Скачать 0.73 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийский заочный финансово-экономический институт Психология управления Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента» Учётно-статистический факультет Кафедра философии и социологии Методические указания разработали кандидат исторических наук, профессор Островский Э.В., доктор социологических наук, профессор Уледова И.А. Москва 2009 Общие рекомендации по выполнению студентом-магистрантом самостоятельной работы по темам дисциплины Самостоятельная работа по дисциплине «Психология управления» проводится с целью закрепления теоретического материала, усвоенного студентами в процессе чтения лекций и проведения практических занятий, выработки навыков самостоятельного анализа различных управленческих ситуаций, выявления их психологических аспектов и выбора стиля поведения, обеспечивающего оптимальное решение психологических проблем. В соответствии с учебным планом студенты–магистранты ведут самостоятельную работу в следующих формах: Самостоятельная работа (в форме реферата, эссе, статей или отчётов, анализа конкретных ситуаций, тестирования). Основной формой самостоятельной работы является реферат. Самостоятельная работа является формой промежуточной аттестации студентов: студент - магистрант допускается к сдаче экзаменационного зачёта только после получения зачёта по контрольной работе. Самостоятельная работа призвана определить знания, умения, уровень приобретённых компетенций. Предлагаемая тематика самостоятельных работ соответствует целям и задачам программы курса. Самостоятельная работа должна обеспечить возможность оценки качества сформированных у обучающихся универсальных и профессиональных компетенций и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности. При этом особое внимание уделяется оценке способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Приступая к выполнению самостоятельной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания. Ответы на поставленные вопросы должны носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного социально-психологического явления. Необходимо внимательно ознакомиться с предлагаемым к каждой теме кратким содержанием работы. Для более подробного уяснения содержания темы следует обратиться к Программе курса «Психология управления», а также внимательно изучить соответствующие разделы КОПР по курсу. Кроме того, следует внимательно изучить литературу, рекомендованную к каждой теме. Возможно также и использование электронных источников. Тема реферата должна раскрываться в соответствии с планом, который следует вынести на первую страницу работы. Кроме вопросов теоретического характера в рекомендуемый типовой план включается также и вопрос, предполагающий самостоятельный анализ студентом-магистрантом предложенной социально-психологической проблемы, конкретной ситуации, требующей соответствующего анализа, а также контрольные тесты. Студентам-магистрантам предоставляется возможность выполнить самостоятельную работу не только в форме реферата, но и в других формах: эссе, статьи, отчёта. При этом, конечно, нужно учитывать специфику каждой из этих форм самостоятельной работы. Эти особенности состоят в следующем: Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы, включающий в себя обзор соответствующих печатных, электронных и других источников. Реферат как теоретическая работа магистранта может не включать результатов его собственных теоретических исследований, но наличие в нём собственных выводов и обобщений магистранта по рассматриваемой проблеме является обязательным. Стандартная форма реферата в условиях магистерской подготовки должна включать в себя: название темы, план, список литературы. Объём реферата: 10 – 25 страниц. Эссе – сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём–либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Стандартная форма эссе, применяемая в процессе магистерской подготовки, включает в себя название проблемы, изложение её собственного видения, выводы автора. Возможно и самостоятельное составление списка литературы, а также при необходимости сопоставление своей точки зрения с позициями других авторов. Объём эссе – от 3 до 10 страниц. Статья - системное изложение магистрантом своей собственной позиции и анализ позиций других авторов по какой–либо проблеме с обоснованием её актуальности. Стандартная форма статьи включает в себя следующие моменты: обоснование актуальности постановки проблемы; обоснование собственной позиции, итоговые выводы по теме, краткий список использованной литературы. Отчёт – системное изложение проделанной магистрантом теоретической работы по исследованию какой-либо проблемы. Стандартная форма отчёта включает в себя: название исследуемой проблемы, обоснование её актуальности, описание проведённых практических и теоретических изысканий, выводы автора. Объём отчёта: 10 20 страниц. Все виды представляемых работ должны быть оформлены в соответствии с современными требованиями редактирования и печати. По результатам выполнения работы в той или иной форме проводится устное индивидуальное собеседование. Однако, в магистратуре помимо индивидуальных оценок, могут использоваться также групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, исследовательских отчётов; могут даваться и экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей работодателей. Таким образом, преподавателем должны создаваться условия для максимального приближения системы оценивания самостоятельных работ магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности. Выбор темы реферата производится следующим образом: студенты, фамилии которых начинаются от А до Д включительно, могут выбрать вариант с 1 по 4; от Е до К – вариант 6 – 9; от Л до О – вариант 13 - 16; от П до С – вариант 18 – 20, от Т до Я вариант 21 – 25. При подготовке к самостоятельной работе кафедра рекомендует пользоваться следующей литературой: Кабатченко Т.С. Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008. Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Москва-Форум, 2006. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов (Под ред. В.Н.Лавриненко).- 5 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Вересов Н.Н. Психология управления. - Москва - Воронеж, 2006. Столяренко Х.Д. Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджмента. – М.: ЭКСМО, 2008. Куртиков Н.А. Психология и социология управления. - М.: Книжный мир, -2005. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. Мананникова Е.Н. Психология управления: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008. Перечисленными пособиями рекомендуется пользоваться при подготовке по всем темам курса, дополнительная литература указана после каждого варианта контрольной работы. Преподаватели могут по своему усмотрению рекомендовать студентам дополнительную литературу, а также вносить изменения в предлагаемые задания. Тематика самостоятельных работ (рефератов, эссе, статей, отчетов) Вариант 1. Предмет и категории психологии управления.
Методические рекомендации При рассмотрении первого вопроса соотнесите различие объекта и предмета науки «психология управления». Объектом психологии управления является организованная деятельность людей, не просто объединенных общими целями и интересами, это деятельность людей объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации. Предмет науки рассматривает психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е. психологические аспекты управленческих отношений. Одни авторы определяют предмет как систему «человек - техника» и «человек - человек», а другие только как «человек - человек». Этот вопрос является дискуссионным, ваше право привести мнения различных авторов и проанализировать их. Второй вопрос предполагает рассмотрение такого понятия как управленческая деятельность. Не случайно курс психологии управления, подробно освещает психологическую структуру, состав и содержание деятельности руководителя; раскрывает систему его управленческих функций и характеризует их главные психологические закономерности. Подробнее остановитесь на сущности управленческой деятельности, которая определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей. Следует подчеркнуть, что деятельность человека носит сознательный характер; связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда; носит общественный характер, осуществляется в группе, по социальным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми. Третий вопрос предполагает самостоятельный анализ социально-психологического аспекта феномена управления. Приведите любой конкретный пример противоречия в управлении, обусловленный психологическими причинами. К психологическим аспектам деятельности руководителя относятся психологические особенности управленческого труда вообще, психологический анализ личности руководителя, индивидуальный стиль управления и многое другое. Литература Аксененко Ю.М., Каспарян В.Н. и др. Социология и психология управления. - Ростов-на-Дону, 2001. Вересов Н.Н. Психология управления.- М., 2001. Урбанович А.А. Психология управления. - Минск, 2003. Касьяник П.М. Психология управления: Конспект лекций.- М.: ACT, СПб.: Сова, 2005. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА-М, 2008. Вариант 2: Психология управления и другие науки.
а) соответствие работника конкретной организации б) соответствие работника его профессии в) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива и личности. г) изучение личности работника в организации д) профессиональный отбор е) профориентация. Методические рекомендации Первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ понятий: «управление», «социальное управление», «организация», «субъект и объект управления». Социальное управление это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Важно отметить, что система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление и подчинение. При рассмотрении предмета психологии управления вы можете выделить следующие три уровня психолого-управленческой проблематики: психологические аспекты деятельности руководителя, психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления; психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации. Второй вопрос предполагает рассмотрение тех понятий и явлений, которые являются предметом изучения, как психологии, так и психологии управления. Это такие понятия как: мотивация, личность, воля, эмоции, чувства и др. Важно отметить, что в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой изучения является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. При ответе на третий вопрос вам следует подумать о том, что изучает психология управления в отличие от психодиагностики и социологии. Литература Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Прогресс, 1971. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 1999. Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998 Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Москва-Форум, 2006. Куртиков Н.А. Психология и социология управления.- М.: ГУУ Книжный мир, 2005. Волгонова И.Д. Управленческая психология. – М.: ИНФРА-М, 2008. Вариант 3: Психологический аспект процесса управления.
а) зарплата б) трудовые успехи в) условия труда г) степень ответственности д) служебный и профессиональный долг. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует рассмотреть место и роль этой функции управления наряду с другими. Целеполагание предполагает рассмотрение прошлого опыта, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее. Как цели связаны с мотивацией, могут ли они стимулировать процессы самоорганизации. Существует ряд концепций личной и организационной эффективности, которые основаны на углубленном процессе целеполагания. Можно рассмотреть некоторые из них, например шесть типов целеполагания Р.Дилтса. При ответе на второй вопрос следует начать с того, что организация предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Выделите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте их. Современное информационное общество способствовало появлению новых типов организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, и организации предпринимательского типа. Перечислите факторы, способствующие появлению новых организационных структур. Третий вопрос предполагает обращение к понятию мотивация. При выполнении теста вы должны помнить, что мотивы основываются на системе потребностей человека, формируют его активность, побуждают делать выбор и определять цели. Литература |