фаунистическое районирование области: Индийская, Бирмано-Китайская и Филипинская).


1.5.3.4. АРКТОГЕЯ

Голарктическая область

(Фаунистическое районирование области: Неоаркти­ческая и Палеарктическая подобласти. Границы и ландшафты области. Особенности фауны: молодость и от­носительная бедность. Причины обедненности фауны. Зональность природных условий и особенности распределения фаунистических группировок. Ос­новные характерные группы животных.).


1. 6. Литература
Основная

Лопатин И.К. Зоогеография. Минск, 1989.

Бобринский Н.А., Гладков Н.А. География животных. М., Учпедгиз, 1961.

Микулин А.Е. Зоогеография рыб: Учебн. пособие. М.: Изд-во ВНИРО. 2003. 436 с.


Дополнительная


Аллен Р. Как спасти Землю (Всемирная стратегия охраны при­роды). М., 1983.

Базилевич Н.И., Гребенщиков О.С, Тишков А.А. Геогра­фические закономерности структуры и функционирования экосис­тем. М., 1986.

Беклемишев К.В. Экология и биогеография пелагиали. М.: На­ука, 1969. 291 с.

Берг Л.С. Географические зоны Советского Союза. М., География, 1947, 1952, т. I, II.

Бобринский Н. А., Гладков Н. А. География животных. М., Учпедгиз, 1961.

Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии. М., 1999.

Второв П. П., Дроздов Н. Н. Рассказы о биосфере. М, Просвещение, 1976.

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография: Учебник для студ. высш. учебн. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 304 с.

Дарлингтон Ф. Зоогеография (географическое распространение животных). М., Прогресс, 1966.

Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира. М., 1997.

Жизнь животных. М., Просвещение, 1968-1971, т. 1-6.

Жизнь растений. М., Просвещение, 1974, т. 1.

Зенкевич Л. А. Моря СССР, их фауна и флора. М., Учпедгиз, 1955.

Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Морская биогеография. М., Наука, 2000, 176 с.

Леме Ж. Основы биогеографии. М., Прогресс, 1976.

Нейл Г. География жизни. М., Прогресс, 1973.

Одум Ю. Экология: В 2 т. Т.1, 2. М., 1986.

Сафронов С.Н. География животных с основами зоолотии. Учебное пособие.Южно-Сахалинский гос. пед. ин-т. Южно-Сахалинск. 1991.

Симпсон Дж. Великолепная изоляция. М., 1983.

Флинт В.Е. Стратегия сохранения редких видов в России: Тео­рия и практика. М., 2000.

Чернов Ю.И. Природная зональность и животный мир суши. М., 1975.

Яблоков А.В., Остроумов С. А. Уровни охраны живой приро­ды. М., 1985.


Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог
Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 100110 Домоведение
Этикет : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 100110 Домоведение / сост. М. С. Уколова. – Чебоксары : Чуваш...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 “Биология”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 03. 1 «Цитология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности шифр 020201.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 03. 1 «Цитология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница