Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование)




Скачать 322.03 Kb.
НазваниеМоу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование)
страница1/3
Дата05.02.2013
Размер322.03 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3
МОУ Тогурская средняя общеобразовательная школа


Лесные пожары в Колпашевском районе

(исследование)


Выполнили:

ученики 10 класса

Стефурак Максим

Можин Михаил

Руководитель:

учитель экологии

Трифонова О.Ю.

Рецензент:

учитель географии

Медведева Л.А.


Тогур


Содержание


Введение.......................................................................................................................3

1. Обзор литературы....................................................................................................4

2. Материалы и методика............................................................................................8

3. Характеристика района исследования...................................................................9

4. Результаты исследования......................................................................................12

4.1. Результаты социологического опроса...........................................................22

Заключение.................................................................................................................24

Литература..................................................................................................................25

Приложение 1.............................................................................................................26

Приложение 2.............................................................................................................27

Приложение 2а...........................................................................................................28

Приложение 3.............................................................................................................29

Приложение 4............................................................................................................30

Приложение 5.............................................................................................................31

Приложение 6.............................................................................................................32

Приложение 7.............................................................................................................33

Приложение 8.............................................................................................................37

Приложение 9.............................................................................................................38

Приложение 10...........................................................................................................39

Приложение 11...........................................................................................................40

Приложение 12...........................................................................................................41

Приложение 13...........................................................................................................43


Горе: лес сгорел вчера,

Погорел в округе всей,

Ни кола и ни двора

Не осталось у зверей.

Лес кормил зверей и птиц,

Укрывал в мороз и зной.

Но деревья пали ниц,

Стали пеплом и золой.

Г. Граубин


Введение


Сегодня над лесами нашей планеты нависла серьезная угроза – площади их катастрофически сокращаются, деградирует состав, подрывается биологическое разнообразие. Современные леса под действием антропогенных и техногенных факторов утрачивают роль стабилизатора экологического равновесия.

В настоящее время леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, регулируют уровень грунтовых вод и поверхностный сток, имеют рекреационное значение. Нельзя рассматривать лес только как источник древесины, он важнейший компонент биосферы, сохраняющий необходимое в природе биологическое разнообразие и равновесие.

Уже сейчас во многих районах мира, в том числе и в нашей стране, появились целые зоны экологического бедствия, возникновение которых обусловлено уничтожением лесов – массовыми концентрированными рубками хвойных насаждений, возникновением очагов вредителей и болезней леса, выбросами промышленных предприятий. Однако самые серьезные отрицательные последствия для биосферы Земли имеют лесные пожары, которые не только уничтожают лес, но и, сжигая огромную массу органических веществ, выбрасывают в атмосферу значительное количество углекислого газа, усиливая тем самым так называемый «парниковый эффект».

Цель – изучить материал по пожарам в лесах Колпашевского лесхоза Томской области и дать анализ, проведенной работы, а также выяснить отношение к проблеме возникновения пожаров в лесах района.

Задачи:

  1. анализ литературы по проблеме пожаров.

  2. сбор материала в лесничествах и лесхозах по лесным пожарам.

  3. проанализировать материалы лесничества и охарактеризовать горимость лесов Колпашевского района.

  4. изучить мнение жителей района о различных аспектах проблемы горимости лесов.

Гипотеза: если будут достигнуты цели и задачи исследования, то тогда мы сможем оценить горимость лесов Колпашевского района.



  1. Обзор литературы


Лесные пожары на протяжении большого промежутка времени были и остаются важнейшим лесоводственным и экологическим фактором, определяющим в значительной степени условия гибели, возникновения, качественного состояния и формирования таежных лесов.

В связи с наблюдающимся в последние десятилетия потеплением климата, особенно в северных районах, а также экономическими условиями последних лет наблюдается беспрецедентный рост количества горимости лесов.

В настоящее время на Земле ежегодно возникает свыше 200 тысяч лесных пожаров, охватывающих до 20 млн. га лесных земель. Хотя от огня страдают леса практически всех стран мира, наиболее остро это проблема стоит в странах с континентальным климатом, где в составе насаждений преобладают хвойные породы леса.

Особенно актуальна проблема пожаров для бореальной зоны Сибири и России в целом (рис. 1). В последние годы значительно возросла интенсивность пожаров в Сибири в связи с усилением засух и по причине резкого сокращения ассигнований на лесопожарную охрану.


Рис.1 Доля площади лесов, пройденная пожарами (га/1000га) [3]


Под лесными пожарами понимают горение, стихийно распространяющееся по лесной территории. Они являются разновидностью ландшафтных пожаров, к которым относятся также степные, тундровые, луговые, лесоболотные и другие.

Пожарная опасность в лесу, это есть условия, когда при наличии источника высокой температуры или огня может возникнуть лесной пожар, обуславливается типом лесорастительной формации и погодными условиями [10].

Повышенная пожарная опасность обуславливается природными и хозяйственными факторами, которые взаимосвязаны и действуют совместно.

К природным факторам относятся ход погоды, особенности леса, рельеф местности. В насаждениях различных типов леса и на вырубках с разными условиями местопроизрастания комплексы горючих материалов отличаются друг от друга составом и структурой, высыхают в засушливую летнюю погоду с разной скоростью и в разные сроки достигают пожарной опасности [5].

Наиболее практическое значение имеет оценка пожарной опасности по отдельным факторам, которая может служить хорошей основой противопожарного проектирования.

Большее значение имеет разделение пожаров, основанное на воздействии огня на составные части фитоценоза. С использованием этого принципа построена основная классификация лесных пожаров. В лесохозяйственной практике различают три вида пожаров: низовые, верховые, почвенные.

1) Низовые пожары характеризуются горением нижних ярусов растительности лесного биоценоза: подстилки, опада, мохового и травяного покрова. В зоне низового пожара сгорают кустарнички, подлесок и подрост.

Возможность распространения горения при низовом пожаре зависит от наличия горючих материалов первой группы (мхов, лишайников, мелких растительных остатков), которые являются основными проводниками горения, от их запаса и влажности [5].

При благоприятном сочетании факторов, скорость поступательного продвижения кромки низового пожара достигает 100 м/мин и более, например, на участках с омертвевшей травой [8].

2) Верховые пожары отличаются от низовых тем, что наряду с горением напочвенного покрова и лесной подстилки горят кроны деревьев. Верховые пожары возникают чаще всего в засушливую погоду и при ветрах средней и большой скорости.

Полог древостоя подогревается, в основном, за счет тепла от низового пожара; под действием ветра это тепло подогревает кроны впереди га довольно значительном расстоянии. Затем происходит вспышка, и огонь охватывает подогретые кроны [8]. Средняя скорость продвижения фронта беглого верхового пожара – до 40 м/мин.

3) Почвенные пожары характеризуются беспламенным горением торфяного слоя почвы. При малой мощности горящего слоя эти пожары называют подстилочно-гумусовыми. Почвенные пожары наносят огромный вред в лесу: уничтожается органика почвы, сгорают корни деревьев, и лес полностью погибает.

При борьбе с лесными пожарами важное значение имеет скорость распространения огня. Для определения силы лесных пожаров Н.П. Курбатский предложил следующую классификацию, в которой значение показателей силы пожара разделить на: слабые, средние и сильные [7].

Степень опасности возникновения и распространения пожаров определяют тип леса, структура насаждения, породный состав и возраст, категории лесных площадей, вырубок и другие характеристики лесного фонда [10].

Тип лесных горючих материалов связан с определенными типами и группами типов леса. Каждой группе типов леса характерен свой видовой состав древостоя, подлесок, напочвенный покров, опад, лесная подстилка, формирующие конкретный комплекс (тип) горючих материалов. Весьма распространенными являются типы: лишайниковый, травяной, зеленомошниковый, сфагновый и другие [7].

Лесные пожары наносят большой вред лесу и ущерб всему народному хозяйству. Охрана лесов от пожаров – одна из важнейших задач лесохозяйственных предприятий и организаций, всех работников лесного хозяйства.

Вред от лесных пожаров – это не только погибшие или поврежденные деревья. При пожаре уничтожается естественное возобновление леса. В ослабленном огне насаждение развиваются очаги вредных лесных насекомых – короедов, усачей, приводящих к гибели насаждения.

Поврежденные огнем и насекомыми деревья подвержены грибковым заболеваниям. Пожары в древостоях с поверхностной корневой системой нарушают связь корней с почвой, деревья вываливаются, образуются прогалины и открывается доступ в насаждения ветру, что ведет к ветровалам. В результате гибели древостоев, испаряющих влагу из нижних слоев почвы, поднимается уровень грунтовых вод и происходит заболачивание.

Пожары уничтожают кормовую базу пушного зверя, гнездовья промысловых птиц, сгорает олений корм – ягель, на восстановление которого необходимо от 20 до 30 лет. Вследствие задымленности при крупных лесных пожарах нередко прекращается работа авиационного и речного транспорта, а на тушение таких пожаров отвлекаются рабочие и техника местных государственных предприятий. В результате чего ущерб несет не только лесное хозяйство, но и другие предприятия [9].
  1   2   3

Похожие:

Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconЗверев А. Т. Экология : Учебник для 7-9 кл
Образовательное учреждение – Томская область, Колпашевский район, село Тогур, Муниципальная общеобразовательная учреждение Тогурская...
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconДоклад моу «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Перми
Школа №14 находится в Кировском районе города Перми, отдалённом от культурно-досуговых центров, вузов
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconДоклад моу «Средняя общеобразовательная школа №10»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №10» открыта в 1953 году, с 1994 года находится на балансе отдела образования и молодежной...
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconРабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconПрограмма информатизации образования моу «Средняя общеобразовательная школа №12»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconЛесные пожары экологическая катастрофа
Лесные пожары – это бедствие для всех регионов России. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего...
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми мс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №154»
Департамент образования администрации г. Перми, моу дов «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, моу «Средняя...
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconПрограмма развития моу средняя общеобразовательная школа п. Сулея Дата принятия решения о разработке программы Приказ по моу сош п.
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Сулея
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Дидактический материал по теме
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Моу тогурская средняя общеобразовательная школа Лесные пожары в Колпашевском районе (исследование) iconПрограмма информатизации моу «Мещовская средняя общеобразовательная школа»
Мониторинг использования икт, цоров, компьютеризированных информационных систем педагогами моу «Мещовская средняя общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница