Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование»




Скачать 137.24 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование»
Дата04.02.2013
Размер137.24 Kb.
ТипПрограмма


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

факультет математики, информатики и физики

кафедра информационных технологий и методики преподавания информатики


"Утверждаю"

Руководитель ПИ «ЮФУ»,

д.п.н., профессор В.И. Мареев

«____»______________20__г.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА



ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»


магистерская программа «Информатика в образовании»

Квалификация выпускника Магистр








г.Ростов-на-Дону

2012г.


Составители:

Коваленко М.И. – доктор педагогических наук, доцент

Кузнецова Е.М. – кандидат физико-математических наук, доцент

Кузнецова Т.К. – кандидат физико-математических наук, доцент


Программа утверждена на заседании кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики ПИ ЮФУ (протокол № 6 от « 12 » января 2012 г.)


Заведующий кафедрой: д.п.н. Коваленко М.И.


Программа утверждена ученым советом факультета математики, информатики и физики Педагогического института ФГАОУ ВПО ЮФУ

Протокол №___ от «___»____________20___ г.


Декан факультета математики,

информатики и физики: доц. Романов Ю.В.


Программа принята в фонд учебно-методического управления Педагогического института ФГАОУ ВПО ЮФУ


_______________________________________ 20___ года


Программа утверждена ученым советом Педагогического института

ФГАОУ ВПО ЮФУ

Протокол №_____________ от «_______» __________________ 20___ года


Председатель ученого совета Педагогического института

ФГАОУ ВПО ЮФУ

профессор В.И. Мареев

Магистерская программа

«Информатика в образовании»

Степень (квалификация) выпускника – магистр

Срок освоения ООП магистратуры – 2 года

Трудоемкость магистратуры: зачетных единиц за весь период обучения

Форма обучения: очная


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа предназначена для вступительных испытаний абитуриентов, поступающих по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» для оценки их подготовки к обучению по основной образовательной программе данного курса в Педагогическом университете ЮФУ


Пояснительная записка

Программа вступительных экзаменов составлена на основе Федерального государственного стандарта по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» высшего профессионального образования (магистратура), утвержденного приказом № 35 Министерства образования и науки РФ от «14» января 2010 г.

Основная образовательная программа магистерская программа «Информатика в образовании» обеспечивает формирование профессиональных компетенций магистра в области теории и практики использования достижений информатики в образовании.

Магистерская программа нацелена на подготовку и обучение специалистов в основных областях знаний о человеке в информационном обществе, о роли информации в развитии общества, системы образования, о влиянии информационных технологий на формирование новых знаний, о применении средств информационных технологий в образования и научных исследованиях. Магистрант получает знания: о современном состоянии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании; о методах получения, обработки и хранения научной информации с помощью средств ИКТ, о проблемах и направлениях развития ИКТ в образовании и науке, о современных методах использования ИКТ в профессиональной деятельности; у магистранта так же развиваются навыки научно поиска, творческой постановки задачи и эффективного решения проблем.

Программа разрабатывается и реализуется на основе следующих принципов:

- согласованность (сопряженность) с программами бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», «Физико-математическое образование», «Химическое образование», «Историческое образование» и т.д.

- гибкость и мобильность в определении общей стратегии подготовки магистрантов;

- научно-педагогическая ориентация учебных программ;

- личностная ориентация программы подготовки магистра;

- универсальность, системность, фундаментальность, интегративность в конструировании профессиональных знаний магистров.


Вступительные испытания предполагают ответ в устной форме


Критерии оценки уровня подготовки экзаменуемого

В билеты вступительного экзамена по информатике с методикой преподавания информатики (магистерская программа «Информатика в образовании») включаются два теоретических вопроса, позволяющие определить степень готовности будущего магистранта к решению профессиональных вопросов.

Оценка «отлично» выставляется, если абитуриент обнаруживает глубокое, полное раскрытие содержания учебного материала, понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, выделение существенных связей в рассматриваемых явлениях, умение давать точное определение основным понятиям, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, умение высказывать свои суждения аргументировано, профессионально грамотно излагать свой ответ.

Оценка «хорошо» выставляется, если абитуриент обнаруживает достаточное овладение учебным материалом, владение понятийным аппаратом, верное использование понятийного аппарата, ориентацию в изученном материале, возможность демонстрировать знания для решения практических задач, но затрудняется в приведении примеров, при ответе допускает отдельные неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если абитуриент проявляет знания, излагает основное содержание учебного материала, но раскрывает материал не полно, не последовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

Оценка «неудовлетворительно» может быть выставлена, если абитуриент демонстрирует разрозненные знания, не выделяет главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, беспорядочно, неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач, в соответствии с требованиями программы или вообще отказывается от ответа.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

Основные разделы

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов, модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; программное обеспечение, локальные и глобальные сети ЭВМ; основные методы защиты информации.

Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая); звукозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудиовидеокомпьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудиовидеокомпьютерных материалов; дидактические принципы построения аудиовидеокомпьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

Языки и методы программирования

Парадигмы программирования: императивная, функциональная, логическая. Поток управления и структуры данных. Технология программирования: структурная, модульная, объектно–ориентированная. Формализация синтаксиса и семантики языков программирования.

Архитектура вычислительных систем

Архитектура компьютера. Принципы работы микропроцессора и микроЭВМ. Вычислительная система. Архитектура вычислительной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Особенности ЭВМ различных поколений. Структура ЭВМ. Процессор, память, устройства ввода и вывода информации. Структура памяти. Взаимодействие процессора и памяти. Основной алгоритм работы процессора. Понятие архитектуры микропроцессора. Арифметико–логическое устройство. Регистры и счетчики. Программно доступные регистры: аккумулятор, счетчик команд, указатель стека, индексный регистр, регистр флагов. Понятие о машинном языке. Числовые и мнемонические машинные коды.

Информационные системы и сети

Понятие и виды информационных систем. Информационно–поисковые и справочные системы, базы и банки данных. Основы системного анализа. Управление базами данных. Архитектура систем баз данных. Введение в реляционные базы данных. Реляционные объекты данных: домены и отношения. Целостность реляционных данных. Реляционные операторы: реляционная алгебра, реляционное исчисление. Язык SQL. Проектирование базы данных.

Основы компьютерных сетей. Обзор вычислительных сетей. Разделение ресурсов компьютера. Использование электронной почты. Построение сети. Файловые серверы. Протоколы. Сетевое программное обеспечение. Глобальные вычислительные сети.

Теоретические основы информатики

Формальные языки и автоматы. Алфавит. Цепочки, операции над цепочками. Язык. Операции над языками. Свойства языков. Классификация формальных языков. Способы определения языков. Распознаватели. Машина Тьюринга. Одноленточные, многоленточные машины Тьюринга. Эквивалентность машин Тьюринга и нормальных алгоритмов Маркова. Эквивалентность машин Тьюринга и частично–рекурсивных функций.

Дискретная математика. Теория кодирования. Системы счисления как основа различных кодов. Криптография. Алгоритмы помехоустойчивости кодирования, неизбыточные коды. Алгоритмы помехоустойчивости кодирования, избыточные коды. Сжатие информации. Теория графов. Теорема о сумме степеней вершин. Понятие изоморфизма графов. Связность. Пути и циклы в графах. Деревья. Алгоритмы на графах.

Компьютерное моделирование.

Моделирование и его роль в процессах развития, познавательной и практической деятельности. Моделирование как метод научного познания. Компьютерное моделирование – технология решения задач на компьютере. Вычислительный эксперимент и его применение в научных исследованиях. Этапы компьютерного эксперимента.

Понятие о математическом моделировании. Сложные системы. Системный анализ и его задачи. Физическая модель. Математическая модель. Иерархия математических моделей. Дискретные и непрерывные модели, линейные и нелинейные модели, детерминированные и вероятностные модели.

Примеры математического моделирования в различных областях человеческой деятельности. Решение задач.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании


Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения: их классификация и дидактические функции. Проектирование, разработка и использование в школьном образовательном процессе информационных ресурсов учебного назначения. Образовательные информационные технологии и среда их реализации.

Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения и самостоятельной деятельности учащихся. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства. Мировые информационные образовательные ресурсы.

Информационные и коммуникационные технологии в обучении математике, физике, астрономии и информатике.

Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки)

Методика обучения в системе педагогического образования. Цели обучения. Методическая система обучения информационным технологиям в школе: цели содержание, основные организационные формы обучения, методы и технологии обучения, средства обучения Особенности содержания обучения. Различные технологии обучения школьников: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий и методик обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Методическая система обучения профильному предмету. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровьесеберагющей среды обучения школьников.

Основы исследований в физико-математическом образовании

Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования. Теоретические и эмпирические методы исследования элементов системы физико-математического образования. Этапы проведения экспериментальной работы. Методы сбора экспериментальных данных. Основы разработки экспериментальных материалов. Приемы интерпретации результатов исследований.
ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ВОПРОСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

  1. Информатика как наука: структура информатики, ее место в системе наук. Информационное общество. Социальные, правовые и этические аспекты информатики. Информационные революции.

  2. Информация: определение, виды, свойства. Непрерывная и дискретная информация. Вероятностный, объёмный и другие подходы к измерению количества информации. Преобразование информации.

  3. Информационные технологии: понятие «информационная технология», ее основные компоненты. Гипертекстовая, мультимедийная и гипермедийная технологии.

  4. Системы счисления. Понятие о кодировании и декодировании информации. Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации.

  5. Теоремы Шеннона. Понятие о кодах. Коды Хаффмана, коды Рида – Соломона.

  6. Понятие алгоритма, его основные свойства. Графическое представление алгоритмов, основные элементы. Связь с теорией графов. Пример перехода от блок-схемы к графу.

  7. Оценка сложности алгоритма. Мера сложности. Понятие трудной задачи. Способы решения трудной задачи. Задача коммивояжера.

  8. Алгоритмы сортировки числовой последовательности.

  9. Структуры данных: данные и их обработка, простые типы данных. Структурированные типы данных: массивы, записи, множества, файлы. Стек.

  10. Языки программирования высокого уровня. Грамматика языков программирования. Язык программирования Паскаль: структура программы, основные конструкции языка, процедуры и функции, библиотеки и модули. Графика в Паскале.

  11. Методы программирования Проектирование программ. Методы проектирования. Объектно-ориентированное программирование: основные термины. Визуальное программирование.

  12. Компьютер как универсальное средство обработки информации. Принципы фон-Неймана. Классическая архитектура вычислительной системы. Современные тенденции развития архитектуры компьютера.

  13. Базовая конфигурация компьютера: состав, функции и характеристики устройств. Микропроцессор и память компьютера. Базовая система ввода/вывода. Дополнительные устройства компьютера.

  14. Программное обеспечение компьютера. Виды программ. Операционные системы. Классификация ОС. Характеристика системы Windows: элементы интерфейса, стандартные приложения.

  15. Обработка текстовой информации: основные понятия. Аппаратные и программные средства обработки текста. Сканирование и распознавание текста. текстовые редакторы и текстовые процессоры. издательские системы.

  16. Обработка числовой информации средствами электронных таблиц (ЭТ). Основные понятия, применение ЭТ для расчетов, построение диаграмм и графиков.

  17. Информационное моделирование. Моделирование как метод решения прикладных задач. Основные понятия информационного моделирования. Связи между объектами.

  18. Базы данных и системы управления базами данных. Виды структур данных. Виды баз данных. Реляционная база данных. Состав и функции систем управления базами данных. СУБД MS Access: основные объекты (таблица, формы, запросы, отчёты). Ключ.

  19. Информационные системы (ИС): основные понятия и определения. Свойства и структура ИС. Банки информации. Автоматизированные информационные системы.

  20. Компьютерные сети. Классификация компьютерных сетей. Архитектура локальных вычислительных сетей. Уровни взаимодействия. Семейство протоколов ТСР/IP.

  21. Глобальные сети. IP-адресация и система доменных имен. URL. Интернет. Классификация ресурсов Интернет. Подключение к Интернет. Поиск информации в Интернет.

  22. Компьютерное математическое моделирование. Разновидности моделирования. Понятие о математическом моделировании. Классификация математических моделей

  23. Одномерный осциллятор. Математический маятник. Зависимость периода колебаний математического маятника от амплитуды.

  24. Моделирование в физике. Свободное падение тела с учетом сопротивления среды. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

  25. Компьютерное моделирование в экологии. Модели внутривидовой конкуренции. Модель межвидовой конкуренции. Динамика численности популяций.


ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ


  1. Методическая система обучения информатике и ее составляющие. Цели обучения информатике.

  2. Информатика как школьный предмет: история становления, изменение содержания. Структура современного школьного курса информатики.

  3. Профильная школа. Цели обучения, структура, содержание обучения. Предпрофильная подготовка. Цели. Направления работы.

  4. Школьный учебник по информатике – структура, функции, формы работы с учебником на уроках информатики.

  5. Содержание предмета «информатика». Государственный образовательный стандарт.

  6. Типы и виды уроков информатики, их организационные особенности.

  7. Использование современных ИКТ на уроках информатики.

  8. Психофизиологические и возрастные особенности учащихся, их учет при обучении информатике.

  9. Дидактический анализ темы (план дидактического анализа, пример дидактического анализа темы).

  10. Контроль в учебной деятельности, формы и методы контроля, оценка и отметка. Тесты. Классификация тестов. Методика разработки тестовых заданий.

  11. Методика изучения темы «Операционная система»

  12. Методика изучения темы «Файловая система»

  13. Методика изучения темы «Представление информации. Системы счисления»

  14. Методика изучения темы «Технология обработки текстовой информации».

  15. Методика изучения темы «Технология обработки числовой информации».

  16. Методика изучения темы «Технология обработки графической информации».

  17. Методика преподавания темы «Основы алгоритмизации».

  18. Методика преподавания темы «Формализация и моделирование».

  19. Методика изучения темы «История развития вычислительной техники».

  20. Методика изучения темы «Состав и работа компьютерной системы».

  21. Методика изучения темы «Компьютерные коммуникации».

  22. Документы, регламентирующие деятельность учителя информатики. Конспект урока по информатике.

  23. Нестандартные формы проведения уроков информатики.

  24. Методические особенности темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации».

  25. Методика использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики.

Литература для подготовки к экзаменам.


  1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика.Уч.пос.для студентов пед.вузов. М.:"Академия",2004.-816с.

  2. Каймин В.А. Информатика.Уч. - М.: ИНФРА - М,2001.-272с.

  3. Рыжиков Ю.И. Информатика. Лекции и практикум. - СПб: КОРОНА. 2000.-256с.

  4. Острейковский В.А. Информатика. Уч. пос.-М: Высшая шк.2000.511с.

  5. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. СПб.2004,640с.

  6. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. В 3-х томах.- М.: Мир,1978.

  7. Васильев П.П. Турбо Паскаль в примерах и задачах. Учеб.Пособ.- М: Финансы и статистика, 2002.-496с.

  8. Аляев Ю.А., Козллов О.А. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++,Visual Basic: Учебно-справоч.пособ.-М.: Финансы и статистика, 2002.- 320с.

  9. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: уч. Пос. для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 2006. – 624с.

  10. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. Уч.пос. – Мн.:Выш.шк., 1998. – 431с.



Похожие:

Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена разработана в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №788) и учебного плана по направлению подготовки 050100...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению 050100. 68 Педагогическое образование магистерская программа «Образование в области физической культуры»
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование магистерская программа
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconРабочая учебная программа «Культура речи» по основной образовательной программе 050100 «Педагогическое образование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо подготовки бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование»
«Педагогическое образование» составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconРабочая учебная программа естественнонаучная картина мира по основной образовательной программе 050100 "Педагогическое образование" профиль подготовки «Начальное образование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование", Профиль...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconРабочая учебная программа концепции современного естествознания по основной образовательной программе 050100 "Педагогическое образование" профиль подготовки «Начальное образование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование", Профиль...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена для абитуриентов направления подготовки
Английский язык: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена для абитуриентов направлений подготовки 050100. 62 Педагогическое образование (профиль Историческое образование)
Педагогическое образование (профиль Историческое образование), 040700. 62 Организация работы с молодёжью, 034700. 62 Документоведение...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа «Математическое образование»
Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа...
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа «Математическое образование»
Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница