Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»




НазваниеМетодические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»
страница1/6
Дата06.02.2013
Размер0.73 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Всероссийский заочный

финансово-экономический институт


Психология управления


Методические указания

по написанию реферата


для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по

направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента»


Учётно-статистический факультет

Кафедра философии и социологии


Методические указания разработали

кандидат исторических наук, профессор Островский Э.В.,

доктор социологических наук, профессор Уледова И.А.


Москва 2009

Общие рекомендации по выполнению студентом-магистрантом самостоятельной работы по темам дисциплины


Самостоятельная работа по дисциплине «Психология управления» проводится с целью закрепления теоретического материала, усвоенного студентами в процессе чтения лекций и проведения практических занятий, выработки навыков самостоятельного анализа различных управленческих ситуаций, выявления их психологических аспектов и выбора стиля поведения, обеспечивающего оптимальное решение психологических проблем.

В соответствии с учебным планом студенты–магистранты ведут самостоятельную работу в следующих формах:

Самостоятельная работа (в форме реферата, эссе, статей или отчётов, анализа конкретных ситуаций, тестирования). Основной формой самостоятельной работы является реферат.

Самостоятельная работа является формой промежуточной аттестации студентов: студент - магистрант допускается к сдаче экзаменационного зачёта только после получения зачёта по контрольной работе.

Самостоятельная работа призвана определить знания, умения, уровень приобретённых компетенций.

Предлагаемая тематика самостоятельных работ соответствует целям и задачам программы курса. Самостоятельная работа должна обеспечить возможность оценки качества сформированных у обучающихся универсальных и профессиональных компетенций и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности.

При этом особое внимание уделяется оценке способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания. Ответы на поставленные вопросы должны носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного социально-психологического явления.

Необходимо внимательно ознакомиться с предлагаемым к каждой теме кратким содержанием работы. Для более подробного уяснения содержания темы следует обратиться к Программе курса «Психология управления», а также внимательно изучить соответствующие разделы КОПР по курсу. Кроме того, следует внимательно изучить литературу, рекомендованную к каждой теме. Возможно также и использование электронных источников.

Тема реферата должна раскрываться в соответствии с планом, который следует вынести на первую страницу работы. Кроме вопросов теоретического характера в рекомендуемый типовой план включается также и вопрос, предполагающий самостоятельный анализ студентом-магистрантом предложенной социально-психологической проблемы, конкретной ситуации, требующей соответствующего анализа, а также контрольные тесты.

Студентам-магистрантам предоставляется возможность выполнить самостоятельную работу не только в форме реферата, но и в других формах: эссе, статьи, отчёта.

При этом, конечно, нужно учитывать специфику каждой из этих форм самостоятельной работы. Эти особенности состоят в следующем:

Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы, включающий в себя обзор соответствующих печатных, электронных и других источников.

Реферат как теоретическая работа магистранта может не включать результатов его собственных теоретических исследований, но наличие в нём собственных выводов и обобщений магистранта по рассматриваемой проблеме является обязательным.

Стандартная форма реферата в условиях магистерской подготовки должна включать в себя: название темы, план, список литературы. Объём реферата: 10 – 25 страниц.

Эссе – сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём–либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Стандартная форма эссе, применяемая в процессе магистерской подготовки, включает в себя название проблемы, изложение её собственного видения, выводы автора. Возможно и самостоятельное составление списка литературы, а также при необходимости сопоставление своей точки зрения с позициями других авторов. Объём эссе – от 3 до 10 страниц.

Статья - системное изложение магистрантом своей собственной позиции и анализ позиций других авторов по какой–либо проблеме с обоснованием её актуальности.

Стандартная форма статьи включает в себя следующие моменты: обоснование актуальности постановки проблемы; обоснование собственной позиции, итоговые выводы по теме, краткий список использованной литературы.

Отчёт – системное изложение проделанной магистрантом теоретической работы по исследованию какой-либо проблемы.

Стандартная форма отчёта включает в себя: название исследуемой проблемы, обоснование её актуальности, описание проведённых практических и теоретических изысканий, выводы автора. Объём отчёта: 10 20 страниц.

Все виды представляемых работ должны быть оформлены в соответствии с современными требованиями редактирования и печати.

По результатам выполнения работы в той или иной форме проводится устное индивидуальное собеседование. Однако, в магистратуре помимо индивидуальных оценок, могут использоваться также групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, исследовательских отчётов; могут даваться и экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей работодателей. Таким образом, преподавателем должны создаваться условия для максимального приближения системы оценивания самостоятельных работ магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Выбор темы реферата производится следующим образом: студенты, фамилии которых начинаются от А до Д включительно, могут выбрать вариант с 1 по 4; от Е до К – вариант 6 – 9; от Л до О – вариант 13 - 16; от П до С – вариант 18 – 20, от Т до Я вариант 21 – 25.

При подготовке к самостоятельной работе кафедра рекомендует пользоваться следующей литературой:

Кабатченко Т.С. Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008.

Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Москва-Форум, 2006.

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов (Под ред. В.Н.Лавриненко).- 5 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Вересов Н.Н. Психология управления. - Москва - Воронеж, 2006.

Столяренко Х.Д. Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджмента. – М.: ЭКСМО, 2008.

Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М.: Книжный мир, -2005.

Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006.

Мананникова Е.Н. Психология управления: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Перечисленными пособиями рекомендуется пользоваться при подготовке по всем темам курса, дополнительная литература указана после каждого варианта контрольной работы.

Преподаватели могут по своему усмотрению рекомендовать студентам дополнительную литературу, а также вносить изменения в предлагаемые задания.


Тематика самостоятельных работ

(рефератов, эссе, статей, отчетов)


Вариант 1. Предмет и категории психологии управления.


  1. Охарактеризуйте предмет и объект науки «Психология управления».

  1. Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его.

  2. Рассмотрите насколько справедливо утверждения о том, что противоречия и парадоксы управления в современном обществе имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте.


Методические рекомендации


При рассмотрении первого вопроса соотнесите различие объекта и предмета науки «психология управления». Объектом психологии управления является организованная деятельность людей, не просто объединенных общими целями и интересами, это деятельность людей объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации. Предмет науки рассматривает психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений. Одни авторы определяют предмет как систему

«человек - техника» и «человек - человек», а другие только как «человек - человек». Этот вопрос является дискуссионным, ваше право привести мнения различных авторов и проанализировать их.

Второй вопрос предполагает рассмотрение такого понятия как управленческая деятельность. Не случайно курс психологии управления, подробно освещает психологическую структуру, состав и содержание деятельности руководителя; раскрывает систему его управленческих функций и характеризует их главные психологические закономерности.

Подробнее остановитесь на сущности управленческой деятельности, которая определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей. Следует подчеркнуть, что деятельность человека носит сознательный характер; связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда; носит общественный характер, осуществляется в группе, по социальным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.

Третий вопрос предполагает самостоятельный анализ социально-психологического аспекта феномена управления. Приведите любой конкретный пример противоречия в управлении, обусловленный психологическими причинами. К психологическим аспектам деятельности руководителя относятся психологические особенности управленческого труда вообще, психологический анализ личности руководителя, индивидуальный стиль управления и многое другое.


Литература


Аксененко Ю.М., Каспарян В.Н. и др. Социология и психология управления. - Ростов-на-Дону, 2001.

Вересов Н.Н. Психология управления.- М., 2001.

Урбанович А.А. Психология управления. - Минск, 2003.

Касьяник П.М. Психология управления: Конспект лекций.- М.: ACT, СПб.: Сова, 2005.

Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008.


Вариант 2: Психология управления и другие науки.


  1. Укажите отличие науки управления от науки психологии управления.

  2. Соотнесите предмет психологии управления с общей психологией.

  3. Соотнесите проблемы, изучаемые психологией управления и психологией труда.

а) соответствие работника конкретной организации

б) соответствие работника его профессии

в) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива и личности.

г) изучение личности работника в организации

д) профессиональный отбор

е) профориентация.


Методические рекомендации


Первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ понятий: «управление», «социальное управление», «организация», «субъект и объект управления». Социальное управление это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Важно отметить, что система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление и подчинение.

При рассмотрении предмета психологии управления вы можете выделить следующие три уровня психолого-управленческой проблематики: психологические аспекты деятельности руководителя, психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления; психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации.

Второй вопрос предполагает рассмотрение тех понятий и явлений, которые являются предметом изучения, как психологии, так и психологии управления. Это такие понятия как: мотивация, личность, воля, эмоции, чувства и др. Важно отметить, что в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой изучения является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

При ответе на третий вопрос вам следует подумать о том, что изучает психология управления в отличие от психодиагностики и социологии.


Литература


Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Прогресс, 1971.

Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 1999.

Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998

Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Москва-Форум, 2006.

Куртиков Н.А. Психология и социология управления.- М.: ГУУ Книжный мир, 2005.

Волгонова И.Д. Управленческая психология. – М.: ИНФРА-М, 2008.


Вариант 3: Психологический аспект процесса управления.


  1. Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления, как целеполагание.

  2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация.

  3. Какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда):

а) зарплата

б) трудовые успехи

в) условия труда

г) степень ответственности

д) служебный и профессиональный долг.


Методические рекомендации


При ответе на первый вопрос следует рассмотреть место и роль этой функции управления наряду с другими. Целеполагание предполагает рассмотрение прошлого опыта, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее. Как цели связаны с мотивацией, могут ли они стимулировать процессы самоорганизации. Существует ряд концепций личной и организационной эффективности, которые основаны на углубленном процессе целеполагания. Можно рассмотреть некоторые из них, например шесть типов целеполагания Р.Дилтса.

При ответе на второй вопрос следует начать с того, что организация предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Выделите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте их. Современное информационное общество способствовало появлению новых типов организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, и организации предпринимательского типа. Перечислите факторы, способствующие появлению новых организационных структур.

Третий вопрос предполагает обращение к понятию мотивация. При выполнении теста вы должны помнить, что мотивы основываются на системе потребностей человека, формируют его активность, побуждают делать выбор и определять цели.


Литература

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по написанию реферата (эссе) для слушателей 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» Москва 2008
Программа обсуждена на заседании кафедры Автоматизированной обработки экономической информации взфэи
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconРабочая учебная программа по дисциплине Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) "Магистр менеджмента" (первое высшее образование)
Форма контроля знаний студентов: реферат (эссе), устное собеседование по реферату (эссе), экзаменационный зачет
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по написанию реферата Для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68)
Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении. Создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной...
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconПрограмма для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»
Для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации для студентов II курса
Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации для студентов II курса, обучающихся по направлению 521500...
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconПрограмма по подготовке к государственной итоговой аттестации для студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента», по программе «Финансовый менеджмент» ― М.: Взфэи, 2012

Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы студентов
Для самостоятельной работы студентов III курса, обучающихся по направлению 521500 -«Менеджмент» (бакалавр)
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по написанию реферата для магистрантов второго года обучения
Управление рисками предприятия. Методические указания по написанию реферата. Для магистрантов второго года обучения направления 080500....
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы д ля самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент»
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы
Исследование социально-экономических и политических процессов. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница