Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания




НазваниеМетодические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания
страница1/11
Дата04.02.2013
Размер1.19 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





МЧС РОССИИ


Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ ОБЖ по предупреждению пожара

и действиям при обнаружении загорания


г. Хабаровск

Введение


Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Заметно увеличивается количество травмированных и погибших людей при пожарах. Страна теряет не только взрослых, но и детей: каждый год погибает 750-800 ребят!

Многое делается для повышения уровня знаний школьников в области пожарной безопасности, но этого, по всей видимости, недостаточно.

Анализ статистических данных о пожарах и их последствиях показывает, что количество жертв и материальные потери имеют тенденцию к росту и напрямую связаны с низким уровнем осведомленности населения о причинах, способных привести к возникновению горения, о действиях на различных стадиях развития пожара.

В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибающих при пожарах. Каждые две минуты в России происходит один пожар; каждый час в огне погибают два или три человека и еще один или двое получают травмы.

Специалистам известно, что основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (41-48 %), неисправность электрооборудования и приборов (22-23%), неисправность печного отопления (10-11%), шалость детей с огнем (8-9%), поджоги (5-7%).

По данным статистики свыше 70% пожаров ежегодно происходит в жилом секторе; доля погибших в жилом секторе составляет 90% от общего числа погибших при пожарах. Особенно наводит на размышления анализ причин гибели людей: до 80 % всех погибших – это жертвы токсичных продуктов горения, тогда как от непосредственного действия высокой температуры погибает менее 15%.

В современном жилище имеется много потенциальных источников пожара: неисправные электроприборы и электросети, перегрузка электросетей, оставленные без присмотра включенные газовые и электрические плиты и бытовая техника, бенгальские огни и петарды, непотушенные окурки и т.п.

Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя автоматически следовать им в повседневной жизни. Это не так трудно, как может показаться (к примеру, воспитанный человек не думает постоянно о манерах поведения, речи, он просто не умеет вести себя иначе). Чтобы правила безопасного поведения, привитые малышу родителями и педагогами, переросли впоследствии в общую культуру пожаробезопасного поведения, требуется постоянная, целенаправленная работа всех заинтересованных и компетентных специалистов.

В представленном учебном пособии в качестве информации, предваряющей разделы, непосредственно посвященные профилактике пожаров и действиям при обнаружении загорания, изложены вопросы организации и функционирования государственной системы обеспечения пожарной безопасности, кратко рассказано о пожаре как о физико-химическом процессе, приведены статистические данные о пожарах и их последствиях. Значительное место отведено информации специалистов различных областей знания, где с точки зрения их специализации также рассматриваются вопросы обеспечения пожарной безопасности.

1. Обеспечение пожарной безопасности


1.1 Система обеспечения пожарной безопасности


Система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами СОПБ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции СОПБ:


1.2. Виды и основные задачи пожарной охраны


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • Государственная противопожарная служба;

  • ведомственная пожарная охрана;

  • добровольная пожарная охрана;

  • объединения пожарной охраны.

Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: организация предупреждения пожаров; тушение пожаров.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Государственная противопожарная служба решает следующие задачи:

организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;

организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

координирует деятельность других видов пожарной охраны;

разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Ведомственная пожарная охрана. Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

В качестве примера можно привести наличие собственных специализированных подразделений (пожарных частей) на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, морских объектах, в закрытых военных подразделениях, на некоторых сельхозобъектах и т.п.

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) - создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО), являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.


1.3. Противопожарная пропаганда и обучение населения

мерам пожарной безопасности


Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.

Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03).

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.

В соответствии со ст. 25 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» по инициативе органов управления образованием, пожарной охраны и ВДПО могут создаваться добровольные детские объединения - дружины юных пожарных (ДЮП). Возраст детей - от 10 до 17 лет.

ДЮП, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях на период пребывания в них детей.

Базовыми центрами по работе с ДЮП являются городские пожарные части. ДЮП являются традиционной формой обучения детей школьного возраста правилам и мерам пожарной безопасности, профессиональной ориентации, пропаганды пожарно – технических знаний, реализации задач по предупреждению пожаров и умению действовать при их возникновении.


2. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»


В соответствии с ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность объектов различного назначения должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, и выполнять одну из следующих функций:

- исключать возникновение пожара;

- обеспечивать пожарную безопасность людей;

- обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

- обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне.

В ГОСТ 12.1.004-91 указывается, что ОФП, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:

- пламя и искры;

- повышенная температура окружающей среды;

- токсичные продукты горения и термического разложения;

- дым;

- пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям ОФП, воздействующих на людей и материальные ценности, относятся:

- осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

- радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

- электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

- опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

- огнетушащие вещества.

Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно-допустимых значений ОФП, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:

- установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

- обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;

- организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т.п.)

Система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей и (или) коллективную защиту людей.

В зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т.п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара.

Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей. Для пожарной техники должны быть определены:

- быстродействие и интенсивность подачи огнетушащих веществ,

- допустимые огнетушащие вещества (в том числе с позиции требования экологии и совместимости с горящими веществами и материалами),

- источники и средства подачи огнетушащих веществ для пожаротушения, запас специальных огнетушащих веществ (порошковых, газовых, пенных, комбинированных),

- требования к устойчивости от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, и др.

Среди организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не последнюю роль играют такие, как привлечение общественности к вопросам пожарной безопасности; организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения – в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработка и реализация инструкций о соблюдении противопожарного режима и действий людей при возникновении пожара, и многое другое.

ГОСТ 12.1.004 - единственный из стандартов в котором приведен метод расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия ОФП на людей. Там же рассматривается пожароопасная ситуация, при которой место возникновения пожара находится вблизи одного из эвакуационных выходов из здания (считается, что это наиболее опасная ситуация). При этом самый главный вопрос, который требует ответа: успеют люди эвакуироваться или нет? Это во многом зависит от скорости нарастания ОФП (температура, потеря видимости, токсичность газов, снижение концентрации кислорода), причем для каждого из ОФП есть свое критическое время.


3.3 Классификация пожаров


Все пожары, в зависимости от того, в каком агрегатном состоянии находятся горючие вещества, участвующие в процессе горения, делят на несколько классов и обозначают их прописными латинскими буквами A, B, C, D, E. Характеристики классов пожара и пиктограммы, используемые для их обозначения, приведены в приложении.

В зависимости от вида заряженного вещества, огнетушители могут быть использованы для тушения одного или нескольких классов загорания:

класс А загорание твердых горючих веществ

класс В загорание жидких горючих веществ

класс С загорание газообразных горючих веществ

класс D загорание металлов и металлсодержащих веществ

класс Е загорание электроустановок, находящихся под напряжением.


3.4. Опасные факторы пожара


В соответствии с ГОСТ 12.01.004-85 «Пожарная безопасность» опасными факторами пожара являются: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода.


Пламя

Горение всех жидких, газообразных и большинства твердых горючих веществ, которые, разлагаясь или испаряясь, выделяют газообразные продукты, сопровождается образованием пламени. Таким образом, пламя представляет собой газовый объем, в котором происходит процесс горения паров и газов.

Температура пламени при горении на воздухе некоторых горючих веществ составляет: древесины - 850-1400°С, нефтепродуктов в резервуаре - 1100-1300°С, сероуглерода - 2195°С, стеарина - 640-940°С.

Открытый огонь очень опасен для человека, т.к. воздействие пламени на тело вызывает ожоги. Еще большую опасность представляет тепловое излучение огня, которое может вызвать ожоги тела, глаз и др.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconУчебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания
Охватывает всю территорию или данное помещение
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconУчебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания
Охватывает всю территорию или данное помещение
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации по созданию безопасных условий деятельности образовательных учреждений Челябинской области
Рекомендации по действиям должностных лиц, при обнаружении предмета похожего на взрывное устройство
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации учителям / Сост. А. Д. Барбитова. Ульяновск: уипкпро, 2005. 13 с. Серия «Учебно-методический комплекс»
Методические рекомендации предназначены оказать помощь учителям по проведению психолого-педагогической подготовки учащихся и их родителей...
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации по профилактическим мерам, выявлению и предупреждению актов террористической направленности, действиям при совершении терактов на пассажирском автомобильном транспорте. Москва 2007
Методические рекомендации предназначены для руководителей пассажирских автотранспортных предприятий, автотранспортных участков организаций,...
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год часть
Во второй части сборника представлены методические рекомендации учителям-предметникам по следующим образовательным областям: «Математика»,...
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации по оборудованию кабинета обж в школе
Обж. Требования, предъявляемые к оборудованию кабинета обж, известны и практически не отличаются от тех, которые предъявлялись еще...
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год часть I
В первой части сборника представлены методические рекомендации учителям-предметникам по следующим образовательным областям: «Начальные...
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconУправление образованием исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Энциклопедия аргументов в помощь учителям русского языка и выпускникам школ при подготовке к единому государственному экзамену Бугульма, 2011 год Культура и искусство
В помощь учителям русского языка и выпускникам школ при подготовке к единому государственному экзамену
Методические рекомендации в помощь учителям обж по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания iconМетодические рекомендации в помощь самостоятельной работе студентов
Они помогут сориентироваться в обширной художественной, научной и учебно-методической литературе. Пособие адресовано студентам филологам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница