Российской Федерации Томский политехнический университет




НазваниеРоссийской Федерации Томский политехнический университет
страница1/5
Дата06.02.2013
Размер0.66 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3   4   5


Министерство образования Российской Федерации


Томский политехнический университет


УТВЕРЖДАЮ:


Ректор Томского политехнического

университета

________________ Ю.П. Похолков

«____»_________________ 2001 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА


по направлению подготовки

552800 - «Информатика и вычислительная техника»


Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии


Вводится в действие

с момента утверждения


Томск-2001


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

«ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»


1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 2.03.2000


1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр техники и технологий

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Информатика и вычислительная техника» при очной форме обучения 4 года.


1.3. Квалификационная характеристика выпускника


Бакалавр по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, № 37, может занимать непосредственно после окончания политехнического университета следующие должности:

  • инженер;

  • инженер-программист (программист);

  • инженер-электроник (электроник);

  • инженер по автоматизированным системам управления;

и другие должности, соответствующие его квалификации.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Информатика и вычислительная техника - это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение:

  • ЭВМ, систем и сетей;

  • автоматизированных систем обработки информации и управления;

  • систем автоматизированного проектирования;

  • программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.


1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» являются:

  • вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

  • автоматизированные системы обработки информации и управления;

  • системы автоматизированного проектирования;

  • программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);

  • математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.


1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению «Информатика и вычислительная техника» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторскую;

  • производственно-технологическую;

  • научно-исследовательскую;

  • организационно-управленческую;

  • эксплуатационную.

Университетский компонент

Бакалавры по направлению подготовки 552800 – «Информатика и вычислительная техника» могут быть адаптированы и к таким видам профессиональной деятельности как:

  • монтажно-наладочные работы;

  • эксплутационное и сервисное обслуживание.

Помимо указанных видов профессиональной деятельности, бакалавр по направлению подготовки 552800 – «Информатика и вычислительная техника» может в установленном порядке работать и в образовательных учреждениях.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению «Информатика и вычислительная техника» в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) проектно-конструкторская деятельность:

  • разработка требований и спецификаций отдельных компонентов объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможно­стей технических средств;

  • проектирование архитектуры компонентов аппаратно-программных комплексов;

  • проектирование человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов;

  • применение средств вычислительной техники (ВТ), средств программирования для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;

  • проектирование элементов математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;


б) производственно-технологическая деятельность:

  • создание компонентов ВС, автоматизированных систем и производство программ и программных комплексов заданного качества в заданный срок;

  • тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов;

  • разработка программы и методики испытаний, проведение испытаний объектов профессиональной деятельности;

  • комплексирование аппаратных и программных средств, компоновка вычислительных систем, комплексов и сетей;

  • сертификация объектов профессиональной деятельности;


в) научно-исследовательская деятельность:

  • выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами ВТ;

  • выбор математических моделей, методов, компьютерных технологий и систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

  • анализ, теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем;

  • создание и исследование математических и программных моделей вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;

  • разработка планов, программ и методик исследования программно-аппаратных комплексов;

  • разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;


г) организационно-управленческая деятельность:

  • организация отдельных этапов процесса разработки объектов профессиональной деятельности с заданным качеством в заданный срок;

  • оценка, контроль и управление процессом разработки объектов профессиональной деятельности;

  • выбор технологии, инструментальных средств и средств ВТ при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности;

  • обучение персонала в рамках принятой организации процесса разработки объектов профессиональной деятельности;


д) эксплуатационная деятельность:

  • инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения, ВС и автоматизированных систем;

  • сопровождение программных продуктов, ВС и автоматизированных систем;

  • выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.
1.3.5. Квалификационные требования

Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач бакалавр:

  • готов участвовать во всех фазах проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;

  • готов участвовать в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

  • способен использовать современные методы, средства и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

  • готов участвовать в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

  • способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;

  • взаимодействует со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

  • готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при разработке объектов профессиональной деятельности;

  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;


Бакалавр должен знать:

  • методические и нормативные материалы по проектированию и разработке объектов профессиональной деятельности;

  • технологию проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;

  • перспективы и тенденции развития информационных технологий;

  • технические характеристики и экономические показатели лучших оте­чественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

  • порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

  • методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и свя­зи;

  • основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;

  • правила, методы и средства подготовки технической документации;

  • основы экономики, организации труда, организации производства и научных исследований;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда.


Региональные требования:

  • имеет углубленные знания по прикладной математике, теории алгоритмов и автоматов, теории графов;

  • владеет знаниями современной элементной базы и микропроцессорной техники; умеет ее использовать для проектирования аппаратных средств вычислительной техники (ВТ);

  • владеет знаниями технологии программирования и создания системных программных продуктов;

  • владеет методами построения баз данных и знаний, связанных с его профессиональной деятельностью;

  • имеет научное представление о системах автоматизированного проектирования (САПР) программных и аппаратных средств ВТ и умеет их использовать;

  • имеет целостное представление о социальных, социально-экономических и социально-культурных системах, понимает возможности современных методов познания социальных, социально-экономических и социально-культурных процессов и явлений и владеет ими на уровне необходимом для решения типовых задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • способен к проектной деятельности в среде современного алгоритмического и программного обеспечения;

  • умеет строить и использовать модели для описания и исследования поведения производственно-хозяйственных, социально-экономических, социально-культурных систем;

  • способен поставить цель и сформулировать математические задачи, связанные с компьютерным моделированием и обработкой данных в заданной предметной области;

  • способен использовать пакеты программ обработки данных и предоставления результатов в виде таблиц, графиков, гистограмм т.д.;

  • умеет взаимодействовать с распределенными объектами в многопользовательских сетевых структурах, работать с системами баз и банками данных;

  • знает историю и тенденцию развития, а также место и значение экономики Азиатско-Тихоокеанского региона России, культуру и традиции народов, населяющих этот регион.


Университетские требования:

  • понимает определяющую роль методологических и мировоззренческих взглядов в деятельности профессионала;

  • имеет ориентацию на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней;

  • владеет социально-психологической культурой и умением анализировать личностно-значимые проблемы;

  • имеет широкую эрудицию, высокую культуру поведения и хорошие манеры;

  • умеет использовать методы научно-технического творчества для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью;

  • владеет знаниями основ теории надежности и методов эксплуатации средств ВТ;

  • владеет методами конструирования средств ВТ;

  • знаком с основными особенностями знаковых систем;

  • способен проектировать и исследовать сложные системы, которым свойственна высокая степень неопределенности;

  • имеет понимание определяющей роли методологических взглядов в деятельности профессионала;

  • владеет социально-психологической культурой и способен анализировать личностно значимые проблемы;

  • ориентирован на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней;

  • имеет широкую эрудицию, для чего характерны высокая культура поведения и хорошие манеры;

  • методически и психологически готов продолжать образование на получение академической степени магистра или дипломированного специалиста.



1.4. Возможности продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

  • в магистратуре по направлению 552800 Информатика и вычислительная техника;

  • к освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированных специалистов 654600 Информатика и вычислительная техника.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА


2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»


3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего образовательного стандарта Томского политехнического университета и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, научных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим образовательным стандартом Томского политехнического университета.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины;

цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные

дисциплины;

цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – Специальные дисциплины;

ФТД – Факультативы.


3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим образовательным стандартом ТПУ.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской Федерации Томский политехнический университет iconРоссийской Федерации Томский политехнический университет

Российской Федерации Томский политехнический университет iconРоссийской Федерации Томский политехнический университет реферат
«Компьютеризация процессов проектирования обустройства и разработки месторождений»
Российской Федерации Томский политехнический университет iconНациональный исследовательский «томский политехнический университет» С. И. Кузнецов, Т. Н. Мельникова, В. М. Петелина
Решение задач по физике разного уровня сложности: учебное пособие / С. И. Кузнецов; Т. Н. Мельникова, В. М. Петелина.; Национальный...
Российской Федерации Томский политехнический университет iconМинистерство Образования Российской Федерации Томский политехнический университет Институт языковой коммуникации
В. А. Власов, д т н., профессор, проректор по научной работе тпу, председатель организационного и научного комитета
Российской Федерации Томский политехнический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации томский политехнический университет
Организационно-методическое обеспечение проведения государственного экзамена выпускников, предендующих на получение квалификации...
Российской Федерации Томский политехнический университет iconВ. В. Петрик консульско-дипломатическая
П 30 Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации: учебное пособие / В. В. Петрик; Томский политехнический университет....
Российской Федерации Томский политехнический университет iconНациональный исследовательский томский политехнический университет энергетический институт

Российской Федерации Томский политехнический университет iconИнформация о преподавателе
Окончил Томский политехнический университет, специальность «Технология машиностроения», 1972 г
Российской Федерации Томский политехнический университет iconФизические воздействия на пробу в вольтамперометрическом анализе
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, пр. Ленина, 30
Российской Федерации Томский политехнический университет iconТомский политехнический университет
Основные преимущества оборудования с использованием колонн гибких труб и область его применения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница