Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история
страница1/5
Дата04.02.2013
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5



Казанский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра современной отечественной истории


Историческое краеведение

Учебно-методическое пособие для студентов,

обучающихся по специальности 07.00.02 – Отечественная история


Издательство Казанского государственного университета

2009

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина»


Утверждено на заседании кафедры современной отечественной истории

Протокол №9 от 6 марта 2009 г. и Учебно-методической комиссии исторического факультета


Составитель: к.и.н., доцент Телишев В.Ф.

Научный редактор: д.и.н., профессор, академик АН РТ Тагиров И.Р.


Рецензенты: д.и.н., профессор Р.В.Шайдуллин

к.и.н., доцент Н.А.Федорова

к.и.н., доцент КГТУ А.В.Морозов


Историческое краеведение: учебно-методическое пособие для студентов специальности 07.00.02 – Отечественная история. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. – 45 с.


Учебно-методическое пособие содержит указания для выполнения студентами учебно-практической и самостоятельной работ по курсу «Историческое краеведение» в объеме, соответствующем учебному плану. В нем прослеживается становление и развитие данной дисциплины как части исторической науки и формы общественной деятельности. В пособии изложены технологический макет курса с учетом балльно-рейтинговой оценки знаний студента, содержание курса, представлен список обязательной и дополнительной литературы, тестовые задания, методологические рекомендации к выполнению самостоятельной работы, темы рефератов и вопросы для зачета.

Учебно-методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания курса «Историческое краеведение» для студентов, обучающихся по специальности 07.00.02 - Отечественная история.


© Казанский государственный университет


Введение


На современном этапе развития науки особенно важным представляется исследование проблематики становления исторической науки в российской провинции. Истоки провинциальной истории лежат в летописных сводах, литературных памятниках, в исторических преданиях и песнях. К первым провинциальным трудам можно отнести исследования XVI-XVII веков, такие как «История о Казанском царстве», «История Сибирская», «Большой чертеж», «Книга Большому чертежу» и др. Именно они позволяют составить общие представления об уровне и специфике провинциальных трудов. Дальнейшее поступательное развитие провинциальные исследования получили в XVIII-XIX вв., а на рубеже XIX-XX столетий эта специфическая форма научной традиции на местах получила наименование «Краеведение».

С помощью провинциальных краеведов был собран огромный массив исторических, археологических и этнографических источников и материалов, который, к большому сожалению, в основном оказался невостребованным в исторической науке ХХ в. Отсюда понятно значительное повышение интереса к историческому краеведению сегодня.

В советские годы отношение к краеведению было специфическим. Советские государственные и партийные деятели то заявляли о широкой поддержке краеведения, то устраивали гонения на активистов краеведческого движения, при этом постоянно используя его для повышения роста производительности труда с целью скорейшего построения социалистического общества.

На наш взгляд, важнейшей задачей исторического краеведения, как учебной дисциплины, является пробуждение в студентах профессионального интереса к истории той местности, в которой они обитают; к тем людям, с которыми им суждено общаться; к тем предметам, которые их окружают. Ведь квалификация историка определяется не только умением работать с архивными источниками и литературой, но и пониманием того факта, что история - это то окружающее пространство, в котором обитают люди, и они сами являются частью исторического процесса.

Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом учебных программ, краеведческой литературы и опыта краеведческой работы. Оно позволяет составить целостное представление об этапах зарождения, становления и развития исторического краеведения в центре и на местах. Вместе с тем совокупность лекционного курса, реферативного сообщения, контрольно-тестовых заданий и зачета по дисциплине расширит и углубит представление об истории России, поможет преодолеть схематизм и упрощенное понимание прошлого.


Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Историческое краеведение»


Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • понимать специфику исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности;

  • представлять специфические формы научной традиции на местах, получивших наименование «краеведение»;

  • иметь представление об огромном массиве созданных и опубликованных исторических источников и материалов при умении их критического анализа и осмысления;

  • уметь разбираться в научно-практической значимости исторического краеведения;

  • приобрести навыки подготовки рефератов по краеведческой тематике и умелому использованию их в практической работе.


Цель и основные задачи дисциплины


Цель дисциплины – оказать помощь студентам в овладении основными научными знаниями по курсу «Историческое краеведение».

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

  • показать истоки и общественно-политические предпосылки возникновения краеведческого движения в России;

  • рассмотреть основные проблемы становления исторической науки в российской провинции;

  • сформировать представления о методах и методологии научного познания Исторического краеведения;

  • выявить основные направления историко-краеведческой деятельности государственных, научных, общественных организаций краеведческой направленности, а также краеведов-любителей в центре и на местах в последней трети XVII-нач. XX вв.;

  • сформировать научные представления о выдающихся краеведах-любителях и их роли в становлении и развитии исторического краеведения;

  • изучить влияние государственных органов СССР, краеведческих учреждений и обществ в становлении советского краеведения и определить основные этапы его развития;

  • показать результаты и изучать историко-краеведческой работы в Казанской губернии и Татарстане.



Объем дисциплины и виды учебной работы


Объем учебного курса – 60 часов

Форма обучения – дневная и заочная

Количество семестров: дневное отделение – 1, заочное – 2

Форма контроля: контрольные задания (тесты), реферат, зачет.





Виды учебной работы

Количество часов

Дневное отделение

Заочное отделение

1

Общее количество часов по дисциплине

45

10

2

Консультация

3

2

3

Самостоятельная работа

-

-

4

Аудиторные занятия, в том числе:

лекций

семинаров

45

10

30

8

12

-



Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение»


    1. Распределение баллов по видам занятий

      Текущая работа (лекции)

      20

      Проверочные (тестовые) контрольные работы

      3*5=15

      Выступление с рефератом

      15

      Зачет

      50

      Общее количество по курсу «Историческое краеведение» на одного студента

      100

    2. Рабочий план занятий с учетом балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов






Неделя, месяц

Темы занятия

Часы

Баллы

1

2

3

4

5

1

1, 2 недели сентября

Введение в курс «Историческое краеведение». Что такое историческое краеведение? Истоки краеведения. Его место в системе наук. Постановка и актуальность проблемы. Обоснование цели и задач, хронологических и территориальных рамок курса. Характеристика основной литературы и источников по изучаемой дисциплине.

4

2,7

2

З неделя сентября

Роль государства в развитии экономико-географического изучения России на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки к зарождению краеведения.

2

1,3

3

4 неделя сентября, 1 неделя октября

Становление и развитие краеведения в XVII в.: основные направления, специфика и особенности.

4

2,7

4

2, 3 недели октября

Основные этапы развития исторического краеведения в XIX в. Академия наук и университеты – центры краеведческой работы. Роль и место научных обществ в развитии краеведения. Школьное краеведение.

4

2,7







Подготовка реферативных сообщений к защите:

1 этап к середине октября;

2 этап к концу октября







5

4 неделя октября

Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX-начале ХХ вв.

2

1,3







Проверочная (контрольная) работа по закреплению пройденного материала (в форме тестов)

25 мин.

5

6

переходная неделя и 1 неделя ноября

Казанская губерния – один из центров провинциального краеведения в дореволюционной России.

4

2,7

7

2,3 неделя ноября

Советское историческое краеведение: преемственность и развитие. Наивысший подъем в развитии исторического краеведения. Специфика краеведческой работы на местах.

4

2,7

8

4 неделя ноября

Особенности развития исторического краеведения в 1930-е гг.

2

1,3







2-я тестовая контрольная работа.

25 мин.

5

9

1 неделя декабря

Вклад государственных учреждений в возрождение краеведения в 40-70-е годы.

2

1,3

10

2 неделя декабря

Основные тенденции развития исторического краеведения в конце XX – нач. XXI века.

2

1,3







3-я тестовая контрольная работа

25 мин.

5

11

3,4 неделя декабря

Практические занятия по группам с заслушиванием рефератов (3 группы)

12

15




    1. О критериях оценок (баллов) за реферативное сообщение и проверочную (контрольно-тестовую) работу


Курс «Историческое краеведение» предусматривает написание реферата. С этой целью студентам предлагается около 100 тем на выбор, но при этом они могут предложить и свою тему. Самостоятельная работа при написании реферата предполагает:

  • хорошее знание материала, о котором идет повествование в реферате;

  • умение доступно излагать исследуемый материал;

  • выполнение всех требований при оформлении реферативного сообщения;

  • грамотную публичную защиту темы реферата на занятии и умение отвечать на вопросы студентов и преподавателя.


Если все предъявляемые требования студент выполняет, то он за реферативное сообщение может получить высший балл 15. В то же время, когда в реферате отсутствуют те или иные составляющие (неправильно оформлен титульный лист, отсутствует оглавление или введение, нет ссылочно-справочного аппарата, заключения, неверно составлен список использованных источников и литературы и др.), то соответственно снижаются баллы за подготовленное реферативное сообщение. При неудовлетворительном отношении к написанию реферата баллы не начисляются. Однако студент имеет право написать новый реферат, и выполненная работа оценивается заново.

При проведении проверочно-тестовой работы (за семестр не менее трех) студенту предлагается ответить на пять заданий. За каждый правильный ответ студент получает один балл. Таким образом, за три выполненных задания – 3 балла, а за пять – 5 баллов. Пропуск студентом контрольного опроса по уважительной причине служит поводом для выполнения работы в другое время, которое назначается преподавателем.

Если за семестр студент набирает менее 26 баллов, то он не допускается к сдаче зачета.


    1. О критериях зачета

Зачет проводится в соответствии с требованиями программы, содержание которой доводится до студентов в начале семестра. К зачету допускаются студенты, набравшие 26 и более баллов за текущую работу в семестре (посещение лекций), реферативное сообщение и контрольно-тестовые опросы (не менее трех в семестр). На зачете студент может набрать максимум 50 баллов. К этим баллам добавляются баллы, набранные студентом в течение семестра, после чего в ведомости и зачетной книжке делается запись «зачтено» (87 б.), т.е. проставляется общее количество баллов, набранных студентом за семестр (рейтинговый показатель).

В случае неудовлетворительной оценки во время зачета студенту предоставляется возможность пересдать зачет в течение дополнительной сессии (но не более двух раз).


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и магистрантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «История»....
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие по курсу «отечественная история» (для студентов заочного отделения) пенза 2007
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочного отделения
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие Казань 2008 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Полевая археологическая практика Казанского государственного университета: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 160905-03
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного обучения специальности 160905-03 "Эксплуатация транспортного радиооборудования"...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности «Биоэкология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета,...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009
Методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физкультурного профиля
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Инженерная геология»
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 020300
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница