Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г




Скачать 69.87 Kb.
НазваниеАтьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г
Дата06.02.2013
Размер69.87 Kb.
ТипДокументы




Атьман О.В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г. / Сост. Н.Н. Остринская и др. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – С. 190 – 196.


ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ ПРЕДВЫБОРНОГО ДИСКУРСА США


Предвыборная риторика кандидатов на пост президента Соединенных Штатов насыщена различными способами и приемами убеждающего воздействия на аудиторию (потенциальных избирателей). В настоящей статье проводится лингвориторический анализ предвыборных обращений американских политиков, произнесенных ими в период избирательных кампаний 2000-2004 годов.

Убеждающее воздействие посредством аргументации является неотъемлемой частью логики и риторики. Логическая аргументация означает процедуру формально-математического доказательства, чьи отличительные черты проявляются в строгой рациональности (и полном отсутствии эмоциональности), монологичности и некоммуникативности суждения, стремлении пропонента продемонстрировать лишь процесс установления истины. В структуру логической аргументации входят следующие элементы:

  1. Тезис — выдвинутое пропонентом суждение. В качестве тезиса используются теоретические положения науки, математические теоремы, результаты обобщения конкретных фактических данных и т.д.;

  2. Аргументы — рациональные теоретические или фактические положения для обоснования выдвигаемого тезиса. Аргументами могут служить: 1) теоретические/практические обобщения; 2) факты; 3) аксиомы; 4) определения и конвенции и пр. (Кириллов, Старченко www).

Анализ эмпирического материала показал, что логическая аргументация как способ рационального убеждающего воздействия на избирателей в предвыборных речах американских политиков не встречается. Напротив, наиболее яркое выражение в обращениях кандидатов получает риторическая аргументация, под которой мы понимаем вербальную деятельность субъекта, направленную, в первую очередь, на эмоциональное убеждение аудитории в приемлемости/неприемлемости какого-либо мнения/суждения при помощи ряда утверждений (аргументов), предназначенных для оправдания или опровержения этого мнения/суждения.

Структура риторической аргументации совпадает со структурой логической аргументации и также включает в себя тезис (он выражает личное мнение политика) и ряд аргументов. А.А. Волков определяет риторический аргумент как словесно выраженный ход мысли, который оценивается аудиторией, в результате чего она соглашается с аргументацией и разделяет с ней точку зрения (Волков 1996), а А.Г. Лапотько полагает, что «аргументы – это ценностные суждения, они не являются ни дедукциями, ни индуктивными умозаключениями» (Лапотько 2003:4-5). С точки зрения Н.А. Безменовой, «аргументы нередко выступают в виде образов и выражаются через риторические фигуры, создающие дополнительный эффект эмоционального воздействия на аудиторию» (Безменова 1990:23). Отличительной чертой риторической аргументации является наличие не столько рациональных, сколько эмоциональных аргументов (Лазарев, Правикова www); содержание понятий, входящих в аргументы, неодинаково для различных людей, принятие тезисов оратора аудиторией зависит от его авторитета – нравственных качеств, уровня интеллекта, способности воздействовать на чувства аудитории. Все это позволяет рассматривать риторическую аргументацию как одно из проявлений эмоционального убеждающего воздействия.

В риторической аргументации, по мнению А.А. Волкова, аргументы создаются с учетом апелляции, то есть «обращения к определенной предметно-смысловой области, которую аудитория рассматривает в виде значимого источника внешнего или внутреннего опыта» (Волков www). В отечественной и зарубежной научной литературе различают следующие виды риторических аргументов, основанных на апелляции: 1) аргумент к силе (ad baculinum); 2) аргумент к здравому смыслу (ad judicium); 3) аргумент к авторитету (ipse dixit); 4) аргумент к человеку (ad hominem); 5) аргумент к публике (ad populum) и др. (Волков www; White www).

Самыми распространенными и наиболее убедительными в риторической аргументации считаются аргументы к авторитету. С их помощью, полагает О.В. Спиридовский, оратору-политику удается «повысить авторитетность своего слова, а также обеспечить некую преемственность передачи власти в государстве» (Спиридовский 2006:167). Так, например, лингвориторический анализ предвыборных обращений выявил тот факт, что кандидат от республиканской партии в президентских кампаниях 2000-2004 годов Дж. Буш-младший часто апеллирует к авторитету президентов-предшественников и «отцов-основателей» демократии США:

Abraham Lincoln argued that “every poor man should have a chance. He defended a “clear path for all.” He financed colleges, welcomed immigrants, promoted railroads and economic development.” (George Bush. April 11, 2000)

At the constitutional convention in 1787, Benjamin Franklin argued that the strength of our nation depends “on the general opinion of the goodness of government.” (George Bush. October 13, 2000)

As President Kennedy said, “It is not enough for a great nation merely to have added new years to life – our objective must also be to add new life to those years.” (George Bush. October 5, 2004)

This is an approach which echoes in our history. Echoes of Lincoln and emancipation and the Homestead Act and land-grant colleges. Echoes of Theodore Roosevelt and national parks and the Panama Canal. Echoes of Reagan and a confrontation with communism that sought victory, not stalemate.” (George Bush. August 24, 2004)

Our Founders rejected cynicism, and cultivated a noble love of country. That love is undermined by sprawling, arrogant, aimless government. It is restored by focused and effective and energetic government.”(George Bush. October 29, 2004)

Результаты лингвориторического исследования предвыборных выступлений кандидата от демократический партии в избирательной кампании 2004 года Дж. Керри свидетельствуют, что этот политик в равной степени обращается к авторитету как предыдущих президентов, так и популярных среди населения политических деятелей современности:

I will never give any other nation or organization a veto over our national security. But I will never forget what Roosevelt, Truman, Eisenhower, Kennedy, and Reagan all knew – that America is stronger, our troops are safer, and success is more certain when we build and lead strong alliances, not when we go it alone.” (John Kerry. October 22, 2004)

In a message sent to Congress nearly sixty years ago, President Harry Truman said, “We should resolve now that the health of this nation is a national concern; that financial barriers in the way of health shall be removed; that the health of all citizens deserves the help of all the nation.”(John Kerry. September 18, 2004)

Here in New York, Mayor Giuliani brought order and civility back to the streets – cutting crime rates by 50 percent. In Wisconsin, Governor Tommy Thompson proved that welfare dependence could be reversed – reducing his rolls by 91 percent.”(John Kerry. October 12, 2004)

Кандидат от демократической партии в предвыборный период 2000 года Ал. Гор через аргументы наиболее часто ссылается на всемирно известных общественных деятелей, деятелей литературы, науки и искусства, обращается к именам исторических и библейских личностей:

As Mother Teresa put it, “Plant the act, reap the habits. Plant the habits, reap the virtue. Plant the virtue, reap the character. Plant the character, reap the destiny.” (Al Gore. January 29, 2000)

The poet Antonio Machado has written: “there is no path; we create the path as we walk.” (Al Gore. June 5, 2000)

Let me remind you of the words by George Bernard Shaw: “The reasonable man adapts himself to the world: the unreasonable one persists in trying to adapt the world to himself. Therefore all progress depends on the unreasonable man.” (Al Gore. March 14, 2000)

In the Old Testament, Moses teaches the people of Israel: “Do not accept a bribe, for a bribe blinds the eyes of the wise and twists the words of the righteous”. Some thousand years later, Confucius found in China a corrupt government, and began to set the high moral standards he believed would make for a more harmonious society.” (Al Gore. September 4, 2000)

Лингвистическими особенностями риторической аргументации являются способы оформления тезиса и аргументов. Исследование показало, что тезис аргументации в предвыборных речах американских политиков в большинстве случаев создается глаголами мнения (think, believe), предположения (suppose, guess), утверждения (know, sure) Вслед за А.Н. Барановым (1990:40-49), мы выделяем языковые маркеры, характеризующие аргументы: 1) нейтральные пропозициональные показатели (например, известно, очевидно и т.д. / for example, in fact, it’s obvious that, imagine that etc); 2) маркеры, указывающие на начало следования аргументов (действительно, рассмотрим и т.д. / the fact is that, let’s consider, just think, here is etc); 3) единицы, определяющие порядок следования аргументов (во-первых, во-вторых, и т.д. / first, second, third … finally):

TI believe a new Energy Security and Environment Trust is a bold and unprecedented commitment to achieve an even more prosperous economy, powered by cleaner, more reliable energy, in a healthy, truly livable environment.

A1 - First, we will modernize and improve our nation’s power systems - to prevent future power outages before they affect you and your family.

A2Second, we will do more to protect our kids and our parents from the smog and soot that cause asthma.

A3Third, while we modernize our power systems and reduce pollution here at home, we must aggressively pursue the global market for new energy technology that is expected to reach $10 trillion in the next two decades, as other countries also take steps to overcome pollution and the threat of global warming.

A4Fourth, as we reduce America’s dependence on big oil and imported oil for the long term – by finding new and better ways to produce clean, affordable, and reliable energy here in America – we will work even more closely with industry and labor to bring cleaner cars, trucks, and buses to showrooms and streets around the world. (Al Gore. June 27, 2000)

Нередко в предвыборных обращениях американских политиков встречаются тезисы и аргументы, в которых присутствует фактический и статистический материал, указываются конкретные данные, содержащие числовые показатели. Это придает риторической аргументации оттенок рациональности. Так, например, чтобы компрометировать своего соперника в избирательной кампании, находящегося у власти президента Дж. Буша-младшего, Дж. Керри использует в аргументах многочисленные сведения, касающиеся незаконной финансовой деятельности его оппонента, несбалансированной политики и отсутствия эффективных мер, направленных на решение проблем в сферах занятости и здравоохранения:

TIn his recent speech, the President claimed: “we’ve already allocated $7 billion for reconstruction efforts so more Iraqis can see the benefits of freedom.

A1Here’s what he didn’t tell us.

A2Allocated does not mean spent.

A3 It’s Washington-speak calculated to mislead Americans into thinking the government has done something it hasn’t.

A4In fact, only 8 percent of what this President promised has actually been spent.

A5 And even worse, of the amount actually spent, just 27 cents on the dollar trickles down to projects that help Iraqis.

CWhere do the other 73 cents go? To soaring security costs, corruption and mismanagement, and huge profits for contractors like Halliburton.” (John Kerry, October 20, 2004)

TI know that millions of middle-class families are working hard and trying to get ahead, but they just can’t keep up with health care costs that are out of control.

A1Just think about the last four years.

A2Health care costs up 64%.

A3Prescription drug co-pays up 50%.

A4Medicare up 56%.

A5Average family premiums are up over $3,500 a year.

A65 million more Americans have no health care, bringing the total to 45 million with no coverage at all.” (John Kerry, October 29, 2004)

TI am sure George Bush is the first president in 72 years to lose jobs on his watch.

A1In fact, Wisconsin alone lost 7,000 jobs last month.

A2Two weeks ago, the President’s Treasury Secretary went to Ohio – where they have lost more than 23,000 jobs – and told them that those lost jobs were nothing but a myth.” (John Kerry, October 29, 2004)

Обобщая полученные результаты лингвориторического анализа, мы пришли к выводу, что, аргументация является конститутивной составляющей предвыборных выступлений американских политиков и используется как способ эмоционального убеждающего воздействия на потенциальных избирателей. Структура риторической аргументации включает в себя тезис и аргументы, из которых наиболее частотными и продуктивными являются аргументы к авторитету. Тезис выражается глаголами эпистемической группы речевых актов, а аргументы характеризуются особыми лексическими маркерами.

Литература

  1. Баранов А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – Москва: Наука, 1990. – С. 40 – 52.

  2. Безменова Н.А. Риторическая модель речевой деятельности // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – Москва: Наука, 1990. – С. 15 – 27.

  3. Волков А.А. Виды риторических аргументов. Электронная версия:
    http://genhis.philol.msu.ru/article_41.shtml

  4. Волков А.А. Основы русской риторики. – Москва, 1996.

  5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логические основы аргументации. Электронная версия: http://www.i-u.ru/biblio/archive/kirillov_logika/05.aspx

  6. Лазарев В.В., Правикова Л.В. Об основных направлениях аргументативной лингвистики. Электронная версия: http://pn.pglu.ru/index.php

  7. Лапотько А.Г. Риторическая аргументация: Материалы к практическим занятиям. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.

  8. Спиридовский О.В. Интертекстуальность президентского дискурса в США, Германии и Австрии // Политическая лингвистика. – Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – С.161-169.

  9. White J.H. The Power of Words. Электронная версия: http://www.anoita.com/`jwhite/words.html

Источники

  1. http://www.georgewbush.com

  2. http://www.algore2000.com

  3. http://www.johnkerry.com

Похожие:

Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconВолгоградский государственный универстет
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Институт иностранных языков, кафедра романской филологии приглашают...
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconМатериалы международной студенческой научной конференции 21 апреля 2009 г г. Екатеринбург, Россия Екатеринбург 2009
Английский язык: актуальные проблемы лингвистики и методики : материалы международной студенческой научной конференции, Екатеринбург,...
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 18 октября 2008 г. Казань Казанский государственный университет 2008
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 18 октября 2008 г. Казань Казанский государственный университет 2008
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г icon2. Международной заочной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии»
Издание сборника материалов конференции предполагается к началу конференции. Опубликованные материалы будут высланы участникам конференции...
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconВолгоградский государственный университет физиология адаптации материалы
Физиология адаптации: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 7-10 октября 2008 г. / Науч ред....
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconМатериалы студенческой научной конференции
...
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconВосточные языки и культуры материалы I международной научной конференции 22-23 ноября 2007 года москва 2007 удк 81
Института лингвистики рггу 22–23 ноября 2007 г. Представленные в издании материалы посвящены актуальным вопросам восточных языков,...
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconМатериалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 24 октября 2009 г. Казань Казанский государственный университет 2009
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции
Атьман О. В. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции, г. Волгоград, 29 января 2008 г iconМатериалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 24 октября 2009 г. Казань Казанский государственный университет 2009
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница