Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко




Скачать 255.32 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко
страница1/4
Дата06.02.2013
Размер255.32 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет-
Высшая школа экономики



Факультет психологии


Программа дисциплины

Психология конфликта


для направления 030300.62 - Психология

подготовки бакалавра


Авторы: Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко



Рекомендовано секцией УМС

секция «Психология»

Председатель


_______________ В.А. Штроо

«___» _______________ 200 г.

Одобрено на заседании


кафедры организационной

и рефлексивной психологии
Зав. кафедрой


_________________В.А. Штроо

«___» ___________ 200 г.

Утверждено УС факультета

психологии

Ученый секретарь


_________________

«____» ______________ 200 г.






Москва 2006

Пояснительная записка

Авторы программы: доктор психол. наук, профессор Надежда Михайловна Лебедева и кандидат психологических наук Александр Николаевич Татарко.

Требования к студентам: Для освоения данной дисциплины студенты должны быть ознакомлены с курсами «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Организационная психология». Студенты также должны иметь представление о методах исследования в социальных науках, иметь опыт обращения с научной литературой, обладать навыками написания научных рефератов и эссе.

Аннотация: Психология конфликта – одно из динамично развивающихся направлений современной психологической науки на пересечении конфликтологии, социальной психологии и психологии личности. В данном курсе студенты знакомятся со спецификой психологического понимания конфликта, с особенностями конфликтов на разных уровнях: личностном, межличностном, внутригрупповом и межгрупповом, с историей и подходами психологического изучения конфликтов. Они знакомятся с психологическими признаками интерпретации жизненных ситуаций как конфликтных, с обстоятельствами, способствующими или снижающими вероятность конфликта, с разнообразием методов исследования конфликтов в психологии. В курсе также раскрывается психологическая канва конфликтного взаимодействия: мотивы и цели участников, стратегии и тактики взаимодействия, структурные характеристики разных видов конфликта. Студенты учатся анализировать динамику конфликтного взаимодействия, включая фазы эскалации и деэскалации конфликта, приобретают навыки экспертизы и картографирования конфликта. Особое внимание уделено социальным и этнополитическим конфликтам как имеющим долговременные и тяжкие последствия. В процессе освоения данного курса студенты также обучаются методам и тактикам посредничества в конфликтах, а также – важным приемам ведения переговоров и урегулирования разных типов конфликтов.

Психология конфликта занимает важное место в качестве составной части второй ступени высшего профессионального образования, поскольку знакомит студентов с теоретическими и эмпирическими основами данной науки, дает представление о конфликтах как неизбежных явлениях психологической жизни социума и учит конструктивному управлению конфликтами на разных уровнях.

Программа предусматривает проведение 20 часов семинарских и практических занятий, на которых студенты будут закреплять свои теоретические знания и приобретать практические навыки в области психологии конфликта. В самостоятельную работу студента (34 часа) входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям, написание эссе. Данный курс относится к дисциплинам по выбору студента.

Цель курса: сформировать у студентов первичную конфликтологическую компетентность, навыки психологической экспертизы и управления конфликтами на разных уровнях (личностном, межличностном, внутри- и межгрупповом).

Специфика данного курса: Основная идея данного курса направлена на сочетание теоретической и практической подготовки студентов, развитие самостоятельных навыков психологического анализа и конструктивного регулирования конфликтного взаимодействия на индивидуальном и групповом уровнях.

Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать теоретические основы психологии конфликта в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями психологии конфликта.

  • Иметь представление об основных традициях и направлениях изучения конфликтов в психологии, классических экспериментах и их результатах, современных достижениях теоретической и прикладной психологии конфликта.

  • Уметь проводить грамотный психологический анализ конфликтных ситуаций и конфликтного взаимодействия с учетом долговременных последствий.

  • Понимать и анализировать причины, истоки и факторы возникновения конфликтов, структурные и динамические особенности их протекания и завершения.

  • Иметь представление о стратегиях и тактиках взаимодействия в конфликте, уметь осуществлять картографирование конфликта и конфликтологическую экспертизу.

  • Иметь представление о регуляторах конфликтного взаимодействия, посредничестве и участии третьей стороны в конфликтах и уметь использовать посредничество в профессиональной деятельности психолога.

  • Понимать и анализировать специфику социальных и этнополитических конфликтов и иметь представление о возможностях и методах управления межгрупповыми конфликтами.

  • Обладать навыками чтения и понимания научной социально-психологической литературы, проведения элементарных социально-психологических опросов.


Формы контроля знаний студентов

Итоговая оценка (зачет) по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на практических занятиях (обсуждения, доклады, элементы тренинга);

  • эссе (3-4 тыс. слов);

  • письменный зачет (120 мин.)

Методика формирования результирующей оценки

1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Qзан, оценка за эссе Qэс, оценка за ответ на вопросы зачета Qзач.

2. Оценка относительной важности Wзан = 0,4; Wэс = 0,3; Wзач = 0,3.

3. Если у студента Qзан = 6, Qэс = 7, Qзач = 9

Q = QзанWзан + QэсWэс + QзачWзач = 2,4 + 2,1 + 2,7 = 7,2. После округления Q = 7.

4. Оценка в форме «зачет» и в 10-бальной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Для получения оценки в форме «зачет» Q должно быть больше или равно 4 баллам.


Тематический план


№ п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семин. /практ. занятия

1.

Понятие о конфликте в психологии

7

2

1

4

2.

Виды конфликтов и методы их изучения

7

1

2

4

3.

Возникновение конфликта

9

2

1

6

4.

Конфликтное взаимодействие

7

1

2

4

5

Стратегии разрешения конфликтов

8

2

2

4

6

Посредничество в конфликте

8

1

1

6

7

Этнополитические конфликты

8

1

1

6




Итого:

54

10

10

34



Базовый учебник:

  1. Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб., Питер, 2005.

  2. Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х.. Социальный конфликт. М. Олма-Пресс, 2001.


Содержание программы.


Тема 1

Понятие о конфликте в психологии



Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой. Классификации видов конфликтных явлений. Научные определения и признаки конфликтов. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов (социал-дарвинизм, функциональная модель, «конфликтная модель», социология конфликта К.Маркса и Г.Зиммеля, Р.Дарендорф и Л.Козер, конфликтный функционализм). Психологическая традиция изучения конфликтов. Внутриличностные конфликты: интрапсихическая интерпретация (З.Фрейд, К.Хорни, Э. Эриксон). Ситуационные подходы (бихевиористская модель, М.Дойч, М.Шериф). Когнитивистские подходы (К.Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема). Современное понимание конфликта в психологии.


Базовый учебник:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005, гл.1-2.

  2. Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт. М.: Олма-Пресс, 2001, гл. 1.


Основная литература

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. М.: Изд-во Дело, 2005.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб: Питер. 2005.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология., М.: 1999.

  4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: 2002.

  5. Конфликты в современной России (Проблемы анализа и регулирования). М.: 1999.

  6. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.

  7. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997.


Дополнительная литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М.: 1996.

  2. Гиляров Е.М. Конфликтология. М.:1995.

  3. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования, М.: ИСАН, 1991.

  4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта.// Социологические исследования, 1994, № 5.

  5. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М.: 1993.

  6. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, 1980, № 6.

  7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект-Пресс. 1995.

  8. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: 1997.

  9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: 1999.

  10. Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование, Технология разрешения. М.: ИСАН, 1991.

  11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003.

  12. Юнг К. Конфликты детской души. М.: 1995.

  13. Fisher R. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.



Тема 2

Виды конфликтов и методы их изучения



Личностные конфликты (В.С.Мерлин: описание психологических конфликтов; мотивационные конфликты, когнитивные конфликты, ролевые конфликты, внутриличностные противоречия и конфликты). Межличностные конфликты (психоаналитическая интерпретация, К.Левин: удовлетворение потребностей; М.Дойч: зависимость от контекта; конфликты в различные сферах взаимодействия; попытки систематизации). Межгрупповые конфликты (мотивационные подходы, ситуационный подход, когнитивные подходы, соединение подходов). Внутригрупповые конфликты (Козер, Левин, Дойч, отечественные исследования: развитие групп). Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных и естественных условиях. Модели конфликтов. Опросные методы.


Базовый учебник:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., Питер, 2005, гл.3-4


Основная литература

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. М. Изд-во Дело, 2005.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Питер. 2005.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология., М.: 1999.

  4. Братченко Л.С. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии, Красноярск, 1990.

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология. М , 2002.

  6. Нарочницкая Е.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение (политические теории и опыт Запада). М.: 2000.

  7. Соснин В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада // Психологический журнал, 1994, № 5.

  8. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка/ Сост. Б.И.Хасан, Красноярск, 1990.

  9. Тишков В.А. О природе этнического конфликта //М.: Свободная мысль. 1993, № 4.

  10. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.

  11. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.


Дополнительная литература:

  1. Алешина Ю., Гозман Л., Дубовская Е. Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия. М.: 1987

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: 1988.

  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

  4. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.

  5. Громова О.Н. Конфликтология. М.: 1993.

  6. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования, М.: ИСАН, 1991.

  7. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика, М.: 1998.

  8. Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Политические исследования, 1994, №2.

  9. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981, №3.

  10. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: 1999.

  11. Международная тревога. Разрешение конфликтов: Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. М.: 1999.

  12. Паин Э.А. Этнополитические конфликты и их причины // Россия и современный мир. 1994, №1.

  13. Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование, Технология разрешения. М.: ИСАН, 1991.

  14. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М.: 2001.

  15. Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: 1997.

  16. Brown M.E. (Ed.) Ethnic Conflict and International Security. Princeton University Press. 1993.

  17. Deutsch M. The Resolution of Conflict. New Haven: Yale University Press. 1973.

  18. Fisher R. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.



Тема 3.

Возникновение конфликта



Возникновение конфликтов: оценка ситуации. Критические жизненные ситуации. Восприятие ситуации. Определение ситуации как конфликтной. Факторы определения ситуации как конфликтной («объективные», «групповые», «индивидуальные»). Синтез ситуационного и личностного подходов. Обстоятельства, способствующие и снижающие вероятность конфликта. Выбор стратегии реагирования: уход (избегание), подавление («борьба»), диалог.


Базовый учебник:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005, гл.5-7.

  2. Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт. М.: Олма-Пресс, 2001, гл. 2-3.


Основная литература

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. М.: Изд-во Дело, 2005.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер. 2005.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология., М.: 1999.

  4. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: 1993.

  5. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов// Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 2.

  6. Соснин В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада // Психологический журнал, 1994, № 5.

  7. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка/ Сост. Б.И.Хасан, Красноярск, 1990.

  8. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.

  9. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997.


Дополнительная литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: теория, история, библиография. М.: 1996.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: 1988.

  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

  4. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981, №3.

  5. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии, М.: 1999.

  6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: 1998.

  7. Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование, Технология разрешения. М.: ИСАН, 1991.

  8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003.

  9. Fisher R. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.



  1   2   3   4

Похожие:

Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины психогенетика  для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины психогенетика  для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины «Этнопсихология»  для направления 03300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины Прикладная психофизиология 2010/2011 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат биологических наук Чернышева Е. Г. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании «Психология»
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины: обязательно...
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: доктор биол наук, профессор З. А. Зорина Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Психология»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Психология конфликта для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница