I. Библиотека и семья: грани взаимодействия




НазваниеI. Библиотека и семья: грани взаимодействия
страница1/12
Дата06.02.2013
Размер0.71 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Библиотека и семья: грани взаимодействия

Оглавление





Оглавление 1

Введение. 2

I. Библиотека и семья: грани взаимодействия. 3

1.1.Роль книги в семейном воспитании. 3

1.2.Опыт работы библиотек Новгородской области. 6

1.3.Пример Мурманской области. 12

1.4.Опыт Красноярского края. 15

II. Взаимодействие библиотеки и семьи. 18

2.1.Уровни и направления работы библиотеки с семьй. 18

2.2.Матрица создания программ чтения.. 22

2.3.Варианты проведения семейных праздников в ЦГБ нижнего Тагила 24

III. Опыт иных субъектов РФ. 29

3.3.Опыт Оренбургской области 31

IV. Методы работы с читателями. 40

V. Технология массового мероприятия. 44

Подготовка и организация 44

Подготовка вопросов и заданий 47

Составление и оформление сценария 50

Анализ массового мероприятия. 51

Приложение 2 55

Использованы материалы: 58



Введение.



2008 год в России Указом Президента РФ был объявлен Годом семьи. Главная цель проведения года семьи - возрождение авторитета, традиций семьи в российском обществе.

Именно о книге, о библиотеках семейного чтения пойдет речь в данном сборнике. Особое внимание уделено взаимодействию библиотеки и семьи в организации чтения, оказанию помощи родителям в педагогическом самообразовании, укреплению со­циального партнерства семьи и библиотеки.

В сборнике дается общая информация о процессе взаимодействия библиотеки и семьи, а так же опыт работы библиотек Новгородской области и других регионов России по развитию семейного чтения.

Предложены различные варианты проведения семейных праздников на базе библиотек, примеры конкурсов, викторин и выставок для членов всей семьи и каждого члена семьи в отдельности.

Дополнительным, не тематическим материалом, являются предложенные статьи о методах работы с читателями и технологиях массового мероприятия.

В сборник включены в качестве приложений: Указ президента РФ о проведении в России Года семьи, Примерное положение о библиотеке семейного чтения.

Надеемся, что использование методических материалов предлагаемого сборника позволит вам выстроить систему работы библиотеки по организации содержательного досуга семьи, послужит возрождению, дальнейшему развитию и выведению на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы взаимоотношения между родителями и детьми.


I. Библиотека и семья: грани взаимодействия.


Статью подготовила: гл. библиотекарь научно-методического отдела Новгородской областной универсальной научной библиотеки Лебедева Л.М.

1.1.Роль книги в семейном воспитании.



В условиях негативного влияния современной социокультурной и информационной ситуации, кризиса чтения, ослабление роли книги в семейном воспитании, неподготовленности родителей к участию в воспитании и развитии детей как читателей особенно актуальным становится совместное библиотечное обслуживание родителей и детей.

Сложность ситуации заключается в том, что семья, пережив ряд реформированных изменений государственного масштаба, также находится в кризисной ситуации. Признаком кризисного состояния семья является невыполнение ее ряда функций, прежде всего репродуктивной и воспитательной.

Все это не могло не сказаться на процессе организации семейного чтения, формирование ребенка как читателя. Семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Некоторые родители мало читают или не читают вообще. Так, в Концепции национальной программы «Чтение» отмечено, что 40% взрослого населения не проявляет интереса к художественной литературе.

Следовательно, учитывая сложившиеся обстоятельства, сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей.

Негативным фактором в формировании читателя – ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно оказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка – читателя.

Следовательно, на сегодняшней день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Решение сложных вопросов семейного чтения только библиотекой или только внутри семьи невозможно, так как их деятельность имеет локальные задачи и не позволяет в контексте системы решить обозначенные проблемы.

В связи с этим очевидна необходимость изучения взаимодействия библиотеки и семьи в решении проблемы формирования ребенка – читателя.

Современные библиотеки работают с семьей по многим направлениям, в том числе это формирование педагогической культуры родителей, создание и внедрение в практику работы программ чтения, помощь семье в психологических, правовых вопросах, в формировании здорового образа жизни.

Публичные библиотеки сталкиваются здесь с определенными трудностями. С одной стороны, ими проводится работа для семьи, с другой, плохо налажена связь «библиотека – семья». Социологические исследования подтверждают, что у большинства родителей сформированы стереотипы отстраненности библиотеки от семьи и наоборот. Они не воспринимают библиотеку как социальный институт, способный оказать помощь в формировании ребенка – читателя. В свою очередь, библиотеки, ограничив работу узким кругом семей, не всегда стремятся позиционировать себя как институт, способный оказать влияние на чтение семьи, их воздействие локально.

Сегодня в большей степени организаций семейного чтения занимаются матери, как с детьми дошкольного, так и младшего школьного возраста. Отцы в меньшей степени организуют чтение в семье. Тем не менее, в ходе исследований последних лет, была отмечена деятельная позиция отцов в отношении читательского развития детей дошкольного возраста.

Активной группой, привлекающей ребенка к чтению, являются бабушки и дедушки. Но по мере его взросления участие в чтении, как отцов, так и бабушек, дедушек становится менее значительным. Матери детей младшего школьного возраста по-прежнему продолжают организовывать чтение ребенка.

Основным социальным институтом, занимающимся формированием ребенка – читателя в дошкольном возрасте является семья.

Как показывает анализ литературы и свидетельствует практика, вмешательство со стороны библиотеки в формировании личности ребенка – читателя дошкольного возраста пока минимально, хотя в последнее десятилетие в России важным направлением деятельности библиотеки является работа с семьями, имеющими детей дошкольного возраста.

Библиотеки, осознав значимость работы с данной группой читателей, привлекают родителей к совместному чтению с детьми, используют различные формы и методы (см. опыт работы Красноярской краевой детской библиотеки).

В школьном возрасте наряду с семьей на формирование ребенка влияет школа, ее образовательная деятельность. При этом особую роль в развитии его читательских способностей играет библиотека.

Таким образом, систематическое воздействие на ребенка со стороны библиотеки и семьи на разных этапах способствует эффективному формированию его личности.

Работа с семьей должна вестись библиотекой согласованно с другими социальными институтами, что способствует более раннему включению ребенка в читательскую деятельность.

Взаимодействие библиотеки и семьи – это наиболее эффективный путь приобщения ребенка к чтению. Важно подчеркнуть, что у родителей и библиотеки имеются свои средства воздействия на читателя – ребенка. Библиотека, предлагая формы и методы работы с семьей, позволяет расширить сферу воздействия семьи на процесс чтения.

Задача библиотеки сегодня – изучить интересы семьи и помочь в воспитании человека высокой культуры и высокого уровня социальной адаптации. Проще говоря, воспитать ребенка с помощью книги, научить его радоваться каждой встрече с любимыми и новыми литературными героями, произведениями, научить его, а заодно и родителей любить читать, помочь вырастить ребенка вдумчивым читателем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconКировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена Научно методический отдел библиотека и семья: грани взаимодействия (Методические рекомендации)
Текст] / Киров обл науч б-ка им. А. И. Герцена; сост. Л. А. Кропачева. – Киров, 2008. – 112 с
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconПлан: I введение II виды неблагополучных семей Алкогольная семья > Криминально аморальная семья Аморально ассоциативная семья > Конфликтная семья
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconНеопубликованные материалы
Абросимова, Н. В. Школьные и публичные библиотеки: грани и перспективы взаимодействия / Н. В. Абросимова; Яросл. Оунб им. Н. А. Некрасова....
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconМоя семья и ее традиции
В нашей дружной семье есть свои традиции. Их много, но главной традицией мы считаем уважение, любовь и внимание друг к другу. Без...
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconКлассный час на тему «Моя семья»
«Моя семья». Ребята приготовили рисунки и коллажи о своей семье и летнем отдыхе. Рассказали о том, как важна семья для каждого из...
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconТолстой л н. Семья болконских и семья курагиных в романе л н. толстого "война и мир"

I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconРоль "самиздата" и "тамиздата" в социокультурной ситуации 1960-80-х годов
На Западе -"Котлован" был издан ещё в 1969 году ( изд-во "Грани" ), "Чевенгур" в 1972 ( имка-пресс ), "Ювенильное море" в 1980 (журнал...
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconЧл корр. Рао, д п. н., проф., зав лабораторией интеграции искусств
Важно установить объем предложения, которое может ожидать от школы ученик, его семья и общество в целом, и чего сверх этого ожидания...
I. Библиотека и семья: грани взаимодействия iconПрограмма Пермского краевого Форума «Книга. Семья. Библиотека»
Библиотекарю в практику работы: сб. / Перм гос краев универс б-ка им. А. М. Горького; онимр; сост. Л. С. Ведерникова. Вып. 42. Пермь,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница